12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Серова Татьяна Львовна1263
Учитель начальных классов, высшей квалификационной категории, г. Вологда, МОУ "СОШ №3"
Россия, Вологодская обл., Вологда
7

Конспект урока окружающего мира «Кожа. Строение кожи. Как «работает» кожа»



Конспект урока окружающего мира

УМК: Перспективная начальная школа.

Класс: 4

Тема урока:«Кожа. Строение кожи. Как «работает» кожа».

Автор: Серова Татьяна Львовна, МОУ СОШ № 3, г. Вологда


Презентация к уроку
PPT / 2.78 Мб

Конспект урока
DOCX / 1.07 Мб

Цели:

Задачи:

Результат урока

Создание условий для ознакомления учащихся с кожей, её строением, функциями и значением, с гигиеной кожи. Воспитание культурно- гигиенического навыка ухода за кожей посредством практической работы по теме урока: «Кожа, её роль в организме, правила ухода за кожей, закаливание».

Сформировать понятие о коже, её строении и функции её компонентов, значении.

Развивать интеллектуальные и практические умения и навыки детей: проводить исследования, наблюдения, умения делать выводы.
Развивать мышление через умение классифицировать (выделение главного, анализ, сравнение, обобщение)

Вызвать интерес к изучению своего организма, к предмету окружающий мир.

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Цели и педагогические задачи (педагогический замысел):

Продолжить знакомство со строением тела человека и работой органов.Познакомить со строением кожного покрова, основными функциями кожи.

Расширить познания детей по данному вопросу, заинтересовать, побудить к поиску дополнительной информации.

Подготовка к предъявлению результата и оценке усвоения темы.

Постепенное формирование коммуникативных компетенций. Совершенствовать навык работы в группе. Пополнить словарный запас, учить использовать термины и научные слова в речи.

Педагогическая задача урока: создать условия для совместного учебного действия моделирования; формировать у обучающихся коммуникативные умения и навыки ведения учебного диалога на содержательной основе.

1. Исследовать строения кожи.

Исследовать, функции кожи и работы её частей, позволяющих выполнять эти функции.

Поупражняться в применении знаний, полученных в ходе исследований при составлении правил личнойгигиены кожи на практике.

Иметь представление о строении кожи, её функциях и значении.

Уметь:

– называть строение кожи;

– раскрыть значение частей кожи, её функции и значение для организма человека.

Знать правила гигиены кожи.

Прогнозируемый результат (формируемые компетентности)

Предметные: Перечисляет общие условия необходимые для жизни живых организмов. Кратко рассказывает о строении, функциях, значениикожи, связях органов друг с другом (звенья одной цепи- системы человеческого организма). Самостоятельно подбирает информацию для книжки- самоделки «Как устроена и работает кожа человека». Понимает и воспроизводит основные правила здорового образа жизни, бережного отношения к коже. Сравнивает понятия «здоровье» и «болезнь».Понимает значение понятия «закаливание», его роль для здоровья человека. Осознаёт, что такое гигиена и культура здорового образа жизни. Понимает и называет некоторые меры предосторожности и безопасности для охраны органа-кожи человека.

Информационная компетенция: умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать нужную информацию, сравнивать объекты;

На данном уроке реализовывались задачи по формированию метапредметных результатов: регулятивных, коммуникативных, познавательных, личностных.

Учебно-познавательная компетенция: умение определять тему урока и ставить цель, устанавливать связи между отдельными объектами, применять освоенные способы деятельности в новых ситуациях, осуществлять самоконтроль, делать выводы;

Познавательные УУД: В урок включены задания требующие анализа, синтеза и сравнения в, проведения квази-исследования Дети находили необходимую информацию в прочитанных словах и предложениях, таблицах, инструкционных картах исследования, опорах, на её основе формулировали ответы на вопросы по теме урока, выдвигали гипотезы, искали пути их решения, делали выводы. Учились моделировать, составлять схемы- опоры, кластеры, фишбоны, концептуальные таблицы по изучаемой теме. Совершенствовали умение ориентироваться на странице учебника, других источниках информации. Пользуясь инструкционными картами исследования, опорами, формулировали и сами составляли задания по теме урока на этапе применения полученных знаний и их закрепления.

Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, синтез, доказательства и др.) Участвует в тематических обсуждениях и выражает свои предложения. Использует элементы импровизации для решения творческих задач.

Регулятивные УУД:

На первом этапе дети самостоятельно на основе ориентировки по странице учебника поставили цель урока и составили план работы. Важно, что на протяжении всего урока возвращались к плану работы и контролировали его выполнение. План был рабочим, каждый этап решал определённую задачу урока и работал на достижение цели. Далее по плану урока, фактически по плану своей деятельности на уроке дети учились оценивать свою работу, учились самоконтролю и самооценке. На данном уроке провоцируем каждого ученика реально оценить свои знания и умения по теме и вовремя усовершенствовать их.

