Материал на проверке

Конспект урока математики в 6 классе по теме "Действия с обыкновенными дробями"

0
0
Материал опубликован Вчера в 21:29 в группе

Хилько Людмила Владимировна,

учитель математики МКОУ СОШ № 4

города Мирного Архангельской области


Тема урока: «Действия с обыкновенными дробями» ( Путешествие по знаменательным датам из жизни М. В. Ломоносова)

Класс: 6 класс

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель: обобщение темы: «Действия с обыкновенными дробями»; познакомить с жизнью и деятельностью М. В. Ломоносова; вызвать у обучающихся интерес к истории родного края; расширение кругозора обучающихся.

Планируемые результаты:

Личностные:

- установка на активное участие в решение практических задач математической направленности;

- формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие.

Метапредметные:

познавательные УУД:

- выявлять и характеризовать существенные признаки математических понятий, формулировать определения понятий;

- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

коммуникативные УУД:

- грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;

- планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы, обобщать мнения нескольких людей;

регулятивные УУД:

- самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи;

- владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;

- вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей.

Предметные: Иметь представление о классификации обыкновенных дробей. Умение сравнивать обыкновенные дроби. Выполнять, сочетая устные и письменные приёмы, арифметические действия с обыкновенными дробями. Вычислять значения числовых выражений, выполнять прикидку и оценку результата вычислений. Умение решать основные задачи на дроби и проценты.

Формы организации учебной деятельности: работа в парах; индивидуальная работа; фронтальная работа.

Организационная структура урока:

Этап деятель-

ноcти

Деятельность учителя

Деятельность об-cя

Примеча-ние

1.Орг. момент. Мотивация к учебной деятельнос-ти

- Ребята, сегодня на уроке мы узнаем много интересного и нового, расширим наш кругозор.

К нам в гости кто-то пришёл (входит Ломоносов).

- Здравствуйте, любопытные ребятишки!

Не подскажите ли, куда я попал? Я ведь иду в Москву учиться. Узнал, что батька меня решил женить, поэтому убёг я. Грамоте и чтению я обучен, но хочу ещё постичь другие науки, иностранные языки выучить. Учиться всем надобно, а то не ведаем, как природа устроена.

Признали вы меня, али нет? Михайло я, Ломоносов! Пора мне, а вы учите математику, потому что она ум в порядок приводит!

Учитель:

-Михаил Васильевич Ломоносов - это великий русский учёный, химик, физик, художник, историк, поэт и писатель. Его знают не только в нашей стране. Ломоносов не был математиком, но без математиков Ломоносова как первого русского учёного не было бы вовсе. Ему принадлежат известные высказывания: «Слеп физик без математики», «Химия правая рука физики, математика – её глаза». Как вы их понимаете?

-Кто знает где родился Михаил Васильевич?

(в д. Мишанинской, ныне – село Ломоносово, Архангелогородской губернии).

- Ломоносов родился в довольно зажиточной семье крестьянина-помора. Семья жила с доходов от рыбной ловли. С ранних лет он ходил с отцом в Белое море – с десяти лет. Овладев грамотой, перечитал всю доступную тогда литературу, в том числе “Арифметику” Магницкого.

История нашего края очень богата, и сегодня мы познакомимся с выдающейся личностью, которой гордимся.

Настраиваются на рабочий ритм урока, демонстрируют готовность к уроку.

Пытаются отгадать героя, если что-то знают о

нём, рассказывают.










Отвечают

на вопрос.

4 мин.












2. Постанов-ка цели

и задач урока

- Какую тему мы с вами изучаем? (Обыкновенные дроби). - - Для чего они нам нужны?

- Какие действия мы умеем с ними совершать?

- Как вы думаете, какова цель нашего урока?

Действительно, цель нашего урока обобщить знания по ранее изученному и в ходе решения заданий узнать много нового о Ломоносове.

Отвечают на вопросы учителя, высказывают своё

мнение.

1 мин

3.Обобще-ние и системати-зация учебного материала

Устный счёт.

- Установите закономерность и продолжите ряд чисел и вы узнаете день, месяц и год рождения Михаила Васильевича.

а) 11,5; 14; 16,5; … (19)

б) 2; 4; 7; … (11)

в)1117; 1171; 7111; … (1711)

Верно, Михаил Васильевич родился 19 ноября 1711 года.

Работа по теме урока.

- Давайте вспомним правила сложения и вычитания обыкновенных дробей; умножения и деления дробей.

Как найти часть от числа; число по части?

1. Решите уравнение и вы узнаете, сколько лет было Михаилу, когда он ушёл учиться в Москву (целая часть числа), сколько лет он учился в Славяно-греко- латинской академии, в которую сразу записался, но ему пришлось подделать документы и выдать себя за сына холмогорского дворянина (знаменатель дробной части) и сколько у него была стипендия (числитель дробной части).

t1731868107aa.gif

t1731868107ab.gif(не забудьте сократить дробь. Сформулируйте основное свойство дроби).

