Урок окружающего мира на тему «Осень в неживой природе» (2 класс)
Учитель Каширцева Елена Борисовна
Предмет окружающий мир
Класс 2
Тема урока Осень в неживой природе
Тип урока-урок открытия нового знания
Цель урок: установление причин изменений в неживой природе в осенний период
Задачи урока:
способствовать формированию знаний об осенних природных явлениях в природе;
создать условия для осознания учащимися зависимости осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу;
развивать интерес к изучению окружающего мира;
формировать навыки сотрудничества для достижения цели.
Коррекционные задачи урока:
развивать зрительную память и внимание, умение переключать и распределять его;
формировать умение наблюдать и замечать изменения в природе.
Оборудование: А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2017; компьютеры, проектор мультимедийный, ЭОР (приведены в таблице в приложении)
Ход урока
I.Мотивация познавательной деятельности
- Здравствуйте, ребята! Встали красиво, выровнялись. Садитесь.
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
-Улыбнитесь друг другу. Подарите мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение
- Я надеюсь, что это хорошее настроение останется у вас до конца урока.
- Подойдите все к окну. Наблюдайте.
- Что удивило вас в природе за прошедшие дни? О чём хотелось бы рассказать?
(дети отвечают)
Вывод: наступила осень
(слайд 2, презентация,ЭОР 1)
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса...
-А что вы знаете об осени? Давайте попробуем разбудить ваши знания.
(слайды 3-4, презентация, ЭОР 1 . Слайд 3-выбрать названия осенних месяцев. Слайд 4-расположить картинки в правильном порядке по месяцам и объяснить, почему осень на этих картинках такая разная. Организуется работа в группах. По итогам работы проводится взаимопроверка)
Вывод: осенью можно наблюдать разнообразие явлений природы.
II.Актуализация необходимых знаний
(Организуется просмотр видеопрезентации "Явления природы",ЭОР 2. После просмотра видеопрезентации класс делится на группы, выполняя задания разного уровня. (1-я группа-основная масса класса, 2-я группа учащийся с ОВЗ,3-я группа-одарённый учащийся)
-А сейчас мы поработаем в группах:
3-я группа ищет в сети Интернет дополнительную информацию, используя ссылки, предложенные учителем (ЭОР 5) и готовится дополнить ответы одноклассников.
2-я группа работает с раскрасками (ЭОР 4)
1-я группа работает с учителем, анализируя информацию, полученную при просмотре.
(продукт на выходе из этапа- обобщенная информация по осенним явлениям природы, проиллюстрированная группой 2 и углубленная группой 3)
III. Выявления места и причин затруднения. Построения проекта выхода из затруднения
_ Как вы считаете, каких знаний нам недостаточно сегодня на уроке? Что может стать целью нашего урока? (Предлагают варианты целеполаганий. Интересуются, что может стать причиной осенних изменений в неживой природе)
– Назовите предметы, относящиеся к неживой природе. (слайд 6, презентация, ЭОР 1) По мере того, как дети отвечают появляется текст
облака
осадки
небо
ветер
солнце
вода в водоемах
воздух
звёзды
горы
камни
почва
– Вспомните погоду летом. (дети опираются на столбик слов).
- Как она изменилась с приходом осени?
Делаются выводы:
– Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким.
– Летом дожди кратковременные, тёплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.
– Летом погода тёплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно
--Что нам предстоит сегодня выяснить на уроке?
--Что для этого нужно будет сделать?
(Выделяют проблему, предлагают тему урока, планируют свою работу)
IV. "Открытие" нового знания.
1)Рассказ учителя об осенних изменениях в неживой природе( слайды 7-12, презентация, ЭОР 1)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
2) Работа по учебнику.
