Конспект урока математики в 3 классе: «Таблица умножения. Закрепление пройденного»
МКОУ «Становская средняя общеобразовательная школа»
в 3 классе
Подготовила и провела: Леонова Татьяна Юрьевна
учитель начальных классов
Тема: «Таблица умножения. Закрепление пройденного»
Цель: закрепить табличные случаи умножения;
отработать вычислительные навыки и умение решать задачи.
Задачи: дальнейшее формирование вычислительных навыков устного счёта;
- развитие математической речи на основе изучения и запоминания таблицы умножения.
Планируемые результаты
Предметные:
Обучающиеся будут знать название компонентов и результата действия умножения, понимать связь между умножением и сложением ( умножение – есть сумма одинаковых слагаемых), правильно употреблять в речи математические понятия.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные
Регулятивные:
уметь определять и формулировать цель на уроке;
учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
планировать свои действия в связи с поставленной задачей.
понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
осуществлять самооценку учебных действий;
Познавательные:
Уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные:
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
слушать и понимать речь других;
уметь работать в паре, группе, самостоятельно;
формулировать собственное мнение и позицию.
Оборудование урока:
персональный компьютер, мультимедиа-проектор, ноутбуки, интерактивная доска;
карточки для работы в группах, парах, раздаточный материал, рабочие тетради, учебник;
презентация, интерактивный тренажёр
Время реализации урока: 45 минут
Ход урока:
1. Мотивация
-Здравствуйте, ребята!
Настроение, каково!
- Во!
Все такого мнения?
- Все без исключения!
Может, Вы уже устали?
- Мы - с собой таких не брали!
Может, ляжем, отдохнём?
- Лучше мы урок начнем!
Все за парты дружно сели,
Друг на друга посмотрели,
Посмотрели на гостей,
Улыбнулись поскорей,
пожелали друг другу удачи.
Мне бы хотелось, чтобы такое настроение сохранилось у вас до конца урока.
Откройте тетради и запишите число, классная работа.
-На предыдущих уроках вы изучали таблицу умножения и деления.
-Получилось выучить и запомнить её?
2. Актуализация
Ученик:
Я с утра учу таблицу,
Я замучился совсем.
Ну, зачем же знать таблицу
И тебе, и мне – нам всем?
-Где могут пригодиться знания таблицы умножения? (Ответы детей)
- Ребята, знание таблицы умножения пригодится вам в жизни. Везде, где придётся что-нибудь считать: в магазине, на почте, а аптеке и др. – таблица умножения просто необходима.
– Так чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
– Назовите цель урока?
-Да, знания по математике нужны и в обычной жизни, и в сказках. Вот мы и проверим свои умения, способности по математике в необычной ситуации, в новой обстановке. А чтобы мы с вами легко справились с трудностями и испытаниями, которые нас ждут впереди, работать мы будем под девизом “Один за всех и все за одного”. Но прежде, чем отправиться в путь в сказку, ответьте на вопрос: “Кто, по вашему мнению, есть самый важный, нужный человек на сегодняшнем уроке?» (Ответы детей)
У меня есть один сказочный предмет: вот это волшебная шкатулка. Каждый из вас, заглянув в неё, в конце урока сможет увидеть самого важного и нужного человека на нашем уроке, а, может быть, и в мире.
- Ребята, а на каком виде транспорта вы бы хотели отправиться в путешествие? (Дети в ноутбуках выполняют задания, и результат фиксируют в листе индивидуальных достижений).
- У всех получилось завести моторы? (Да). Ну, тогда отправляемся в сказку.
Не простая сказка эта,
В ней и сказка, и намек.
В нашей сказке спрятан где-то
Добрым молодцам урок.
Время приближается,
Сказка начинается.
Слайд 1.(Звучит музыка «Если вы не так уж боитесь Кощея..».)
3.Локализации индивидуальных затруднений;
(На её фоне учитель рассказывает)
- В Математическом царстве, в Числовом государстве вместе с числами и знаками жил-был Иван-Царевич. И была у него невеста Настенька.
