Конспект урока математики в 3 классе.
Цель урока: 1. Знакомство с новой единицей измерения площади, установление соотношения между единицами измерения площади: квадратным дециметром и квадратным сантиметром, применение новых знаний при выполнении заданий.
2. Закрепление умение решать задачи изученных видов;
3. Учить рассуждать и делать выводы.
4. Закрепление знания таблиц умножения и деления .
Задачи:
ПРЕДМЕТНЫЕ: повторить единицы измерения площади, выявить соотношение 1дм=100см, закрепить знание табличного умножения и деления, закрепить умение решать задачи изученных видов.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Личностные УУД
• интерес к новому учебному материалу; способам решения учебных задач;
• навыки оценки и самооценки результатов учебной деятельности
Регулятивные УУД
• принимать и сохранять учебную задачу;
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
• адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и товарищами;
• выполнять учебные действия в устной и письменной работе;
Коммуникативные УУД
• принимать участие в работе парами, используя для этого речевые и другие коммуникативные средства;
• использовать в общении правила вежливости.
1. Организационное начало урока.
Долгожданный дан звонок -
Начинается урок!
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаю вам удачи -
За работу, в добрый час!
Слайд 1
Сегодня у нас необычный урок, урок - морское путешествие « В поисках сокровищ» (Анимация –появление надписи)
Слайд 2 «Появление кораблика»
Мы отправимся в морское путешествие, конечно же, на корабле. А море у нас будет не простым, а математическим.
Ребята, как путешественники во время экспедиций совершают открытия, так и вы каждый день узнаёте что-то новое и интересное, поэтому сокровища, которые мы с вами будем искать, - это знания и умения, которые приобретете сегодня на уроке. Ведь знания дороже золота.
-Посмотрите на ваши парты. Они стоят, как корабли на рейде, готовые отправиться в плавание.
А капитаны этих школьных кораблей – вы, ребята. На корабле главный человек — капитан! От его знаний, умений, выдержки и смелости зависит очень многое.
Слайд 3.
Вы – капитаны, а я буду вашим помощником, всегда буду рядом, буду помогать и подсказывать, если что-то вдруг не будет получаться. (Анимация)
2. Устный счет.
Слайд 4
-Перед тем, как отправится в путь, нужно собрать необходимые вещи. Эти вещи нам пригодятся в пути. У вас на партах лежат листочки. На них мы сейчас и будем работать. Проверим знание таблицы умножения. (Пример появляется в презентации, учитель читает его, дети записывают ответ.)
Взаимопроверка. Обменялись листочками. Вслух называются ответы. Дети проверяют.
- Хорошо, молодцы. Уберите работы в сторонку. Итак, вещи собраны. Отправляемся в путь.
Слайд 5.
Давай поскорее отправимся в путь,
Хороших друзей взять с собой не забудь.
Волшебные ждут приключенья в пути,
Лишь смелый и ловкий их сможет пройти.
3. Повторение изученного материала. Подведение к формулировке темы урока
Слайд 6.
Так как мы будем плыть на корабле, вам нужно сделать запись в бортовом журнале.
Ваша тетрадь на время всего урока превращается в бортовой журнал, все записи в котором должны вестись очень аккуратно.(Записываем число, классная работа)
-А вот и первое испытание на нашем пути. У нас три отрезка. Дана их длина. Нужно расставить эти величины в порядке их возрастания. Запишите в тетрадь.
-Проверим. ( Анимация «Правильные ответы»).
- Начертите в тетради отрезок, длина которого оказалась самая последняя в вашем ряду. (1дм)
- Какой отрезок оказался самым длинным? (1 дм). Что мы знаем о дециметре? (1 дм = 10 см = 100 мм). Молодцы.
Слайд 7
- Как и на любом корабле, у нас есть спасательные круги. Но я точно знаю, что один из кругов здесь «лишний». Кто догадался, какой же это круг? (1 см2). Почему? (Это единица площади).
Слайд 8.
- Что представляет из себя квадратный сантиметр? Площадь какого предмета мы можем измерить с помощью квадратных сантиметров?
-Возьмите в руки листочки, на которых вы писали математический диктант, переверните его чистой стороной наверх. Давайте в уголке начертим, как выглядит квадратный сантиметр. ( Можно предложить сначала начертить его в тетради)
-Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке? ( о площади фигур, об единицах площади.).
Слайд 9.
-Правильно, сегодня мы продолжим с вами изучать понятие «площадь» и «единицы площади».
