Конспект урока «Обучение грамоте» в 1 классе по теме «Звуковой анализ слов "кит" и "кот"»
Пояснительная записка к презентации
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ «КИТ» И «КОТ»
Цели: учить проводить звуковой анализ слов, составлять рассказ по сюжетным картинкам, развивать речь; воспитывать любовь к животным.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Отгадайте загадку:
Без расчески причесался и умылся без воды,
В кресло мягкое забрался и запел на все лады.
– Кто же это? (Кот.)
– Кошки – главные герои нашего урока.
– У кого из вас есть кошка или кот? Какие они у вас? (Рассказы детей о своих питомцах.)
II. Введение в тему урока.
Учитель читает начало сказки «Кит и кот» Б. Заходера.
В этой сказке нет порядка:
Что ни слово – то загадка!
Вот что сказка говорит:
Жили-были КОТ и КИТ.
КОТ – огромный, просто страшный!
КИТ был маленький, домашний.
КИТ мяукал, КОТ пыхтел.
КИТ купаться не хотел,
Как огня воды боялся.
КОТ всегда над ним смеялся!
Время так проводит КИТ:
Ночью бродит, днем храпит.
КОТ плывет по океану,
КИТ из блюдца ест сметану.
III. Работа по теме урока.
1. Звуковой анализ слов «кит», «кот».
– Определите по схеме, сколько звуков в слове «кит».
– «Прочитайте» слово, выделяя первый звук.
– Произнесите только первый звук.
– Обозначьте звук [к’] фишкой желтого цвета.
– «Прочитайте» слово, выделяя второй звук.
– Произнесите только второй звук.
– Обозначьте звук [и] фишкой желтого цвета.
– «Прочитайте» слово, выделяя третий звук.
– Произнесите только третий звук.
– Обозначьте звук [т] фишкой желтого цвета.
На доске – иллюстрация с изображением кита и схема слова «кит».
Ловит КИТ мышей на суше.
КИТ любил залезть повыше,
Ночью песни пел на крыше.
Позовешь его: «Кис, кис!» –
Он охотно спрыгнет вниз.
На доске – иллюстрация с изображением кота и схема слова «кот». (Аналогично проводится анализ слова «кот».)
КОТ на море бьет баклуши!
Добрый КОТ ни с кем не дрался,
От врагов уплыть старался:
Плавниками бьет волну
И уходит в глубину…
2. Сравнение слов по звуковой структуре. Работа в парах.
– «Прочитайте» слова «кит» и «кот», выделяя интонационно каждый звук. (Кккоооттт, кккиииттт.)
– Посоветуйтесь с соседом по парте и скажите, какими звуками различаются эти слова? (Первым и вторым.)
– Произнесите слова, интонационно выделяя первые звуки. Назовите их. (Звуки [к] – [к’].)
– Назовите вторые звуки. (Звуки [и] – [о].)
– Кто уже разгадал загадку стихотворения Б. Заходера? (Ответы детей.)
Прилетели из столицы:
Доктора,
Профессора,
Медицинская сестра,
Академик по КИТАМ,
Академик по КОТАМ,
С ними 70 студентов,
35 корреспондентов,
2 редактора с корректором,
Кинохроника с прожектором,
Юные натуралисты
И другие специалисты.
Все на палубу спустились,
Еле-еле разместились.
Разбирались целый год –
Кто тут КИТ
И где тут КОТ.
Обсуждали, не спешили
И в конце концов
Решили:
«В этой сказке нет порядка.
В ней ошибка,
Опечатка:
Кто-то,
Против всяких правил,
В сказке буквы переставил,
Переправил “КИТ” на “КОТ”,
“КОТ” на “КИТ”, наоборот!»
Ну и навели порядок:
В сказке больше нет загадок.
В океан уходит КИТ,
КОТ на кухне мирно спит…
– Пусть этот кит отдыхает, а у нас в гостях другие кошки и коты, герои литературных произведений.
3. Выставка книг.
Учитель знакомит детей с выставкой книг: «Загадки», «Кот в сапогах», «Золотой ключик», «Кот-ворюга», «Усатый, полосатый», «Трое из Простоквашино» и др.
4. Работа по учебнику.
– Герои произведений приготовили для вас задания.
– Рассмотрите иллюстрацию. Определите по схеме, сколько звуков в слове? (3 звука.)
– «Прочитайте» по схеме слово. (Кот.)
– Сколько звуков в следующей схеме? (5 звуков.)
– Как еще можно сказать? Не кот, а… (кошка).
– Сколько звуков в последней схеме? (7 звуков.)
– Кто догадался, что же это за слово? (Котенок.)
