Конспект урока музыки в 8 классе по теме: "Любовь и музыка"

3
2
Материал опубликован 19 July

Конспект урока музыки в 8 классе по теме:

«Любовь и музыка»

учителя музыки Асмановой Маргариты Николаевны

МБОУ Сургутский естественно-научный лицей




ЦЕЛИ: Образовательные - расширение музыкального кругозора учащихся, знакомство с творчеством

композитора, выразительное исполнение

музыкальных произведений

.

Развивающие - развитие творческого мышления, воспитание слушательской культуры, эмоциональный отклик.


Воспитательные - приобщить к высокому искусству, проследить за связью музыки с жизнью.




«Где сердце не затронуто –

Не может быть музыки!»

П.И.Чайковский




Тип урока: Комбинированный, интегрированный.


Продолжительность: 40 минут


Оборудование: фортепиано, компьютер, аудиофонограммы, слайды.


Оформление: портреты композиторов Л.В.Бетховена, П.И.Чайковского,

Ю.Визбора, А.Рыбникова, слайды к музыкальным произведениям.





ПЛАН УРОКА:


Организационный момент (2 минуты)

(вход ребят под музыку, музыкальное приветствие)

2. Актуализация опорных знаний (5 минут)

(привитие вокально-хоровых навыков, распевание на вокально-хоровых упражнениях, и выразительное исполнение раннее выученной песни)

3. Изучение нового материала (15 минут)

(Беседа с опорой на средства наглядности: иллюстрации, слайды, музыкальные фрагменты)

4. Закрепление (10 минут)

(Разбор жанров музыкальных произведений.)

5. Сообщение домашнего задания и комментарии к нему. Подведение итогов урока (8 минут)


1.Организационный момент.

Вход ребят под музыкальное сопровождение – «Вальс №2» Д. Шостаковича. Первыми - девочки, а затем – мальчики. Встают около своих парт. Музыкальное приветствие. Сценический поклон. На доске написана тема урока: ТЕМА ЛЮБВИ В МУЗЫКЕ.

Учитель; Я рада вновь видеть вас в нашем музыкальном классе, в котором вы окунетесь в море волшебных звуков, узнаете много интересного о прекрасном чувстве во все времена и у всех народов – это о ….? Любви!

2. Актуализация опорных знаний.

Учитель: Прежде, чем начать урок, приведем голосовой аппарат в рабочее состояние.

А) Мимическая гимнастика

Б) Проговорим скороговорку на улыбке, без напряжения, с постепенным ускорением.

Веники, веники, да, веники - помелики.

На печи валялися, да с печи оборвалися.

Распоемся на звукоряде от «до» до «до» с названием нот. Вспомним, как называется такой звукоряд. ( Гамма)
Дайте, пожалуйста, определение гамме? (Звукоряд с удвоенной тоникой, т.е. 1 ступенью.) Исполнение гаммы.

Исполнение «Звуки музыки» ком. Роджерса. Работаем над дыханием и дикцией в песне «Звуки музыки».


3.Изучение нового материала.

Учитель: Недавно мы отмечали День Святого Валентина. Скажите, чему посвящен этот праздник? (Ответы детей)

Продолжение этого праздника найдет отражение на сегодняшнем нашем уроке.

Звучит фонограмма Бетховен «К Элизе»

Любовь и музыка – две страсти

Какой отдать нам предпочтенье?

В обеих радость есть и счастье

И сумасшедшее влеченье!

Нет лучшего на свете белом,

Чем, чувства, что летят наружу.

Любя, мы отдыхаем телом,

Игрою услаждаем душу.

Слова сильны и звуки остры

Гитара, скрипка и рояль.

Любовь и музыка, как сестры

С обеими расстаться жаль!


На протяжении всей жизни человечества на земле – «Любовь» - одно из самых главных чувств человека. Именно с любовью рождаются и умирают, совершают подвиги и коварства, творят чудеса. И на уроке мы проследим, как в разные времена люди выражали свои чувства, а именно любовь, в музыкальных произведениях и постараемся определить жанры этих произведений.

