12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Марина Аваргина30
Россия, Нижегородская обл.
4

Конспект урока музыки.5 класс.«Опера- самый значительный жанр вокальной музыки».


Презентация
PPT / 3.55 Мб

/data/files/i1577788158.ppt (Презентация)Конспект урока музыки «Опера- самый значительный жанр вокальной музыки.

(тип-получение новых знаний, форма -комбинированный)

Цель деятельности учителя -создать условия для ознакомления с жанром оперы, историей её создания.

Планируемые результаты

Предметные: научатся слушать и анализировать музыкальное произведение М.Глинки «Руслан и Людмила»,наблюдать в музыкальных произведениях примеры содружества нескольких видов искусства;

-получат возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки (звуковедение, дыхание, артикуляция, интонирование),разучить песню « Наши звонкие голоса».

Метапредметные :

-познавательные- внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуются справочной литературой,анализируют и делают выводы,строят рассуждения;

-коммуникативные - осваивают диалоговую форму общения;

-регулятивные - организовывают свою деятельность ,принимают её цели, задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.

Личностные: оценивают результаты деятельности.

Музыкальный материал: М.Глинка «Руслан и Людмила».

1.Оргмомент .

1слайд -Здравствуйте ! Ребята, давайте с вами поздороваемся песней. «Здравствуйте ребята, здравствуйте учитель!Молодцы!

Ребята ,у каждого из вас на столе разноцветные нотки, за каждый правильный ответ вы себе берёте 1 нотку. Проверим ,кто из вас самый активный.

Освоение новых знаний.Чтобы узнать тему нашего урока вам нужно разгадать ребус. Посмотрите на доску.2 слайд

Только одно условие, если выполнили задание, поднимайте руку. Согласны?

-У: Правильно, тема нашего урока опера.

Слайд 3 Откройте тетради и запишите число и тему «Опера -самый значительный жанр вокальной музыки.

Какие цели и задачи мы можем поставить для нашего урока

Слайд 4

Познакоиться с ……(жанром оперы)

Узнать особенности….

Узнать ,кто из….

Ребята, скажите ,пожалуйста, что такое вокальный жанр?( жанр ,связанный с пением)

Хорошо. Какие вокальные жанры вы знаете? (песня,романс)

Слайд 5 Правильно, вы назвали малые вокальные жанры.





Опера относится к крупному вокальному жанру.

Вокальные жанры

Малые Крупные

Песня Опера

Романс Балет

Оратория



Слайд 6-Посмотрите на иллюстрацию ,это изображение оперы.

Что мы можем сказать об этом жанре?

(в театре, пение, костюмы, декорации)

Слайд 7. Опера- это крупный жанр вокальной музыки, музыкальный спектакль, в котором главные герои выражают свои мысли и чувства пением.

Запишите определение в тетрадь.

Ребята, а сейчас закройте глаза и мы с вами отправимся в путешествие на ковре –самолёте. А отправимся мы в Италию, чтобы узнать историю появления оперы.

В 16 веке во Флоренции предстояло важное событие-свадьба французского короля и Марии Медичи. Семья Медичи славилась своими любовью к искусству, особенно к театру и музыке. Гости ждали увидеть на празднике что-то совершенно необычное.

Музыкантами, певцами и поэтами была разыграна драма о древнегреческом певце Орфее.В день свадьбы умерла его супруга Эвридика и он спустился за ней в подземное царство.

Пением и искусной игрой на кифаре Орфей сумел растрогать грозных богов. Смилостивились боги и отпустили Эвридику из подземного царства и,но только при одном условии:Орфей не должен смотреть на Эвридику,пока они не выйдут из подземного царства.Но не сдержал обещания Орфей,взглянул он на неё и потерял её уже навсегда.

Необычным было то, что музыка звучала всё время ,пока шло представление, а действующие лица произносили монологи в какой-то особой манере. Распевание было похоже по интонации на обычную речь.

