Конспект урока обществознания по теме «Демократический политический режим режим» (9 класс)
Конспект урока по обществознанию
Класс: 9
Номер урока (№): 3
Тема: Демократический политический режим
Цели:
Образовательная:
- способствовать пониманию что такое политический режим в общем.
- способствовать понимаю существования различных типов политических режимов.
- способствовать пониманию, что такое демократический режим.
- изучить основные признаки демократического режима.
- изучить основные виды демократии.
- способствовать пониманию прав и свобод личности в демократическом режиме.
Развивающая:
- способствовать дальнейшему развитию умений, обобщать систематизировать (аналитических умений);
- способствовать дальнейшему развитию речи: обогащение и усложнение словарного запаса;
Воспитательная:
- Способствовать формированию у учащихся отношения к политическим системам.
- Способствовать развитию гражданского сознания и самосознания учащихся, их правовой культуры
Оборудование: доска, Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Л. Н. Боголюбов, А. И. Матвеева; Рос. акад. наук. Рос. акад. Образования, Издательство «Просвещение». – М.: «Просвещение», 2010. – 223 с, текст с пропущенными словами (Приложение № 1), фильм о демократическом режиме (Приложение № 2), мультимедиа презентация (Приложение № 3), проектор.
Тип урока: комбинированный
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Активизация познавательной деятельности ученика |
||||||||||||||||
1. Орг. момент |
Учитель приветствует учащихся. Проверяет присутствующих и отсутствующих. |
Приветствуют учителя. Говорят, кто отсутствует и присутствует. |
||||||||||||||||
2. Опрос домашнего задания (Фронтальный письменный опрос – «Текст с пропущенными словами») |
Учитель дает учащимся текст с пропущенными словами (Приложение № 1) |
Учащиеся вставляют в тест пропущенные слова. |
||||||||||||||||
3. Переход к изучению нового материала |
Слово учителя: «Сейчас мы с вами посмотрим фильм и ответим на несколько вопросов». Учитель включает фильм о демократическом режиме. (Приложение № 2) Фильм останавливается на 00:00: 16 Предполагаемый ответ: 1.Политический режим – это способы и средства, с помощью которых государство воздействует на общество Слушаем фильм дальше. Фильм останавливается на 00:00: 26. Предполагаемый ответ: 1.Мы изучали антидемократические режимы. Они разделяются на авторитарный и тоталитарный 2. Все режимы делятся еще и на демократические режимы. Фильм останавливается на 00:00:45. Предполагаемый ответ: 1.Это политический режим, при котором власть находиться в руках 1 человека или 1 партии и государство осуществляет полный тотальный контроль за всеми сферами жизни общества. Фильм останавливается на 00:01:35 Предполагаемый ответ: 1.Политический режим, при котором контролируется только политическая сфера. Идет фильм о сущности демократического режима. Фильм останавливается на 00:02: 41 Слово учителя: «Поскольку сейчас большинство стран является демократиями или стремиться к ней, давайте более подробно остановимся на этом политическом режиме» (Приложение № 3, слайд № 1) |
Учащиеся слушают. Учащиеся смотрят и слушают фильм Вопрос к учащимся: 1.Давайте вспомним, что такое политический режим? Вопрос к учащимся: 1.Какие режимы мы изучали на прошлом уроке? 2. А какие еще демократические режимы мы проговаривали? Вопрос к учащимся: 1.Дайте определение тоталитарному режиму? Вопрос к учащимся: 1.Дайте определение авторитарному режиму? Учащиеся смотрят и слушают Учащиеся слушают и записывают тему урока к себе в тетрадь «Демократический режим» |
||||||||||||||||
4. Изучение нового материала |
