Конспект урока по математике «Осевая симметрия»

1
1
Материал опубликован 30 October 2019

«Математика и конструирование» 4 класс

Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1» п.Пуровск Пуровского района

Исаева Светлана Геннадьевна

Тема: Осевая симметрия

Цель: формирование понятия осевая симметрия

Планируемые результаты

Предметные умения:

- закрепить знания о понятии «симметрия»;

- уметь выделять, конструировать;

- указывать ось симметрии;

- анализировать и решать проблемы;

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в парах, группах;

- оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в тетради;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- проводить анализ учебного материала;

- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

 

Ход урока:

1.Самоопределение к деятельности

Математика пришла,
Занимай свои места!
Математика сложна,
Но скажу с почтением:
Математика нужна
Всем без исключения.

2. Да, математика - наука сложная. Сегодня перед нами нелегкое испытание. А готовы ли мы к нему? Давайте проверим. 

Проверка домашнего задания по карточкам. Взаимопроверка.

3. «Открытие» детьми нового знания

Мозговой штурм.

-Послушайте высказывание:
 Я в листочке, я в кристалле,
Я в живописи, архитектуре,
Я в геометрии, я в человеке.
Одним я нравлюсь, другие
Находят меня скучной.
Но все признают, что
Я – элемент красоты.

- О каком математическом понятии идет речь в этом высказывании?
- Сложно сделать вывод только на основе одного высказывания.

- Выполним задания в тетради.

- Откройте тетрадь, запишите число, классная работа.

Задача 1. Начертите квадрат со стороной 3 см и разделите его на 4 равные части разными способами.

Один обучающийся выполняет задание у доски.

Задача 2. Графический диктант: Отступите по 3 клеточки сверху и слева и поставьте точку. 1 клеточку вправо, 1-вверх, 1-вправо, 3-вниз, 1-влево, 1-вверх, 1 влево,1-вверх. Отступите 2 клеточки вправо и начертите зеркало. Постройте изображение в зеркале. Кто знает, какую картинку мы получили? -Симметричную.

- Догадались, какова тема урока? Симметрия.

- Так что же означает слово «симметрия»? Давайте обратимся к словарю и вспомним значение этого слова. Толковый словарь

- Слово «симметрия» в переводе с греческого звучит как «гармония», означая красоту, соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей.

- И так тема нашего урока 

- А почему у меня тема написана с маленькой буквы? (Нет первого слова)

- Правильно, значит, тему урока мы сформулировали не до конца. Чтобы узнать тему полностью, продолжим нашу работу.

4. Постановка проблемы.

- У вас на столе лежит квадрат.

- Начертите в нем ось симметрии.

Знаете, как это сделать? (Нет) Почему? (Мы не знаем, что такое ось симметрии)

-Может теперь кто-то попробует сформулировать тему урока полностью?

(Осевая симметрия)

- Давайте выясним, что же такое ось симметрии и где же ее начертить.

- Сложим квадрат пополам и четко обозначим линию сгиба.

- Части квадрата одинаковые?
- Что мы получили? Покажите!
- Обведём цветным карандашом получившуюся прямую.

Это и есть ось симметрии.
Откройте учебник-тетрадь на с.52, прочитайте и выполните задание №2. (Рассмотрите рисунок)

Вывод: в каждом из рисунков мы нашли ось симметрии. Ось симметрии делит фигуру на одинаковые равные части. Если половинки не совпадают – это не ось симметрии и фигура не симметрична.

6.Первичное закрепление. Осознание, осмысление.
Практическая работа.
Цель: усвоение нового способа действий. Схематическое проведение оси симметрии фигур.

- Давайте попробуем сложить квадрат вновь пополам, но по-другому
- Что получили?
- Покажите!
- Как еще можно сложить квадрат?
- Так сколько же осей симметрии у квадрата? (4)
- Правильно!

- Сейчас проведем исследование, сколько осей симметрии имеют другие фигуры. Работать будем в группах.

- Давайте вспомним правила работы в группах.

Слышать и слушать друг друга

Помогать друг другу

Работать, соблюдая тишину

Уметь договариваться

Распределять обязанности
Достаньте и конверта фигуры и таблицу. Ваша задача определить, сколько осей имеет каждая фигура

и заполнить таблицу.

Конверт №1

Работа с прямоугольником. (2)

Работа с ромбом (2)

Работа с кругом. (множество)

Работа с равносторонним треугольником (3)

Работа с прямоугольным треугольником.(нисколько)
 

Проверим. ( каждая группа называет по очереди фигуру из таблицы и количество осей.

 Заполненная таблица

- Все ли фигуры имеют оси симметрии? (Нет)
 

Фигура

Количество осей

Прямоугольник

2

Ромб

2

Квадрат

4

Круг

~

Прямоугольный треугольник

-

Равносторонний треугольник

3

 

Назовите самую «симметричную фигуру» (Круг).

Назовите самую «несимметричную фигуру» (Прямоугольный треугольник).

Вывод: если фигура имеет оси симметрии- симметричная, нет – не симметричная

А сейчас немножко отдохнём. (Физминутка)

На доске (открыть зеленую доску) с одной стороны нарисованы фигуры, вы выбегая по очереди с каждой группы должны нарисовать симметричную фигуру справа и провести в ней ось.

7. Включение в систему знаний и повторение
  - Мы выяснили, что симметрия в математике существует, но не у всех фигур. Только ли в этой науке она может быть?

- Оказывается, все в мире, и даже в нашей Галактике, построено по принципу симметрии. Древние греки считали, что Вселенная симметрична просто потому, что симметрия прекрасна.

- Симметрия – это красота, равновесие, гармония - Согласны?
- Давайте это докажем. Продолжим нашу исследовательскую работу. 

8. Проектная деятельность. 

- Каждой группе нужно провести исследование - в своей области. Доказать, или опровергнуть наличие симметричности и, конечно же, сделать выводы о проделанной работе.
- Каждая группа получает свой объект

-Возьмите в руки конверт №3. Вытащите предмет и задание.

1 группа. Симметрия в мире животных.
• На белой бумаге перед вами – контур бабочки. Проведите ось симметрии, раскрасьте бабочку в соответствии с правилами симметрии.
• Определить оси симметрии у данных животных.

2 группа.  Симметрия в русском языке.
• Прочитать слова или фразы – палиндромы (читаемые слева направо и справа налево одинаково). Определить у них оси симметрии.
• Определить оси симметрии у данных букв русского языка

Дорисуй буквы в соответствии с правилами симметрии.


3 группа. Симметрия в мире растений.
• На белой бумаге перед вами – контур растения. Проведите ось симметрии, раскрасьте в соответствии с правилами симметрии.
• Определить оси симметрии у данных растений.

Выступление групп  (Проверка)


Но симметрия может встречаться не только в указанных группах, но и в другой окружающей нас действительности.

9. Домашнее задание

 Подготовить сообщение или презентацию о других областях окружающей нас действительности, где встречается симметрия

10. Рефлексия деятельности.

Работа за компьютером.

Тест «Симметрия» (работа с девайсами)

11.Вывод 

12.Итог урока

- Завершим наш урок интервью.
Сегодня на уроке мне:
-было интересно …
-было трудно…
-больше всего понравились задания…
 

- Вы собой довольны? Если да, похвалите себя: похлопайте себе в ладоши или погладьте по головке.

Урок окончен. Всем спасибо!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Презентация заявлена, но ее нет!

30 October 2019