Урок математики в 6 классе на тему «Симметрия»
Цель урока: Создать педагогические условия для обучения учащихся способам критического мышления на примере темы «Симметрия» Задачи урока: -познакомить учащихся с симметричными фигурами, показать привлекательность и противоречивость симметричных фигур, как одну из характеристик, провоцирующих появление критического мышления; - организовать деятельность учащихся через технологические модели критического мышления (корзина идей, кластер, синквейн и другие); - сопровождать формирование критического мышления.
Структура урока
DOC / 2.72 Мб
Пояснительная записка
DOC / 56 Кб
Перечень приложений
DOC / 19.5 Кб
Приложения к уроку
ZIP / 6.22 Мб
Презентация к уроку
PPT / 6.86 Мб
Конспект урока по теме «Симметрия»
(МАТЕМАТИКА, 6 КЛАСС)
УМК:
- Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. Учебное пособие для 5 – 6 класс. М.: Дрофа, 2010 г.
- Ходот Т.Г. Наглядная геометрия 5-6 классы. М.: Издательство ООО “Школьная пресса”. Журнал “Математика в школе”, №7, 2009.
- Рослова Л.О. Методика преподавания наглядной геометрии учащихся 5-6 классов. М.: Издательский дом “Первое сентября”. Еженедельная газета “Математика”, №19-24, 2009.
Литература:
- Математика: учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина: 11-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
- Тематическое планирование по математике: 5-6 кл.: Кн. для учителя / Сост. Т.А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2010.
- Математика. Рабочая тетрадь 6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Бунимович Е. А. и др. – М.: Просвещение, 2010.
- Математика: дидактические материалы для 6 кл. общеобразовательных учреждений. Г. В. Дорофеев и др. – М.: Просвещение, 2006.
- Математика: книга для учителя. С. Б. Суворова, Л. В. Кузнецова, С. С. Минаева, Л. О. Рослова – М.: Просвещение, 2010.
- ЦОРЫ к учебникам по математике для 5-6 класса авторов Зубаревой И. И., Волович М. Б..
- ИИСС Математика на компьютерах (5-6 класс).
- Математика. Тематические тесты. 6 класс. Кузнецова Л.В. и др. - М.: Просвещение, 2010 .
- Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/.
- Сайт http://математическая-школа. рф
- Тематическое планирование, рассмотренное на МО учителей математики, утвержденное директором лицея
Цель урока:
Создать педагогические условия для обучения учащихся способам критического мышления на примере темы «Симметрия»
Задачи урока:
Образовательные:
-познакомить учащихся с симметричными фигурами, показать привлекательность и противоречивость симметричных фигур, как одну из характеристик, провоцирующих появление критического мышления;
- организовать деятельность учащихся через технологические модели критического мышления (корзина идей, кластер, синквейн и другие).
- сопровождать формирование критического мышления при осуществлении учащимися деятельности согласно технологическим моделям критического мышления.
Развивающие:
-развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, сопоставлений, обобщений, конкретизаций, сознательного восприятия учебного материала;
-развитие зрительной памяти, речи учащихся, потребности к самообразованию, развитие интереса к изучаемым предметам, способствовать развитию творческой деятельности учащихся;
Воспитательные:
-воспитание познавательной активности, чувства ответственности, уважения друг к другу, взаимопонимания, взаимоподдержки, уверенности в себе, воспитание культуры речи
Тип урока: урок изучения нового материала
Применяемая технология: «Моделирование критического мышления », ИКТ.
Организационные формы работы на уроке: индивидуальная; групповая.
Модели критического мышления: «мозговой штурм»; составление кластера, «корзина идей», «синквейн». В качестве сквозной методики применяется классический метод критического мышления по алгоритму: вызов, мозговой штурм, рефлексия.
Сопутствующие методы и методические приемы: провокация, сравнение, беседа, обобщение, абстрагирование, групповое взаимодействие
Оборудование:
компьютер, проектор, слайды, конверты с заданиями, зеркало
изображение симметричных, несимметричных и имеющих несколько осей симметрии фигур и предметов.
План урока
№ п/п |
Узловые моменты урока |
Формы и методы работы |
Время |
1. |
Оргмомент |
Цветовой тест |
1 мин |
2. |
Целеполагание |
Работа в группах |
3 мин |
3. |
Стадия вызова Мозговой штурм |
Выполнение задания с использованием ИКТ |
18 мин |
4. |
Обмен информацией в парах |
Индивидуальная работа в тетради |
4 мин |
5. |
«Корзина» идей |
Прием «корзина» |
4 мин |
6. |
Стадия осмысления Составление кластера |
Составление кластера |
4 мин |
7. |
Написание синквейна |
Синквейн |
4 мин |
8. |
Стадия рефлексии Практическое задание |
Индивидуальная работа по карточкам |
5 мин |
9. |
Подведение итогов |
Дискуссия с учащимися |
2 мин |
Структура и ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Название используемых ЭОР(с указанием порядкового номера из Таблицы 2) |
1.Оргмомент
|
Приветствует и психологически настраивает учащихся на урок. Слово учителя. Работать мы будем по группам, их 3, в каждой есть капитан-человек, который, выслушав, обобщив все мнения, принимает верное решение и озвучивает его. Оценивать себя вы сегодня будете сами в конце урока, положив в конверт один из кружков: всё понял, всё получилось - зелёный, не всё удалось - жёлтый, было тяжело, мало, что получилось – красный». Сообщает эпиграф урока. «Я в листочке, я в кристалле, Я в живописи, в архитектуре, Я в геометрии, я в человеке. Одним я нравлюсь, другие Находят меня скучной. Но все признают, что Я – элемент красоты» |
Приветствуют учителя, психологически готовятся к уроку, слушают.