Владеет способами организации и планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимает специфику каждой. Умеет проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей.Ставит учебную задачу, контролирует её выполнение.Умеет доводить дело до конца.Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.Умеет критически оценивать результаты своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний.

Компетенция личностного самосовершенствования (здоровье сберегающая компетенция): умение заботиться о собственном здоровье, владеть способами оказания первой медицинской помощи.

Личностные УУД: самоопределение, волевая само регуляция при определении цели своей деятельности, принятия цели, следовании плану, выражении собственного мнения.Самостоятельно мотивирует свою деятельность Определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. Умеет доводить работу до конца. Умеет работать индивидуально и в малых группах. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает своё собственное мнение. Успешно осуществляет взаимодействие с участниками в учебной деятельности. Стремиться иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.

Коммуникативная компетенция: умение сотрудничать друг с другом в группе, обсуждать проблему, обосновывать своё решение, обмениваться информацией, корректно вести учебный диалог;
Коммуникативные: В урок была включена работа в парах, группах, что способствовало формированию коммуникативных умений. Дети учились оформлять свои мысли, высказывать свою точку зрения, доказывать, обсуждать в парах и оценивать работу друг друга. Ещё один шаг к формированию у учащихся навыков работы во взаимодействии(распределять обязанности и время, уметь договариваться, аргументировать свою точку зрения, выслушивать мнения других членов группы и уважительно к ним относится)

В связной, логически целесообразной форме речи передаёт результаты изучения объектов окружающего мира. Участвует в тематических обсуждениях и выражает свои предложения. Владеет рассуждением, описанием, повествованием.

Развивающая: дать понятие о квази-исследовании как приёме, использующемся для открытия новых знаний, о стратегии фишгон.

Мировоззренческая: обучающиеся убедятся в том, что знания о строении, функциях и значении органа кожи поможет им в составлении «Здоровье сбережения своего организма».

 

 

Краткая пояснительная записка к конспекту:

1. Тип урока: Изучение нового материала.

2. Место урока в теме: Данный орган изучался частично в прошлом году 3 класс (внутри темы «Органы чувств человека» как орган осязания). В этом годурасширяются, углубляются и приводятся в систему знания о коже. Тема: «Кожа. Строение кожи. Как «работает» кожа». Изучается внутри раздела «Человек- живое существо- организм» (КАК УСТРОЕН И РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА).Данная тема взаимосвязана с темой предыдущего урока «Двигательная система организма. Кости и мышцы необходимо укреплять» и является логическим её продолжением, так как кожа выполняет функцию объединения всех органов человека в единое целое.

По месту в цикле постановки и решения учебной задачи данный урок является трёхчастным: вводным ( или постановочным) в первой своей части, уроком решения учебной задачи- во второй и уроком конкретизации открытого способа действия (уроком решения частных задач)- в третьей части .

1 часть урока (стадия вызова). Это наиболее острая и трудная и одновременно наиболее яркая часть урока. Так как именно на этой части урока происходит драматический переход от старого к новому способу действия. В этой части урока перед детьми ставится учебная задача, т.е. через их собственное действие демонстрируется несовершенство (ограниченность в применении) старого, освоенного способа действия, и начинается поиск нового способа действия, подходящего к поставленной задаче. Этот этап учения должен стать для детей открытием. Поэтому основная задача учителя на этом этапе состоит в том, чтобы детям стала очевидна ограниченность того способа действия (определения одушевлённости и неодушевлённости имён существительных), которым они уже овладели в рамках курса русского языка 2- го класса.

2 часть урока (стадия осмысления содержания): После постановки учебной задачи идёт этап поиска способов её решения, который сопровождается таким учебным действием, как моделирование. На этом этапе в форме группового взаимодействия детей и учителя организуется квазиисследование, пробы и дискуссии по поводу действия учащихся. В результате этих действий, их обсуждения класс конструирует новый способ решения- формулу определения одушевлённости и неодушевлённости имён существительных. Таким образом, завершающим этапом этой части урока является нахождение способа и соответствующего ему схематического воплощения (модели) определения одушевлённости и неодушевлённости имён существительных.

3 часть урока (стадия осмысления содержания+ рефлексия): Как только найдены способ безошибочно точного определения строения, функций и значения кожи для организма человека соответствующее ему схематическое воплощение (модель, кластер, фишбон), начинается следующий этап учебной деятельности- решение системы частных задач, на которых происходит конкретизация открытого общего способа действия. В частных задачах условия не просто такие же по сути, как в задаче на открытие способа действия; в них непременно содержится какой- то новый поворот, «ловушки», или же они сильно различаются по материалу (но не по способу действия), так, что детям трудно распознать за новым материалом уже открытый способ.

В рамках данного этапа работы на уроке проводится диагностическая работа по проверке освоения операционального состава нового знания об органе кожа. Этот же этап является и рефлексивным, здесь ребята демонстрируют результаты своей самостоятельной работы и предъявляют на оценку (по своему усмотрению) учителю результаты освоения открытого способа действия. Здесь происходит обсуждение причин возможных ошибок, определение границ своего знания- незнания по данной теме и постановка следующей учебной задачи.

3. Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся:
фронтальная, групповая.

Используемые формы работы и обоснование их целесообразности:на данном уроке использовались групповые формы работы.

Основной формой организации процесса обучения является урок. На данном уроке эффективно использовать групповые формы обучения, которые позволяют добиться лучшего усвоения материала, повысить уровень знаний учащихся, вызвать интерес учащихся к предмету, учитывать индивидуальные особенности учащихся и создавать условия для их развития.

Работа в группах наиболее эффективна при изучении нового материала и закреплении изученного материала.

Групповые формы обучения рационально применять, когда материал доступен для групповой работы, учащиеся подготовлены к этой работе, имеются дидактические материалы для работы в группах.

ЦЕЛЬ:

1) повысить уровень знаний учащихся;

2) добиться лучшего усвоения материала;

3) вызвать интерес учащихся к предметам.

 

3 А Д А Ч И:

1) научить детей проводить самоконтроль, взаимоконтроль;

2) расширить круг знаний учащихся;

3) воспитать чувство ответственности за работу, которую ты выполняешь;

4) научить детей работать вместе, дружно;

5) подтянуть отстающих детей, привлечь их внимание к работе, заинтересовать;

6) добиться более прочного усвоения знаний;

7) развивать устную и письменную речь учащихся;

8) научить учащихся оформлять работу в тетради.

При разработке этой технологии вкладываются следующие принципы :

1) научности (знания должны быть научно-обоснов.)

2) доступности (учащимся должны быть доступны и понятны задания, которые они получают; материал, который дает им учитель);

3) прочности (учащиеся должны понимать изучаемое и прочно его усваивать);

4) сознательной активности.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

1) у учащихся повысился интерес к предмету;

2) в активную работу вовлекается все больше и больше учащихся;

3) знания усваиваются более прочно, т.к. у ребят появляется большая заинтересованность в работе;

4) учащиеся оценивают свою работу и работу товарищей;

5) более грамотное оформление работы в тетради;

6) учащиеся получают удовлетворение от работы.

Акцент в работе делается в основном на практике и контроле.

Каковы «плюсы» групповой формы работы?

Безусловно, такая форма активизации потенциала класса имеет ряд достоинств. Во- первых, повышается учебная и познавательная мотивация учеников. Во-вторых, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. В-третьих, в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу. Ну и, наконец, не стоит забывать о том, что задача школы не сводится только к развитию мыслительных навыков, расширению кругозора, обучению основам теоретических знаний. Школа также должна содействовать личностному росту каждого ученика, развитию его коммуникативных навыков, которые окажутся не менее востребованными в дальнейшей жизни. Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата, а классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения.

Организация деятельности учащихся на уроке:

самостоятельно определяют тему урока;

ставят цели своей работы на уроке;

высказывают своё мнение по проблеме урока;

работают с текстом, заполняют таблицу, отвечают на вопросы;

создают живую модель работы клеток кожи;

создают живую модель работы частей кожи;

пытаются поставить диагноз и обосновать его;

выполняют тест;

участвуют в играх, проводят опыты, наблюдения в группах;

оценивают свою деятельность.

4. Используемые приемы, методы, технологии обучения и обоснование их целесообразности:

Технологии: развивающего обучения, развития критического мышления, диалогового общения, здоровьесбережения;

методы: проблемно – сообщающие , частично - поисковый, исследовательский, игровой, словесно – дедуктивные, наглядно – дедуктивные, практически – индивидуальные.

На данном уроке используется Технология развития критического мышления (методы и приёмы: составление списка известной информации при помощи приёмов: инсерт, кластер; групповая мозговая атака, круги по воде, игра «Как вы думаете?», построение концептуальных таблиц на основе «толстых» и «тонких» вопросов и расширение кластеров). Работа ведётся индивидуально- в парах- в группах.

 

Мышление развивается в проблемной ситуации,

Когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете.

(Л. Выготский)

Что такое критическое мышление? По-моему, это умение человека реально оценить происходящие вокруг него события, определить своё «я» в нём. Далеко не каждый взрослый может это делать. Поэтому уже с детства необходимо развивать самостоятельное мышление, которое носит индивидуальный характер.

Уровнем развития критического мышления является не объём полученной информации, а умение применять её в жизни. Следовательно, перед учителем стоит важная задача по формированию критического мышления учащихся. Нужно помнить, что оно состоит из трёх этапов: I этап – вызов, II этап – осмысление содержания, III этап – рефлексия. Функции трех фаз технологии развития критического мышления

Вызов

Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)

Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме)

Коммуникационная
(бесконфликтный обмен мнениями)

Осмысление содержания

Информационная (получение новой информации по теме)

Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания)

Рефлексия

Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)

Информационная (приобретение нового знания)

Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)

Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции,
оценка процесса)

5. Используемое оборудование:

Оборудование

Текст. Двигательная система организма.

