12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Любовь Владимировна318
Россия, Новосибирская обл., Казахстан, ВКО, Шемонаихинский район,село Верх-Уба
1

Конспект урока музыки 6 класс «О героях былых времен: Махамбет Утемисов-батыр, акын, кюйши»

Конспект урока с использованием ИКТ

Предмет: музыка

Тема: Махамбет - батыр, акын, кюйши

Класс: 6 класс

Технологии: презентация PowerPoint; пособие «Казахские музыкальные инструменты», электронная энциклопедия казахской музыки, онлайн энциклопедия «Музыкальные инструменты», видео «Жетыген», интернет ресурсы «Музыкальное наследие Казахстана».

Аннотация: Данный урок – третий в первой четверти. Слушание, вокально-хоровая работа, Формирование новых знаний, актуализация знаний учащихся – все этапы урока сопровождаются ИКТ. Их включение в учебный процесс позволяет организовать и чередовать разные формы учебно-познавательной деятельности. На уроке используются методы: - музыкального обобщения; -эмоциональной драматургии урока; -звуковой и зрительной наглядности;- частично-поисковый;- забегания вперёд и возвращения назад.

Предполагается организация работы с различными источниками информации – беседа с учителем о выученных музыкальных инструментах, презентация с музыкальными файлами, интерактивные музыкальные игры, энциклопедии, видеоматериалы, в которых сочетаются музыкальная энциклопедия и увлекательное сказочное приключение.

Учащиеся узнают о жизни композитора из презентации, обобщают знания о тембрах и истории создания музыкальных инструментов при помощи пособия и энциклопедии.

Посредством викторины учащиеся закрепляют знания о казахских музыкальных инструментах.

Конспект урока:

Тема: Махамбет - батыр, акын, кюйши

Цель: формировать знания детей о композиторах – кюйши Казахстана, закрепить знания детей о казахских музыкальных инструментах.

Задачи:

  • Обучающие: научить различать казахские музыкальные инструменты зрительно и на слух.
  • Развивающие: развивать музыкальный слух и память учащихся.
  • Воспитательные: воспитывать музыкальную культуру, эстетический вкус, эмоциональное восприятие музыки.

1. Орг.момент

Музыкальное приветствие. «Стрекоза и рыбка» А.Евдотьевой.

2. Формирование знаний

Махамбет Утемисов (презентация)

Казахский поэт и батыр Махамбет(1803 – 1846) является одним из организаторов и идеологов антиколониального, народно-освободительного восстания казахского народа. Он родился местности Бекетай в Букеевской орде. Рано начал увлекаться устным поэтическим творчеством, его талант поэт-импровизатора нашел много поклонников в народном массе. Махамбет достиг всеобщего почтения не только красноречивым поэтическим мастерством, но, в первую очередь, своей мудростью и человечностью, эти качества акына все время проявлялись в его произведениях. Он в своих стихах, главным образом, обращал внимание на социально-психологические аспекты казахского общества, на процессы, происходящие с простым народом, на справедливость и обман, на доброту и зло.

Махамбет своим талантом и справедливостью завоевал души и сердца простых людей. Почувствовавший опасность со стороны популярности поэта, хан Жангир попытался склонить его на свою сторону, и запретить ему сочинять стихи направленные против господ и правителей. Однако гордость и совесть поэта не позволили подчинятся приказа и убеждениям хана. В ответ Жангир предпринял шаг в стороны насилия и гонения, добился его ареста. 1829 – 1831 гг. Махамбет находился в заключении в тюрьме при Калмыковской крепости, освободившись, он присоединился к ИсатаюТайманову.

Махамбет Утемисов играл важную роль в народном восстании под руководством И.Тайманова, где он своими стихами и авторитетом призывал народ на борьбу произволом ханов царской власти. Идеология Утемисова строилась на базе его произведения, которые воспевали свободу, справедливость, героизм народных вождей, они были глубоко патриотичными.

В 1838 г. после гибели Исатая, Махамбет с небольшим отрядом прорывается через войска русских и направляется к Хивинскому ханству. Махамбет пытается вновь организовать повстанцев на борьбу против врагов, но это ему не удается. Он, тайно возвратившись в Букеевскую орду, начал работу по агитации крестьян против хана и царя, однако, его опять арестовали и отправили в Оренбург. В Оренбурге его освободили, предупредив о недопущении c его стороны участия мятежах.

