Конспект урока по математике в 4 классе «Диаграммы»

2
0
Материал опубликован 2 November 2019 в группе

Урок математики в 4 классе (УМК «Школа России»)

Тема урока: Диаграммы.

Цель: применение приобретённых знаний при решении текстовых задач и оценивании полученного результата.

Ожидаемые результаты:

Предметные:

- Строят столбчатые диаграммы, задавая масштаб, сравнивают их; 

Метапредметные:

- излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения;

- ориентируются в своей системе знаний для решения учебных задач по теме;

- составляют план действий с помощью учителя и его реализуют;

учащиеся получат возможность:

- работать в паре и группе

- задавать вопросы с целью получения нужной информации.

Личностные:

-ставят учебные задачи и самостоятельно формулируют выводы;

- присвоение и применение данных урока в повседневной жизни


Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечание

Формирование потребности

Ситуативный разговор «Как можно упорядочить информацию?».
    Самый простой способ упорядочить данные – таблица. Обращение к реальной жизни

 Чем удобны таблицы?  

А какие ещё виды подачи информации вы знаете? 

   А как называется этот способ подачи информации вы мне скажете сами, когда разгадаете ребус.







излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения


Отвечают на вопросы




Разгадывают ребус












Слайд  ДИАГРАММА


Образ желаемого результата

Что это такое?

- На какие вопросы в ходе урока вы хотели бы получить ответы?


- Что такое диаграмма?

- Какие виды диаграмм бывают?

- Для чего в жизни нужно уметь строить диаграммы?


Ответы выносятся на доску.

Мотив

Зачем мне нужны диаграммы и где я могу их использовать?




Целеполагание


Где я могу использовать диаграммы?

Фиксируется на доске

Планирование

Совместное обсуждение  плана работы

Найти самостоятельно определение диаграммы

Дать понятие масштабу

Узнать какие бывают диаграммы

Люди каких профессий пользуются диаграммами?




Выполнение действий

Оказание помощи по запросу



Решают практические задачи.

Сравнивают разные виды подачи информации

Строят диаграмму в соответствии с заданным масштабом,

 находят масштаб.

Совершают пробные действия при решении других задач.

Детям предлагается выбрать форму работы: самостоятельно, в паре .

Анализ результата

На сколько вам было комфортно работать в группе, паре или одному.


- Какую цель ставили?

- Что помогло достичь цель?

Представление и обсуждение (представляют свои решения и выводы)


Высказывания о достижении цели.




Формирование потребности  
     Ежедневно  нам  приходится работать с огромным  количеством информации.  Всю информацию, которая к нам поступает, запомнить невозможно. Поэтому самую необходимую для нас, мы записываем. Причем, стараемся записывать таким образом, чтобы потом  нам этой информацией было легко воспользоваться – выбрать нужные данные, что-то сравнить.
    Самый простой способ упорядочить данные - таблица. С некоторыми таблицами мы уже знакомы (таблица умножения, расписание уроков, страница дневника).

 Чем удобны таблицы?

   Таблицы удобны для упорядочивания и поиска данных (облегчают поиск необходимых сведений, не заставляют изучать всю имеющуюся информацию, а сразу найти то, что нужно, позволяют легко сравнивать).

А какие еще виды подачи информации вы знаете?

  Сегодня мы познакомимся с еще одним способом подачи информации, который во многом удобнее и нагляднее, чем таблица.

   А как называется этот способ подачи информации вы мне скажете сами, когда разгадаете ребус.


Слайд   Ребус

Слайд  ДИАГРАММА

Нам приходилось на уроках математики сталкиваться с понятием диаграмма?

- На какие вопросы в ходе урока вы хотели бы получить ответы? Ответы выносятся на доску.

- Что такое диаграмма?

- Какие диаграммы бывают?

- Как их строят?

- Для чего в жизни нужно уметь строить диаграммы?


Личностный вопрос: Зачем мне нужны диаграммы и где я могу их использовать?


Где можно самостоятельно узнать значение слова диаграмма?

В словаре, в учебнике

Откройте учебник на странице 16 и прочитайте только первое предложение из определения диаграммы.

- Доводилось ли вам сталкиваться с диаграммами?

