Конспект урока музыки в 8 классе по теме: "Любовь и музыка"
Конспект урока музыки в 8 классе по теме:
«Любовь и музыка»
учителя музыки Асмановой Маргариты Николаевны
МБОУ Сургутский естественно-научный лицей
ЦЕЛИ: Образовательные - расширение музыкального кругозора учащихся, знакомство с творчеством
композитора, выразительное исполнение
музыкальных произведений
.
Развивающие - развитие творческого мышления, воспитание слушательской культуры, эмоциональный отклик.
Воспитательные - приобщить к высокому искусству, проследить за связью музыки с жизнью.
«Где сердце не затронуто –
Не может быть музыки!»
П.И.Чайковский
Продолжительность: 40 минут
Оборудование: фортепиано, компьютер, аудиофонограммы, слайды.
Оформление: портреты композиторов Л.В.Бетховена, П.И.Чайковского,
Ю.Визбора, А.Рыбникова, слайды к музыкальным произведениям.
ПЛАН УРОКА:
Организационный момент (2 минуты)
(вход ребят под музыку, музыкальное приветствие)
2. Актуализация опорных знаний (5 минут)
(привитие вокально-хоровых навыков, распевание на вокально-хоровых упражнениях, и выразительное исполнение раннее выученной песни)
3. Изучение нового материала (15 минут)
(Беседа с опорой на средства наглядности: иллюстрации, слайды, музыкальные фрагменты)
4. Закрепление (10 минут)
(Разбор жанров музыкальных произведений.)
5. Сообщение домашнего задания и комментарии к нему. Подведение итогов урока (8 минут)
1.Организационный момент.
Вход ребят под музыкальное сопровождение – «Вальс №2» Д. Шостаковича. Первыми - девочки, а затем – мальчики. Встают около своих парт. Музыкальное приветствие. Сценический поклон. На доске написана тема урока: ТЕМА ЛЮБВИ В МУЗЫКЕ.Учитель; Я рада вновь видеть вас в нашем музыкальном классе, в котором вы окунетесь в море волшебных звуков, узнаете много интересного о прекрасном чувстве во все времена и у всех народов – это о ….? Любви!
2. Актуализация опорных знаний.
Учитель: Прежде, чем начать урок, приведем голосовой аппарат в рабочее состояние.
А) Мимическая гимнастика
Б) Проговорим скороговорку на улыбке, без напряжения, с постепенным ускорением.
Веники, веники, да, веники - помелики.
На печи валялися, да с печи оборвалися.
Распоемся на звукоряде от «до» до «до» с названием нот. Вспомним, как называется такой звукоряд. ( Гамма)
Дайте, пожалуйста, определение гамме? (Звукоряд с удвоенной тоникой, т.е. 1 ступенью.) Исполнение гаммы.
Исполнение «Звуки музыки» ком. Роджерса. Работаем над дыханием и дикцией в песне «Звуки музыки».
3.Изучение нового материала.
Учитель: Недавно мы отмечали День Святого Валентина. Скажите, чему посвящен этот праздник? (Ответы детей)
Продолжение этого праздника найдет отражение на сегодняшнем нашем уроке.
Звучит фонограмма Бетховен «К Элизе»
Любовь и музыка – две страсти
Какой отдать нам предпочтенье?
В обеих радость есть и счастье
И сумасшедшее влеченье!
Нет лучшего на свете белом,
Чем, чувства, что летят наружу.
Любя, мы отдыхаем телом,
Игрою услаждаем душу.
Слова сильны и звуки остры
Гитара, скрипка и рояль.
Любовь и музыка, как сестры
С обеими расстаться жаль!
На протяжении всей жизни человечества на земле – «Любовь» - одно из самых главных чувств человека. Именно с любовью рождаются и умирают, совершают подвиги и коварства, творят чудеса. И на уроке мы проследим, как в разные времена люди выражали свои чувства, а именно любовь, в музыкальных произведениях и постараемся определить жанры этих произведений.