Слайд 2.
Но однажды случилась беда:
- Настеньку кто-то похитил. А кто похитил Настеньку, мы узнаем это, выполнив 1-е задание
« Лото».
Работа в паре: разложите карточки лото в порядке уменьшения
-Что значит в порядке уменьшения?
99 85 57 43 10
К О Щ Е Й
Проверка по эталону.
-Запишите красиво эти числа в тетрадях. Обведите самое наименьшее (наибольшее) двузначное число. Подчеркни четные числа однозначные.
- Так кто же похитил Настеньку? (Кощей Бессмертный)
Иван-Царевич потужил, погоревал, да делать нечего. Взял с собой лук и стрелы и решил отправиться на поиски. Долго ли, коротко ли шёл он – на пути встретился лес. А в том лесу жила злая Баба-Яга. Слайд 3. Хотел, было, Иван постучаться в дверь, да путь ему преградила собака. Она была очень голодная.
– Поможем Ивану-Царевичу накормить собаку? Нужно правильно решать примеры и тогда мы накормим её косточкой. Слайды 4-10
-Молодцы! Помогли Ивану-Царевичу!
С вашей помощью Иван-Царевич благополучно миновал собаку и очутился прямо у избушки на курьих ножках. Из неё вышла Баба Яга. Слайд 11
4.Построение проекта коррекции выявленных затруднений
Баба Яга хоть и злая, но очень умная и в школе училась на одни пятёрки. И для Ивана Царевича она приготовила задание. Он должен получить все пятерки, и тогда пропустит его она дальше.
– Поможем Ивану-Царевичу?
Слайды 12-18
-Ребята, а если мы забыли таблицу умножения, что тогда делать? (Можно умножение заменить сложением)
Солнце высоко. Путь лежит далёко. Притомился Иван Царевич в дороге,
решил он прилечь, отдохнуть. И мы с вами тоже отдохнём.
Физкультминутка
Шагая по царству,
Устали немножко.
Сейчас отдохнём и продолжим дорожку.
Мы шагаем, мы шагаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко.
Раз - подняться, потянуться,
Два - согнуться, разогнуться.
Три - присесть, четыре встать,
Пять - руками помахать,
Шесть - за парту тихо сесть.
- Отдохнувшие, с новыми силами продолжим наш путь. Не струсите, не испугаетесь?
5.Реализация построенного проекта
Слайд 19. Ой, куда мы попали? (Ответы детей) А попали мы на болото к Водяному. Посмотрите, он очень озадачен, не может правильно раскрасить портрет своей подружки, которая живёт в его болоте. Поможем ему? Групповая работа (Раскрасить правильно лягушку)
-Молодцы, ребята. А кто желает узнать о лягушке что-то новое? Слайд20
(Видеофильм о лягушке)
-Что нового узнали?
6.Обобщение затруднений во внешней речи
-Дети, а кто там, у болота сидит? Слайд №21
- Кикимора со шкатулкой, в которой находится очередное задание. На ней надпись:
Коли верно всё решите,
Помогу я вам пройти,
Пропущу я вас, детишки-
И счастливого пути!
(Решить задачу №5 на с.68 учебника )
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Путь до Кощеева царства неблизкий и нелегкий. Идёт Иван Царевич дальше. А тут для него новое испытание: Нужно закрытыми глазами узнать геометрическую фигуру и выполнить задание.
(Дети выполняют задания из шкатулки)
- Перед вами шкатулка. Вы с закрытыми глазами будете вынимать из
неё геометрические фигуры, ощупывать их и определять, что это за
фигура. Если угадаете, то переписываете в тетрадь задание, которое записано
на ней и решаете его, (по 1 фигуре)
56 : Х = 8 Х х 38 = 38 36 :Х = 56
Из другой шкатулки достаём закрытыми глазами свою геометрическую фигуру и сверяем со своим решением.
