Урок обучения грамоте «Слово и слог» в 1 классе
Урок 6(с 9 - 10)
Тема |
Слово и слог |
Педагогическая цель |
Способствовать формированию у учащихся представления о слоге как минимальной произносительной единице языка; создать условия для развития умения делить слово на слоги, определения количества слогов в словах, графического изображения слова, разделённого на слоги |
Тип урока |
Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) |
Произносят слова по слогам; делят слова на слоги, определяют количество слогов в словах; отвечают на вопросы к иллюстрации; составляют рассказ, состоящий из нескольких предложений |
Личностные результаты |
Овладевают навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умениями не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств её осуществления. Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства представления информации; логические – моделируют слова при помощи схем; классифицируют животных (объединяют в группы по существенному признаку). Коммуникативные: выражают готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Слово, слог, предложение |
Образовательные ресурсы |
Картинки с изображением лисы и белки |
Сценарий урока
Этапы урока |
Формы, методы, методические приёмы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Вид и форма контроля |
|
Осуществляемые действия |
Формируемые умения |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
I. Организация начала урока. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок |
Фронтальная. Словесный. Чтение стихотворения учителем, беседа |
Приветствие учащихся. – Где вы сейчас находитесь? – Зачем пришли в школу? |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. – В школе. – Учиться, узнавать новое для себя |
Создание эмоционального настроя детей на урок |
Фронтальный. Устные ответы |
II. Актуализация опорных знаний. Обеспечение готовности учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
– Из чего состоит наша речь? – Из чего состоят предложения? – Приведите примеры слов |
– Из предложений. – Из слов. Называют слова |
Воспроизводят по памяти информацию |
Фронтальный. Устные ответы |
Парная. Словесный. Рассказ по рисункам (учебник, с. 9) |
– Рассмотрите рисунки. Герои какой сказки на них изображены? – Перечислите героев сказки. – Расскажите ее по рисункам. – Сколько у вас получилось предложений? – Сколько слов в первом предложении? |
– Герои сказки «Колобок». – Старик, старуха, колобок, заяц, волк, медведь, лиса. Рассказывают сказку |
Рассказывают сказку с опорой на иллюстрации. Составляют предложения на заданную тему |
Индивидуальный. Устные ответы, рассказ по картинке |
|
III. Постановка учебной задачи. Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
– Посмотрите, что я сейчас сделаю. Учитель чертит на доске полоску, обозначающую слово,а затем делит ее на части. – Что мы будем сегодня делать на уроке? – Эти части называются слоги |
Наблюдают за действиями учителя. – Мы будем делить слова на части |
Вместе с учителем формулируют и принимают учебную задачу |
Фронтальный. Устные ответы |
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности. Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения Беседа по схеме |
Фронтальная. Словесный. Беседа по картинке с изображением лисы |
– Кто изображен на рисунке? – Скажем хором слово лиса. – Послушайте, как я произношу это слово: ли-са. Произнесите так же – Сколько частей в этом слове вы услышали? – Я покажу, что в этом слове две части. – Вы видите, что в этом слове две части. Я буду вести указкой по каждой части схемы, а вы хором будете произносить слово по этим частям |
– Лиса. Слушают учителя. Произносят слово ли-са по слогам хором – Две. – Ли – са |
Осуществляют решение учебной задачи под руководством учителя Используют знаково-символические средства для решения учебной задачи |
Фронтальный. Устные ответы, работа со схемой |
Физкультминутка |
Коллективная. Практический |
Солнце глянуло в кроватку, Раз, два, три, четыре, пять. Все мы делаем зарядку, Надо нам присесть и встать. Руки вытянуть пошире. Раз, два, три, четыре, пять. Наклониться – три, четыре. И на месте поскакать. На носок, потом на пятку. Все мы делаем зарядку |
Руки на поясе, наклоны в сторону. Выполнение приседаний. Руки в стороны. Прыжки на месте. Поочередно левую |
