Конспект урока «Написание заглавной буквы в начале предложения и в именах собственных» (Русский язык, 1 класс)

3
0
Материал опубликован 12 February 2023

Конспект урока

русского языка (Обучение грамоте. Обучение письму)

1 класс

«Написание заглавной буквы в начале предложения

и в именах собственных»

Тип урока:  обобщение и систематизация знаний

Цели:

Образовательные:

Отработать правило правописания прописной (заглавной) буквы в именах собственных и в начале предложения.

Развивать письменную и устную речь учащихся.

Личностные: развивать умение доказывать свою точку зрения при ответе на вопрос учителя.

Регулятивные УУД: учить определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вырабатывать способность к самооценке.

Коммуникативные УУД: развивать умение слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД: преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.



Планируемые результаты:

Познавательные:

общеучебные овладение плавным слоговым чтением, осознание смысла прочитанного; овладение навыком написания всех букв алфавита; применение на практике изученных правил правописания; логические моделирование алгоритма списывания; использование алгоритма порядка действий при письме.


Коммуникативные: используют речь для регуляции своего действия; соблюдают грамматические и орфоэпические нормы устной речи, интонационную выразительность.

Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия, планируют свою деятельность; сопоставляют выполненную работу с образцом;

Личностные: адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учебной деятельности, связывая успехи с усилиями, приложенным старанием, трудолюбием; осознают необходимость самосовершенствования; выражают желание осваивать новые приемы и действия, достигать положительных результатов труда



Оборудование: компьютер, проектор, Пропись, Презентация

Ход урока

Этап урока

Содержание

Ответы и действия учащихся

Наглядность

I Организационный момент


- Проверьте свою готовность к уроку: на ваших партах прописи, и пеналы с письменными принадлежностями.

Проведем пальчиковую гимнастику, чтобы подготовить руки к письму.

Я здороваюсь везде: дома и на улице,

Даже «здравствуй» говорю я знакомой курице.






Пальчики обеих рук по очереди «здороваются» с большими пальцами.


II Постановка учебной задачи.



Актуализация знаний. Развитие речи

- Ребята, сегодня на уроке вас ожидают разные задания. Но кто мне ответит, какие главные задачи мы ставим перед собой на уроках русского языка?


- Откройте Пропись на стр. 76, послушайте задание.

Сейчас мы будем отгадывать загадки, ответы записывать на свободных строчках в столбик.

Записав первую отгадку, мы подберем и запишем рядом с ней подходящие по смыслу слова-признаки.

Напомните, мне, на какие вопросы отвечают слова-признаки?



- Прочитайте первую загадку.

Что за звездочка такая

На жакете, на платке,

Вся сквозная, вырезная,

А сожмешь – вода в руке.


- Запишите отгадку на первой строке. Обратите внимание, как пишется это слово.

Подберем к слову «снежинка» подходящие по смыслу слова-признаки.

Какой вопрос вы зададите от слова «снежинка»?



- Прочитайте вторую загадку.

Осенью рождаюсь, весной умираю, зимой землю согреваю.

- Посмотрите, как пишется слово «снег», запишите его на следующей свободной строке.

Подберем к слову «снег» подходящие по смыслу слова-признаки и запишем их.

Какой вопрос вы зададите от слова «снег»?


-Прочитайте третью загадку.

Белые морковки зимой растут.

Запишите отгадку. Какой вопрос зададим от слова «сосульки»? Запишите 2 слова-признака.


Прочитайте последнюю, четвертую загадку.

Бродит одиноко

Огненное око.

Всюду, где бывает,

Взглядом согревает.

Подберем к слову «солнце» подходящие по смыслу слова-признаки. Задайте нужный вопрос.

Запишите 2 слова.


Посмотрите внимательно на все слова-отгадки. что

В них общего?

- Научиться грамотно и красиво писать.









- Какой, какая, какое, какие?




Учащиеся читают загадку про себя;

Хорошо читающий ученик читает загадку вслух.