Предлагаю спеть песню Ю.Визбора «Милая моя…» Выразительное исполнение песни. Текст песни на доске.

Ребята, скажите пожалуйста, а почему я предложила вам спеть именно эту песню?

Ученик: В ней поется о любви.

Учитель: Определите характер муз произведения.!

Ученик: Нежный, лирический, спокойный.

Учитель: Жанр?

Ученик: Песня.

Учитель: И не просто песня, а бардовская песня. Что значит бардовская песня?

СПРАВКА: «Бард» в переводе с кельтского языка (Древнейшие племена, жившие во второй половине 1 тысячелетия до нашей эры)- поэт, музыкант, исполнитель собственных песен.

Учитель: Особенность содержания песни?

Ученик: Ожидание любви, ее поиски!


Справка: Юрий Визбор – поэт, музыкант, художник, киноактер, альпинист, тренер по горнолыжному спорту, один из первых бардов. Автор более 300 песен, сыгравший более 15 ролей в художественных фильмах, написавший, несколько пьес и киносценарий, множество замечательных акварельных рисунков. Наш современник.

Учитель: А, сейчас, ребята, постарайтесь узнать, о каком композиторе поэт Всеволод Рождественский написал эти строки. Звучит фонограмма Бетховена Симфонии №5.

Где брал он эти сумрачные звуки

Сквозь плотную завесу глухоты-

Соединенные и нежности, и муки,

Ложащееся в нотные листы.

Касаясь верных клавиш лапой львиной,

И встряхивая гривою седой,

Играл, не слыша ноты ни единой,

Глухою ночью в комнате пустой.

О ком эти строки?

(Ответы детей. На доске портрет Людвига Ван Бетховена)

Справка: Людвиг Ван Бетховен – немецкий композитор (1770-1827) Его творчество является вершиной развития Венской Классической школы. Автор оперы «Фиделио», балета «Творения Прометея», 9 симфоний, 11 увертюр, 7 концертов, квартетов, сонат, трио, других инструментальных сочинений и песен.


Учитель: Совсем не жалкими предстают в искусстве такие вечные источники страданий, как одиночество и неразделенная любовь. Бетховен, отвергнутый Джульеттой Гвичарди, пишет «Лунную сонату», даже сумраком своим озаряющую вершину мирового музыкального искусства. Тема трагической любви звучит на фоне «Лунной сонаты» в замечательном произведении великого русского писателя А.И.Куприна «Гранатовый браслет». Герой произведения телеграфист Желтков уходит из жизни, и так, как княгиня Вера не может ответить на его любовь. После его смерти Вера понимает, что «мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет».

Эта мысль приходит к ней под звуки бетховенской сонаты, как бы донесшей потрясения, боль и счастье неразделенной любви.

Слушаем 1 часть «Лунной сонаты». Определяем жанр, характер прослушанной музыки. (Ответы детей. Характер грустный, скорбный. Жанр – соната. На доске проецируется построение сонаты: вступление, экспозиция, разработка, реприза, и кода).

Учитель: Что есть в этой музыке, что притягивает к себе новые и новые поколения.?

(Философские рассуждения детей.) Образ неразделенной любви, воплощенная в данном произведении, актуальна и для наших современников, поэтому мелодия «Лунной сонаты» не перестает будоражить сердца новых поколений.

Любовь – это жизнь, а жизнь – это движение. Я предлагаю вам подвигаться.

Музыкально – ритмическая игра. «Полька» С.В.Рахманинова. После игры.

Учитель: Как вы думаете, способна ли грустная музыка приносить утешение? Обоснуйте свой ответ и приведите пример.

Ученик: Грустная музыка ласкает душу, успокаивает, обнадеживает. И Красивая мелодия песни тоже дает глоток жизни и надежды.

Учитель: Я хочу предложить исполнить песню Алексея Рыбникова, которая созвучна с темой нашего урока – «Я тебя никогда не забуду». Тема любви присутствует не только в песне, но является лейтмотивом всей оперы.