Осуществляют профилактику утомления, придерживаются здорового образа жизни |
Коллективный. Правильное выполнение упражнений |
Беседа по картинке с изображением белки
|
Фронтальная. Словесный. Беседа по картинке |
– Кто здесь изображен? – Скажите это слово хором. Как мы это сказали: сразу или нет? – Правильно, мы сделали небольшую остановку и словобелка произнесли за два раза: бел – ка. Значит, в этом слове имеются две части. Какая первая? (бел-.) Какая вторая? (-ка.) – Части, на которые делятся слова при их произнесении, называются слогами. Скажите хором слово слоги. – Почему под рисунками, |
– Белка. Произносят хором слово белка. – Сделали небольшую остановку. Делят слово белка Проговаривают слово слоги – Это схемы слов, состоящих из двух слогов |
Воспринимают слово как объект изучения, материал для анализа. Произносят слова по слогам |
Фронтальный. Устные ответы, работа со схемой |
V. Закрепление знаний и способов действий Работа с рисунком. Дидактическое упражнение (учебник, с. 9) |
Индивидуальная. Практический. Работа с рисунком, дидактическое упражнение |
– Рассмотрите рисунки. Кто на них изображен? – Сколько слогов в каждом слове? |
– Синица (3), коршун (2), гусь (1), ворона |
Соотносят рисунки |
Индивидуальный. Дидактическое упражнение |
Физкультминутка
|
Коллективная. Практический |
Мы – веселые мартышки, Мы играем громко слишком. Все ногами топаем, Все руками хлопаем, Надуваем щечки, Скачем на носочках. Дружно прыгнем к потолку, Пальчик поднесем к виску И друг другу даже Язычки покажем! Шире рот откроем, Гримасы все состроим. Как скажу я слово три, Все с гримасами замри. Раз, два, три! |
Повторяют все то, о чем говорится в стихотворении |
Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке |
Коллективный. Правильное выполнение упражнений |
VI. Актуализация опорных знаний. 1. Работа с пословицей «Не нужен и клад, когда в семье лад» |
Коллективная. Словесный. Работа с пословицей, беседа |
Учитель читает пословицу: «Не нужен и клад, когда в семье лад» – Как вы понимаете смысл этой пословицы? |
Слушают пословицу. Отвечают на вопрос учителя |
Анализируют пословицу, высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению своих товарищей |
Коллективный. Устные ответы |
2. Составление рассказа по сюжетному рисунку «Дружная семья» (учебник, с. 10) |
Фронтальная, индивидуальная. Наглядный, словесный. Работа с рисунком, беседа, составление рассказа |
– Рассмотрите рисунок. Можно ли его назвать «Дружная семья»? – Какое время года изображено? – Кто к кому приехал в гости? – Рады ли все встрече? – Сколько слов в предложении «Бабушка рада встрече»? – Составьте предложение из трех слов о мальчике, о девочке, о папе. – Расскажите о своей семье |
Рассматривают рисунок. Отвечают на вопросы учителя. Составляют рассказ по рисунку. Считают количество слов в предложении. Составляют предложения: Мальчик несет машину. Девочка несет куклу. Папа открыл багажник. Рассказывают о своей семье |
Анализируют рисунок. Составляют небольшой рассказ по сюжетной картинке и на основе жизненных впечатлений; отвечают на вопросы к иллюстрации; строят высказывания о своей семье. Рассуждают о том, какие взаимоотношения должны быть в дружной семье; приводят примеры проявления своего уважительного |
Индивидуальный. Рассказ по рисунку и на основе жизненных впечатлений |
3. Дидактическое упражнение (учебник, с. 10) |
Индивидуальная. Практический. Дидактическое упражнение |
– Вспомните, на какие части можно разделить слово. – Соотнесите рисунки и схемы |
Рассматривают рисунки, схемы, считают количество слогов в словах, соотносят рисунки и схемы |
Устанавливают слоговой состав слов, называющих изображённые предметы. Соотносят предметную картинку |
Индивидуальный. Соотнесение рисунка и схемы |
VII. Рефлексивно-оценочный. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества |
Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа |
– Что нового узнали? – Что особенно понравилось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? – Спасибо за урок |
твечают на вопросы учителя |
Отвечают на итоговые вопросы урока; осмысливают свои действия; оценивают свою работу на уроке |
Фронтальный, индивидуальный. Самооценка |
Шатохина Ирина Григорьевна
Беляева Ирина Владимировна