|
|
2.Целеполагание
|
Предлагает выполнить задание из конверта №1. Слово учителя. Для того чтобы определить т/у выполним задание из конверта №1. Достаньте содержимое конвертов. Это рисунки, которые вам предстоит разложить в 2 группы по какому-либо признаку. Итак, приступайте к работе. В случае готовности группа поднимает руку.
|
Выполняют задание, затем отчитываются о результатах своей работы (приложение 1) |
|
|
Предлагает учащимся озвучить свои выводы. Слово учителя. Вы все по своему правы, но сегодня мне хотелось бы отметить классификацию рисунков группы №… ( той группы, которая распределила фигуры на симметричные и несимметричные) Именно об этом св-ве фигур мы будем сегодня говорить, чтобы узнать, как оно называется, отгадайте ребус. Сообщает тему урока: « Тема нашего урока «Симметрия». Запишите её в тетради. |
Слушают, смотрят на экран, отгадывают ребус, отвечают, записывают тему урока.
|
|
3. Мозговой штурм
|
Задаёт вопросы, побуждая к осмыслению понятий. Предлагает составить таблицу. Слово учителя. Как вы понимаете слово симметрия? Посмотрите на слова,представленные на слайде и выберете те, которые на ваш взгляд имеют отношение к симметрии. Запишите определение симметрии у себя в тетради. Чтобы выяснить, что нового мы узнаем сегодня на уроке и на какие вопросы найдём ответ прочитайте текст №1 (приложение 2) Что нового вы узнали? Составьте в тетради таблицу вопросов по нему, так чтобы вопрос начинался с указанного слова (Что? Какие? Сколько?Где?)» Сообщает о начале работы над вопросами. Предлагает выполнить задание из конверта №2, 3,4,5 организует эксперимент, контролирует. (Приложение 3) Слово учителя. Выполните практические задания 2,3,4,5 и запишите в тетради ответы на вопросы». |
Выполняют задание, записывают в тетради ответы. В тетради заполняют таблицу вопросов, выполняют практические задания, делают выводы.
|
|
4. Обмен информацией в парах и группе
|
Предлагает обсудить полученные выводы. Слово учителя. Время уже истекло. Теперь обсудите с соседом по парте, а затем со всеми членами группы информацию, которую вы записали в тетрадь. Ничего не зачеркивайте, даже если это неправильно. Выясните, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия. |
Принимают участие в дискуссии с представителями группы. |
|
5. «Корзина» идей |
Предлагает капитанам озвучить полученные выводы. Слово учителя. Теперь назовите по очереди какой-нибудь вывод по данной теме, при этом постарайтесь не повторять ранее сказанного. Соберем в корзине идей, все, что вы знаете по данной теме Записывает все идеи в виде тезиса на доске без комментариев, даже если они ошибочны. Слово учителя. Давайте проверим, все ли правильно вы сказали, прочитайте правила в учебнике и информацию в интернете
|
Учащиеся озвучивают выводы
Читают теорию в учебнике и информацию в интернете (приложение 4) |
1 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7ae1d60c-0a01-01b2-0056-182fe00ffc29/%5BG79_05-03-047%5D_%5BML_008%5D.swf ( 1 фрагмент лекции по теме: « Осевая симметрия»)
|
6. Составление кластера
|
Задаёт вопросы, побуждая к осмыслению понятий. Предлагает составить кластер. Слово учителя. Чтобы связать в логическую цепь все ваши мнения, мы попробуем составить кластер. Напомните, пожалуйста, что это такое. Сначала пишем слово «симметрия» в центре листа, страницы. От него рисуем стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими |
Отвечают на вопросы: Кластер-это пучок, созвездие, гроздья. Записывают, полученный кластер в тетради. |
|
7. Написание синквейна |
Предлагает составить синквейн. Слово учителя. Вспомните, что такое синквейн? (в переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк и написанное по определенным правилам. Суть синквейна – в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию). (Слайд № 7) Какие правила существуют для его написания? На 1-ой строчке – одно слово – существительное – это и есть тема синквейна. На 2-ой – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На 3-ей – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На 4-ой – целая фраза, предложение, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза. Последняя фраза – это слово-резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме синквейна. Какой синквейн получился у вас?» |
Составляют синквейн и желающие от группы читают его
|
|
8.Практическое задание, выполняют задания 1,2,5 из коллекции Федерального центра информационно-образовательных ресурсов, (рефлексия)
|
Предлагает выполнить практические задания 1,2,5 Слово учителя. Выполните задания 1,2,5, руководствуясь полученными знаниями на уроке. Проходит и проверяет правильность выполнения задания. Слово учителя. Проверим правильность его выполнения, осуществим самопроверку |
Выполняют практические задания 1,2,5, проверяют правильность его выполнения (приложение 4) |
2 http://fcior.edu.ru/card/14571/osevaya-simmetriya-centralnaya-simmetriya-p1.html (Практический модуль из коллекции Федерального центра информационно-образовательных ресурсов, задания 1,2,5)
|
9.Подведение итогов.
|
Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке, задаёт вопросы. Слово учителя. -Давайте подведем итог нашей работы. -Что сегодня вы узнали? -Чему научились? Запишите схему в тетради. За работу сегодня на уроке я всех вас благодарю и хочу узнать, как вы оцениваете свою работу. Положите в конверт « оценка» необходимый кружок. Молодцы, всем спасибо!» |
Оценивают свою работу на уроке, отвечают на вопросы. |
|
10. Домашнее задание
|
Сообщает домашнее задание. Слово учителя. Полученные знания вы будете применять дома, выполняя домашнее задание. Повторить материал по кластеру и выполнить задание из приложение 5 и тесты из Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов»
|
Получают домашнее задание: приложение 4 ,тесты из Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов
|
3-4
( тесты из Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов) |