Конспект урока математики в 4 классе
Тема «Решение геометрических задач с дробями»
Цели:
закрепить умение решать задачи на нахождение числа по доле и доли числа;
повторить решение задач на нахождение площади, объема ;
учить решать геометрические задачи, в которых одна из величин выражена дробью;
закрепить вычислительные навыки;
развивать логическое мышление, математическую речь.
Ход урока .
Мотивация. (Слайд 1 . На слайде 5 звезд.) Ребята, что это ? Где вы могли видеть такие знаки? (Это ценка чего –либо) Если 1 звезда , то это хорошо или плохо? А 5 звезд? Какой отметке соответствуют 5 звезд? А за что вы получаете знания? (ответы учащихся) А одним словом? ( за знания) Что нужно, чтобы получить прочные знания? На что опираются новые знания? (На ранее изученное) . Значит, нужно, постоянно повторять и тренироваться.
Актуализация опорных знаний.
Игра «Назови одним словом» (Слайды 3-7) (отрезки, ломаные, фигуры, тела) Какая наука изучает их? (геометрия) Догадались, что мы сегодня будем делать? (решать геометрические задачи)
Тогда у меня еще одна загадка. (На слайде картинки: барабанная дробь, дробь для ружья и дробь математическая. Открываю их по одной) Угадайте, что это? Что мы изучаем в последнее время? (Дроби)
Вспомним, что такое дробь ( Одна или несколько частей целого)
Как связаны геометрические задачи и дроби? ( Мы будем решать геометрические задачи с дробями.
Итак, тема урока –геометрические задачи с дробями.
Устный счет. Запишите только ответ.
-Отрезок АВ имеет длину 12 см, а длина отрезка СD составляет 3/6 от длины отрезка АВ. Найдите длину отрезка СD.
-Длина прямоугольника 15 см, а ширина составляет 3/5 его длины. Найдите ширину прямоугольника.
-Длина комнаты 6 м, высота составляет 1/2 часть длины. Найдите высоту комнаты.
-От атласной ленты отрезали 15 см, что составляет 3/4 всей длины атласной ленты. Какой длины была лента первоначально?
-Длина комнаты 6 м, что составляет 3/4 длины коридора. Какой длины коридор?
-Ломаная состоит из трёх звеньев. Длина первого звена 15 см, длина второго составляет 2/5 длины первого, а третье в 3 раза меньше второго. Какова длина третьего звена?
Самопроверка. Повторим, как найти число по его части, выраженной дробью? Как найти часть числа?
Ребята, а зачем вообще нужно уметь решать геометрические задачи? Где в жизни это может пригодиться? (Например, при ремонте дома и т.п.) Что нужно знать, чтобы решить геометрическую задачу?
На доске фигуры( прямоугольник, прямоугольный треугольник и параллелепипед) и слова:
Катет, площадь, объем, гипотенуза,длина, высота,ширина,периметр ,ллощадь
Дети должны соединить фигуру с подходящим словом. (напр: объем –параллелепипед, потому что мы умеем находить объем параллелепипеда)
На магнитной доске формулы площади прямоугольника, прямоугольного треугольника, объема параллелепипеда, периметра прямоугольника. Прошу детей соотнести формулу с фигурой.
А если фигура сложная? (Слайды 12-13)
Повторим правило: если фигура сложная, ее можно разбить на части, найти площадь каждой части и сложить.Если фигуры накладываются, то из площади большей фигуры вычитаем площадь меньшей.
Работа по теме.
Ребята. Мы повторили все, что нам нужно для решения задач. А теперь попробуем решить .
Хозяин квартиры решил сделать в одной из комнат натяжной потолок. Длина комнаты - 5 м, ширина составляет 3/5 длины. Угол комнаты занимает камин, имеющий форму равностороннего прямоугольного треугольника. Длина его катета – 8 дм . Найди площадь потолка.
Если есть дети, которые могут решить самостоятельно, они решают самостоятельно.
- Ребята, что нам может помочь при решении задачи? (схематический рисунок)
Теперь мы видим, что нужно из площади прямоугольника вычесть площадь треугольника. Можем ли мы сразу найти площадь? (нет, мы не знаем ширину) А как найти ширину? (разделить значение длины на знаменатель и умножить на числитель, т.к. мы находим часть числа)
Что мы должны сделать далее? (У нас длина и ширина потолка в метрах, а у камина – в дм, нужно метры перевести в дм)
Можем ли теперь решить задачу? (да, можем)
Физминутка.
Работа в парах и группах
Сейчас ребята, мы поработаем в парах. ( В зависимости от способностей учеников, пары получают разные задачи. )
Карточка 1
Поле длиной 30 м, шириной 7 м, на 2/3 засеяно картофелем, а остальная часть – огурцами. Какая площадь занята огурцами? Какой длины должен быть забор у этого огорода?
Карточка 2
Купили земельный участок с садом. Длина участка 40 м, ширина составляет 2/5 длины. Сад занимает 160 м2 . Хозяин хотел бы на пустой части участка разбить огород площадью 200 м2 и построить дом площадью 120 м2. Сможет ли он это сделать?
Две группы по 3 человека решают задачу на нахождение объема .
Карточка 3
Бассейн имеет форму параллелепипеда длиной 50 м, шириной 10 м, глубиной 5 м. Его заполнили водой на 4/5. Сколько м3 воды налили? Какой объем остался незаполненным?
Сначала проверяются карточки номер 1 . Первая решившая задачи пара объясняет решение.
Аналогично карточка 2.
Далее каждая группа объясняет решение своей задачи. ( ответ в задаче должен быть одинаковый)
Рефлексия.
Ребята. Чему мы сегодня учились?
Что было для вас сложным? А что показалось легким?
В карточках с заданием вы видите звездочки. Оцените свою работу.