-Всегда ли была понятна информация, изображенная на диаграммах?

-  А знаете ли вы, что диаграмма это тоже текст, который надо уметь читать?


Слайд.  Как удобнее?

На слайде задача в виде текста, в виде диаграммы и в виде таблицы

-Верите ли вы, что все предоставленные 3 способа содержат одну и ту же информацию?

  Определите, какой способ предоставления  информации самый большой по объему?

       текст

-С каким способом подачи информации мы уже сталкивались на уроках математики?

      Текст, и таблица

- Как на ваш взгляд,  с помощью чего – таблицы или диаграммы сравнивать данные удобнее?

- Что мы видим на диаграмме?

- Почему все столбики разной высоты?

- Что обозначает самый первый столбик?

- Для чего он нужен?

- А кто знает, что такое масштаб?

- Давайте вернемся к определению диаграммы в учебнике и прочитаем 2 предложение.

Масштаб-отношение отношение одного объекта к другому. Для изображения чисел на диаграмме задают масштаб, используя который и строят диаграммы.

Каков масштаб на нашей диаграмме?

4человека – 1 клеточка

Посмотрите на диаграмму и скажите, в каком классе больше всех учеников?

Меньше всех?

В каких классах учеников одинаковое количество?

Что помогло вам ответить на мои вопросы?

Какой же способ подачи информации помогает вам дать ответ не выполняя вычислений?

Диаграммы используют тогда, когда какую-нибудь информацию хотят представить наглядно.   

   -   С помощью диаграмм сравнивать данные удобнее, чем с помощью таблиц.  

Тетрадь математика и конструирование  стр.85

Посмотрите на диаграмму и определите масштаб

1кг-1 клетка

Постройте диаграмму в соответствии с заданием, поработайте в парах.

  Строят на диаграмме массу щенка и  массу кролика.

Слайд эталон.  Сравните свое выполненное задание с образцом.


Давайте выполним задание наоборот.  В этой задаче вы уже знали масштаб, а теперь попробуйте определить его и построить, в соответствии с диаграммой.

Проверка.

1 клетка 3 человека

 Как узнали?


Слайд  Виды диаграмм.

 Давайте попробуем дать название диаграммам.

Вид диаграммы зависит от того, какой геометрической  фигурой  представлена информация.


Слайд  Игра «Интервью»

  А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Интервью».  Я буду выполнять  роль журналиста, т. е. задавать вам вопросы, а вы  будете  статистами  – отвечать на мои вопросы.

Вопросы к диаграмме:
В какое время года лучше всего продаются зонты? (летом)
В какое время года зонты продаются хуже всего? (зимой)
В какое время года не продаются варежки? (летом)
В какое время года варежки продаются лучше всего? (зимой)
Какой товар продается приблизительно одинаково во все времена года? (перчатки)
Что лучше продается весной – перчатки или варежки? (перчатки)
Во сколько раз варежки зимой продаются лучше, чем зонты? (в 2 раза)
Во сколько раз зонты продаются летом лучше, чем перчатки? ( в 9 раз)
Какой товар одинаково продается весной и летом? (сумки)

 Научились   читать диаграммы.

   Известно ли вам, люди, каких профессий просто не могут обойтись без диаграмм? Это астрономы, географы, врачи, метеорологи.


Работа в группах.

Сейчас я вам предлагаю выступить в роли людей разных профессий

Метеорологи

Социологи

Мед.работники

Статисты

Кто такие метеорологи?

 У кого-то на парте карточка с этим определением, прочитайте его.

МЕТЕОРОЛОГ - занимается сбором и систематизацией сведений об атмосферных процессах.

Кто хочет сегодня попробовать себя в роли метеоролога?

Наши  метеорологи проходят в группу и выполняют задание.

Что обозначает голубой цвет? (облачно).

Желтый цвет? (солнечно).

Тёмно-синий цвет? (дожди).

Темно- синий со снежинками (снег)

а) Сколько дней в сентябре солнечных?

б) Сколько дней в сентябре облачных?

в) Сколько дней со снегом?

г) Сколько в сентябре дней с дождем?

д) Сравните количество дней в году с осадками дождь, снег.

е) Сравните количество дней солнечных и облачных.