Текст. Функции кожи (для работы групп).

Несколько предметов для тактильного изучения (плюшевая игрушка, резиновый мяч и т.д.)

Компьютер, проектор, экран, презентация.

Учебник «Мы и окружающий мир», 4 класс. Авторы Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова.

Электронные микроскопы и учебный препарат «Кожа человека», фотографии, сделанные с помощью электронного микроскопа.

Лупы, зеркала.

Картинки с различными видами деятельности человека. Таблица.
Конверты с заданиями

1 группа: лупа, листки бумаги, акварельные краски, влажные салфетки;

2 группа: лупа, стеклышки, сухие салфетки;

3,4,5 группы:лупа, таблица в учебнике стр. 28.

Перевязочный материал, лейкопластырь, жгут медицинский.

Схема с иллюстрациями частей и слоёв кожи Эпидермис- внешний слой кожи- состоит из погибших клеток. Микроскопические клетки под слоем эпидермиса постоянно делятся, оттесняя отмершие клетки наверх. Мы рассматривали только что кожу под электронным микроскопом. Гладили ладошкой. Ощущение, что кожа гладкая, а на самом деле, если посмотреть на неё в микроскоп, то на поверхности кожи видны чешуйки. Они постоянно слущиваются и заменяются новыми. Процесс рождения и деятельности клеток продолжается примерно 4 недели. Затем клетки погибают. Погибшие клетки, оказавшись на поверхности, постепенно изнашиваются, играя роль плотной защитной плёнки.

Под эпидермисом находится одна из самых деятельных частей организма- дерма. Отсюда название кожного врача- дерматолог. В дерме находятся:

Потовые железы;

Волосяные луковицы;

Тончайшие кровеносные сосуды;

Нервные волокна;

Сальные железы;

Микроскопические осязательные рецепторы: рецептор холода, тепла, боли, ушибов, лёгких прикосновений и т.д.

Слой под кожей, богатый жиром.

6. Используемые условные знаки и сокращения: -учитель, +ученик.

Педагогическая задача урока: создать условия для совместного учебного действия моделирования; формировать у обучающихся коммуникативные умения и навыки ведения учебного диалога на содержательной основе.

 

Эпиграф к уроку: «Здоровый нищий счастливее больного короля»

 

 

ХОД УРОКА

Название этапа

Описание содержания этапа

Формирование универсальных учебных действий

1.

1. Мотивирование к учебной деятельности (1).

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);

2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

Мозговой штурм

В деятельности учителя

СЛАЙД №1

-Придумано кем- то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!».

- Добрый день, уважаемые коллеги. Я и мои дети рады приветствовать вас в стенах нашей школы. - Ребята, как вы понимаете эту пословицу: «Здоровый нищий счастливее больного короля»?
— А что надо делать, чтобы сохранить здоровье?

— А как вы думаете, нужно ли для этого изучать свой организм, его строение?

Всесторонняя проверка знаний. (актуализация знаний).

Проверка домашнего задания.

— Над какой же важной темой мы работаем на уроках окружающего мира? ( Тело человека).

— О чём говорили на прошлом уроке? ( о мышцах, костях, их функциях).

— Напомните домашнее задание. Как ответили на вопрос? (вызвать 2 учеников, зачитают ответы, поставить оценки)

— Какой прием мы обычно с вами используем на уроках окружающего мира, для составления карты знаний по изучаемой теме?

СЛАЙД №3

— Предлагаю составить кластер по теме «Тело человека» с помощью ключей. (приложение ) СЛАЙД 2

Всесторонняя проверка знаний. (актуализация знаний).

— Сейчас каждый из вас сможет проверить, как он усвоил, из чего состоит наше тело, какие части у скелета, для чего нужны мышцы.

— Предлагаю вам поработать на карточках, подписать части скелета.

Соревнование по рядам.

— При проверке поменяемся листочками в паре, проверим. Один ученик читает со своего листочка, потом продолжит другой.(поставить 2 оценки). Кто не сделал ни одной ошибки, у кого две ошибки или три ошибки? У кого 3 – 4 ошибки? Остальным нужно поработать. Поставим отметки. (взаимопроверка).

— Опорно- двигательная система состоит не только из скелета, но ещё и из мышц. Сколько их? В качестве домашнего задания сектор Пилюлькиных подготовил комплекс упражнений для профилактики нарушения осанки.

Проблемная ситуация.

Посмотрите друг на друга. Из каких частей состоит тело человека? (Голова, руки, ноги, туловище)

А почему сейчас, когда мы делали физкультминутку, наше тело не рассыпалось на части, как карточный домик? (Ответы детей).

Какой орган объединяет части тела в одно целое.

Напишите глазами это слово: «КОЖА». Этот орган большой или маленький? Важен ли он для жизни человека. Стоит ли говорить о нём сегодня на уроке?

Учитель прикрепляет на доске карточки с выводами, дополняет ответы.

