Урок обучения грамоте по теме «Ударение» (1 класс)

4
1
Материал опубликован 8 July 2019

Урок обучения грамоте 1 класс УМК «Школа России»

Тема: «Не нужен и клад, когда в семье лад. Слог и ударение.»

Азбука стр. 10-11

 

Планируемые результаты:

Предметные: определяют ударный слог в слове; обозначают ударение на схеме слова; составляют рассказы по сюжетным картинкам.

Личностные: выстраивают доброжелательные уважительные отношения со сверстниками в классном коллективе;

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: принимают учебную задачу, соотносят свои действия с учебной задачей, ищут способы её решения.

Познавательные: переносят данные картинок и схем в устный текст, соотносят рисунки и схемы;

Коммуникативные: умеют работать коллективно, уважительно относятся к позиции других людей.

 

1.Организационный момент.

Пословица «Учиться всегда пригодится»

2. Актуализация знаний.

-отгадайте загадки. Составьте схемы слов. Разделите слова на слоги.

(По одному слову на доске)

 

Через поле напрямик

Скачет белый воротник. (Заяц)

 

Все время стучит.

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит. (Дятел)

 

Сама пёстрая, ест зелёное,

Даёт белое,

Кто это? (Корова)

 

3.Самоопределение к деятельности.

Посмотрим сценку про мальчика Васю.

(Участвуют заранее подготовленные ученики)

Вася болеет.

- Так хочется скорее в школу. Мама велела выпить микстуру.

Берет бутылочку и читает: «По одной столовой ложке. После приёма

 пищи»

Начинает пищать.

Вбегает мама.

- Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?

 

- Я лекарство принял. Там написано: после приёма пищи,

 

- Ах ты, глупышка. Ведь ты неправильно прочитал. Не пищИ, а пИщи.

- Ой, мама. Нам и учительница в школе сказала, что от перестановки ударения может изменяться смысл слова.

 

-О каком ударении говорил мальчик? Что такое ударение?

(Не знаем)

— значит, что нужно сделать?

Сформулируйте тему урока.

 - Какие задачи урока поставим?

По опорным словам, (узнать, что такое ударение, научиться ставить ударение в словах)

 

Работа по теме урока.

— Произнесите имя мальчика хором сразу. Теперь произнесите каждый и понаблюдайте с одинаковой ли силой произносится каждая его часть, то есть каждый слог?

(Один произносится с большей силой голоса, протяжно)

— Какой же это слог? (Первый. ВА)

-Этот слог произносится с большей силой голоса, протяжно, этот слог ударный. Остальные слоги безударные.

— Посмотрите на схему слова.

Сколько в нем выделено слогов? (Ва -ся два)

Какая из частей слова – слогов произносится с большей силой голоса?

(Первая)

Значит, первый слог ударный. Обозначают ударение косой палочкой сверху.

 

Определить ударение в слове несложно. Есть такой приём «Позови слово»

 

-Что изображено на картинке? Шуба

Составим схему слова. Обозначаем слоги.

Позовите слово.

- Какой слог произнесли с большей силой голоса?

Значит ударение в сове падает на первый слог. Первый слог ударный.

Обозначаем ударение специальным значком.

Давайте проверим, перенесём ударение на другой слог.

шубА.

-Говорят так? Значит, ударение мы поставили правильно.

Шуба. Ударный первый слог.

Сделайте вывод, может ли в слове быть два ударения?

Слово КОТ

Составим схему слова.

Физкультминутка.

Закрепление

Работа по учебнику

Стр.11, 10

 

Итог урока.

Что нового узнали на уроке? Как поставить ударение в слове?

Оцените свою работу на уроке. (Смайлы)

 

 

Литература:

 В. Волина. «Весёлая грамматика». — М.: Знание. 1995г

Комментарии

Хороший урок!

8 July 2019