2. Составьте число из значений полученных при решении задач. В этом году юный Ломоносов ушёл из дома (1731).

А) Найдите площадь прямоугольника с длинами сторон t1731868107ac.gifсм и 5 см (17).

Б) Найдите число, 17% которого равны 5,27 (31).

В 19 лет Михаил ушёл учиться (в 1731 году), за пять лет обучения он прошёл весь 12-летний курс обучения. В академии ему пришлось нелегко, так как над ним смеялись, что он в 20 лет пришёл учиться. Стипендия у него была мизерная (3 копейки, 1 алтын). Сам Ломоносов писал: «Имея один алтын в день жалования, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку кваса, прочее на бумагу, на обувь, и на другие нужды. Таким образом я жил 5 лет, но наук не оставил».

А сейчас в высших учебных заведениях есть стипендия имени М.В.Ломоносова. Она устанавливается в целях поощрения студентов, молодых преподавателей, научных сотрудников, которые занимаются научной деятельностью в области химических наук.

3. Вычислите какое расстояние преодолевал Ломоносов в день (будем считать, что каждый день он преодолевал одинаковое расстояние), если известно, что расстояние от Ломоносово до Москвы 1180 км и добирался он 3 недели.

Решение: 3 недели = 21 день

1180:21 =t1731868107ad.gif(км)

После окончания первой академии, в числе лучших студентов в 1736 году отправляется учиться в Германию, где изучает технические и естественные науки, литературу и иностранные языки. В 1741 возвращается на родину и в 1742 его назначают адъюнктом физики в Петербургской академии наук, а через три года он стал профессором химии.

4. Возьмите раздаточный материал. Что мы можем сделать с дробями первой группы? Второй группы? (Представить в виде неправильной дроби; выделить целую часть). Вспомним правила и выполним задание. Замените числа соответствующей буквой и составьте слова.

А) t1731868107ae.gif

t1731868107af.gif


t1731868107ag.gif


t1731868107ah.gif


t1731868107ai.gif


t1731868107aj.gif


t1731868107ak.gif

Л

У

М

Н

Г

О

Б) t1731868107al.gif

t1731868107am.gif


t1731868107an.gif


t1731868107ah.gif


t1731868107ai.gif


t1731868107ao.gif


t1731868107ap.gif


t1731868107aq.gif


t1731868107ar.gif

А

Е

М

Н

С

О

Ф

У


Кто знает что означают эти слова? (Названия высших учебных заведений А) МГУ – Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова в Москве, считается одним из ведущих университетов в нашей стране. Университет был основан Ломоносовым. Он считал распространение просвещения в русском народе одной из главных своих задач.

Б) САФУ – Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В.Ломоносова в г. Архангельск, в гимне университета славится имя учёного. Имя Ломоносова также носят многие учреждения науки, образования и культуры. Кроме того, его именем названы: течение в Атлантическом океане, подводный хребет в Северном Ледовитом океане, кратер на Луне, город многое другое.

5. Приведите к наименьшему общему знаменателю дроби

А) t1731868107as.gif и t1731868107at.gif (12) Б) t1731868107au.gif и t1731868107av.gif (70)

В) t1731868107aw.gif; t1731868107ax.gif; t1731868107ay.gif (24) Г) t1731868107az.gifи t1731868107ba.gif (140)

Составьте из данных чисел верную пропорцию.

Что такое пропорция? Сформулируйте основное свойство пропорции. (t1731868107bb.gif)

Найдите значение выражения: к произведению крайних членов прибавьте t1731868107bc.gifот 12. (1755).

Мы получили год основания МГУ. 25 января 1755 г., с тех пор этот день считается Днём российского студенчества.

Физкультминутка.

Если вы согласны с утверждением делаем наклоны туловища вправо, если нет – влево.

1.В Архангельске есть памятник Ломоносову (да).

2. Ломоносов писал стихи (да).

3. Ломоносовым был открыт закон сохранения энергии

(да, и так как результаты опытов не были опубликованы, об этом стало известно спустя 100 лет).

4.Ломоносов никогда не увлекался астрономией (нет).

5.Ломоносов никогда не увлекался палеонтологией (да, Ломоносов внёс весомый вклад в астрономию, минералогию, историю, химию, физику, геологию, геодезию, картографию.)

6. Наблюдая за Марсом Ломоносов сделал открытие мирового значения (нет, за Венерой, у неё есть атмосфера).

7. Ломоносов увлекался мозаикой (да). Основал фабрику цветного стекла.

6. Решив примеры мы узнаем как в своих трудах называл Ломоносов молекулы (корпускула).

Решите пример:t1731868107bd.gif

Расположите значения каждого из действий в порядке возрастания и замените соответствующей буквой. Мы получим первые 7 букв слова.

t1731868107be.gif


t1731868107bf.gif



1


t1731868107bg.gif


t1731868107bh.gif


t1731868107bi.gif


t1731868107bj.gif


t1731868107bk.gif


t1731868107bl.gif



t1731868107bm.gif

Р

К

У

П

О

С

К

Т

Е

Б

Найдите рациональным способом значения выражений и

мы найдём последние три буквы слова.