8. Включение в систему знаний и повторение
- Мы благополучно добрались до Кощея. Слайд
Дело в том, что Кощей любит играть в футбол. А вы любите? Он отдаст Настеньку в том случае, если Иван Царевич обыграет его. Но Иван не уверен в своих силах. Поможем ему? Слайд №22
-Ребята, Ура! Мы освободили Настеньку! Слайд №23
9.Рефлексии учебной деятельности
-Сколько баллов вы набрали?
-Какую отметку себе поставили?
-Какой вывод для себя сделали?
Домашнее задание: №2, №3, №4, под чертой, с.68(любые 2 по желанию)
-Теперь мы можем заглянуть внутрь и посмотреть, кто же был самым важным и нужным на нашем уроке (подхожу к каждому и в зеркале, которое лежит на дне шкатулки каждый видит себя).
-Вы удивлены?
Без каждого из вас наш сегодняшний урок не состоялся бы!
- Вы согласны с тем, что каждый из вас был важным и нужным?
- Сказка прощается с нами. И пусть добро навеки побеждает зло.
Но вы, ребята, должны помнить слова:
«Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
И не забудьте, что завтра нам предстоит обратная дорога домой.
Самоанализ
урока математики, проведенного в 3 классе учителем Леоновой Татьяной Юрьевной
Тема: «Таблица умножения. Закрепление пройденного»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Цель: закрепить табличные случаи умножения;
отработать вычислительные навыки и умение решать задачи.
Задачи: дальнейшее формирование вычислительных навыков устного счёта;
- развитие математической речи на основе изучения и запоминания таблицы умножения.
Планируемые результаты
Предметные:
Обучающиеся будут знать название компонентов и результата действия умножения, понимать связь между умножением и сложением (умножение – есть сумма одинаковых слагаемых), правильно употреблять в речи математические понятия.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные
Регулятивные:
уметь определять и формулировать цель на уроке;
учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
планировать свои действия в связи с поставленной задачей.
понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
осуществлять самооценку учебных действий;
Познавательные:
Уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные:
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
слушать и понимать речь других;
уметь работать в паре, группе, самостоятельно;
формулировать собственное мнение и позицию.
Данный урок был проведён по УМК «Школа России» и рассматривается в разделе «Числа от 1 до 100.Табличное умножение и деление». Урок тесно связан с предыдущими и является продолжением в изучении темы «Табличное умножение и деление».
При планировании урока были учтены все особенности и возможности класса. Содержание урока соответствует возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся.
Выбранная структура урока рациональна для решения поставленных целей, что обеспечивает для каждого обучающегося ситуацию успеха, помогает учителю осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении.
Для обучения деятельности использовала подводящий диалог, создание проблемной ситуации, совместное формулирование темы и цели урока.
В непринужденной форме обучала детей пользоваться имеющимися у них знаниями для ответа на поставленный перед ними вопрос, активизировала мышление, память, воображение, стимулировала желание узнать больше.
Учебные задания не давались в готовом виде, использовала задания развивающего характера. Дети владели предложенным содержанием.
Учебную деятельность на уроке формировали фронтальная, групповая, парная и индивидуальные формы работы.
Также была организована самостоятельная работа, в ходе которой
предлагалась помощь, которая давала возможность каждому ребенку решать учебную задачу в соответствии с его возможностями. На уроке были реализованы принципы наглядности, научности (дети оперировали научными понятиями), доступности (реализован в подборе материала), индивидуализации и дифференциации (при выполнении самостоятельной работы), принцип связи обучения с жизнью.
Важным моментом также на уроке было соблюдение здоровьесберегающего режима: смена видов деятельности, динамическая пауза, упражнения для снятия нагрузки с глаз.
На уроке я использовала мультимедийную презентацию, интерактивные тесты, дидактический материал.
Общая организация работы на уроке позволила создать в классе рабочую обстановку и рационально распределить время на каждом этапе.
На этапе рефлексии каждый ребенок попытался сам оценить свою работу. Для каждого ученика создавалась ситуация успеха, что позволило завершить урок на положительном эмоциональном уровне. Я считаю, что на данном уроке были реализованы все поставленные цели.
Ольга
Дзюрич Елена Алексеевна
Горбачева Вера Александровна