— Ребята, а как вы считаете, наш кластер полностью отражает понятие тело человека или чего- то мыс вами пока ещё не знаем по данной теме?

В деятельности учеников

Ответы детей:

- Значит, главное богатство человека – это его здоровье.
- Необходимо правильно питаться, соблюдать режим дня, больше гулять, отдыхать, соблюдать правила личной гигиены, вести здоровый образ жизни, …

- Обязательно нужно, ведь, если не знать строение организма и особенности его органов, то можно из-за незнания нанести вред своему здоровью,возможно, узнать что-то новое.

+ кластер и круги по воде.

Тело человека

2. Самопроверка домашнего задания по ключу- коллективно составленному кластеру. «Проверь себя»

Помощники сообщают результаты выполнения домашней работы учителю в перемену.

— Раз в кластере есть незаполненные окошки, значит, скорее всего, тема нами ещё недостаточно изучена.

+Костей- 200, мышц-600.

Сектор Пилюлькиных показывает несколько простых упражнений (3-4).

Дети высказывают свои предположения. Из прошлого года мы знаем, что кожа- это орган осязания…

Площадь кожного покрова составляет около 2 м2.

Составляют кластер о коже на основании мозгового штурма (СЛАЙД №3).

Познавательные

Общеучебные:

-поиск и выделение необходимой информации (ориентировка в аппарате учебника). Постановка и формулирование проблем.

Регулятивные

-принятие и сохранение цели

-постановка учебных задач (планирование и прогнозирование).

 

Фрагмент постановки учебной задачи. Его цель: самостоятельный ( в совместно распределённой деятельности) выход учащихся на новую задачу через «интеллектуальный конфликт».

 

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии(3. Вход в учебную ситуацию («включение в урок «Интрига»).

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

3) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;

4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

Формулирование цели и задач урока.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства-алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

Фрагмент поиска и

открытия нового способа действия.

Изучение нового материала. Решение поставленной проблемы.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

«Делай, как я!»

Выступление групп. Итог «Фишбон».

Этап подготовки к активному усвоению нового материала (Мотивация, постановка проблемы, формулировка темы и целей урока).

Поиск и формирование новой темы:

- Сегодня на уроке мы продолжим изучать организм человека. Как вы поняли , какой орган станет темой нашего разговора? Это Новая тема? Что вам известно об этом органе из 3 класса?

Слайд 1. (Появляется после того, как дети сформулировали тему урока. На слайде – тема урока СЛАЙД № 4

«Особенности кожного покрова»)
- А знаете ли вы, что кожа имела первоначальное звучание «козы» (шкура) и происходило от слова «коза». В результате чередования согласных «З» поменялось на «Ж». С заменой буквы значение слова расширилось: кожа стало означать уже любую обработанную шкуру, а потом и нашу кожу.

Поиск и формирование новой темы.

«Вход в учебную ситуацию». Ввод в тему урока. Создание проблемной ситуации.

Проблемная ситуация.

СЛАЙД №5

- Послушайте историю, которая произошла более 350 лет назад (магнитофонная запись)

- В Италии в 1646 году произошёл такой случай. В роскошном замке одного герцога был устроен праздник. Во главе праздничного шествия шёл "золотой мальчик". Тело его было сплошь покрыто золотой краской. Вскоре про мальчика забыли и он провёл ночь на каменном полу зала. Через некоторое время мальчик заболел и умер.

- Как вы думаете, почему же умер мальчик? (ответы детей)

- Вы высказали свои гипотезы.

- Ребята, как высчитаете, достаточно ли ваших знаний об этом органе, удалось ли нам сразу выявить причину, что же произошло с кожей этого ребёнка? Оцените, пожалуйста, каждый свой уровень, на котором вы находитесь сейчас в новой теме?

Формулирование цели и задач урока.

Целеполагание.СЛАД №6

Итак, мы чётко определили тему урока «Кожа» и поняли.с каким органом золотого мальчика произошла беда- с кожей. Переформулируйте, пожалуйста, тему урока в цель. Сформулируйте цель урока.

Но почему же нам не удалось выяснить, что конкретно не так стало с этим органом, какие нарушения в нём произошли? Каких знаний нам было недостаточно?

— Что же нам необходимо узнать о коже, чтобы доказать или опровергнуть эти предположения?

Слайд 2. (на слайде – фотография кожи человека под микроскопом), таблица строение кожи.
— Давайте составим план нашего сегодняшнего занятия и подумаем, какие задачи нам сегодня предстоит для достижения поставленной цели?

— Поставьте задачи.
Слайд 6. ( На слайде – цели урока)

— К рассказу о мальчике мы вернемся, когда расширим, углубим и приведем в систему знания о коже.

Его цель:

Этап усвоения новых знаний.

- Итак, как думаете, какую задачу нужно решить первой, над каким пунктом плана нужно поработать в первую очередь? Обоснуйте свой ответ? Определите, пожалуйста, форму сотрудничества для достижения собственной цели: индивидуальную

- Предлагаю вам провести ИССЛЕДОВАНИЕ В РАМКАХ ЭТОГО ВОПРОСА. Ваша задача с помощью инструкционных исследовательских карт (СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ)провести исследование строения кожи.

