Конспект урока математики по теме «Делимость натуральных чисел» с использованием краеведческого материала (к 125-летию С. Есенина)

23
12
Материал опубликован 25 September 2020 в группе

Презентация к уроку математики
PPTX / 79 Мб

/data/files/y1601015367.pptx (Презентация к уроку математики)

Конспект урока по математике для 6 класса

по теме: Делимость натуральных чисел.

на основе библиографических данных о С. Есенине (к 125-летию поэта )

 

Учитель: Комарова Е.И., МБОУ СОШ №3 г. Сасово

 

Одной из ведущих задач на всех этапах обучения математике является активизация познавательной    деятельности и развитие творческого мышления. Познавательный интерес выступает как сильное средство обучения. Ключ к решению проблемы эффективности урока – введение краеведческого материала. Многие ученики с большим интересом решают задачи, в которых говорится об их родном крае. Эти задачи вызывают у учащихся большой интерес к предмету. Интересные сведения ученики воспринимают эмоционально; зарождается интерес к познанию, развивается память, мышление, речь. Грамотное использование исторического, географического, литературного и другого материала воспитывает в детях патриотические чувства: чувства любви, восхищения и гордости к родному краю и вырабатывает активную жизненную позицию.

 

Данная методическая разработка представляет собой урок обобщения и систематизации знаний обучающихся по теме «Делимость натуральных чисел». С целью патриотического воспитания в урок включены задания, основанные на библиографических данных поэта - земляка Сергея Есенина. На протяжении урока дети решают задачи, содержание которых раскрывает интересные факты биографии поэта.

 

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цели урока

Содержательная: Создание условий для выявления уровня знаний обучающихся по теме Делимость натуральных чисел, систематизации и обобщения изученного материала.

Деятельностная: Создание условий для воспитания общей культуры обучающихся, развития умения работать в паре, формирования познавательного интереса, обучения приемам анализа, сопоставления, сравнения.

Планируемые результаты

Предметные: обучающиеся систематизируют и отработают умения и навыки по теме «Делимость натуральных чисел».

Обучающиеся получат возможность применить знания при решении задач с практическим содержанием.

Личностные (УУД):

Обучающиеся получат возможность контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;

Метапредметные (УУД): обучающиеся научится определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии с известными правилами;

Обучающиеся получат возможность познакомиться с некоторыми фактами из биографии поэта Сергея Есенина

Основные понятия: признаки делимости, простые и составные числа, общее кратное, наименьшее общее кратное, правило нахождения наименьшего общего кратного, наибольшего общего делителя.

Ход урока

 

1.Организационный момент.

Приветствие учащихся, сообщение плана урока

2. Устный счет

80 – 16 15 ∙ 6

: 8 : 18

11 ∙ 19

+ 12 + 5

- 97 : 10

3 10

В заключении устного счета на слайде появляются результаты.

Посмотрите на полученные в результате устного счета числа. Что мы знаем об этих числах? ( варианты ответов различные: 3- простое число, 10 – составное; признаки делимости на 3 и 10; однозначное и двузначное число и т.д.)

Если посмотреть на эти числа, как на запись даты… 3 октября - Знаете ли вы, чем знаменита эта дата в истории человечества? В истории Рязанской области?

3 октября 2020 года отмечается 125-летие со дня рождения великого русского поэта Сергея Есенина.

 

3. Математический диктант

Для повторения основных понятий по теме «Делимость натуральных чисел» предлагаю написать математический диктант. Обучающимся необходимо высказаться об истинности или ложности утверждений, выбрав нужную букву.

1. Все четные числа делятся на 10.

Т) да

К) нет

2. Если число делится на 5 и на 2, то оно делится на 10.

О) да

А) нет

3. Сумма двух четных чисел является нечетным числом.

С) да

Н) нет

4. Если число делится на 3, то оно всегда делится и на 9.

Н) да

С) нет

5. Если число оканчивается цифрой 9, то оно всегда кратно 9.

