Конспект урока математики в 6 классе по теме "Действия с обыкновенными дробями"
Хилько Людмила Владимировна,
учитель математики МКОУ СОШ № 4
города Мирного Архангельской области
Тема урока: «Действия с обыкновенными дробями» ( Путешествие по знаменательным датам из жизни М. В. Ломоносова)
Класс: 6 класс
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель: обобщение темы: «Действия с обыкновенными дробями»; познакомить с жизнью и деятельностью М. В. Ломоносова; вызвать у обучающихся интерес к истории родного края; расширение кругозора обучающихся.
Планируемые результаты:
Личностные:
- установка на активное участие в решение практических задач математической направленности;
- формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие.
Метапредметные:
познавательные УУД:
- выявлять и характеризовать существенные признаки математических понятий, формулировать определения понятий;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
коммуникативные УУД:
- грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;
- планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы, обобщать мнения нескольких людей;
регулятивные УУД:
- самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи;
- владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;
- вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей.
Предметные: Иметь представление о классификации обыкновенных дробей. Умение сравнивать обыкновенные дроби. Выполнять, сочетая устные и письменные приёмы, арифметические действия с обыкновенными дробями. Вычислять значения числовых выражений, выполнять прикидку и оценку результата вычислений. Умение решать основные задачи на дроби и проценты.
Формы организации учебной деятельности: работа в парах; индивидуальная работа; фронтальная работа.
Организационная структура урока:
Этап деятель- ноcти | Деятельность учителя | Деятельность об-cя | Примеча-ние | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Орг. момент. Мотивация к учебной деятельнос-ти | - Ребята, сегодня на уроке мы узнаем много интересного и нового, расширим наш кругозор. К нам в гости кто-то пришёл (входит Ломоносов). - Здравствуйте, любопытные ребятишки! Не подскажите ли, куда я попал? Я ведь иду в Москву учиться. Узнал, что батька меня решил женить, поэтому убёг я. Грамоте и чтению я обучен, но хочу ещё постичь другие науки, иностранные языки выучить. Учиться всем надобно, а то не ведаем, как природа устроена. Признали вы меня, али нет? Михайло я, Ломоносов! Пора мне, а вы учите математику, потому что она ум в порядок приводит! Учитель: -Михаил Васильевич Ломоносов - это великий русский учёный, химик, физик, художник, историк, поэт и писатель. Его знают не только в нашей стране. Ломоносов не был математиком, но без математиков Ломоносова как первого русского учёного не было бы вовсе. Ему принадлежат известные высказывания: «Слеп физик без математики», «Химия правая рука физики, математика – её глаза». Как вы их понимаете? -Кто знает где родился Михаил Васильевич? (в д. Мишанинской, ныне – село Ломоносово, Архангелогородской губернии). - Ломоносов родился в довольно зажиточной семье крестьянина-помора. Семья жила с доходов от рыбной ловли. С ранних лет он ходил с отцом в Белое море – с десяти лет. Овладев грамотой, перечитал всю доступную тогда литературу, в том числе “Арифметику” Магницкого. История нашего края очень богата, и сегодня мы познакомимся с выдающейся личностью, которой гордимся. | Настраиваются на рабочий ритм урока, демонстрируют готовность к уроку. Пытаются отгадать героя, если что-то знают о нём, рассказывают. Отвечают на вопрос. | 4 мин. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Постанов-ка цели и задач урока | - Какую тему мы с вами изучаем? (Обыкновенные дроби). - - Для чего они нам нужны? - Какие действия мы умеем с ними совершать? - Как вы думаете, какова цель нашего урока? Действительно, цель нашего урока обобщить знания по ранее изученному и в ходе решения заданий узнать много нового о Ломоносове. | Отвечают на вопросы учителя, высказывают своё мнение. | 1 мин | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Обобще-ние и системати-зация учебного материала | Устный счёт. - Установите закономерность и продолжите ряд чисел и вы узнаете день, месяц и год рождения Михаила Васильевича. а) 11,5; 14; 16,5; … (19) б) 2; 4; 7; … (11) в)1117; 1171; 7111; … (1711) Верно, Михаил Васильевич родился 19 ноября 1711 года. Работа по теме урока. - Давайте вспомним правила сложения и вычитания обыкновенных дробей; умножения и деления дробей. Как найти часть от числа; число по части? 1. Решите уравнение и вы узнаете, сколько лет было Михаилу, когда он ушёл учиться в Москву (целая часть числа), сколько лет он учился в Славяно-греко- латинской академии, в которую сразу записался, но ему пришлось подделать документы и выдать себя за сына холмогорского дворянина (знаменатель дробной части) и сколько у него была стипендия (числитель дробной части).