-Из чего состоит кожа – «одежда нашего тела»? (слайд №6).Работаем с учебником (СХЕМА СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ). (знакомство со строением кожи) Слайд 7. Строение кожи.

Практическая работа: Исследуй свою кожу

Посмотрите на кожу на своей руке. Какого она цвета? (бледно-розовая, коричневая светлая)

Потрогайте кожу руками. Какая она на ощупь? Мешает ли она движению пальцев?( упругая, мягкая, прозрачная)

Захвати кожу руки, тяни и отпусти. Эластична ли кожа?

Рассмотри кровеносные сосуды под кожей. Что можно сказать о её толщине? ( тонкая, видны кровеносные сосуды)

Рассмотри кожу через лупу. Постарайся увидеть маленькие отверстия – поры. Как вы думаете, для чего нужны эти отверстия? ( через них кожа дышит).

Проведите по лбу пальцем и примите палец к стеклу. Что осталось на стекле? ( пятно). О чём оно говорит? ( кожа выделяет пот и жир)

СЛАЙД № 7,8

- Итак, мы рассмотрели наружный слой кожи. А теперь при помощи схемы на странице 28 изучим внутреннее строение кожи. В парах дети готовят ответы на вопросы.

СЛАЙД № 9

- Ребята, вернёмся снова к вопросу о золотом мальчике. Быть может теперь, вы сможете объяснить, что же произошло с его кожей. Почему он умер?

--Почему же на этот раз у вас не получилось поставить точный диагноз, ведь вы так плодотворно поработали в парах и выстроили такую стройную схему строения самого большого, самого тяжёлого, самого многофункционального органа- кожи?

СЛАЙД №10

- Действительно, ведь ещё не все задачи решены. Над каким пунктом плана для разрешения этой проблемы нужно поработать сейчас? В чём разобраться?

-Дальше мы будем работать по группам и не только будем сами учиться, но и учить других.

- Давайте повторим правила дружной работы:

СЛАЙД №11

Учитель выступает в роли помощника: консультирует, координирует, корректирует работу групп.

Задания для групп(СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ. ИНСТРУКЦИОННЫЕ КАРТЫ):

1 группа (ФУНКЦИЯ ОСЯЗАНИЯ):

Проведите с ребятами других команд игру: «Что в мешочке?». В мешочке лежат предметы, вы должны с закрытыми глазами узнать предмет и описать его. (участвует 3-4 ученика плюшевая игрушка, лампа, жук, яблоко).

Задайте им вопрос: что вам помогло узнать эти предметы?

(Ответ: орган осязания- кожа).

Найдите ответ на вопрос: каким образом кожа чувствует температуру воздуха, боль, помогает узнавать предметы на ощупь? (используя разные источники).

СЛАЙДЫ № 12, 13.

ОБОБЩЕНИЕ ПО РАБОТЕ ГРУППЫ:

-К какому выводу пришли все мы, благодаря работе 1-ой группы?

Какую функцию выполняет наша кожа?

-За счёт чего она способна выполнять эту функцию?

-Какой диагноз может поставить мальчику ваша группа?

группа(СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ. ИНСТРУКЦИОННЫЕ КАРТЫ): (ФУНКЦИЯ ЗАЩИТА):

возьмите бумагу, резиновый шарик, кожу.Проделайте с ними ряд опытов:

попробуйте их растянуть, что происходит, опишите, сделайте вывод.

Попробуйте проткнуть тыльной стороной карандаша. Понаблюдайте, что происходит? Сделайте вывод, сверьте его с текстом энциклопедии.

Рассмотрите картинку, прочитайте текст энциклопедии. СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД, ОТ ЧЕГО ЕЩЁ ЗАЩИЩАЕТ НАС КОЖА? КАКУЮ ФУНКЦИЮ ОНА ВЫПОЛНЯЕТ?

Приложите к коже лёд. Понаблюдайте, что образовалось на коже? Найдите в разных источниках объяснение явлению «гусиная кожа». СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД.

Возьмите таз с водой, подержите там руку. Проникла ли вода через руку внутрь вашего тела. Какой вывод можно сделать? Найди доказательства в тексте энциклопедии.

Рассмотрите волоски на своей коже. Какую роль выполняют они? Они защищаю кожу от одежды. Если бы их не было, то одежда впитала бы в себя весь жир и кожа бы высохла. ЗАЩИТА ОТ ВЫСЫХАНИЯ.

СЛАЙДЫ № 14,15.

ОБОБЩЕНИЕ ПО РАБОТЕ ГРУППЫ:

- К какому выводу пришла ваша группа?

-Какую важную функцию ещё выполняет наша кожа?

- за счёт чего она может выполнять такую функцию?

-Какой диагноз ставит золотому мальчику ваша группа?