Ещё более странным было ,что мелодия исполнялась одним певцом и главенствовала над оркестром. Ведь композиторы расписывали песню на несколько голосов, и у каждого голоса был свой мелодический рисунок, поэтому не доходили до слушателя.

В этом же сочинении каждое слово ,подчёркнутое интонацией голоса и оркестра, обретало особую выразительность.

Новое произведение вызвало споры.

Но Клаудио Монтеверди ,известный в будущем композитор, считал это сочинение удачной находкой.

И 7 лет спустя он написал первую оперу и стал основателем этого жанра.

Первая опера была написана на основе древнегреческого мифа.

Откройте страницу 92 вашего учебника и посмотрите на рисунок.

Что ,кроме мифов могло быть основой оперы?( сказки, литературные произведения)

Прочитайте на с 94.Обзац2 Как работали над тексом оперы.

Её обрабатывали, уменьшали.

Как же называется литературная основа оперы?

(либретто)Слайд 9

Давайте прочитаем вступление к поэме «Руслан и Людмила» на с 95

О ком здесь говорится?

У М.Глинки тоже есть вступление ,его называют увертюра. Слайд 10

А теперь послушайте увертюру М. Глинки из оперы «Руслан и Людмила». Слайд11

Прослушивание

Какое по характеру музыкальное произведение. Используйте словарь эмоциональных терминов, которые лежат перед вами.

ФИЗМИНУТКА.Слайд 12

-оперу называют синтетическим видом искусства. На с. 92 в сносках слово синтетический определяется(читает ученик)

Синтетический ,значит состоит из различных частей ,а теперь посмотрите ,что вы записали, рассматривая иллюстрацию оперы?(а части здесь различные виды искусства)

Какие виды искусства соединяются в жанре оперы.

Слайд13(Иллюстрацию)Изобразительноеискусство(декорации,костюмы),театр-действия,музыка-пение,литература –либретто.

Предлагаю вам выполнить задания. Перед вами карточки. В первом столбике виды искусства ,во втором элементы оперы ,их нужно соединить .

Изобразительное искусство действия

Литература пение

Театр либретто

Музыка декорации

Взаимопроверка.

Проверка по слайду 14

Мы говорили о том ,что в опере соединяются различные виды искусств.

Назовите их. Над постановкой оперы работают люди разных профессий.

Назовите эти профессии. Доскажи словечко..

Либретто пишет либбретист .

На сцене нам споёт …

Музыку напишет ….

А сцену нам украсит…..

Исвестные артисты оперы Фёдор Шаляпин, Слайд 15 А.Нежданова,Слайд 16 И.Козловский,Слайд 17Л.Собинов.Слайд 18

Выдающиеся художники А.Бенуа,М.Врубель,К.Коровин,А.Васнецов.19,20,21,22,23

Песня наши звонкие голоса.

Мы Вас приглашаем 
На праздник чудесный 
В мир удивительный 
И интересный. 
В сказочный город 
Отправимся вместе 
И не забудем 
С тобою про песню.

Припев: 
Наши звонкие голоса 
Пусть услышит ветер. 
Наши звонкие голоса 
Вам развеют грусть. 
Наши звонкие голоса 
Пусть запомнят дети, 
Наши звонкие голоса.

Наши звонкие голоса

А теперь посмотрим все ли задачи урока мы с вами решили?

Познакоиться с ……(жанром оперы)

Узнать особенности….

Узнать ,кто из….

А теперь поднимите нотки, которые вы получили.

Молодцы.

Рефлексия Ребята, возьмите 1 нотку и нарисуйте ваше настроение урока. И поместите вашу нотку на наш экран настроения.(жёлтая-тема понятна, синяя остались вопросы, красная –тема не понятна).

Домашнее задание.Вашим д\з будет афиша к опере «Руслан и Людмила»

Оценки .

Урок окончен!









Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.