Предлагаю спеть песню Ю.Визбора «Милая моя…» Выразительное исполнение песни. Текст песни на доске.
Ребята, скажите пожалуйста, а почему я предложила вам спеть именно эту песню?
Ученик: В ней поется о любви.
Учитель: Определите характер муз произведения.!
Ученик: Нежный, лирический, спокойный.
Учитель: Жанр?
Ученик: Песня.
Учитель: И не просто песня, а бардовская песня. Что значит бардовская песня?
СПРАВКА: «Бард» в переводе с кельтского языка (Древнейшие племена, жившие во второй половине 1 тысячелетия до нашей эры)- поэт, музыкант, исполнитель собственных песен.
Учитель: Особенность содержания песни?
Ученик: Ожидание любви, ее поиски!
Справка: Юрий Визбор – поэт, музыкант, художник, киноактер, альпинист, тренер по горнолыжному спорту, один из первых бардов. Автор более 300 песен, сыгравший более 15 ролей в художественных фильмах, написавший, несколько пьес и киносценарий, множество замечательных акварельных рисунков. Наш современник.
Учитель: А, сейчас, ребята, постарайтесь узнать, о каком композиторе поэт Всеволод Рождественский написал эти строки. Звучит фонограмма Бетховена Симфонии №5.
Где брал он эти сумрачные звуки
Сквозь плотную завесу глухоты-
Соединенные и нежности, и муки,
Ложащееся в нотные листы.
Касаясь верных клавиш лапой львиной,
И встряхивая гривою седой,
Играл, не слыша ноты ни единой,
Глухою ночью в комнате пустой.
О ком эти строки?
(Ответы детей. На доске портрет Людвига Ван Бетховена)
Справка: Людвиг Ван Бетховен – немецкий композитор (1770-1827) Его творчество является вершиной развития Венской Классической школы. Автор оперы «Фиделио», балета «Творения Прометея», 9 симфоний, 11 увертюр, 7 концертов, квартетов, сонат, трио, других инструментальных сочинений и песен.
Учитель: Совсем не жалкими предстают в искусстве такие вечные источники страданий, как одиночество и неразделенная любовь. Бетховен, отвергнутый Джульеттой Гвичарди, пишет «Лунную сонату», даже сумраком своим озаряющую вершину мирового музыкального искусства. Тема трагической любви звучит на фоне «Лунной сонаты» в замечательном произведении великого русского писателя А.И.Куприна «Гранатовый браслет». Герой произведения телеграфист Желтков уходит из жизни, и так, как княгиня Вера не может ответить на его любовь. После его смерти Вера понимает, что «мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет».
Эта мысль приходит к ней под звуки бетховенской сонаты, как бы донесшей потрясения, боль и счастье неразделенной любви.
Слушаем 1 часть «Лунной сонаты». Определяем жанр, характер прослушанной музыки. (Ответы детей. Характер грустный, скорбный. Жанр – соната. На доске проецируется построение сонаты: вступление, экспозиция, разработка, реприза, и кода).
Учитель: Что есть в этой музыке, что притягивает к себе новые и новые поколения.?
(Философские рассуждения детей.) Образ неразделенной любви, воплощенная в данном произведении, актуальна и для наших современников, поэтому мелодия «Лунной сонаты» не перестает будоражить сердца новых поколений.
Любовь – это жизнь, а жизнь – это движение. Я предлагаю вам подвигаться.
Музыкально – ритмическая игра. «Полька» С.В.Рахманинова. После игры.
Учитель: Как вы думаете, способна ли грустная музыка приносить утешение? Обоснуйте свой ответ и приведите пример.
Ученик: Грустная музыка ласкает душу, успокаивает, обнадеживает. И Красивая мелодия песни тоже дает глоток жизни и надежды.
Учитель: Я хочу предложить исполнить песню Алексея Рыбникова, которая созвучна с темой нашего урока – «Я тебя никогда не забуду». Тема любви присутствует не только в песне, но является лейтмотивом всей оперы.