группа(СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ. ИНСТРУКЦИОННЫЕ КАРТЫ):(ДЫХАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ, ВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ).

Задания группе:

Рассмотрите снимок кожи, сделанный с помощью электронного микроскопа. Обратите внимание плотно ли соединены клетки кожи или между ними есть небольшие отверстия- устьица.

Подумайте, для чего нужны эти отверстия. Какую функцию они выполняют?

Найдите подтверждение в разных источниках.

СЛАЙДЫ № 16,17.

ОБОБЩЕНИЕ ПО РАБОТЕ ГРУППЫ:

- К какому выводу пришла ваша группа?

-Какую важную функцию ещё выполняет наша кожа?

- за счёт чего она может выполнять такую функцию?

-Какой диагноз ставит золотому мальчику ваша группа?

группа(СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ. ИНСТРУКЦИОННЫЕ КАРТЫ):ФУНКЦИЯ ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ.

1.Включите обогреватель, посадите 1 человека из команды рядом с ним. Понаблюдайте за изменением его цвета лица.

2. Рассмотрите свою кожу. Какого она цвета.

3. Сравните с цветом кожи соседа у обогревателя. Рассмотрите его кожу в лупу. Что вы заметили?

4. Прочитайте текст энциклопедии. Сделайте вывод.

СЛАЙД №18,19.

ОБОБЩЕНИЕ ПО РАБОТЕ ГРУППЫ:

- К какому выводу пришла ваша группа?

-Какую важную функцию ещё выполняет наша кожа?

- за счёт чего она может выполнять такую функцию?

-Какой диагноз ставит золотому мальчику ваша группа?

Группа. ОТПЕЧАТКИ ПАЛЬЦЕВ (СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ.ИНСТРУКЦИОННЫЕ КАРТЫ):

СЛАЙД №20

Задание для группы:

1. Возьмите лупу и рассмотрите кожу на ладони, на кончиках пальцев.

2. Приложите палец к стеклу. Расскажите о своих наблюдениях.

3. закрасьте простым карандашом лист бумаги.

4. Потрите своим большим пальце по этому пятну.

5. прижмите чёрный палец к скотчу.

6 Приклейте отпечаток на чистый лист.

Сравните свои отпечатки с отпечатками товарищей по группе. Сделайте вывод: одинаковые ли они по узору. В какой профессии это может пригодиться?

Найдите подтверждение в энциклопедии.

ОБОБЩЕНИЕ ПО РАБОТЕ ГРУППЫ. СЛАЙД №20

- К какому выводу пришла ваша группа?

-Какую важную функцию ещё выполняет наша кожа?

- за счёт чего она может выполнять такую функцию?

— Сегодня мы будем говорить о коже.

КОЖА

Ответы детей:
Это природная, не знающая износа всепогодная одежда. Её площадь ~ 2кв. м. Она весит около 4 кг, а её толщина варьируется от 0,5мм до 5мм, средняя толщина составляет 1 – 2 мм.

Она постоянно растет и обновляется.

КОЖА

Ответы детей (могут быть самыми разными):

— Замёрз, задохнулся, отравился, ….

 

Дети сигнализируют цветом(светофорчики) каждый свой уровень (по лесенке успеха.См. приложение к уроку).

Свои вопросы дети пишут на заранее розданных листках.

Целеполагание.

Цель: познакомиться с особенностями кожного покрова.

— Нам нужно попытаться найти ответ на следующие вопросы.

Задачи:

Узнать, из чего состоит наша кожа. Строение кожи.

Какую роль кожа играет в нашем организме? Функции кожи.

Научиться заботиться о собственном здоровье. Уход за кожей.

самостоятельный (в совместно распределённой деятельности) выход учащихся на новую задачу через «интеллектуальный конфликт».

Работа над новой темой исследовательская деятельность

— Мы будемузнавать, из чего состоит наша кожа. Строение кожи. Так как нельзя понять, что именно пострадало в коже мальчика, пока мы не узнаем строения этого органа. Ведь так и в жизни, ели сломался автомобиль, то ремонтируют его детали (запчасти, из которых он состоит.Без определения места поломки ремонтировать авто бессмысленно).

Дети определяют форму сотрудничества для достижения собственной цели: индивидуальную, парную, в содружестве с учителем. С помощью (схема- опора) или без помощи.

Дети работают в парах с электронными микроскопами и таблицами «Строение кожи».

Эпидермис — внешний слой кожи- состоит из погибших клеток. Микроскопические клетки под слоем эпидермиса постоянно делятся, оттесняя отмершие клетки наверх. Мы рассматривали только что кожу под электронным микроскопом. Гладили ладошкой. Ощущение, что кожа гладкая, а на самом деле, если посмотреть на неё в микроскоп, то на поверхности кожи видны чешуйки. Они постоянно слущиваются и заменяются новыми. Процесс рождения и деятельности клеток продолжается примерно 4 недели. Затем клетки погибают. Погибшие клетки, оказавшись на поверхности, постепенно изнашиваются, играя роль плотной защитной плёнки.