-Оказывается, площадь измеряется не только квадратными сантиметрами. Есть и другие единицы ее измерения. И сегодня мы познакомимся с квадратным дециметром.
Слайд 10 «Тема урока»
От Канады до Австралии путешествую шутя.
Знаю, что такое страны, горы, реки и моря.
Знаю, что такое суша, где солёный океан.
И в пути совсем не трушу: я отважный капитан.
- Итак, отважные капитаны, познакомимся с новой темой.
4. Знакомство с новым материалом
- Что такое дециметр, мы уже повторили, и даже начертили в тетрадях отрезок длиной 1 дм. А как вы представляете себе квадратный дециметр?
Слайд 10
- Что такое квадратный дециметр? ( Читаем правило). Какого, примерно, размера этот квадрат? (Дети руками изображают размер квадрата)
- Нет ли похожего квадрата на ваших партах? ( Берут в руки квадратные дециметры). Давайте измерим стороны нашего квадрата. Действительно ли это квадратный дециметр?
Практическая работа. Дети измеряют стороны квадрата.
- А что мы на нем начертили? (Квадратный сантиметр). Мы выделили квадратный сантиметр в квадратном дециметре. Как вы думаете, сколько квадратных сантиметров уместиться в квадратном дециметре? (100)
Слайд 11.
- Посмотрите, вот что получится, если квадратный дециметр разбить на квадратные сантиметры. Сколько сантиметров в длину? (10) В ширину? (10)
-Как находится площадь прямоугольника и квадрата? (Длину умножаем на ширину)
-10 умножим на 10- получим 100.
Можно посчитать по другому : сколько квадратов размером 1 кв.см уместилось в один ряд? (10) Сколько здесь таких рядов? (10)
- 10 раз по 10- это 100.
Слайд 12.
- Мы с вами должны запомнить, что в квадратном дециметре сто квадратных сантиметров. Если речь идет о единицах длины, то в дециметре 10 сантиметров. (Записываем в тетрадь. Обводим в красную рамочку)
Слайд 13
Кораблик мой спешит вперёд,
Его корму о волны бьёт,
Я капитан! Я просто ас!
Веду отчаянно баркас —
- Наше путешествие продолжается.
Слайд 14 «Работа с учебником»
(Обратили внимание на квадратный дециметр в учебнике, наложили листочек на квадрат в учебнике, проверили, что квадраты одинаковых размеров. Прочитали запись в рамке)
- А сейчас выполним задания № 1 и № 2 ( Вспоминаем, как находится площадь прямоугольника)
Анимация «Правильные ответы»
Слайд 15
На запад, на восток,
Канаты – паутинки,
А парус – лепесток.
- Всех свистать наверх! Впереди земля! Да это остров «Чунга – Чанга»!
Физминутка
Слайд 16.
- Нас встречают местные жители. Они очень рады встречи с нами. У жителей острова есть обычай, всех гостей они приглашают на танец.
Ну что ж! Давайте сойдем с корабля и потанцуем!
(Танцуют под музыку)
Слайд 17.
- Ну а теперь нам нужно продолжить наше путешествие в поисках сокровищ.
Не беда, что идти далеко,
Не боимся, что путь будет труден,
Никогда не давались легко
Достиженья, открытия людям.
Слайд18.
-Что я вижу! Пиратский корабль!
Слайд 19
(Анимация) Пираты захватили наш корабль. Они нам дают задание: решить задачу № 4 в учебнике. Мы – команда. А значит, должны работать дружно, чтоб справится с заданием.
Слайд 20 «Краткая запись и решение задачи»
(Решаем задачу)
Пираты отпускают нас, и мы плывем дальше.
И прекрасна и сильна
Математики страна.
Здесь везде кипит работа,
Путешествует здесь кто-то.
Слайд 21
- Но кажется, мы попали в шторм. Беда! Беда! Наш корабль терпит бедствие! SOS!
Слайд 22 « Моряки в бушующем море»
-Наш корабль потерпел крушение. Мы в открытом море. Здесь очень опасно.
(анимация) Акула! Мы срочно должны выполнить ее задание!
- Решим задачу № 7 на стр. 67. Задача непростая. Будьте внимательны, капитаны. Чтобы решить ее, нам поможет схема.
4. Решение нестандартной задачи
Слайд 23. «Логическая задача»
(Читаем задачу и разбираем в следующем порядке:
- О чем идет речь в этой задаче?