-А теперь найдите для себя новую информацию в учебнике на с.58-59 (слайд 14, презентация, ЭОР 1)
3) Работа с презентацией (слайд 15-16, презентация, ЭОР 1)
-Перечислите осенние изменения в неживой природе(ответы детей)
-Объясните причину происходящих изменений. (ответы детей)
Выводы: осенние изменения в неживой природе зависят от положения земной поверхности по отношению к Солнцу.
V. Первичное закрепление изученного.
1) -Давайте откроем печатные тетради и выполним предложенное там задание.(организуется работа в парах для проверки первичного закрепления при выполнении заданий в печатных тетрадях)
2) -Каким бывает сентябрь в нашем крае?
-В какое время суток можно наблюдать первые заморозки?
-Чем примечателен день 23 сентября?
-Какие сюрпризы может преподнести месяц сентябрь?
-Заполним вместе таблицу изменений в неживой природе осенью.
(проводится коллективный сбор информации в таблицу" Изменения в неживой природе осенью")
Изменения в неживой природе осенью
В начале осени |
В конце осени |
|
Высота солнца |
||
День |
||
Воздух |
||
Вода |
||
Почва |
VI. Самостоятельная работа с автоматическим оцениванием после выполнения.
- Вы много важных сведений добыли сегодня на уроке. Давайте проверим, всем ли понятен материал. Для этого выполним решение интерактивного теста. Трое работают за компьютерами, заносят итоги тестирования после прохождения в оценочный лист напротив своей фамилии. Если вы не достигли желаемой оценки, можно в лист поставить знак "?", чтоб по итогам мы могли помочь каждому решить его проблемы в усвоении.
-Все остальные оформляют экспресс-газету "Осень в неживой природе".
-Тест выполняют все без исключения. Удачи нам всем!
Выполнение интерактивного теста «Осень в неживой природе» (ЭОР 3)
Основной контингент класса |
Ученик с ОВЗ |
Одарённый ученик |
Выполняют интерактивный тест с использованием учебника |
Выполняет интерактивный тест с помощью учителя |
Выполняет интерактивный тест самостоятельно |
VII. Информация о домашнем задании
-Наш урок подходит к концу, но на этом наша осенняя тема не закрыта. Дома вы должны будете повторить весь изученный сегодня материал и сделать новые "открытия". Запишем домашнее задание.
Разноуровневое домашнее задание.
Основной контингент класса |
Ученик с ОВЗ |
Одарённый ученик |
Работа по учебнику и печатным тетрадям. По желанию -творческая работа любого формата на тему "Осень" |
Творческая работа "Моя осень". По желанию -работа в печатной тетради |
Исследовательская работа " " Почему приходит осень " |
VIII. Рефлексия (слайды 17-18, презентация, ЭОР 1)
- Итак, ребята, чем мы сегодня занимались на уроке?
- Какую цель ставили на уроке?
- Достигли ли цели? Преодолели ли возникшее затруднение?
- Расскажите по схеме, чему научились на уроке
Я знаю
Я хотел узнать
Я узнал и научился
- Предлагаю оценить свою деятельность на уроке листочками.
IX. Итог урока
- Подведём итог: назовите осенние изменения в неживой природе
Солнышко поднимается невысоко, плохо греет.
Чаще идут дожди.
Дни становятся короче.
Похолодало.
Всем спасибо за урок!
приложение
Перечень ЭОР, использованных на уроке
№п/п |
Название ресурса |
Ссылка на ресурс |
1 |
Презентация "Осенние изменения в неживой природе" |
|
2 |
Видеопрезентация "Явления природы" |
https://yadi.sk/public/?hash=ejFfB9q4RjndYiDa3MtZlQlTkHBDvaC4rH8YA7M8OvU%3D |
3 |
Интерактивный тест «Осень в неживой природе» |
http://testedu.ru/test/okruzhayushhij-mir/2-klass/osen-v-nezhivoj-prirode.html |
4 |
Раскраска |
|
5 |
Явления природы (дополнительный материал) |
http://www.myshared.ru/slide/846341/ |