(t1731868107bn.gif

3,75 +5t1731868107at.gif

t1731868107bo.gif


45



9



t1731868107bp.gif


t1731868107bq.gif


t1731868107aw.gif



55

У

В

Л

А

Я

Г


Слушают учителя, выполняют задание, находят закономерность

в построении числового ряда.












Решают уравнение.


Отвечают на вопрос.


Решают задачи.






Слушают учителя.














Выполняют задание.






Слушают учителя.






Работают в парах.

Выполняют задание.




















Слушают учителя.














Выполняют задание (взаимопро-верка)






























Решают по цепочке

у доски


35 минут


Задания на доске.
















































Разда-точный материал

Прило-жение №1





























Разда-точный материал.

Приложе-ние №2

























Раздаточ-ный материал.

Приложе-ние №3






4.Итоги урока. Рефлексия

Какая была тема нашего урока? Какая цель урока?

Возьмите лист самооценки.

Оцените свою работу на уроке.

Я узнал (а)…

Мне запомнилось…

Я не знал(а), а теперь знаю и расскажу сегодня родителям…

Кто был внимателен, кто может сказать сколько Ломоносову было лет, когда он стал профессором?

Мы познакомились лишь с малой долей того, чем известен этот выдающийся учёный. И как сказал о нём поэт:

«Он сам был – университет!»

Отвечают

на вопросы.

Проводят самооценку своей

деятельности.

4 мин


5.Домашнее задание


Олимпиада школьников «Ломоносов» (для старшеклассников) проводится с 2005 года под девизом «via scientiarum», что в переводе с латыни означает «путь к знаниям». Она включена в Перечень олимпиад школьников Минобрнауки России, дающих особые права при поступлении в МГУ имени М.В. Ломоносова и другие высшие учебные заведения. Но с 2019 года появились задания и для учащихся младших классов.

Задачи олимпиады школьников «Ломоносов» для 5- 6 классов (для желающих), остальным приготовить сообщение, викторину, кроссворд или презентацию о научных достижениях Ломоносова, попробовать самостоятельно составить задачи.

Записывают домашнее задание в дневник.

1 мин

Раздать карточки с задача-ми.

Прило-жение №4



















































Приложения к уроку

Приложение №1

Переведите в неправильную дробь:

А) t1731868107ae.gif

t1731868107af.gif


t1731868107ag.gif


t1731868107ah.gif


t1731868107ai.gif


t1731868107aj.gif


t1731868107ak.gif

Л

У

М

Н

Г

О


Выделите целую часть из дробей

Б) t1731868107al.gif


t1731868107am.gif


t1731868107an.gif


t1731868107ah.gif


t1731868107ai.gif


t1731868107ao.gif


t1731868107ap.gif


t1731868107aq.gif


t1731868107ar.gif

А

Е

М

Н

С

О

Ф

У



Приложение №2

Приведите к наименьшему общему знаменателю дроби

А) t1731868107as.gif и t1731868107at.gif

Б) t1731868107au.gif и t1731868107av.gif

В) t1731868107aw.gif; t1731868107ax.gif; t1731868107ay.gif

Г) t1731868107az.gifи t1731868107ba.gif

Составьте из данных чисел верную пропорцию.

Найдите значение выражения: к произведению крайних членов прибавьте t1731868107bc.gifот 12.













Приложение №3

Решите пример:t1731868107bd.gif

Расположите значения каждого из действий в порядке возрастания и замените соответствующей буквой. Мы получим первые 7 букв слова.

t1731868107be.gif


t1731868107bf.gif



1


t1731868107bg.gif


t1731868107bh.gif


t1731868107bi.gif


t1731868107bj.gif


t1731868107bk.gif


t1731868107bl.gif



t1731868107bm.gif

Р

К

У

П

О

С

К

Т

Е

Б


Найдите рациональным способом значения выражений и мы найдём последние три буквы слова

(t1731868107bn.gif

3,75 +5t1731868107at.gif

t1731868107bo.gif



45



9



t1731868107bp.gif


t1731868107bq.gif


t1731868107aw.gif



55

У

В

Л

А

Я

Г




Приложение №4 Домашнее задание

1.Родители разрешили Яне купить себе в подарок две игрушки. В магазине продаётся 8 разных кукольных домиков и 4 разных плюшевых мишки. Сколькими способами она может выбрать себе подарок? (66).

2. Заяц прыгает раз в минуту на расстояние 1 по числовой прямой, начиная с точки 0, причём в любую сторону. Он прыгал 30 минут, после чего уснул. Сколько на числовой прямой существует точек, в которых мог уснуть заяц? (31).

3. Ластик, три ручки и 2 фломастера стоят 250 рублей, а 3 ластика, 6 фломастеров и 8 ручек стоят 690 рублей. Какова общая стоимость (в рублях) 4 ластиков, 9 ручек и 8 фломастеров? (820).





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.