Урок обучения грамоте по теме «Ударение» (1 класс)
Урок обучения грамоте 1 класс УМК «Школа России»
Тема: «Не нужен и клад, когда в семье лад. Слог и ударение.»
Азбука стр. 10-11
Планируемые результаты:
Предметные: определяют ударный слог в слове; обозначают ударение на схеме слова; составляют рассказы по сюжетным картинкам.
Личностные: выстраивают доброжелательные уважительные отношения со сверстниками в классном коллективе;
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: принимают учебную задачу, соотносят свои действия с учебной задачей, ищут способы её решения.
Познавательные: переносят данные картинок и схем в устный текст, соотносят рисунки и схемы;
Коммуникативные: умеют работать коллективно, уважительно относятся к позиции других людей.
1.Организационный момент.
Пословица «Учиться всегда пригодится»
2. Актуализация знаний.
-отгадайте загадки. Составьте схемы слов. Разделите слова на слоги.
(По одному слову на доске)
Через поле напрямик
Скачет белый воротник. (Заяц)
Все время стучит.
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)
Сама пёстрая, ест зелёное,
Даёт белое,
Кто это? (Корова)
3.Самоопределение к деятельности.
Посмотрим сценку про мальчика Васю.
(Участвуют заранее подготовленные ученики)
Вася болеет.
- Так хочется скорее в школу. Мама велела выпить микстуру.
Берет бутылочку и читает: «По одной столовой ложке. После приёма
пищи»
Начинает пищать.
Вбегает мама.
- Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?
- Я лекарство принял. Там написано: после приёма пищи,
- Ах ты, глупышка. Ведь ты неправильно прочитал. Не пищИ, а пИщи.
- Ой, мама. Нам и учительница в школе сказала, что от перестановки ударения может изменяться смысл слова.
-О каком ударении говорил мальчик? Что такое ударение?
(Не знаем)
— значит, что нужно сделать?
Сформулируйте тему урока.
- Какие задачи урока поставим?
По опорным словам, (узнать, что такое ударение, научиться ставить ударение в словах)
Работа по теме урока.
— Произнесите имя мальчика хором сразу. Теперь произнесите каждый и понаблюдайте с одинаковой ли силой произносится каждая его часть, то есть каждый слог?
(Один произносится с большей силой голоса, протяжно)
— Какой же это слог? (Первый. ВА)
-Этот слог произносится с большей силой голоса, протяжно, этот слог ударный. Остальные слоги безударные.
— Посмотрите на схему слова.
Сколько в нем выделено слогов? (Ва -ся два)
Какая из частей слова – слогов произносится с большей силой голоса?
(Первая)
Значит, первый слог ударный. Обозначают ударение косой палочкой сверху.
Определить ударение в слове несложно. Есть такой приём «Позови слово»
-Что изображено на картинке? Шуба
Составим схему слова. Обозначаем слоги.
Позовите слово.
- Какой слог произнесли с большей силой голоса?
Значит ударение в сове падает на первый слог. Первый слог ударный.
Обозначаем ударение специальным значком.
Давайте проверим, перенесём ударение на другой слог.
шубА.
-Говорят так? Значит, ударение мы поставили правильно.
Шуба. Ударный первый слог.
Сделайте вывод, может ли в слове быть два ударения?
Слово КОТ
Составим схему слова.
Физкультминутка.
Закрепление
Работа по учебнику
Стр.11, 10
Итог урока.
Что нового узнали на уроке? Как поставить ударение в слове?
Оцените свою работу на уроке. (Смайлы)
Литература:
В. Волина. «Весёлая грамматика». — М.: Знание. 1995г
Елена Владимировна