(не забудьте сократить дробь. Сформулируйте основное свойство дроби). 2. Составьте число из значений полученных при решении задач. В этом году юный Ломоносов ушёл из дома (1731). А) Найдите площадь прямоугольника с длинами сторон см и 5 см (17). Б) Найдите число, 17% которого равны 5,27 (31). В 19 лет Михаил ушёл учиться (в 1731 году), за пять лет обучения он прошёл весь 12-летний курс обучения. В академии ему пришлось нелегко, так как над ним смеялись, что он в 20 лет пришёл учиться. Стипендия у него была мизерная (3 копейки, 1 алтын). Сам Ломоносов писал: «Имея один алтын в день жалования, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку кваса, прочее на бумагу, на обувь, и на другие нужды. Таким образом я жил 5 лет, но наук не оставил». А сейчас в высших учебных заведениях есть стипендия имени М.В.Ломоносова. Она устанавливается в целях поощрения студентов, молодых преподавателей, научных сотрудников, которые занимаются научной деятельностью в области химических наук. 3. Вычислите какое расстояние преодолевал Ломоносов в день (будем считать, что каждый день он преодолевал одинаковое расстояние), если известно, что расстояние от Ломоносово до Москвы 1180 км и добирался он 3 недели. Решение: 3 недели = 21 день 1180:21 =(км) После окончания первой академии, в числе лучших студентов в 1736 году отправляется учиться в Германию, где изучает технические и естественные науки, литературу и иностранные языки. В 1741 возвращается на родину и в 1742 его назначают адъюнктом физики в Петербургской академии наук, а через три года он стал профессором химии. 4. Возьмите раздаточный материал. Что мы можем сделать с дробями первой группы? Второй группы? (Представить в виде неправильной дроби; выделить целую часть). Вспомним правила и выполним задание. Замените числа соответствующей буквой и составьте слова. А)
Б)
Кто знает что означают эти слова? (Названия высших учебных заведений А) МГУ – Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова в Москве, считается одним из ведущих университетов в нашей стране. Университет был основан Ломоносовым. Он считал распространение просвещения в русском народе одной из главных своих задач. Б) САФУ – Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В.Ломоносова в г. Архангельск, в гимне университета славится имя учёного. Имя Ломоносова также носят многие учреждения науки, образования и культуры. Кроме того, его именем названы: течение в Атлантическом океане, подводный хребет в Северном Ледовитом океане, кратер на Луне, город многое другое. 5. Приведите к наименьшему общему знаменателю дроби А) и (12) Б) и (70) В) ; ; (24) Г) и (140) Составьте из данных чисел верную пропорцию. Что такое пропорция? Сформулируйте основное свойство пропорции. () Найдите значение выражения: к произведению крайних членов прибавьте от 12. (1755). Мы получили год основания МГУ. 25 января 1755 г., с тех пор этот день считается Днём российского студенчества. Физкультминутка. Если вы согласны с утверждением делаем наклоны туловища вправо, если нет – влево. 1.В Архангельске есть памятник Ломоносову (да). 2. Ломоносов писал стихи (да). 3. Ломоносовым был открыт закон сохранения энергии (да, и так как результаты опытов не были опубликованы, об этом стало известно спустя 100 лет). 4.Ломоносов никогда не увлекался астрономией (нет). 5.Ломоносов никогда не увлекался палеонтологией (да, Ломоносов внёс весомый вклад в астрономию, минералогию, историю, химию, физику, геологию, геодезию, картографию.) 6. Наблюдая за Марсом Ломоносов сделал открытие мирового значения (нет, за Венерой, у неё есть атмосфера). 7. Ломоносов увлекался мозаикой (да). Основал фабрику цветного стекла. 6. Решив примеры мы узнаем как в своих трудах называл Ломоносов молекулы (корпускула). Решите пример: Расположите значения каждого из действий в порядке возрастания и замените соответствующей буквой. Мы получим первые 7 букв слова.
