Конспект урока математики на тему: "Литр" (1 класс)
Конспект урока.
Предметная область: математика
УМК: «Школа России», учебник «Математика», 1 класс, М. И. Моро
Тип урока: открытие нового знания
Тема урока: «Литр»
Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах
Технологии: проблемно-поисковая
Методы обучения: проблемно-поисковые, практические, словесные
Основные понятия, термины: литр
Цель урока: создание условий для формирования у учащихся представлений о единице измерения объема-литр
Задачи урока:
Предметные:
- содействовать формированию понятия величины вместимости литр;
- формировать умения решать практически нестандартные задачи с новой величиной;
- развивать наблюдательность, внимательность, аккуратность.
Метапредметные:
Личностные УУД:
- создать условия для формирования интереса к учебной деятельности;
- формировать представления о связи математики с жизнью;
Регулятивные УУД:
- содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу;
- формировать умение совместно с учителем оценивать результаты своих действий;
Познавательные УУД:
- сравнивать сосуды по вместимости;
- упорядочивать сосуды по вместимости, располагая их в заданной последовательности;
- использовать математическую терминологию в построении небольших высказываний в устной форме;
Коммуникативные УУД:
- принимать участие в индивидуальной и групповой работе;
- высказывать свою точку зрения;
- уважительно относиться к чужому мнению.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, презентация к уроку по теме «Литр», учебник «Математика» М.И. Моро, карточки с заданием
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
Организационный момент + мотивация | - Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Давайте зарядимся хорошим настроением. Улыбнитесь соседу по парте, улыбнитесь мне. Отлично. Как вы думаете чтобы урок прошел успешно, что нам нужно делать? - Верно, ребята. Будьте активными, трудолюбивыми и внимательными и тогда у вас все получится и наш урок пройдет успешно. Ребята, посмотрите на слайд. Это наши новые друзья – Федя и Катя. Они первоклассники из волшебной страны Граматеево. Друзья попросили вас помочь разобраться с одной нехитрой задачей. Федя и Катя до сих пор спорят о ней. Поможем им? | - здороваются, слушают учителя - активно работать, слушать друг друга | |
Актуализация знаний | Отлично, ребята. О причине их спора мы узнаем чуть позже, а для начала немного разомнемся. - Я вам предлагаю поработать в парах на карточках №1. Как мы с вами работаем в парах? Приступаем к работе
- Посмотрите на слайд и проверьте свою работу по эталону. -Поднимите руки та пара, которая не допустила ошибок | | |
Выход на проблемную ситуацию | - А теперь еще одно задание. На слайде вы видите слова и изображения. Прочитайте слова. Что вы можете сказать? А изображения? Я попрошу вас подобрать соответствующей величине соответствующую единицу измерения. Ира, я попрошу тебя выполнить это задание у интерактивной доски. Ребята, а давайте вспомним правила работы с интерактивной доской. Слова: длина, сантиметр, масса, килограмм, литр. - Все согласны? -Молодцы - какое слово осталось? - а вы знаете что измеряется этой величиной? - А как вы думаете с чем мы сегодня познакомимся? | - это величины и единицы измерения и приборы - длина – сантиметр, масса – килограмм - литр -нет - с новой величиной – литр | |
Построение плана выхода из проблемной ситуации | - Верно, ребята. Тема нашего урока «Литр». Как вы думаете какую мы можем сформулировать цель урока? -Ребята, чтобы достичь цели я приготовила для вас задачи. Но пока шла в класс, они перепутались. Давайте восстановим последовательность. Лера, выйди пожалуйста к доске и расставь задачи в правильном порядке. Не забывай о правилах работы с интерактивной доской. Задачи: Узнать, что такой литр Будем учиться сравнивать, вычитать, складывать и решать задачи с новой единицей – литром Оценим свою работу - Ребята, вы согласны с Лерой? - Я тоже согласна. Молодец, Лера. Садись на место. | - познакомиться с новой величиной - литром | |
Реализация плана выхода из проблемной ситуации | - Ребята, помните что в начале урока к нам пришли гости – Федя и Катя. Мы обещали им помочь. Так вот в чем заключается их спор. Посмотрите пожалуйста. У меня в руках измерительные приборы, они называются мензурки. Так вот Ребята, спорят. В какой мензурке больше воды? Федя – думает что в первой(волнистой), а Катя – что во второй (с расширенным дном). -А как вы думаете, ребята? Кто прав? -Как же помочь ребятам. Они так спорят, что вот вот подерутся? -да, ребята. Так как мензурки разные по форме, мы не можем точно определить в какой из них воды больше. Возьмем дополнительную мензурку. И узнаем сколько таких маленьких мензурок вмещается в первую волнистую -Давайте теперь измерим сколько таких маленьких мензурок вмещается в большую мензурку с широким дном -Ребята, какой вывод мы сделаем? - Ребята, что нам помогло измерить количество