- Это снежинка.








- Снежинка какая? (красивая, резная, пушистая, …)

Записываются 2 варианта.



- Это снег.





- Снег какой? (белый, холодный, …)




- Это сосульки.

Сосульки какие? (прозрачные, холодные, …)








- Это солнце.

Солнце какое? (желтое, яркое, …)







- Все слова начинаются с буквы «с»,

3 слова относятся к теме «зима», а слово «солнце» - лишнее,

все слова обозначают явления неживой природы.














Слайды 1 - 4

(тексты загадок и слова-отгадки с иллюстрациями)





















III Работа по теме урока

- Сегодня на уроке мы вспоминаем, когда по правилам русского языка необходимо писать заглавную букву.


Какие слова мы называем именами собственными?




Откройте Пропись на стр. 71, выполните упражнение.

- Скажите ребята, для чего слова объединяются в предложения?


- Посмотрите на слайд, можно ли сказать, что на нем записано предложение?

«трубы Из шёл дым.»


- Можем ли мы восстановить предложение, расставив все слова по своим местам? Какие подсказки вы видите?



- Прочитайте предложение, которое можно составить из этих слов.

Запишите предложение в Пропись.



- Прочитайте следующую запись. Восстановите порядок слов в предложении.

«стояла с клубникой на столе Миска»

С какого слова мы начнем восстанавливать это предложение? Почему?

Запишите предложение в Пропись.

- Какой знак препинания поставим в конце предложения?


- Прочитайте третью запись. Что интересного вы увидели?

«стул Маша сломала Мишутки»


- Прочитайте, какое предложение у нас может получиться из этих слов?

Запишите предложение.

- Заглавная буква пишется в начале предложения и в именах собственных.


- Слова, которые обозначают имена людей, клички животных, названия городов и рек ,…





- Для того, чтобы мы могли высказать свои мысли.


- Нет, слова записаны не по порядку, здесь нет смысла



- Первое слово предложения – «Из», т.к. оно записано с заглавной буквы, последнее слово – «дым», т.к. после него стоит точка.

Из трубы шёл дым.


Здесь и далее дети работают на резервной странице Прописи. Стр. 76






- Со слова «миска», оно записано с заглавной буквы.

Миска с клубникой стояла на столе.

- В конце предложения поставим точку.



- Здесь 2 слова записаны с заглавной буквы, это имена собственные.


Маша сломала стул Мишутки.















Слайды 5 – 7

(перепутанные предложения)

IV Физминутка


Теперь немного отдохнем.

Ветер тихо клён качает: вправо, влево наклоняет.

Раз наклон, два наклон – зашумел листами клён.

Уч-ся выполняют упражнения за учителем


V Работа по теме урока. Продолжение

- Продолжаем работу на резервной странице Прописи.

Сейчас вы будете писать под диктовку. Послушайте.

Дети вышли гулять. У Саши мяч. Юра взял машинку. Катя играет с куклой.


- Сколько предложений я прочитала?

О ком говорится в тексте?

Как зовут детей?

Как вы будете писать имена детей и почему?


- Когда еще вы будете писать заглавные буквы в этом тексте?


Внимательно послушайте 1-е предложение.

Пишем.

(И т.д.)


- Найдите в записанных предложениях 2 слова на уже изученную нами орфограмму. Подчеркните орфограмму зеленой ручкой.









- 4 предложения

- о детях

- Саша, Юра и Катя

- с заглавной буквы, это имена собственные


- в начале каждого предложения



Уч-ся пишут под диктовку



- Саши и машинку.

Жи-ши пиши с буквой «И»


VI Итог урока

Рефлексия

- Наш урок подходит к концу.

Какие задания показались самыми интересными?

Что вызвало затруднения?


Оцените свою работу на уроке при помощи наших цветочков-смайликов.


Урок окончен.

Ответы уч-ся






Уч-ся поднимают цветные смайлики.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации