12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Исаева Светлана Геннадьевна77
Педагогическое кредо "Учитель может учить других до тех пор, пока учится сам!" Стаж работы 25 лет. Высшая квалификационная категория.
Россия, Ямало-Ненецкий АО, Пуровск п.

«Математика и конструирование» 4 класс

Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1» п.Пуровск Пуровского района

Исаева Светлана Геннадьевна

Тема: Осевая симметрия

Цель: формирование понятия осевая симметрия

Планируемые результаты

Предметные умения:

- закрепить знания о понятии «симметрия»;

- уметь выделять, конструировать;

- указывать ось симметрии;

- анализировать и решать проблемы;

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в парах, группах;

- оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в тетради;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- проводить анализ учебного материала;

- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

 

Ход урока:

1.Самоопределение к деятельности

Математика пришла,
Занимай свои места!
Математика сложна,
Но скажу с почтением:
Математика нужна
Всем без исключения.

2. Да, математика - наука сложная. Сегодня перед нами нелегкое испытание. А готовы ли мы к нему? Давайте проверим. 

Проверка домашнего задания по карточкам. Взаимопроверка.

3. «Открытие» детьми нового знания

Мозговой штурм.

-Послушайте высказывание:
 Я в листочке, я в кристалле,
Я в живописи, архитектуре,
Я в геометрии, я в человеке.
Одним я нравлюсь, другие
Находят меня скучной.
Но все признают, что
Я – элемент красоты.

- О каком математическом понятии идет речь в этом высказывании?
- Сложно сделать вывод только на основе одного высказывания.

- Выполним задания в тетради.

- Откройте тетрадь, запишите число, классная работа.

Задача 1. Начертите квадрат со стороной 3 см и разделите его на 4 равные части разными способами.

Один обучающийся выполняет задание у доски.

Задача 2. Графический диктант: Отступите по 3 клеточки сверху и слева и поставьте точку. 1 клеточку вправо, 1-вверх, 1-вправо, 3-вниз, 1-влево, 1-вверх, 1 влево,1-вверх. Отступите 2 клеточки вправо и начертите зеркало. Постройте изображение в зеркале. Кто знает, какую картинку мы получили? -Симметричную.

- Догадались, какова тема урока? Симметрия.

- Так что же означает слово «симметрия»? Давайте обратимся к словарю и вспомним значение этого слова. Толковый словарь

- Слово «симметрия» в переводе с греческого звучит как «гармония», означая красоту, соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей.

- И так тема нашего урока 

- А почему у меня тема написана с маленькой буквы? (Нет первого слова)

- Правильно, значит, тему урока мы сформулировали не до конца. Чтобы узнать тему полностью, продолжим нашу работу.

4. Постановка проблемы.

- У вас на столе лежит квадрат.

- Начертите в нем ось симметрии.

Знаете, как это сделать? (Нет) Почему? (Мы не знаем, что такое ось симметрии)

-Может теперь кто-то попробует сформулировать тему урока полностью?

(Осевая симметрия)

- Давайте выясним, что же такое ось симметрии и где же ее начертить.

- Сложим квадрат пополам и четко обозначим линию сгиба.

- Части квадрата одинаковые?
- Что мы получили? Покажите!
- Обведём цветным карандашом получившуюся прямую.

Это и есть ось симметрии.
Откройте учебник-тетрадь на с.52, прочитайте и выполните задание №2. (Рассмотрите рисунок)

Вывод: в каждом из рисунков мы нашли ось симметрии. Ось симметрии делит фигуру на одинаковые равные части. Если половинки не совпадают – это не ось симметрии и фигура не симметрична.

6.Первичное закрепление. Осознание, осмысление.
Практическая работа.
Цель: усвоение нового способа действий. Схематическое проведение оси симметрии фигур.

- Давайте попробуем сложить квадрат вновь пополам, но по-другому
- Что получили?
- Покажите!
- Как еще можно сложить квадрат?
- Так сколько же осей симметрии у квадрата? (4)
- Правильно!

