Конспект урока «Написание заглавной буквы в начале предложения и в именах собственных» (Русский язык, 1 класс)
Конспект урока
русского языка (Обучение грамоте. Обучение письму)
1 класс
«Написание заглавной буквы в начале предложения
и в именах собственных»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Цели:
Образовательные:
Отработать правило правописания прописной (заглавной) буквы в именах собственных и в начале предложения.
Развивать письменную и устную речь учащихся.
Личностные: развивать умение доказывать свою точку зрения при ответе на вопрос учителя.
Регулятивные УУД: учить определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вырабатывать способность к самооценке.
Коммуникативные УУД: развивать умение слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные УУД: преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемые результаты:
Познавательные:
общеучебные – овладение плавным слоговым чтением, осознание смысла прочитанного; овладение навыком написания всех букв алфавита; применение на практике изученных правил правописания; логические – моделирование алгоритма списывания; использование алгоритма порядка действий при письме.
Коммуникативные: используют речь для регуляции своего действия; соблюдают грамматические и орфоэпические нормы устной речи, интонационную выразительность.
Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия, планируют свою деятельность; сопоставляют выполненную работу с образцом;
Личностные: адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учебной деятельности, связывая успехи с усилиями, приложенным старанием, трудолюбием; осознают необходимость самосовершенствования; выражают желание осваивать новые приемы и действия, достигать положительных результатов труда
Оборудование: компьютер, проектор, Пропись, Презентация
Ход урока
Этап урока | Содержание | Ответы и действия учащихся | Наглядность |
I Организационный момент | - Проверьте свою готовность к уроку: на ваших партах прописи, и пеналы с письменными принадлежностями. Проведем пальчиковую гимнастику, чтобы подготовить руки к письму. Я здороваюсь везде: дома и на улице, Даже «здравствуй» говорю я знакомой курице. | Пальчики обеих рук по очереди «здороваются» с большими пальцами. | |
II Постановка учебной задачи. Актуализация знаний. Развитие речи | - Ребята, сегодня на уроке вас ожидают разные задания. Но кто мне ответит, какие главные задачи мы ставим перед собой на уроках русского языка? - Откройте Пропись на стр. 76, послушайте задание. Сейчас мы будем отгадывать загадки, ответы записывать на свободных строчках в столбик. Записав первую отгадку, мы подберем и запишем рядом с ней подходящие по смыслу слова-признаки. Напомните, мне, на какие вопросы отвечают слова-признаки? - Прочитайте первую загадку. Что за звездочка такая На жакете, на платке, Вся сквозная, вырезная, А сожмешь – вода в руке. - Запишите отгадку на первой строке. Обратите внимание, как пишется это слово. Подберем к слову «снежинка» подходящие по смыслу слова-признаки. Какой вопрос вы зададите от слова «снежинка»? - Прочитайте вторую загадку. Осенью рождаюсь, весной умираю, зимой землю согреваю. - Посмотрите, как пишется слово «снег», запишите его на следующей свободной строке. Подберем к слову «снег» подходящие по смыслу слова-признаки и запишем их. Какой вопрос вы зададите от слова «снег»? -Прочитайте третью загадку. Белые морковки зимой растут. Запишите отгадку. Какой вопрос зададим от слова «сосульки»? Запишите 2 слова-признака. Прочитайте последнюю, четвертую загадку. Бродит одиноко Огненное око. Всюду, где бывает, Взглядом согревает. Подберем к слову «солнце» подходящие по смыслу слова-признаки. Задайте нужный вопрос. Запишите 2 слова. Посмотрите внимательно на все слова-отгадки. что В них общего? | - Научиться грамотно и красиво писать. - Какой, какая, какое, какие? Учащиеся читают загадку про себя; Хорошо читающий ученик читает загадку вслух. - Это снежинка. - Снежинка какая? (красивая, резная, пушистая, …) Записываются 2 варианта. - Это снег. - Снег какой? (белый, холодный, …) - Это сосульки. Сосульки какие? (прозрачные, холодные, …) - Это солнце. Солнце какое? (желтое, яркое, …) - Все слова начинаются с буквы «с», 3 слова относятся к теме «зима», а слово «солнце» - лишнее, все слова обозначают явления неживой природы. | Слайды 1 - 4 (тексты загадок и слова-отгадки с иллюстрациями) |
III Работа по теме урока | - Сегодня на уроке мы вспоминаем, когда по правилам русского языка необходимо писать заглавную букву. Какие слова мы называем именами собственными? Откройте Пропись на стр. 71, выполните упражнение. - Скажите ребята, для чего слова объединяются в предложения? - Посмотрите на слайд, можно ли сказать, что на нем записано предложение? «трубы Из шёл дым.» - Можем ли мы восстановить предложение, расставив все слова по своим местам? Какие подсказки вы видите? - Прочитайте предложение, которое можно составить из этих слов. Запишите предложение в Пропись. - Прочитайте следующую запись. Восстановите порядок слов в предложении. «стояла с клубникой на столе Миска» С какого слова мы начнем восстанавливать это предложение? Почему? Запишите предложение в Пропись. - Какой знак препинания поставим в конце предложения? - Прочитайте третью запись. Что интересного вы увидели? «стул Маша сломала Мишутки» - Прочитайте, какое предложение у нас может получиться из этих слов? Запишите предложение. | - Заглавная буква пишется в начале предложения и в именах собственных. - Слова, которые обозначают имена людей, клички животных, названия городов и рек ,… - Для того, чтобы мы могли высказать свои мысли. - Нет, слова записаны не по порядку, здесь нет смысла - Первое слово предложения – «Из», т.к. оно записано с заглавной буквы, последнее слово – «дым», т.к. после него стоит точка. Из трубы шёл дым. Здесь и далее дети работают на резервной странице Прописи. Стр. 76 - Со слова «миска», оно записано с заглавной буквы. Миска с клубникой стояла на столе. - В конце предложения поставим точку. - Здесь 2 слова записаны с заглавной буквы, это имена собственные. Маша сломала стул Мишутки. | Слайды 5 – 7 (перепутанные предложения) |
IV Физминутка | Теперь немного отдохнем. Ветер тихо клён качает: вправо, влево наклоняет. Раз наклон, два наклон – зашумел листами клён. | Уч-ся выполняют упражнения за учителем | |
V Работа по теме урока. Продолжение | - Продолжаем работу на резервной странице Прописи. Сейчас вы будете писать под диктовку. Послушайте. Дети вышли гулять. У Саши мяч. Юра взял машинку. Катя играет с куклой. - Сколько предложений я прочитала? О ком говорится в тексте? Как зовут детей? Как вы будете писать имена детей и почему? - Когда еще вы будете писать заглавные буквы в этом тексте? Внимательно послушайте 1-е предложение. Пишем. (И т.д.) - Найдите в записанных предложениях 2 слова на уже изученную нами орфограмму. Подчеркните орфограмму зеленой ручкой. | - 4 предложения - о детях - Саша, Юра и Катя - с заглавной буквы, это имена собственные - в начале каждого предложения Уч-ся пишут под диктовку - Саши и машинку. Жи-ши пиши с буквой «И» | |
VI Итог урока Рефлексия | - Наш урок подходит к концу. Какие задания показались самыми интересными? Что вызвало затруднения? Оцените свою работу на уроке при помощи наших цветочков-смайликов. Урок окончен. | Ответы уч-ся Уч-ся поднимают цветные смайлики. | |