Конспект урока по математике «Осевая симметрия»
«Математика и конструирование» 4 класс
Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1» п.Пуровск Пуровского района
Исаева Светлана Геннадьевна
Тема: Осевая симметрия
Цель: формирование понятия осевая симметрия
Планируемые результаты
Предметные умения:
- закрепить знания о понятии «симметрия»;
- уметь выделять, конструировать;
- указывать ось симметрии;
- анализировать и решать проблемы;
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в парах, группах;
- оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в тетради;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- проводить анализ учебного материала;
- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Ход урока:
1.Самоопределение к деятельности
Математика пришла,
Занимай свои места!
Математика сложна,
Но скажу с почтением:
Математика нужна
Всем без исключения.
2. Да, математика - наука сложная. Сегодня перед нами нелегкое испытание. А готовы ли мы к нему? Давайте проверим.
Проверка домашнего задания по карточкам. Взаимопроверка.
3. «Открытие» детьми нового знания
Мозговой штурм.
-Послушайте высказывание:
Я в листочке, я в кристалле,
Я в живописи, архитектуре,
Я в геометрии, я в человеке.
Одним я нравлюсь, другие
Находят меня скучной.
Но все признают, что
Я – элемент красоты.
- О каком математическом понятии идет речь в этом высказывании?
- Сложно сделать вывод только на основе одного высказывания.
- Выполним задания в тетради.
- Откройте тетрадь, запишите число, классная работа.
Задача 1. Начертите квадрат со стороной 3 см и разделите его на 4 равные части разными способами.
Один обучающийся выполняет задание у доски.
Задача 2. Графический диктант: Отступите по 3 клеточки сверху и слева и поставьте точку. 1 клеточку вправо, 1-вверх, 1-вправо, 3-вниз, 1-влево, 1-вверх, 1 влево,1-вверх. Отступите 2 клеточки вправо и начертите зеркало. Постройте изображение в зеркале. Кто знает, какую картинку мы получили? -Симметричную.
- Догадались, какова тема урока? Симметрия.
- Так что же означает слово «симметрия»? Давайте обратимся к словарю и вспомним значение этого слова. Толковый словарь
- Слово «симметрия» в переводе с греческого звучит как «гармония», означая красоту, соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей.
- И так тема нашего урока
- А почему у меня тема написана с маленькой буквы? (Нет первого слова)
- Правильно, значит, тему урока мы сформулировали не до конца. Чтобы узнать тему полностью, продолжим нашу работу.
4. Постановка проблемы.
- У вас на столе лежит квадрат.
- Начертите в нем ось симметрии.
Знаете, как это сделать? (Нет) Почему? (Мы не знаем, что такое ось симметрии)
-Может теперь кто-то попробует сформулировать тему урока полностью?
(Осевая симметрия)
- Давайте выясним, что же такое ось симметрии и где же ее начертить.
- Сложим квадрат пополам и четко обозначим линию сгиба.
- Части квадрата одинаковые?
- Что мы получили? Покажите!
- Обведём цветным карандашом получившуюся прямую.
Это и есть ось симметрии.
Откройте учебник-тетрадь на с.52, прочитайте и выполните задание №2. (Рассмотрите рисунок)
Вывод: в каждом из рисунков мы нашли ось симметрии. Ось симметрии делит фигуру на одинаковые равные части. Если половинки не совпадают – это не ось симметрии и фигура не симметрична.
6.Первичное закрепление. Осознание, осмысление.
Практическая работа.
Цель: усвоение нового способа действий. Схематическое проведение оси симметрии фигур.
- Давайте попробуем сложить квадрат вновь пополам, но по-другому
- Что получили?
- Покажите!
- Как еще можно сложить квадрат?
- Так сколько же осей симметрии у квадрата? (4)
- Правильно!
- Сейчас проведем исследование, сколько осей симметрии имеют другие фигуры. Работать будем в группах.
- Давайте вспомним правила работы в группах.
Слышать и слушать друг друга
Помогать друг другу
Работать, соблюдая тишину
Уметь договариваться
Распределять обязанности
Достаньте и конверта фигуры и таблицу. Ваша задача определить, сколько осей имеет каждая фигура
и заполнить таблицу.
Конверт №1
Работа с прямоугольником. (2)
Работа с ромбом (2)
Работа с кругом. (множество)
Работа с равносторонним треугольником (3)
Работа с прямоугольным треугольником.(нисколько)
Проверим. ( каждая группа называет по очереди фигуру из таблицы и количество осей.
Заполненная таблица
- Все ли фигуры имеют оси симметрии? (Нет)
Фигура |
Количество осей |
Прямоугольник |
2 |
Ромб |
2 |
Квадрат |
4 |
Круг |
~ |
Прямоугольный треугольник |
- |
Равносторонний треугольник |
3 |
Назовите самую «симметричную фигуру» (Круг).
Назовите самую «несимметричную фигуру» (Прямоугольный треугольник).
Вывод: если фигура имеет оси симметрии- симметричная, нет – не симметричная
А сейчас немножко отдохнём. (Физминутка)
На доске (открыть зеленую доску) с одной стороны нарисованы фигуры, вы выбегая по очереди с каждой группы должны нарисовать симметричную фигуру справа и провести в ней ось.
7. Включение в систему знаний и повторение
- Мы выяснили, что симметрия в математике существует, но не у всех фигур. Только ли в этой науке она может быть?
- Оказывается, все в мире, и даже в нашей Галактике, построено по принципу симметрии. Древние греки считали, что Вселенная симметрична просто потому, что симметрия прекрасна.
- Симметрия – это красота, равновесие, гармония - Согласны?
- Давайте это докажем. Продолжим нашу исследовательскую работу.
8. Проектная деятельность.
- Каждой группе нужно провести исследование - в своей области. Доказать, или опровергнуть наличие симметричности и, конечно же, сделать выводы о проделанной работе.
- Каждая группа получает свой объект
-Возьмите в руки конверт №3. Вытащите предмет и задание.
1 группа. Симметрия в мире животных.
• На белой бумаге перед вами – контур бабочки. Проведите ось симметрии, раскрасьте бабочку в соответствии с правилами симметрии.
• Определить оси симметрии у данных животных.
2 группа. Симметрия в русском языке.
• Прочитать слова или фразы – палиндромы (читаемые слева направо и справа налево одинаково). Определить у них оси симметрии.
• Определить оси симметрии у данных букв русского языка
Дорисуй буквы в соответствии с правилами симметрии.
3 группа. Симметрия в мире растений.
• На белой бумаге перед вами – контур растения. Проведите ось симметрии, раскрасьте в соответствии с правилами симметрии.
• Определить оси симметрии у данных растений.
Выступление групп (Проверка)
Но симметрия может встречаться не только в указанных группах, но и в другой окружающей нас действительности.
9. Домашнее задание
Подготовить сообщение или презентацию о других областях окружающей нас действительности, где встречается симметрия
10. Рефлексия деятельности.
Работа за компьютером.
Тест «Симметрия» (работа с девайсами)
11.Вывод
12.Итог урока
- Завершим наш урок интервью.
Сегодня на уроке мне:
-было интересно …
-было трудно…
-больше всего понравились задания…
- Вы собой довольны? Если да, похвалите себя: похлопайте себе в ладоши или погладьте по головке.
Урок окончен. Всем спасибо!
Фролова Надежда Михайловна