Справка: Алексей Рыбников- композитор, последовательно утверждающий традиции музыки «серьезной» - симфонической, камерной в сочетании с эстрадной легкой. Сочинил много музыки к художественным фильмам. Но вершина его творчества – рок-опера «Юнона и Авось» по поэме Андрея Вознесенского – русский мореплаватель Николай Резванов влюбляется в Калифорнии в Кончиту, пообещав на ней жениться, отправляется на родину за родительским разрешением. В дороге он умирает, но об этом Кончита не знает и ждет его 35 лет. В финале рок-оперы гимн любви – романс «Я тебя никогда не забуду».

Скажите, о какой любви идет речь?

(Ответы детей. Взаимной, но трагической)

4.Закрепление.

Учитель: О любви можно говорить не только языком музыкальных произведений небольшой формы, как песня, инструментальная пьеса, но произведениями крупной формы, как опера или балет, симфония. П.И.Чайковский опера «Евгений Онегин» (Портер композитора)

СПРАВКА: Петр Ильич Чайковский – русский композитор - лирик(1840-1893). Его творчество является вершиной русской классической и Оперной музыки. Написал 10 опер. Из них лучшие: «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа», «Иоланта». Три балета: «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Щелкунчик». Симфонические увертюры, фантазии, 3 фортепианных концерта, более 100 фортепианных пьес, альбом «Времена года».


Учитель: Вспомним, что мы называем – оперой?

Ученик: Опера – (в переводе с итальянского языка – сочинение) музыкальный спектакль, в котором сценическое действие слито с музыкой: вокальной и оркестровой. Главное в опере – песня.

Учитель: Опера «Евгений Онегин» по одноименному роману в стихах Александра Сергеевича Пушкина. Композитор сознательно отказывается от воплощения многообразных сюжетных линий романа в опере, подчеркнув тем самым, раскрытия внутреннего мира героев, их чувств. Огромная эмоциональная сила музыки, ее искренность и человечность поставили ее в один ряд с бессмертным творением А.С.Пушкина.

Прослушаем некоторые фрагменты из оперы. (Слайды, иллюстрации, муз. фрагменты)

Учитель: Музыка какого фрагмента из оперы произвела на вас сильное впечатление и почему? (Рассуждения детей.) На стихи А.С.Пушкина сочинялись не только оперы , но и романсы.

СПРАВКА: романс – это музыкальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением, лирического характера.

Слушаем фрагмент романса «Я помню чудное мгновенье».

В заключении урока прошу вернуться к нашей школьной жизни и исполнить песню Крылатова на стихи Пляцковского «Школьный романс». Выразительное исполнение песни.

Итог урока: Скажите пожалуйста, с какими жанрами музыкальных произведений мы встретились на уроке, назовите их? (Песня, опера, соната, романс, рок-опера, бардовская песня.)

Учитель: Мы проследили за чувствами людей, жившими в разные эпохи. Люди издавна научились выражать свои чувства при помощи музыкальных звуков, и там, где присутствует высокое чувство, а конкретно я говорю о любви, будь, та взаимная или неразделенная, трагическая или счастливая, независимо от формы и масштабов музыкального произведения, звучание их приобретает красивый, божественный характер.

Домашнее задание: Выразите свои чувства через простейшие формы музыкального произведения, сочините слова и мелодию, и посвятите свое творение любимому человеку (это могут быть ваши близкие, родные, школьные товарищи и даже учитель).

Наш урок хочу закончить словами поэтессы Ольги Василевской:

Трепещет, бьется о стекло душа

В мир музыки погружена.

А в музыке любовь,

И музыка в любви.

Стараются они меня спасти!

Они так много могут обещать,

Способны на заклание отдать

И в прах низвергнуть,

И из праха вознести!

Любовь и музыка!

Нам с вами по пути!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Отличный урок!

19 July

Спасибо!

24 July