П) да

Т) нет

6. 1 – наименьшее простое число

Т) да

А) нет

7. Всякое составное число можно разложить на простые множители

Н) да

К) нет

8. 17 и 5 – взаимно простые числа

Т) да

П) нет

9. 12 – наибольший общий делитель чисел 36 и 48

И) да

Е) нет

10. Наименьшее общее кратное чисел 12 и 60 является число 12

К) да

Н) нет

11. 9 – кратно 5

Е) да

О) нет

12. наибольшего простого числа не существует

В) да

Г)нет

13. 6 – наименьшее совершенное число

О) да

А) нет

Прочитайте слово, получившееся в результате математического диктанта. КОНСТАНТИНОВО – родина Сергея Есенина, это село расположено на высоком берегу реки Оки , в Рыбновском районе Рязанской области. Здесь в настоящее время находится Государственный Музей- заповедник Сергея Александровича Есенина.

4. Работа в парах

Работая в парах, установите верный порядок в алгоритмах нахождения наибольшего общего делителя и наименьшего общего кратного нескольких чисел.

1 Чтобы найти наименьшее общее кратное нескольких натуральных чисел, надо:

Разложить числа на простые множители

1 Чтобы найти наибольший общий делитель нескольких натуральных чисел, надо:

9 Разложить числа на простые множители

9 Выписать множители, входящие в разложение одного из чисел

0 Из множителей, входящих в разложение одного из этих чисел, вычеркнуть те, которые не входят в разложение других чисел

0 Добавить к ним недостающие множители из разложения остальных чисел

9 Найти произведение оставшихся множителей

7 Найти произведение получившихся множителей


 

Если вы правильно составите алгоритмы, то узнаете значимые годы в жизни школьника Сережи Есенина.

1907г  Оставлен из-за плохого поведения на второй год в третьем классе Константиновского земского четырехгодичного училища.

1909г  С похвальным листом заканчивает Константиновское земское четырехгодичное училище и получает свидетельство об окончании училища.

5. Решение задач

В сентябре 1909 года  Сергей Есенин успешно выдерживает вступительные экзамены и начинает учебу в церковно-приходской второклассной учительской школе (село Спас-Клепики Рязанской губернии и уезда). Во время учебы живет в Спас-Клепиках, приезжая на каникулы в Константиново. В 1912 году заканчивает школу, получив специальность «учитель школы грамоты».

Если вы верно решите задачу, то узнаете кем работал Сергей Есенин сразу после окончания церковно-приходской школы.

Сколько учеников в учебном классе, если учитель на проверку собрал 112 тетрадей в клетку и 140 тетрадей в линейку? ( тетради есть у всех учащихся класса)

В задаче необходимо найти наибольший общий делитель чисел 112 и 140. Раскладываем на множители эти числа.

112 = 24∙7;

140 = 22∙5∙7

НОД (112,140)= 22∙7=28 – наибольшее количество учеников.

На слайде варианты ответов:

А) 28 в мясной лавке В) 7 санитар в военном поезде

Б) 4 вольнослушетель в университете Г) 2 в типографии

Сразу после окончания церковно-приходской школы Есенин пошел работать вместе с отцом в мясную лавку, а потом уже в типографию.

Решите задачи, с которыми Сергей Есенин мог столкнуться в своей трудовой деятельности:

Задача 1

Каково наибольшее количество торговых точек, в которые можно поровну распределить 600кг свинины и 480 кг говядины? Сколько килограмм мяса каждого вида при этом получит одна торговая точка?

В задаче необходимо найти наибольший общий делитель чисел 600 и 480. Раскладываем на множители эти числа.

600 = 23∙3∙53

480 = 25∙3·5

НОД (480,600) = 23∙3·5=120 торговых точек.

600:120=5 (кг) свинины

480:120=4 (кг) говядины получит каждая торговая точка.

 

Задача 2

Сколько газет можно без остатка упаковать как в ящики по 60 штук, так и в коробки по 45 штук, если всего газет меньше 200?

В задаче необходимо найти наименьшее общее кратное чисел 60 и 45. Раскладываем на множители эти числа.

60 = 22∙3∙5

45 = 32∙5

НОК (45;60) = 22∙32∙5=180 (газет)

 

В 1916 году Есенина призвали на военную службу, он принят санитаром на военный поезд.  Работа санитаров была не из легких. В их обязанности входило: поддержание чистоты и порядка в вагoнax, переноска на носилках тяжелораненых и больных и размещение их в вагонах, погрузка и выгрузка имущества, получение продуктов, раздача пищи и многое другое.