Справка: Алексей Рыбников- композитор, последовательно утверждающий традиции музыки «серьезной» - симфонической, камерной в сочетании с эстрадной легкой. Сочинил много музыки к художественным фильмам. Но вершина его творчества – рок-опера «Юнона и Авось» по поэме Андрея Вознесенского – русский мореплаватель Николай Резванов влюбляется в Калифорнии в Кончиту, пообещав на ней жениться, отправляется на родину за родительским разрешением. В дороге он умирает, но об этом Кончита не знает и ждет его 35 лет. В финале рок-оперы гимн любви – романс «Я тебя никогда не забуду».
Скажите, о какой любви идет речь?
(Ответы детей. Взаимной, но трагической)
4.Закрепление.
Учитель: О любви можно говорить не только языком музыкальных произведений небольшой формы, как песня, инструментальная пьеса, но произведениями крупной формы, как опера или балет, симфония. П.И.Чайковский опера «Евгений Онегин» (Портер композитора)
СПРАВКА: Петр Ильич Чайковский – русский композитор - лирик(1840-1893). Его творчество является вершиной русской классической и Оперной музыки. Написал 10 опер. Из них лучшие: «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа», «Иоланта». Три балета: «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Щелкунчик». Симфонические увертюры, фантазии, 3 фортепианных концерта, более 100 фортепианных пьес, альбом «Времена года».
Учитель: Вспомним, что мы называем – оперой?
Ученик: Опера – (в переводе с итальянского языка – сочинение) музыкальный спектакль, в котором сценическое действие слито с музыкой: вокальной и оркестровой. Главное в опере – песня.
Учитель: Опера «Евгений Онегин» по одноименному роману в стихах Александра Сергеевича Пушкина. Композитор сознательно отказывается от воплощения многообразных сюжетных линий романа в опере, подчеркнув тем самым, раскрытия внутреннего мира героев, их чувств. Огромная эмоциональная сила музыки, ее искренность и человечность поставили ее в один ряд с бессмертным творением А.С.Пушкина.
Прослушаем некоторые фрагменты из оперы. (Слайды, иллюстрации, муз. фрагменты)
Учитель: Музыка какого фрагмента из оперы произвела на вас сильное впечатление и почему? (Рассуждения детей.) На стихи А.С.Пушкина сочинялись не только оперы , но и романсы.
СПРАВКА: романс – это музыкальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением, лирического характера.
Слушаем фрагмент романса «Я помню чудное мгновенье».
В заключении урока прошу вернуться к нашей школьной жизни и исполнить песню Крылатова на стихи Пляцковского «Школьный романс». Выразительное исполнение песни.
Итог урока: Скажите пожалуйста, с какими жанрами музыкальных произведений мы встретились на уроке, назовите их? (Песня, опера, соната, романс, рок-опера, бардовская песня.)
Учитель: Мы проследили за чувствами людей, жившими в разные эпохи. Люди издавна научились выражать свои чувства при помощи музыкальных звуков, и там, где присутствует высокое чувство, а конкретно я говорю о любви, будь, та взаимная или неразделенная, трагическая или счастливая, независимо от формы и масштабов музыкального произведения, звучание их приобретает красивый, божественный характер.
Домашнее задание: Выразите свои чувства через простейшие формы музыкального произведения, сочините слова и мелодию, и посвятите свое творение любимому человеку (это могут быть ваши близкие, родные, школьные товарищи и даже учитель).
Наш урок хочу закончить словами поэтессы Ольги Василевской:
Трепещет, бьется о стекло душа
В мир музыки погружена.
А в музыке любовь,
И музыка в любви.
Стараются они меня спасти!
Они так много могут обещать,
Способны на заклание отдать
И в прах низвергнуть,
И из праха вознести!
Любовь и музыка!
Нам с вами по пути!
Легоцкая Вера Сергеевна
Маргарита