Последние годы жизни акын провел в аулах кочевников. Хан Жангир и султан Айшуаков, боясь влияния Махамбета на народ и вспышек новых мятежей, следили за поэтом и максимально ограничивали его передвижение. Результатом таких действии стала смерть Махамбета, его злодейски убили ханские приспешники.

Основная тема стихов и песен акына (“Проклятие Жангиру”, “Султану Баймагамбету”, “Великая мечта”, “Нарын-пески”, “Пигалица” и др.) – борьба за справедливость, свободу, протест против существующей системы.

С Махамбетом, даже одиноким воином, будут пытаться договориться. Султан Баймагамбет будет предлагать ему жизнь и свободу в обмен на покорность. Мы не узнаем, пугал ли султан или подкупал поэта, но есть ответ,

стихотворение «Слово, сказанное султану Баймагамбету».

Там есть такие слова:

Ты знаешь, ведь я - соколиной породы

Меня ты опасно не зли.

Высоко сидишь ты, такыр, над народом

Но на земле, а не выше земли!

Лишь бог. Но не ты мои слезы увидит,

Победно газами сверкать погода.

Я не прощаю обиды.

Сойдемся один на один.

Прослушивание кюя «Самый сильный меч»

Анализ видеофрагмента: какое настроение вызвал у вас этот видеофрагмент?

Однажды Махамбета арестовали, судили и даже приговорили к смерти, но в ходе суда выяснилось, что отряды Махамбета и Исатая никогда не применяли насилия к солдатам и казахам, которые попадали в плен, что Исатай и Махамбет освобождали русских солдат после боя.

Власти долго не знали, что делать с Махамбетом, опасаясь, что его казнь может вызвать беспорядки среди казахов Но пока думали, Махамбету удалось скрыться. Это было в 1841 году. Еще 5 лет за ним будут следить, пытаться его образумить, а потом был отдан приказ - покончить с Махамбетом

Тогда по степи прошел слух, что к Махамбету направляется делегация для переговоров. Гости для казаха- святое. Пришло 20 человек. Они сказали: забудем вражду, хан Джангир умер, султаны прощают тебя. Махамбет пригласил гостей в юрту. Нападения он не ожидал. А когда увидел, что гости замышляют убийство, было поздно. Он боролся, но силы были не равны, а когда он упал, обливаясь кровью, ему отрезали саблей голову.

Утром 4 ноября 1846 года в шатер Баймагамбета вошли три человека. Они несли поднос, покрытый красным бархатом. На подносе Баймагамбет увидел голову своего врага. Говорят, после убийства Махамбета Баймагамбет побывал в Петербурге. Царь обласкал его, возвел в генералы. Но султан не вернулся домой. Джигиты утопили его в реке в тех местах, где Махамбет и Исатай одержали свою первую победу.

Рассуждая о добре и зле, мы часто думаем, что зло сильнее, вот и в этот раз оно победило, герои погибли. Но чаще всего те, кто делает зло, просчитывают свою жизнь только на один шаг. Да, Баймагамбет убил Махамбета, но это не принесло ему ни счастья, ни славы. То есть слава досталась. Но какая? А Махамбет умер как герой и помнится как герой

Какой мне прок от сожаленья?

Что плач по прежним временам?

Я из соратников последний

Со смертью драться должен сам.

И вслед ему уже поэт ХХ века Вознесенский пишет:

Кто врет, что мы переродились

И стадом плетемся, поганым, покорным, покойным?

По коням, по коням, по коням…

Порублены кони мои. Порезали лучших под корень…

И все же- по коням!

Мы мертвых коней оседлаем,

И мстительным свиснем походом

По годам, по годам, по годам!

Дайте свое пояснение к этим стихам, актуально оно вашим сверстникам и к чему призывает?

3. Вокально-хоровая работа.

Работа над песней «Нарядные пятерки» Елены Обуховой.

4. Итог урока. Рефлексия

Индивидуальные д\ задания, выучить текст песни, подготовить СЛС- Кто такой Махамбет Утемисов?

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.