Конспект урока математики «Переместительное свойство сложения» (1 класс)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Конспект открытого урока математики
в 1 классе на тему:
«Переместительное свойство сложения»
Разработала:
Учитель начальных классов МБОУ СОШ №49
Кравчук Елизавета Александровна
Конспект урока математики.
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Педагогическая цель: создать условия для развития умения применять приём перестановки слагаемых при решении выражений в тех случаях, когда это облегчает вычитание; решать задачи изученных видов.
Образовательная – познакомить учащихся с переместительным свойством сложения.
Деятельностная – формировать умения применять в практической деятельности переместительное свойство сложения.
Планируемые результаты (предметные): знать переместительное свойство сложения и уметь использовать его при сравнении чисел и вычислении; называть компоненты и результат действий сложения и вычитания.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь отличать новое знание (умение) от уже известного с помощью учителя, формулировать проблему и цель урока; проговаривать последовательность действий на уроке.
Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; работать в группе.
Познавательные: понимать значение и роль математики в жизни каждого человека и общества.
Личностные: имеют определённые познавательные потребности и учебные мотивы.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; формирование здорового образа жизни
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Приемы, методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Методы контроля эффективности: устный опрос, рефлексия.
Методы и приёмы работы: проблемное изложение; частично-поисковый; практический;
познавательной игры.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, экран, компьютерная презентация, карточки с самостоятельной работой, учебник математики 1 класс вторая часть авторы:
Ход урока:
1.Организационный момент.
-Добрый день, дорогие ученики! Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости! Давайте покажем им, чему мы с вами научились, и проведем еще один замечательный урок математики. Готовы? Тогда начинаем!
2. Актуализация знаний.
Давайте подготовимся к открытию новых знаний и вспомним то, что нам уже известно.
а) Слайд.
Три зелёные лягушки
Загорают кверху брюшком.
Три решили муху съесть,
А всего лягушек…(3+3=6 ).
б) Слайд.
Семь малюсеньких котят,
Что дают им – все едят.
А один - сметаны просит.
Сколько же котяток? (7+1=8)
в) Слайд.
У меня четыре лапки,
А на них надеты тапки.
У ребят давай-ка спросим –
Вместе лап и тапок…(4+4=8)
3. Создание проблемной ситуации.
- К нам за помощью обратились животные, которые никак не могу разрешить спор.
-Как вы думаете, сможем ли мы им помочь?
«Лиса поймала 4 большие рыбы и 3 маленькие. А Волк поймал 3 большие рыбы и 4 маленькие. Каждый из зверей утверждает, что его улов больше»
Чтобы разобраться в этом вопросе, я предлагаю вам провести небольшое исследование. Кто знает, что это?
- Исследовать – это значит понять, установить. Предлагаю превратить наш класс в научно-исследовательскую лабораторию. Каждый из нас – сотрудник этой лаборатории, учёный-исследователь Мы все равны. Мы – коллеги. Коллеги – это товарищи по работе.
4. Открытие нового знания.
-Возьмите из своего конверта треугольники.
-Сколько у Лисы больших рыб? (4)
-Положите перед собой столько же больших кружочков.
-Сколько у Лисы маленьких рыб? (3)
- Положите рядом с большими столько маленьких кружочков, сколько маленьких рыб у Лисы.
- Запишите выражение, сколько всего рыб у Лисы. (4+3=7)
-Назовите компоненты при сложении.
- Прочитайте выражение, называя числа при сложении.
(Аналогичная работа выполняется с рыбами, пойманными Волком.)
Сравните оба выражения.
-Чем похожи?
-Чем отличаются?
-Что произошло со слагаемыми? (поменялись местами)
-Изменился ли результат? Сравните улов зверей.
-Сформулируйте правило.
-Какова же тема нашего урока? (слайды 8,9)
- Нам необходимо узнать, можно ли переставлять местами слагаемые. Чтобы разобраться в этом вопросе, предлагаю продолжить наше исследование. Согласны? Тогда начнём.
5.Работа по теме.
1Практическая работа.
- Выложите слева 1маленький круг. Добавьте к нему 4 больших. Сколько получилось? (5)
- Запишите пример на доске. (1+4=5)
- Поменяйте местами фигуры. Сначала положите 4 больших, а затем добавьте 1 маленький. Сколько получилось? (5)
- Запишите пример под первым примером. (4+1=5)
- Сравните примеры: чем они похожи и чем отличаются? (Слагаемые одни и те же только поменяли местами, результат остается тот же)
- Давайте совершим проверку результата с помощью задания в учебнике.
- Рассмотрите первый рисунок.
- Сколько флажков в одной руке, сколько в другой? Как узнать, сколько всего флажков? Посчитайте. (3)
- Давайте еще раз вспомним компоненты при сложении.
-Прочитайте пример, называя компоненты и результат. (Первое слагаемое2, второе слагаемое 1, сумма 3)
-Посмотрите на второй рисунок. Что произошло? ( Мальчик поменял флажки местами)
-Как узнать, сколько всего флажков? Посчитайте.(3)
Прочитайте пример, называя компоненты и результат. (Первое слагаемое 1, второе слагаемое 2, сумма 3.)
- Сравните примеры, чем они похожи и чем отличаются. (Слагаемые поменялись местами, а сумма осталась та же.)
- Сравните полученные суммы, сделайте вывод. (От перестановки слагаемых результат не меняется.)
-Прочитайте правило в красной рамке. Совпал ли результат нашего исследования с математическим законом?
6. Физминутка.
Раз - подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
7. Закрепление изученного материала.
-А сейчас выполним задания, где нам пригодится правило о перестановке слагаемых.
Работа по учебнику.
№1 стр.14
-Рассмотрите рисунок. Сколько красных точек на первой фишке домино? Сколько синих? Назовите пример. (3+2=5)
- Как получили второй пример? (Перевернули фишку)
-Сколько всего точек на первой фишке? Как изменится сумма, если фишку перевернуть? (Сумма не изменится)
-Объясните, как получили остальные примеры. Докажите, что ответы этих примеров будут одинаковые.
-Какие выражения легче было решить? ( К большему прибавить меньшее)
- Давайте вспомним как решаются задачи. №2, задача 1.
8. Итоги урока.
- Что нового узнали на уроке?
- А надо нам это уметь? Где понадобится?
- Что для вас было трудно на уроке?
9. Рефлексия.
- Наша лаборатория заканчивает исследование. Если вы считаете, что нам все удалось хлопните в ладоши 1 раз, а кто считает, что нам необходимо провести еще одно исследование по этой теме – хлопните 2 раза.
Наш урок окончен. Все сегодня хорошо потрудились. Молодцы!