Предполагаемый ответ: 1.Демократический режим – это способ функционирования политической системы общества, основанный на признании народа в качестве главного источника власти, на его праве участвовать в решении общественных и государственных дел и наделении граждан широким кругом прав и свобод Учитель снова включает фильм. Фильм останавливается на 00:04:34, и учитель предлагает учащимся записать основные черты демократического политического режима. Предполагаемый ответ: 1.Источником власти является народ. 2. Политический плюрализм – существование множества взглядов на политический процесс. 3. Гласность – право свободно выражать свои политические взгляды. 4. Права и свободы человека законодательно закреплены в Конституции. 5. Конституционализм – Конституция обладает высшей юридической силой. 6. Парламентаризм 7. Выборность и сменяемость органов власти. 8. Принцип разделения властей. 9. Независимость судебной власти. 10. власть подконтрольна обществу. 11. Верховенство закона. Фильм останавливается на 00: 05:07. Учитель предлагает учащимся записать в тетрадь виды демократии. Предполагаемый ответ: Демократия делится на прямую и косвенную. Фильма закончился, и учитель включает презентацию – теперь как основного помощника. Учитель предлагает учащимся начертить таблицу Слайд № 5. Идеология Предполагаемый ответ: - Политический плюрализм – существование множества взглядов на политический процесс. Слайд № 6. Права и свободы Слайд № 7. Партии Предполагаемый ответ: - КПРФ, Яблоко, ЛДПР, Единая Россия, Справедливая Россия и другие. Слайд № 8. Символы партий Слайд № 9. Оппозиция Слайд № 10.Карательные органы Слайд № 11. Меры осуществления власти. Слайд № 12. Экономика. Учитель озвучивает слайд 14 – 18. |
Вопрос к учащимся: 1.Что такое демократический режим? Дайте определение (Слайд № 2). Учащиеся записывают определение демократического режима себе в тетрадь. Учащиеся слушают Учащиеся записывают себе в тетрадь черты демократического политического режима. Учащиеся записывают в тетрадь виды демократии. Учащиеся чертят таблицу.
Учащиеся заполняю её по ходу урока. Учащиеся записывают рядом с графой идеология – политический плюрализм Вопрос к учащимся: - Что такое политический плюрализм? Учащиеся записывают рядом с графой права и свободы - разрешено все, что не запрещено законом. Учащиеся записывают рядом с графой партии – многопартийность. Вопрос к учащимся: - Какие современные партии вы знаете? Учащиеся смотрят на символы партий. Учащиеся записывают рядом с графой оппозиция – действует легально. Учащиеся записывают рядом с графой карательные органы записывают – строго регламентированы законом. Учащиеся записывают рядом с графой характер и меры осуществления власти записывают – власть осуществляется представителями граждан, избираемыми в соответствии с законом. Учащиеся записывают рядом с графой экономика – Смешанная, доминирует частный сектор, государственное регулирование частного предпринимательства носит косвенный характер Учащиеся слушают. |
||||||||||||||||
5. Закрепление |
Учитель задает учащимся вопросы: Предполагаемые ответы: 1. Демократический режим – это способ функционирования политической системы общества, основанный на признании народа в качестве главного источника власти, на его праве участвовать в решении общественных и государственных дел и наделении граждан широким кругом прав и свобод 2. Основные черты: 1.Источником власти является народ. 2. Политический плюрализм – существование множества взглядов на политический процесс. 3. Гласность – право свободно выражать свои политические взгляды. 4. Права и свободы человека законодательно закреплены в Конституции. 5. Конституционализм – Конституция обладает высшей юридической силой. 6. Парламентаризм 7. Выборность и сменяемость органов власти. 8. Принцип разделения властей. 9. Независимость судебной власти. 10. власть подконтрольна обществу. 11. Верховенство закона. 3. Демократия делится на прямую и косвенную. |
Учащиеся отвечают на вопросы: Вопросы к учащимся: 1.Определение демократического режима? 2. Основные черты? 3. Виды демократии? |
||||||||||||||||
6.Рефлексия (Таблица «+», «-», «интересно») |
Учитель предлагает учащимся нарисовать в тетрадке табличку:
В графу «П» - «плюс» - записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» - записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной. В графу «И» - «интересно» - учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. |
Учащиеся в своих тетрадках рисует таблицу и заполняют её. |
||||||||||||||||
7 Домашнее задание |
Учитель дает домашнее задание: выучить параграф 3: выучить про демократический режим и повторить авторитарный и тоталитарный. |
Учащиеся записывают домашнее задание в дневники |