Конспект урока музыки в 5 классе «Опера- самый значительный жанр вокальной музыки»
Презентация
PPT / 3.55 Мб
/data/files/i1577788158.ppt (Презентация)Конспект урока музыки «Опера- самый значительный жанр вокальной музыки.
(тип-получение новых знаний, форма -комбинированный)
Цель деятельности учителя -создать условия для ознакомления с жанром оперы, историей её создания.
Планируемые результаты
Предметные: научатся слушать и анализировать музыкальное произведение М.Глинки «Руслан и Людмила»,наблюдать в музыкальных произведениях примеры содружества нескольких видов искусства;
-получат возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки (звуковедение, дыхание, артикуляция, интонирование),разучить песню « Наши звонкие голоса».
Метапредметные :
-познавательные- внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуются справочной литературой,анализируют и делают выводы,строят рассуждения;
-коммуникативные - осваивают диалоговую форму общения;
-регулятивные - организовывают свою деятельность ,принимают её цели, задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.
Личностные: оценивают результаты деятельности.
Музыкальный материал: М.Глинка «Руслан и Людмила».
1.Оргмомент .
1слайд -Здравствуйте ! Ребята, давайте с вами поздороваемся песней. «Здравствуйте ребята, здравствуйте учитель!Молодцы!
Ребята ,у каждого из вас на столе разноцветные нотки, за каждый правильный ответ вы себе берёте 1 нотку. Проверим ,кто из вас самый активный.
Освоение новых знаний.Чтобы узнать тему нашего урока вам нужно разгадать ребус. Посмотрите на доску.2 слайд
Только одно условие, если выполнили задание, поднимайте руку. Согласны?
-У: Правильно, тема нашего урока опера.
Слайд 3 Откройте тетради и запишите число и тему «Опера -самый значительный жанр вокальной музыки.
Какие цели и задачи мы можем поставить для нашего урока
Слайд 4
Познакоиться с ……(жанром оперы)
Узнать особенности….
Узнать ,кто из….
Ребята, скажите ,пожалуйста, что такое вокальный жанр?( жанр ,связанный с пением)
Хорошо. Какие вокальные жанры вы знаете? (песня,романс)
Слайд 5 Правильно, вы назвали малые вокальные жанры.
Опера относится к крупному вокальному жанру.
Вокальные жанры
Малые Крупные
Песня Опера
Романс Балет
Оратория
Слайд 6-Посмотрите на иллюстрацию ,это изображение оперы.
Что мы можем сказать об этом жанре?
(в театре, пение, костюмы, декорации)
Слайд 7. Опера- это крупный жанр вокальной музыки, музыкальный спектакль, в котором главные герои выражают свои мысли и чувства пением.
Запишите определение в тетрадь.
Ребята, а сейчас закройте глаза и мы с вами отправимся в путешествие на ковре –самолёте. А отправимся мы в Италию, чтобы узнать историю появления оперы.
В 16 веке во Флоренции предстояло важное событие-свадьба французского короля и Марии Медичи. Семья Медичи славилась своими любовью к искусству, особенно к театру и музыке. Гости ждали увидеть на празднике что-то совершенно необычное.
Музыкантами, певцами и поэтами была разыграна драма о древнегреческом певце Орфее.В день свадьбы умерла его супруга Эвридика и он спустился за ней в подземное царство.
Пением и искусной игрой на кифаре Орфей сумел растрогать грозных богов. Смилостивились боги и отпустили Эвридику из подземного царства и,но только при одном условии:Орфей не должен смотреть на Эвридику,пока они не выйдут из подземного царства.Но не сдержал обещания Орфей,взглянул он на неё и потерял её уже навсегда.
Необычным было то, что музыка звучала всё время ,пока шло представление, а действующие лица произносили монологи в какой-то особой манере. Распевание было похоже по интонации на обычную речь.
Ещё более странным было ,что мелодия исполнялась одним певцом и главенствовала над оркестром. Ведь композиторы расписывали песню на несколько голосов, и у каждого голоса был свой мелодический рисунок, поэтому не доходили до слушателя.
В этом же сочинении каждое слово ,подчёркнутое интонацией голоса и оркестра, обретало особую выразительность.
Новое произведение вызвало споры.
Но Клаудио Монтеверди ,известный в будущем композитор, считал это сочинение удачной находкой.
И 7 лет спустя он написал первую оперу и стал основателем этого жанра.
Первая опера была написана на основе древнегреческого мифа.
Откройте страницу 92 вашего учебника и посмотрите на рисунок.
Что ,кроме мифов могло быть основой оперы?( сказки, литературные произведения)
Прочитайте на с 94.Обзац2 Как работали над тексом оперы.
Её обрабатывали, уменьшали.
Как же называется литературная основа оперы?
(либретто)Слайд 9
Давайте прочитаем вступление к поэме «Руслан и Людмила» на с 95
О ком здесь говорится?
У М.Глинки тоже есть вступление ,его называют увертюра. Слайд 10
А теперь послушайте увертюру М. Глинки из оперы «Руслан и Людмила». Слайд11
Прослушивание
Какое по характеру музыкальное произведение. Используйте словарь эмоциональных терминов, которые лежат перед вами.
ФИЗМИНУТКА.Слайд 12
-оперу называют синтетическим видом искусства. На с. 92 в сносках слово синтетический определяется(читает ученик)
Синтетический ,значит состоит из различных частей ,а теперь посмотрите ,что вы записали, рассматривая иллюстрацию оперы?(а части здесь различные виды искусства)
Какие виды искусства соединяются в жанре оперы.
Слайд13(Иллюстрацию)Изобразительноеискусство(декорации,костюмы),театр-действия,музыка-пение,литература –либретто.
Предлагаю вам выполнить задания. Перед вами карточки. В первом столбике виды искусства ,во втором элементы оперы ,их нужно соединить .
Изобразительное искусство действия
Литература пение
Театр либретто
Музыка декорации
Взаимопроверка.
Проверка по слайду 14
Мы говорили о том ,что в опере соединяются различные виды искусств.
Назовите их. Над постановкой оперы работают люди разных профессий.
Назовите эти профессии. Доскажи словечко..
Либретто пишет либбретист .
На сцене нам споёт …
Музыку напишет ….
А сцену нам украсит…..
Исвестные артисты оперы Фёдор Шаляпин, Слайд 15 А.Нежданова,Слайд 16 И.Козловский,Слайд 17Л.Собинов.Слайд 18
Выдающиеся художники А.Бенуа,М.Врубель,К.Коровин,А.Васнецов.19,20,21,22,23
Песня наши звонкие голоса.
Мы Вас приглашаем
На праздник чудесный
В мир удивительный
И интересный.
В сказочный город
Отправимся вместе
И не забудем
С тобою про песню.
Припев:
Наши звонкие голоса
Пусть услышит ветер.
Наши звонкие голоса
Вам развеют грусть.
Наши звонкие голоса
Пусть запомнят дети,
Наши звонкие голоса.
Наши звонкие голоса
А теперь посмотрим все ли задачи урока мы с вами решили?
Познакоиться с ……(жанром оперы)
Узнать особенности….
Узнать ,кто из….
А теперь поднимите нотки, которые вы получили.
Молодцы.
Рефлексия Ребята, возьмите 1 нотку и нарисуйте ваше настроение урока. И поместите вашу нотку на наш экран настроения.(жёлтая-тема понятна, синяя остались вопросы, красная –тема не понятна).
Домашнее задание.Вашим д\з будет афиша к опере «Руслан и Людмила»
Оценки .
Урок окончен!