– Какое определение лучше всего подходит к данному рисунку? Соедините рисунок и схему.
5. Конкурс «Знаете ли вы кошачий язык?».
– Этот серый котенок предлагает вашему вниманию конкурс «Знаете ли вы кошачий язык?».
1. Вой, рычание и урчание означают… («не подходи ко мне, не отнимай пищу, иначе я брошусь на тебя»).
2. Своим мурлыканьем кошка дает понять, что у нее… (все в порядке, она безобидна и дружелюбна).
3. Различное звучание «мяу» означает… («мне необходимо внимание по какому-либо поводу»).
4. Хвост хлещет по бокам… («я сейчас нападу, берегись»).
5. Кончик хвоста подрагивает… (кошка возмущена).
6. Любящая кошка непременно… (потрется о ваши ноги).
7. Если хвост взъерошен и опущен… (кошка испугана).
6. Дифференцированная работа по тетради «Я учусь писать и читать».
– Определите, чем задание на этой странице отличается от предыдущих заданий? (Раньше нужно было выделить первый звук в слове, а здесь – последний звук.)
– Какие же звуки нам предстоит сегодня различать? (Звуки [к] – [т] .)
– Назовите картинки, названия которых оканчиваются на звук [т]. (Бегемот, бант, кот.)
– Проведите линию от этих рисунков к верхней левой схеме.
– От каких картинок проведены линии?
– Назовите картинки, названия которых оканчиваются на звук [к]. (Молоток, ящик, чайник.)
– Проведите линию от этих рисунков к верхней правой схеме.
– От каких картинок проведены линии?
7. Различение звуков [к] – [т].
– Определите, какой звук есть в каждом из этих слов: кот, рот, станок, портфель, торт, кисточка, тыква.
– Произнесите эти же слова, выделяя звук [т].
– Определите, какой звук есть в каждом из этих слов: кот, кактус, крик, парк, мак.
– Произнесите эти слова, выделяя звук [к].
8. Составление звуковой цепочки слов.
– Перед нами задание, в котором нужно следить и за первым, и за последним звуками в словах. Рассмотрите условное обозначение вверху. Кто догадался, что эта схема может означать? (Последний звук одного слова должен стать первым звуком следующего слова.)
– Произнесите слово «лимон», выделяя интонационно последний звук. (Лимоннн – звук [н].)
– Найдите картинку, название которой начинается со звука [н].
– Соедините ровной линией точки, расположенные рядом с соответствующими картинками.
Далее учащиеся могут выполнить задание самостоятельно с проверкой. (Лимон – носки – индеец – цветок – корабль.)
Игра «Кто сказал “мяу”?»
Участники игры выбирают водящего, остальные превращаются в «кошачье семейство», каждому члену которого есть что сказать.
Ведущий становится к «семейству четвероногих» спиной и пытается угадать, какой «кот» (то есть кто из играющих) подкрался к нему и сказал «мяу». Мяукать «коты» могут на все лады: то тихо и вкрадчиво мурлыкать, то требовать еду, то истошно вопить… Если «кот» узнан, он становится водящим.
9. Работа с предложением.
– Послушайте: «Жил у нас проказник-кот, много было с ним хлопот». Что я сказала? (Это предложение.)
– Из чего состоят предложения? (Из слов.)
– Составьте схему этого предложения.
10. Работа по учебнику.
Учитель читает отрывок из стихотворения С. Маршака.
– Придумайте и расскажите, что было дальше.
Дети составляют рассказ по сюжетным картинкам.
– А С. Маршак придумал так…
Учитель читает продолжение стихотворения.
– Какие интересные случаи произошли с вашими кошками? Расскажите. (Свободные высказывания детей.)
Кошка первой входит в дом и живет подолгу в нем.
То мяучет, то играет, то куда-то исчезает…
В. Приходько
Что правда, то правда: кошка свободолюбивое животное. Ее не стоит принуждать делать то, чего она не хочет. А если она захочет, чтобы вы ее погладили, приласкали, она придет к вам сама, поверьте!
Помните, кошки – дальние родственники тигров. Поэтому нельзя тянуть кота за хвост, гладить незнакомых кошек. Если человек не нравится коту, тот может прокусить ему руку, расцарапать ее, занести инфекцию, кинуться в лицо. Если кошка укусила, то надо обратиться к врачу.
А вообще, кошка – очень преданное животное.
IV. Итог урока.
– Какое «чудо» сегодня произошло?
– Как кита превратить в кота?
– Что нового вы узнали на уроке?
презентация к уроку обучение грамоте по теме"звуковой анализ
PPTX / 1.72 Мб
кит кот
MP4 / 33.77 Мб
Сидорова Зоя Григорьевна