Урок математики на тему «Переместительное свойство сложения» (1 класс)
Математика 1 класс .
Автор: Путинцева Т.В.
МБОУСОШ п. Надвоицы
Тема урока: «Перестановка слагаемых»
Образовательные: Ознакомление с законом перестановки слагаемых, формирование применять закон о перестановке слагаемых при вычислениях.
Развивающие: Развитие математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления.
Воспитательные: Развитие коммуникативных навыков.
Формировать УУД:
- Предметные результаты: понимание, запоминание и применение переместительного свойства сложения;
формирование вычислительных навыков.
– Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
– Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
– Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в совместной деятельности.
– Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Оборудование: учебник Моро «Математика» 1 класс, 2 часть; памятка-правило «Перестановка слагаемых»; задания для работы в парах; тетрадь на печатной основе компьютер, проектор; геометрический материал; веера с цифрами
Ход урока
Организационный момент.
Начинается урок
Он пойдёт ребятам впрок
Слушай всё внимательно.
Поймёшь всё обязательно
- Устраивайтесь поудобнее: нас, как всегда, ждет много нового и интересного.
- Итак, улыбнитесь друг другу и за работу.
2. Актуализация знаний.
1. Устный счёт.
Сейчас будет устный счёт, но справится с ним только тот, кто будет очень внимательным. Приготовьте свои цифры
-Увеличьте 3 на 5. (8)
- Первое слагаемое 4, второе слагаемое 3.Чему равна сумма? ( 7 )
- Найдите сумму чисел 3 и 6. (9)
- Какое число следует за числом 5.
- Уменьшите 6 на 2.
- Число, которое стоит между числами 7 и 9.
- Назовите соседей числа 5.
– Молодцы!
Слайд 2
А теперь послушайте загадку.
Во дворе стоит с метлой,
Дружит с нашей детворой,
Улыбается хитро,
Вместо шляпы - есть ведро!
Слайд 3
Посмотрите, что случилось со снеговиком?
Слайд 4
Давайте его соберём, но сначала нужно узнать из сколько частей состоит снеговик.
Положите 3 кружочка, затем четырёхугольник. Сколько всего фигур положили.
Какой пример запишем?
Прочитаем пример, используя слова, как называются числа при сложении.
Поменяйте местами фигуры. Сначала 1 четырёхугольник, затем кружочки. Сколько фигур получилось? 4
Запишем пример.
Прочитаем.
Сравните примеры: чем похожи и чем отличаются?
(Слагаемые одни и те же только поменяли местами, результат остаётся тот же).
Запишите под диктовку примеры друг под другом.
- Первое слагаемое 2, второе 3.Чему равна сумма?
-Первое слагаемое 3, второе 2. Чему равна сумма?
Слайд 5 проверка
Сравните эти примеры: чем похожи и чем отличаются?
Какой вывод мы можем сделать?
Сформулируйте тему урока.
Что мы должны узнать на уроке?
Слайд 6 Правило.
Слайд 7
Физкультминутка.
Соберём снеговика.
Работа в парах.
Слайд.7
Найдите пару валенкам.
Проверка
Что вы можете сказать про пары валенок.
Правило
Игра «Кто прав?»
Саша и Миша лепили снеговика. Когда были слеплены три снежных кома, Саша побежал домой за ведёрком, чтобы сделать снеговику шляпу. Взяв ведро, стоя около подъезда, он позвал Мишу и предложил ему принести к подъезду три снежных кома. Но Миша засмеялся и сказал: «Нет, лучше ты неси сюда ведёрко, так удобнее!»
-Как вы считаете, кто из мальчиков прав?
Вывод.
Легче к большему количеству предметов принести меньшее, чем наоборот.
Так и в математике легче к большему прибавить меньшее число.
Слайд 8
Решите примеры снеговика удобным способом.
1+5= 3+4=
2+7= 4+5=
Слайд 9 Правило.
2. Работа по учебнику.
-Прочитайте тему урока на стр.14.
- Рассмотрите первый рисунок.
- Сколько флажков в одной руке, сколько в другой? Как узнать, сколько всего флажков? Посчитайте. (3)
Проверим. У меня есть флажки.
-Прочитайте пример, называя компоненты и результат. (Первое слагаемое 2, второе слагаемое 1, сумма 3)
-Посмотрите на второй рисунок. Что произошло? (Мальчик поменял флажки местами)
Проверим.
-Как узнать, сколько всего флажков? Посчитайте. (3)
Прочитайте пример, называя компоненты и результат. (Первое слагаемое 1, второе слагаемое 2, сумма 3.)
- Сравните примеры, чем они похожи и чем отличаются. (Слагаемые поменялись местами, а сумма осталась та же.)
- Сравните полученные суммы, сделайте вывод. (От перестановки слагаемых результат не меняется.)
-Прочитайте правило в красной рамке. Совпал ли результат нашего исследования с математическим законом?
7. Закрепление изученного материала.
Работа по учебнику.
№1 стр.14
№2 стр.14.
-Прочитайте условие и вопрос первой задачи.
-Что известно?
-Какой вопрос задачи?
Запишем задачу кратко.
-Какие главные слова выделим? (вчера, сегодня)
-Сколько прочитал вчера?
-Сколько прочитал сегодня? Известно?
-Но что сказано?
- Что значит на 1 меньше?
- Как решим задачу?
-Запишите решение (4-1=3(с)
-Назовите ответ (Дима прочитал 3 страницы)
2 задача.
Прочитаем
-Вставьте полученный ответ в окошечко.
Прочитайте новую задачу.
-Что нам известно?
-Что надо узнать?
-Запишите решение задачи (4+3=7)
-Назовите ответ. (Дима прочитал 7 страниц.)
Самостоятельная работа в тетради на печатной основе с самопроверкой по эталону.
№1 стр.8
С каким свойством познакомились?
Правило
11. Рефлексия.
Снеговик прощается с вами. Предлагает вам поиграть в игру.
Если вы считаете, что мы достигли всех целей, то бросаете снежок в зелёное ведро, если нет, то в синее ведро.
10. Подведение итогов урока.
- Какой математический закон мы сегодня открыли?
- Какое чувство вы испытали, когда сделали открытие?
- Когда применяем закон перестановки слагаемых?
– Может кто-то хочет сказать доброе слово о работе своего товарища?
- С каким настроением вы работали на уроке?