- Сейчас проведем исследование, сколько осей симметрии имеют другие фигуры. Работать будем в группах.

- Давайте вспомним правила работы в группах.

Слышать и слушать друг друга

Помогать друг другу

Работать, соблюдая тишину

Уметь договариваться

Распределять обязанности
Достаньте и конверта фигуры и таблицу. Ваша задача определить, сколько осей имеет каждая фигура

и заполнить таблицу.

Конверт №1

Работа с прямоугольником. (2)

Работа с ромбом (2)

Работа с кругом. (множество)

Работа с равносторонним треугольником (3)

Работа с прямоугольным треугольником.(нисколько)
 

Проверим. ( каждая группа называет по очереди фигуру из таблицы и количество осей.

 Заполненная таблица

- Все ли фигуры имеют оси симметрии? (Нет)
 

Фигура

Количество осей

Прямоугольник

2

Ромб

2

Квадрат

4

Круг

~

Прямоугольный треугольник

-

Равносторонний треугольник

3

 

Назовите самую «симметричную фигуру» (Круг).

Назовите самую «несимметричную фигуру» (Прямоугольный треугольник).

Вывод: если фигура имеет оси симметрии- симметричная, нет – не симметричная

А сейчас немножко отдохнём. (Физминутка)

На доске (открыть зеленую доску) с одной стороны нарисованы фигуры, вы выбегая по очереди с каждой группы должны нарисовать симметричную фигуру справа и провести в ней ось.

7. Включение в систему знаний и повторение
  - Мы выяснили, что симметрия в математике существует, но не у всех фигур. Только ли в этой науке она может быть?

- Оказывается, все в мире, и даже в нашей Галактике, построено по принципу симметрии. Древние греки считали, что Вселенная симметрична просто потому, что симметрия прекрасна.

- Симметрия – это красота, равновесие, гармония - Согласны?
- Давайте это докажем. Продолжим нашу исследовательскую работу. 

8. Проектная деятельность. 

- Каждой группе нужно провести исследование - в своей области. Доказать, или опровергнуть наличие симметричности и, конечно же, сделать выводы о проделанной работе.
- Каждая группа получает свой объект

-Возьмите в руки конверт №3. Вытащите предмет и задание.

1 группа. Симметрия в мире животных.
• На белой бумаге перед вами – контур бабочки. Проведите ось симметрии, раскрасьте бабочку в соответствии с правилами симметрии.
• Определить оси симметрии у данных животных.

2 группа.  Симметрия в русском языке.
• Прочитать слова или фразы – палиндромы (читаемые слева направо и справа налево одинаково). Определить у них оси симметрии.
• Определить оси симметрии у данных букв русского языка

Дорисуй буквы в соответствии с правилами симметрии.


3 группа. Симметрия в мире растений.
• На белой бумаге перед вами – контур растения. Проведите ось симметрии, раскрасьте в соответствии с правилами симметрии.
• Определить оси симметрии у данных растений.

Выступление групп  (Проверка)


Но симметрия может встречаться не только в указанных группах, но и в другой окружающей нас действительности.

9. Домашнее задание

 Подготовить сообщение или презентацию о других областях окружающей нас действительности, где встречается симметрия

10. Рефлексия деятельности.

Работа за компьютером.

Тест «Симметрия» (работа с девайсами)

11.Вывод 

12.Итог урока

- Завершим наш урок интервью.
Сегодня на уроке мне:
-было интересно …
-было трудно…
-больше всего понравились задания…
 

- Вы собой довольны? Если да, похвалите себя: похлопайте себе в ладоши или погладьте по головке.

Урок окончен. Всем спасибо!

Опубликовано


Комментарии (1)

Фролова Надежда Михайловна, 30.10.19 в 13:26 0Ответить Пожаловаться
Презентация заявлена, но ее нет!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.