Конспект урока математики в 4 классе на тему «Угол. Виды углов»
Авторский медиапродукт: дидактический материал, разработанный с помощью программного обеспечения SMART Notebook 11 для интерактивной доски SMART Board.
Автор: Ермолаев Кирилл Андреевич
Должность: студент специальности 050146 «Преподавание в начальных классах».
Образовательное учреждение: ГБПОУ «Пермский педагогический колледж №1»
Предмет: математика
Тема урока: Угол. Виды углов.
Тип урока: изучение новой темы.
Класс: 4
Цели:
Знакомство учащихся с понятиями «угол», его видами.
Задачи урока:
Образовательные (предметные):
Сформировать начальные знания о видах углов.
Развить умение видеть разницу между острым, прямым, тупым углами.
Развивать умение применения знаний об углах для решения задач.
Научиться определять вид углов в задачах, чертежах.
Научиться строить разные углы с помощью линейки.
Развивающие (метапредметные):
Регулятивные:
Фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Способствовать выполнению пробного учебного действия – увеличение числа в несколько раз.
Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
Познавательные:
Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
Формирование логических операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия, установление причинно-следственных связей, по¬строение рассуждений, отнесение к известным понятиям).
Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
Развивать умение работать с разными видами информации.
Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике и тетради для самостоятельных работ.
Знакомство и обучение использованию инструментов программы SMART для выполнения построений на ИД.
Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.
Коммуникативные:
Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Помочь ученику в аргументации своего мнения.
Воспитательные (личностные):
Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
Воспитание интереса к математике.
Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.
Следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении.
Развивать умение анализировать результаты своей деятельности.
Следовать в поведении моральным и этическим требованиям.
Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.
Работать над осознанием ответственности за общее дело.
Оборудование: ПК, проектор, интерактивная доска SMART Board, учебник Моро М.И. Математика. 4 класс.
Программное обеспечение: SMART Notebook версия 11
Цели использования интерактивных средств, ресурсов, инструментов:
обеспечить наглядность, доступность и достаточный объем учебный информации для учащихся;
создать ситуацию для изменения содержания и характера деятельности ученика и учителя, учитель становится организатором, координатором познавательной деятельности учеников;
создать условия для экономии учебного времени на уроке;
наглядно представить абстрактную информацию за счет динамического показа процессов;
объединение информации, доставляемой несколькими различными органами чувств;
повысить мотивацию школьников к учению.
Авторские комментарии:
ЦОР (цифровой образовательный ресурс) можно использовать во 4 классе на этапах повторения знаний и самостоятельного применения знаний для фронтальной работы со всем классом на уроках. Ресурс можно пополнять, добавляя страницы с заданиями, как из учебника, так и самостоятельно составленными. Учитель сможет не только использовать предлагаемые задания, но и составить свои, дать возможность учащимся проявить творчество и воображение.
Конспект урока |
||||||
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Слайд |
Рекомендации к слайду |
Время |
Ожидаемый результат |
Организационный момент |
Ну-ка, проверь дружок, |
Проверяют свое рабочее место на предмет готовности к уроку. |
1 мин. |
Эмоционально-положительный настрой на урок, улучшение внимательности. |
||
Актуализация знаний. Постановка темы урока. |
Вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке, решив геометрический кроссворд. 1. Часть прямой, у которой есть начало и нет конца. 2. Геометрическая фигура, не имеющая углов. 3. Самая маленькая геометрическая фигура. 4. Геометрическая фигура, имеющая форму вытянутого круга. - Какое слово было зашифровано? О чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? |
- Луч - Круг - Точка - Овал - Угол. -Угол, виды углов. |
Установление фона, ,вставка фигур, изображений из интернета, текст, анимации «Появление». |
2 мин. |
Актуализация полученных ранее знаний, активизация мышления, логики. |
|
Устный счет |
Так как мы говорим о геометрических фигурах, мы должны вспомнить единицы измерения длины. 15 км 84 м = (м) 37 м 5 см = (см) 915см = (дм, см) 5/10 м = (см) |
- 15.084 метра - 3705 сантиметров - 91 дециметр, пять сантиметров - 50 сантиметров |
Фон страницы из коллекции, вставка текста, изменение цвета, шрифта. |
4 мин. |
Закрепление знаний о геометрических величинах, умение работать на интерактивной доске. |
|
Решение задачи |
В тетрадях решите задачу, которая представлена на слайде. Когда ученики готовы, демонстрируется решение задачи. |
(в тетради решают задачу) 10 : 5 = 2(см) – ширина прямоугольника. (10 + 2) * 2 = 24(см) – P прямоугольника. 10 * 2 = 20(см) – S прямоугольника. Ответ: S = 20 cм, P = 24 см. |
Вставка текста, фигуры, объединение и закрепление объектов, инструмент «затенение экрана». |
6 мин. |
Умение анализировать задачу, нахождение способов ее решения. |
|
Решение логической задачи |
Прочитайте задачу: Собака привязана к веревке длиной 5 м. А ушла она на 10 м. Как она это сделала? Ребята, у кого есть предположение, каким образом собаке удалось уйти так далеко? А теперь прочитайте условие следующей задачи: Мельник пришел на мельницу. В ней четыре угла. В каждом углу по четыре мешка. У каждого мешка по четыре кошки. У каждой кошки по четыре котенка. Сколько всего ног? Если вам нужно записать решение, запишите его в тетради. Итак, каков ответ? |