Найдите рациональным способом значения выражений и мы найдём последние три буквы слова. ( 3,75 +5
| Слушают учителя, выполняют задание, находят закономерность в построении числового ряда. Решают уравнение. Отвечают на вопрос. Решают задачи. Слушают учителя. Выполняют задание. Слушают учителя. Работают в парах. Выполняют задание. Слушают учителя. Выполняют задание (взаимопро-верка) Решают по цепочке у доски | 35 минут Задания на доске. Разда-точный материал Прило-жение №1 Разда-точный материал. Приложе-ние №2 Раздаточ-ный материал. Приложе-ние №3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.Итоги урока. Рефлексия | Какая была тема нашего урока? Какая цель урока? Возьмите лист самооценки. Оцените свою работу на уроке. Я узнал (а)… Мне запомнилось… Я не знал(а), а теперь знаю и расскажу сегодня родителям… Кто был внимателен, кто может сказать сколько Ломоносову было лет, когда он стал профессором? Мы познакомились лишь с малой долей того, чем известен этот выдающийся учёный. И как сказал о нём поэт: «Он сам был – университет!» | Отвечают на вопросы. Проводят самооценку своей деятельности. | 4 мин | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.Домашнее задание | Олимпиада школьников «Ломоносов» (для старшеклассников) проводится с 2005 года под девизом «via scientiarum», что в переводе с латыни означает «путь к знаниям». Она включена в Перечень олимпиад школьников Минобрнауки России, дающих особые права при поступлении в МГУ имени М.В. Ломоносова и другие высшие учебные заведения. Но с 2019 года появились задания и для учащихся младших классов. Задачи олимпиады школьников «Ломоносов» для 5- 6 классов (для желающих), остальным приготовить сообщение, викторину, кроссворд или презентацию о научных достижениях Ломоносова, попробовать самостоятельно составить задачи. | Записывают домашнее задание в дневник. | 1 мин Раздать карточки с задача-ми. Прило-жение №4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| | | |
Приложения к уроку
Приложение №1
Переведите в неправильную дробь:
А)
| | | | | |
Л | У | М | Н | Г | О |
Выделите целую часть из дробей
Б)
| | | | | | | |
А | Е | М | Н | С | О | Ф | У |
Приложение №2
Приведите к наименьшему общему знаменателю дроби
А) и
Б) и
В) ; ;
Г) и
Составьте из данных чисел верную пропорцию.
Найдите значение выражения: к произведению крайних членов прибавьте от 12.
Приложение №3
Решите пример:
Расположите значения каждого из действий в порядке возрастания и замените соответствующей буквой. Мы получим первые 7 букв слова.
| | 1 | | | | | | | |
Р | К | У | П | О | С | К | Т | Е | Б |
Найдите рациональным способом значения выражений и мы найдём последние три буквы слова
(
3,75 +5
45 | 9 | | | | 55 |
У | В | Л | А | Я | Г |
Приложение №4 Домашнее задание
1.Родители разрешили Яне купить себе в подарок две игрушки. В магазине продаётся 8 разных кукольных домиков и 4 разных плюшевых мишки. Сколькими способами она может выбрать себе подарок? (66).
2. Заяц прыгает раз в минуту на расстояние 1 по числовой прямой, начиная с точки 0, причём в любую сторону. Он прыгал 30 минут, после чего уснул. Сколько на числовой прямой существует точек, в которых мог уснуть заяц? (31).
3. Ластик, три ручки и 2 фломастера стоят 250 рублей, а 3 ластика, 6 фломастеров и 8 ручек стоят 690 рублей. Какова общая стоимость (в рублях) 4 ластиков, 9 ручек и 8 фломастеров? (820).