- Можно ли назвать эту задачу обычной, простой? (Нет, потому что нам неизвестно количество грибов ни у одного из мальчиков)
- Скажите, кто из мальчиков собрал грибов меньше всех?(Коля)
-Что было легче решить задачу, начертим схему.
(Анимация)
-Допустим, Коля собрал вот такое количество грибов. (Показываем отрезком любой длины).
- А что известно про Диму? (Дима собрал в 2 раза больше, чем Коля)
- Что значит, в 2 раза больше? ( Это значит, что он собрал столько же и еще столько же, другими словами: 2 раза по столько, сколько собрал Коля) Рисуем два таких отрезка.
- А что мы знаем про Сашу? (Написано, что Коля собрал в 3 раза меньше, чем Саша.)
-Значит, Саша собрал в 3 раза больше, чем Коля. Рисуем три таких отрезка, как у Коли.
-Всего мальчики собрали 30 грибов. Значит, 30 грибов – это все отрезки, которые мы начертили.
-Отсюда мы можем найти, чему равен один такой отрезок.
1) 30 : 6 = 5 ( г.) – в одном отрезке, значит Коля собрал 6 грибов.
- Теперь мы можем найти, сколько собрали Дима и Саша.
2) 5 х 2 = 10 ( г.) – собрал Дима
3) 5 х 3 = 15 (г.) – собрал Саша.
- А как можно проверить, верно ли мы решили задачу?
Проверка : 5 + 10 + 15 = 30 (г.)
Ответ : Коля – 5 г., Дима – 10 г., Саша – 15 г.
Слайд 24 (Задание будете выполнять, если останется время на уроке. Можно здесь организовать работу в парах)
- Мы выполнили задание акулы. Теперь нам нужно выбираться на сушу. (Анимация «Выплываем на берег»)
-Ну а что же мы будем делать на острове? Нам выбраться отсюда?
-Нужно решить примеры. Стр. 67 № 6.
Первую строчку – решает первый ряд
Вторую строчку – второй ряд
Третью строчку – третий ряд.
Проверка.
(Анимация «Вылет шара»)
-Ветерок сжалился над нами. И за наше старание он пригнал нам воздушный шар.
Слайд 25
(Анимация «Полетели на воздушном шаре»)
На большом воздушном шаре
Мы вокруг земли летали.
Это что внизу такое,
необычно-золотое?
Слайд 26
- Внизу Остров Сокровищ! Это то, что мы искали!
Слайд 27
- Вот мы достигли цели. Мы добыли то, что искали. Наше сокровище – наши знания.
Плыли мы на кораблях
Мы качались на волнах.
На большом воздушном шаре
Мы вокруг земли летали.
Приключенья ждали нас,
А теперь вернуться б в класс.
- Ну а как же нам вернуться? Шар воздушный улетел.
- Может мне залезть на пальму,
Посмотреть оттуда вдаль (Анимация)
Что ж я вижу! К нам на помощь
Приплывает вновь корабль! (Анимация)
5. Повторение изученного.
Слайд 28
- Вот мы вновь на корабле
Поплывет к родной земле!
Ну что же нам пора возвращаться обратно. Ребята, в этом путешествии вы проявили себя как мужественные, смелые, смекалистые и неунывающие люди.
-Как вы думаете, пригодятся ли в жизни знания, которые вы получили на уроке? Какие единицы площади вы теперь знаете? Площадь каких предметов можно измерить с помощью этих единиц?
Если останется время, измерьте площадь стола в квадратных дм.
6. Рефлексия
Слайд 29
Мы вернулись в порт. В пути было трудно, но интересно. И сейчас я прошу вас оценить свое настроение. На доске нарисована мачта корабля. У вас в руках флажки. Прикрепите свои флажки на мачту. Чем лучше настроение, тем выше пусть будет ваш флажок.
Физминутка
Мои руки — это волны,
(Дети изображают руками волну.)
Ветер гонит их вперед.
(Резко выбрасывают руки вперед.)
Мои руки — крылья чаек,
(Плавно поднимают и опускают руки.)
Небо их к себе зовет.
(Тянут руки вверх.)
Мои руки — рыбки в море,
(Соединяют пальцы подушечками, выполняют плавные движения.)
Плавают туда-сюда.
(Полусогнутые пальцы направляют вниз, шевелят ими.)
Мои руки — это крабы,
Разбежались кто куда.
Было ли наше путешествие полезным? Что помогло вам преодолеть трудности?
- Ребята, как вы думаете, мы достигли поставленных целей?
- А теперь подойдите к доске и оцените свою работу на уроке.
Реликт