Конспект урока математики в 3 классе на тему «Симметрия на клетчатой бумаге»
Конспект урока математики.
3 класс
«Начальная школа XXI века»
Казаринова Лариса Евгеньевна
Учитель начальных классов
МАОУ «СОШ № 12 им. В.Ф. Маргелова»
Тип урока: открытие нового знания
Цель. Формирование понятия симметрии, способов построения симметричных фигур.
Задачи:
Образовательные:Формировать понятие симметрии;
учить строить симметричные (фигуры) точки относительно данной оси симметрии.
Развивающие:развивать аналитические способности и умения проводить исследование; развивать пространственное воображение и мышление;
развивать умение выстраивать диалог.
Воспитательные:
формировать толерантное отношение друг к другу
Развивать коммуникативное УУД
На данном уроке формируется коммуникативные УУД – умение организовать и осуществлять сотрудничество в группе, умение выражать свои мысли, слушать и понимать других.
Познавательные УУД – умение находить, извлекать и выделять необходимую информацию.
Регулятивные УУД – умение контролировать, сверять результат своей работы с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, умение (в процессе контроля) рассуждать, сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, объяснять причины своих успехов и неудач, умение планировать учебную деятельность, самооценка и взаимооценка.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Симметрия на клетчатой бумаге», набор карточек с заданиями для работы в группах, жетоны для оценивания результатов работы групп, «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, Н.Ю.Шведовой, технологические карты с индивидуальными заданиями и с домашним заданием.
.
Посмотрите, пожалуйста, на рисунки. Что можете сказать о девочках?
Одинаковые шапочки,
Одинаковые тапочки,
Одинаковые волосы.
Два совсем похожих голоса,
И носы, и щеки тоже,
Как две капельки похожи.
Это две родных сестрички,
А зовут их Симметрички!
- Почему этих сестёр так назвали?
- Как думаете, о чём сегодня на уроке будем говорить?
- Какова тема сегодняшнего урока?
Организация работы с лексическим значением слова (симметрия). Актуализация знаний о симметрии. Организация групповой работы.Цель: вспомнить ранее изученное о симметрии, оси симметрии.
- Вспомните, что такое симметрия, симметричные фигуры, ось симметрии?
Работа со словарем.
- Где в жизни можно столкнуться с симметрией?
- Сегодня вы работаете в группах. Я для вас приготовила различные задания. Ваша задача справиться с заданием и получить жетон. И еще в ваших технологических картах есть место для самооценки. Если задание выполнено правильно вы ставите себе +, если с ошибкой – .
Устный счет
Задание № 1.
- Примеры: по 4 у каждой группы:
82+18 45+25+30 2*5+9*10 189-80-9 1000:10
4*9-6 7*6-12 (2+3)*6 120:4 155-105-20
9*9+5 8*4+54 100-14 30*2+26 6+6+4+70
25:5-3 80:40 9*0+2 21:3-5 (50-30):10
К онтролер проверяет решение примеров по таблице
| | | |
100 | 30 | 86 | 2 |
-Сколько фигур? Как ответить на этот вопрос, не пересчитывая фигуры?
-Что мы можем сделать с фигурами, чтобы это касалось темы нашего урока?
Задание № 2.
Найдите на экране предметы, в которых можно провести ось симметрии, найдите и покажите их номера.
Подведение итогов.
Физкультминутка.
Будь зеркальным отраженьем,
Повторяй мои движенья
Практическая деятельность учащихся.
Задание № 3.
Возьмите лист бумаги, на котором изображен треугольник. Каждую вершину проткните с помощью циркуля. Если отверстия от иглы соединить, какую фигуру мы получим?
Всегда ли удобно использовать этот способ? Как же быть?
Задание № 4.
Начнем с точек. Перед вами лист бумаги, на котором изображены точки. Если вы считаете, что их можно назвать симметричными, поднимите руку, а если нет знак – стоп-контроль.
Давайте же попробуем сделать их симметричными. Что для этого нужно?
Задание № 5.
В технологических картах у вас тоже есть точки. Найдите и раскрасьте только симметричные.
- Сколько пар точек раскрасили?
Построение отрезка, симметричного относительно заданной прямой.
Цель: формировать умение пользоваться инструментами для построения симметричных точек относительно данной прямой.
Задание № 6.
А что нужно сделать, чтобы построить симметричный отрезок. Составьте алгоритм своих действий.
Построение симметричного отрезка.
Задание № 7.
Можно ли пользуясь этим алгоритмом построить симметричную фигуру?
В этом случае мы поставим все точки, обозначающие вершины фигуры и последовательно их соединим.
Построение симметричных фигур
Задание № 8.
Мы видели сегодня, что жизни мы очень часто сталкиваемся с симметричными предметами. Есть симметрия и в буквах русского алфавита. Перед вами слово
СИММЕТРИЧНОСТЬ. Внимание! Сложное задание!
1, 2 группа: найдите буквы, имеющие только одну ось симметрии.
Сколько букв будет с вертикальной осью и сколько - с горизонтальной?
3 группа: найдите буквы, имеющие две оси симметрии.
4,5 группа: найдите буквы, не имеющие осей симметрии.
С, М, Е, Т Н, О Р, И, Ч, Ь
Подведение итогов.
Подведение итогов урока.
Задание № 9.
- Подведём итоги работы в группах.
Из собранных вами жетонов попробуйте собрать
забавного человечка. Он должен быть симметричен
данному. Если все получиться, то вы очень хорошо
потрудились сегодня.
Домашнее задание.
Сегодня задание будет на выбор. В карте с домашним заданием есть несколько вариантов.
Начертить ось симметрии в данных фигурах
Выполнить построение симметричной фигуры
Закончить рисунок
Придумать свою фигуру с вертикальной или горизонтальной осью симметрии
Вы можете выполнить только одно задание, кому же захочется сделать несколько или может быть даже все задания – я буду очень рада.