воды в мензурках правильно? - -Так что же надо сделать чтобы определить вместимость мензурок правильно? - Ребята, правильно говорить вместимость или объем того или иного прибора (мензурки, банки, емкости) Измеряют объем, как раз литрами. Посмотрите пожалуйста на графин, здесь налито воды как раз 1 литр. -- Литр – это единица измерения объема емкости. - Ребята, где мы можем встретить такую величину как литр? - Ребята, если например в банку уместиться три таких литровых графина то сколько вмещает эта банка? -Верно, значит она вмещает 3 литра. - Смотрите как это записывается – 3 л - Ребята, ученый определили, что через струю воды в нашем кране вытекает примерно 840 литров воды в сутки. Это 840 вот таких графинов. Это много? - Ребята, а как вы думаете нужно экономить воду? - А как мы можем экономить воду? - Несмотря на то что, наша планета Земля заполнена на 70% водой. Воду нужно беречь. Для этого люди стали делать искусственные пруды, каналы, водоемы и специальные водохранилища. Потому что, вода человеку жизненно необходима. Подробнее мы с вами углубимся в эту тему на уроках окружающего мира. -Ребята, посмотрите на слайд. Какую задачу мы выполнили? -А что такое литр? - Молодцы, ребята. Значит я могу отметить галочкой первую задачу. | - нам нужно перелить воду из двух мензурок в одну, одинаковую - одна - что воды в обоих мензурках одинаковое количество. - дополнительная мензурка - измерять одинаковой единой меркой - заправляют бензин, мама покупает молоко - 3 литра - да - да - выключать кран, когда чистишь зубы, если вы замечаете что кран течет, то нужно сообщить взрослым - первую - Литр – это единица измерения объема емкости. | |
Первичное закрепление | - Ребята, наши друзья Федя и Катя помирились, вы помогли им разрешить их спор и они вам очень благодарны Ребята предлагают вам следующее задание. Вы будете выполнять его в группах . На слайде вы видите название 3 величин – длина, масса и объем. Ваша задача сопоставить соответствующую числовую запись с величиной. 4 см, 8 кг, 5 л, 3 см, 7 кг, 9 см, 1 л, 6 кг, 2 л - Ребята, поменяйтесь группами и проверьте своих одноклассников. Поставьте плюс если они все выполнили правильно. Садитесь на места. - молодцы, ребята. - Ребята, а вот еще одна задачка от Феди и Кати. Они хотят проверить как вы разбираетесь в этой теме. Сравни объем двух банок. В одну банку входит 5 стаканов воды, а в другую 2 бутылки. - а почему мы не можем выполнить это задание? -Молодцы, ребята. Феде и Кате не удалось вас подловить. Давайте изменим условия задачи, чтобы решить. Кто сможет это сделать? - Сравни объем двух банок. В одну банку входит 5 стаканов воды, а в другую 2 стакана. - Как решить задачу? - сколько получится? - Какой ответ? - Верно, молодцы. - Ребята, откройте учебник стр. 38. Давайте устно выполним номер 2 | - длина, масса, объем, длина, масса, длина, объем, масса, объем - мы не можем выполнить это задание - потому что разны мерки – бутылки и стаканы - 5 – 2 - 3 - объем первой банки больше второй на 3 литра | |
Самостоятельная работа | - Ребята, а сейчас вы поработаете самостоятельно. Федя и Катя приготовили вам задание на карточках. Вам нужно найти значение выражений
- Ребята, давайте проверять, я возьму работу Кати и положу ее под документ камеру. Сравните пожалуйста работу Кати и вашу. У всех так? - Ребята, посмотрите на задачи. Какую задачу мы выполнили? - Я могу поставить галочку? | - вторую - да | |
Итог урока | - Ребята, наш урок подходит к концу. - Какая тема была нашего урока? - Какую цель мы ставили перед собой? - Достигли мы цели? - Что такое литр? Какое важное правильно мы должны помнить при измерении ёмкости? -Как в математике записывается литр? - Приведите пример чем можно измерять объем? - Молодцы, ребята. Я вижу что вы усвоили тему. И мы достигли цель. Я могу поставить галочку. | - литр | |
Рефлексия | - Какую задачу мы не выполнили ? - Так давайте ее оценим. - У вас на картинке ведерко. Заполните его (закрасьте) полностью если с урока вы уходите со знаниями и тема вам была понятно, закрасьте половину если есть еще над чем поработать и вы разобрались не во всем и не раскрашивайте если урок был для вас бесполезен и не интересен. Поднимите ваши карточки. Молодцы, ребята! Я рада что вам все понравилось. Я с вами согласна. Спасибо за работу! | |
Найдите значение выражений 8+1-7 = 9-8+5 = 10 – 8 +7 = 2+6-7 = Заполните пропуски 7 + ____ = 10 _____ + 3 = 8 9 – 4 = ____ | Найдите значение выражений 8+1-7 = 9-8+5 = 10 – 8 +7 = 2+6-7 = Заполните пропуски 7 + ____ = 10 _____ + 3 = 8 9 – 4 = ____ | |
Найдите значение выражений 8+1-7 = 9-8+5 = 10 – 8 +7 = 2+6-7 = Заполните пропуски 7 + ____ = 10 _____ + 3 = 8 9 – 4 = ____ | ||
2л + 5л = 8л – 8 л = 4л – 1л = 2л + 7л = | 2л + 5л = 8л – 8 л = 4л – 1л = 2л + 7л = | |
2л + 5л = 8л – 8 л = 4л – 1л = 2л + 7л = | 2л + 5л = 8л – 8 л = 4л – 1л = 2л + 7л = | |
2л + 5л = 8л – 8 л = 4л – 1л = 2л + 7л = | 2л + 5л = 8л – 8 л = 4л – 1л = 2л + 7л = |