Постройте диаграмму. В соответствии с заданием и проанализируйте её.


Кто такой социолог и чем он занимается? У кого-то на парте карточка с этим определением. Прочитайте.

СОЦИОЛОГ - составляет программы, проводит по ним исследования, анализирует их: обрабатывает информацию, обобщает данные, и может дать рекомендации.

Мы  провели социологический опрос ребят нашего класса  с целью узнать, какие учебные предметы Всероссийской олимпиады школьников им наиболее интересны и по каким дисциплинам они хотели бы пройти тестирование.

Кто хочет сегодня поработать социологом?

Наши социологи проходят  в свою группу.

 В 2019-2020 учебном году в перечень предметов для тестирования вошли русский язык, литература, математика, технология, физкультура. 24 ученика нашего класса приняло участие в анкетировании.

Выберите цвет для каждого предмета и постройте диаграмму.

Сколько ребят хотели бы проверить свои знания по русскому языку?

Сколько ребят хотели бы проверить свои знания по математике?

Сколько ребят хотели бы проверить свои знания по литературе?

Сколько ребят хотели бы проверить свои знания по физкультуре?

Сколько ребят хотели бы проверить свои знания по технологии?

 Проанализируйте её


МЕДИЦИНСКИЕ РАБОТНИКИ нашей школы  постоянно контролируют уровень заболеваемости учеников нашей школы, чтобы вовремя принять профилактические меры.

Кто сегодня хочет выступить в роли мед. работников


Медицинский работник в школе следит за чистотой помещений, состоянием воздуха и освещенности,  контролирует  организацию питания школьников, отслеживает уровень заболеваемости учащихся, проводит профилактические мероприятия по предотвращению заболеваний.

1 классы – желтый

2 классы -  голубой

3 классы – оранжевый

 4 классы -  зеленый

 Сентябрь 2018

 а) Сколько учащихся 1 класса болело в сентябре?

б) Сколько учащихся 2 класса болело в сентябре?

в) Сколько учащихся 3класса болело в сентябре?

г) Сколько учащихся 4 класса болело в сентябре?

д) Сравните количество болеющих учащихся по классам.

Задайте масштаб.

Постройте диаграмму в  соответствии с заданием и проанализируйте её.

Сентябрь 2019

 а) Сколько учащихся 1 класса болело в сентябре?

б) Сколько учащихся 2 класса болело в сентябре?

в) Сколько учащихся 3класса болело в сентябре?

г) Сколько учащихся 4 класса болело в сентябре?

д) Сравните количество болеющих учащихся по классам.

Постройте диаграмму в  соответствии с заданием и проанализируйте её.

Задайте масштаб. Сравните полученные диаграммы. Проанализируйте их.


Статисты люди, должностные обязанности которых статистика в любом учреждении. Их работа заключаются в обработке данных, составлении отчетов и прочей документации.

- На основе документов (справок)  из учреждений дополнительного образования, которые вы принесли нашему завучу Ольге Федоровне нужно увидеть статистику наиболее посещаемых учебных заведений.

Сентябрь 2018

а) Сколько учащихся  класса посещает танцевальные студии??

б) Сколько учащихся класса посещает школу искусств?

в) Сколько учащихся класса посещает спортивные секции?

г) Сколько учащихся класса ходит в музыкальную школу?

Задайте масштаб.

Постройте диаграмму в  соответствии с заданием и проанализируйте её.


Сентябрь 2019

а) Сколько учащихся  класса посещает танцевальные студии??

б) Сколько учащихся класса посещает школу искусств?

в) Сколько учащихся класса посещает спортивные секции?

г) Сколько учащихся класса ходит в музыкальную школу?

Задайте масштаб.

Постройте диаграмму в  соответствии с заданием и проанализируйте её.

Сравните полученные диаграммы. Проанализируйте их.

Рефлексия

Наш урок подошел к концу, давайте обратимся к вопросам на которые вы хотели бы получить ответы.

 Как мы получили ответ на первый вопрос?

Что мы делали, чтобы ответить на 2 вопрос

Как мы достигли этого результата?

 Справились ли мы с поставленными вопросами?

Комментарии
Комментариев пока нет.