Веревка не была ни к чему привязана. Две ноги у мельника. А у кошек – лапки. |
Вставка изображений из интернета и коллекции, вставка текста, изменение шрифта и цвета, группировка объектов. |
6 мин. |
Развитие логического мышления, умения мыслить нестандартно, видеть ситуацию со всех сторон. |
|
Физкультминутка |
Мы танцуем «Хлопай-топай» Утром, днем и вечером. Лучший танец — «Хлопай-топай», Когда делать нечего. Кем бы ни был ты — отличник Иль совсем наоборот, Разучите танец этот И танцуйте целый год! |
И п. — основная стойка. Приподнять правую ногу над полом; руки развести в стороны; хлопнуть в ладони под ногой. Далее то же самое с левой ногой. |
2 мин. |
Отдых от умственной нагрузки, снижение зрительного напряжения. |
||
Изучение нового материала. |
Так что же такое угол? - Точка О – вершина угла. Угол можно назвать одной буквой, записанной около его вершины. Угол О. Но может быть несколько углов, имеющих одну вершину. Как быть тогда? (демонстрация записи). - В таких случаях если называть разные углы одной буквой, то будет непонятно, о каком угле идёт речь. Что этого не произошло, на каждой стороне угла можно отметить по одной точке, поставить около неё букву и обозначить угол тремя буквами, при этом всегда в середине записывают букву, обозначающую вершину угла. Угол АОВ. Лучи АО и ОВ – стороны угла. Теперь начертите угол в своей тетради и обозначьте его латинскими буквами. |
Угол – это геометрическая фигура, образованная двумя разными лучами с общим началом. (чертят угол с обозначениями). |
Фон, вставка изображения из интернета, линия, инструмент «Линейка», инструмент «Средство записи», гиперссылка на видеофайл. |
5 мин. |
Закрепление понятия «угол», буквенных обозначений угла. |
|
Работа над новым материалом. |
- Углы окружают нас и в повседневной жизни. Обернитесь, рассмотрите наш класс. Приведите свои примеры, где можно найти углы вокруг нас. (учитель рисует прямой угол на доске). Какой изображен угол? - Не всегда удобно определять прямой угол на глаз. Как нам проверить? (Для этого используют линейку-угольник. Чтобы определить прямой угол или нет угла, нужно совместить вершину и одну сторону угла с вершиной и стороной прямого угла на линейке-угольнике. С 91 №358 Используя угольник, найди прямые углы и выпиши их номера. Что можно сказать про углы под № 1 и 3? Какие они? - Каждый из углов имеет своё название. Острый угол – это угол, который меньше прямого. Тупой угол – это угол, который больше прямого. - Начертите в тетради острый и тупой угол, подпишите их. Острый угол заштрихуйте зелёным карандашом, а тупой угол фиолетовым. - Чем похожи и чем различаются эти углы? |
- Угол стола, углы в кабинете, угол на угольнике, углы на тетради или учебнике. - Прямой. С помощью угольника (транспортира). (Дети выполняют задание самостоятельно, затем один ученик называет свой вариант ответа, все проверяют работу). - Это не прямые углы. - Похожи: есть вершина, две стороны. Различаются: один больше, другой меньше прямого угла; разные названия. |
Вставка линий, пунктирных линий, объединение объектов, текст. |
5 мин. |
Развитие пространственного мышления, умения применять полученный материал в жизни. Изучение видов углов, развитие умения различать их. |
|
Закрепление полученных знаний |
- Сейчас мы выполним задания, которые для нас приготовили веселые гномы. Нам даны геометрические фигуры, назовите их? Нужно определить, сколько на всех этих фигурах острых углов, прямых углов, тупых углов, и записать ответы ниже. В случае затруднения, вы можете пользоваться угольником, который также есть на слайде. |
- Прямоугольник, круг, треугольник, четырехугольник. Выбранный ученик выполняет задания на доске, остальные – в рабочей тетради. Острые – 3 Тупые – 2 Прямые – 6 |
Вставка фигуры, перо распознавания фигур, изменение цвета, закрепление, инструмент «Угольник». |
3 мин. |
Развитие умения работать самостоятельно, ориентироваться в фигурах, анализировать свою деятельность и деятельность одноклассников. |
|
Самостоятельная работа. |
- А теперь вам предлагается выполнить задание на логику. Для начала сделайте задание №160 в учебнике на странице 34. - Теперь вам надо добавить одну прямую на чертеж таким образом, чтобы появилось два острых и два тупых угла. На выполнение у вас пять минут. - Теперь поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и, глядя на доску, оцените правильность выполнения работы. Поставьте плюсик, если задание решено верно, или исправьте ошибку, если она допущена. |
Самостоятельное выполнение упражнения из учебника и решение логического примера. Меняются тетрадями и выполняют проверку в парах. |
Инструмент «прямая», применение анимации, закрепление объектов. |
8 мин. |
Развитие логического мышления, визуализации, ответственности. |
|
- Итак, ребята, какова была тема нашего урока? - С каким понятием мы познакомились? Какие виды углов изучили? - Домашним заданием будет… |
- «Углы, виды углов» - С понятием «угол». Прямой, острый, тупой. |
2 мин. |
Анализ и синтез полученных знаний, умение отвечать полным, развернутым ответом. |
|||
Рефлексия |
- Ребята, если материал был прост для вас, и вы хорошо его усвоили, то нарисуйте в тетради красный цветок. Если были небольшие затруднения, то желтый. А если вы совсем плохо поняли материал урока, то тогда нарисуйте синий. Всем спасибо за урок. |
Рисуют в тетради цветок в зависимости от того, насколько хорошо усвоен материал урока. |
2 мин. |
Умение анализировать свою деятельность, давать себе адекватную оценку. |
Коловская Ирина Владимировна