Разложите число 1916 на простые множители. ( 1916 = 2*2*3*3*53)

Выпишите все общие делители чисел 12 и 18. При правильном ответе, вы узнаете название детского журнала, в котором впервые было опубликовано стихотворение С. Есенина

А) 1; 2; 3 – «Всезнайка» Б) 1; 2; 3; 6 - «Мирок»

В) 1; 2; 6 - «Светофор» Г) 1; 2; 3; 4; 6; 9 «Мечта»

Стихотворение «Береза» было опубликовано в январе 1914 года в журнале для детей «Мирок» №1 за подписью «Аристон». Сам Сергей Есенин был очень доволен публикацией, своему другу Григорию Панфилову он с восторгом сообщает: «Распечатался я во всю ивановскую. Редактора принимают без просмотра и псевдоним мой «Аристон» сняли. Пиши, говорят, под своей фамилией».

6. Устная работа

За свою недолгую жизнь Сергей Есенин написал 402 стихотворения и 44 поэмы. Его творчество известно по всему миру.

Выберите из предложенных чисел составное и вы узнаете, сколько улиц в России носят имя Сергея Есенина

577; 611; 613; 797; 907

Во многих городах России в парках и скверах, на набережных и площадях установлены памятники великому поэту.

Установите соответствие между памятником и его местом нахождения

1 Рязань

Не является ни простым, ни составным числом t1601014791aa.png

2 Константиново

Наименьшее простое число t1601014791ab.png

6 Москва

Наименьшее совершенное число t1601014791ac.png

3 Санкт- Петербург

Наименьшее простое нечетное число t1601014791ad.png


 

За 30 лет жизни Есенин написал сотни произведений, и десятки из них легли в основу песен. Кто только их ни исполнял: Надежда Кадышева, Александр Малинин, Земфира, группа «Чайф» и Никита Джигурда. Мы собрали самые яркие и разные композиции на стихи Есенина: от песен народных артистов Муслима Магомаева и Иосифа Кобзона до хитов рок-коллективов «Монгол Шуудан» и «Кукрыниксы».


​​​​​​​7. Подведение итогов урока

В жизни каждого человека есть много интересного, особенно в жизни известных людей. Надеюсь, сегодня на уроке вам было интересно и познавательно. Конечно, за 40 минут не рассказать о жизни великого поэта. Пусть этот урок станет стартом к изучению творчества выдающегося земляка. Закончить музыкальной композицией на стихи С. Есенина в исполнении народного коллектива Рязанской области «Звонница» https://yandex.ru/video/preview/?filmId=6470972309425915180&from=tabbar&parent-reqid=1600778320691396-1589438401413698439669279-prestable-app-host-sas-web-yp-62&text=%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0+%D1%81%D0%B0%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BE

Используемая литература:

- Виленкин Н.Я. Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций: в 2ч. – М. Мнемозина, 2019

- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD,_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

- https://www.liveinternet.ru/users/tantana/post396962505

- http://www.museum-esenin.ru/

- личный архив видеозаписей народного коллектива Рязанской области «Звонница»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Поздравляю с 1 местом!

9 October 2020

Наталия Алексеевна, добрый день! Спасибо за высокую оценку!!!

11 October 2020

Достойная победа!!!!

9 October 2020

Ольга Игоревна, добрый день! Спасибо за оценку!

11 October 2020

С победой! Так держать!

9 October 2020

Ирина Михайловна, спасибо за оценку!

11 October 2020

Примите поздравления!

10 October 2020

Марина Юрьевна, спасибо за оценку.

11 October 2020

Потрясающе! Очень интересная разработка!

10 October 2020

Спасибо, Виктория Владимировна!

11 October 2020

Елена Игоревна! Поздравляю с победой! Урок замечательный! Желаю дальнейших успехов, творчества, удовлетворения от каждого дня, отданного школе! ЗДОРОВЬЯ ВАМ И ВАШЕЙ СЕМЬЕ! это главное!

5 December 2020

Наталья Леонидовна, большое спасибо!!!! Пусть все Ваши добрые слова и пожелания вернутся к Вам сторицей!

5 December 2020