Под эпидермисом находится одна из самых деятельных частей организма- дерма. Отсюда название кожного врача- дерматолог. В дерме находятся:

Потовые железы;

Волосяные луковицы;

Тончайшие кровеносные сосуды;

Нервные волокна;

Сальные железы;

Микроскопические осязательные рецепторы: рецептор холода, тепла, боли, ушибов, лёгких прикосновений и т.д.

Слой под кожей, богатый жиром.

В ходе обсуждения составляем «Фишбон».

Дети пытаются обосновать или опровергнуть свои гипотезы, но у них вновь не получается дать обоснованного ответа.

- Мы не смогли поставить точного диагноза, что же произошло с кожей мальчика на самом деле, потому, что хотя мы и определили, из каких частей состоит кожа человека, но нам пока не известно, для чего служат эти части кожи, какую работу они выполняют и влияет ли их работа на жизнь человеческого организма.

Дети отвечают:

2. Какую роль кожа играет в нашем организме? Функции кожи и её частей.

Дети отвечают:

Памятка:

Внимательно слушать товарища.

Говорить вполголоса.

Исправлять товарища так, чтобы его не обидеть.

Береги каждую минуту.

Дети выбираю 1 из заинтересовавших их групп заданий и работают с ними, выясняя функции кожи, распределяя в группе обязанности. (см. выше)

Работа в группах, учитель помогает детям.

Команда проводит игру «Что в мешочке?», подводит участников остальных групп к выводу о том, что кожа выполняет функцию осязания. Затем с помощью текста энциклопедии и схемы объясняет за счёт чего кожа выполняет эту функцию.

-Эту работу выполняют нервные окончания, которыми пронизана наша кожа. На участке кожи размером с монету расположено 35 нервных окончаний (показать на схеме).

Дети команды дополняют кластер ФУНКЦИЕЙ ОСЯЗАНИЕ.

Осязание снабжает мозг информацией о внешней среде.Органы осязания (рецепторы) разбросаны по всей поверхности тела. Этот мальчик выглядит так необычно, потому что самые чувствительные части тела на этом рисунке увеличены. Особой чувствительностью отличаются пальцы и губы- здесь больше всего рецепторов.

-ФУНКЦИЕЙ ОСЯЗАНИЕ.

- за счёт работы нервных волокон и рецепторов, которые разбросаны по всей поверхности кожи.

-Затем все ребята класса, пытаются обосновать, что, возможно произошло с золотым мальчиком? Он не смог чувствовать …

-

ЗАЩИТА ОТ МЕХАНИЧЕСКИХ ПОВРЕЖДЕНИЙ.

Одной из самых важных функций кожи является ЗАЩИТА организма от вредных воздействий окружающей среды.Упругость кожи и подкожной жировой клетчатки предупреждает возможность механических повреждений (ушибов, порезов, давления) и снижает их силу. Кожа надёжно предохраняет внутренние ткани от повреждений.

ЗАЩИТА ОТ СОЛНЕЧНЫХ ЛУЧЕЙ.

-Кожа регулирует температуру тела. Цвет кожи зависит от наличия красящего вещества- пигмента (загар). Загар защищает кожу от проникновения вредных ультрафиолетовых лучей. Цвет кожи зависит от окружающей среды. Так, в богатых солнцем районах необходима тёмная кожа как защита от вредных ультрафиолетовых лучей. Чем темнее кожа,тем меньше в неё может проникнуть света. Светлокожие люди, в местах, где мало солнца, не нуждаются в такой защите. Правда ультрафиолетовое излучение необходимо для образования витамина Д, который требуется телу для формирования костей. Чем темнее кожа, тем меньше образуется витамина Д. Таким образом, в районах, где мало солнечного света, тёмная кожа была бы скорее вредна для здоровья.

- ЗАЩИТА ОТ ХОЛОДА.

«Гусиная кожа» служит для регулирования температуры тела. Если мы замерзаем, или от страха перед холодным душем у нас бежит холодок по коже, волосы на коже встают дыбом, чтобы ВОЗДУХ МЕЖДУ ВОЛОСАМИ МОГ ОБРАЗОВАТЬ ВОЗДУШНУЮ ПРОСЛОЙКУ. Каждый волос благодаря волосяному корню прочно сидит в коже. У этих волосяных корней находятся маленькие мышцы, которые сокращаются от холода и страха. Это проявляется на коже в виде маленьких бугорков и напоминает кожу ощипанного гуся. Но уже само сокращение мышц даёт телу тепло. Отличное устройство для наших сильно волосатых предков, у которых ещё не было одежды.

Кожа вырабатывает пот и кожное сало. Кожный жир смазывает кожу, препятствует её размоканию и образованию трещин и ссадин, ЧТО ЗАЩИЩАЕТ КОЖУ ОТ ВРЕДНЫХ ВЛИЯНИЙ ВОДЫ И МИКРОБОВ.. Кожа не пропускает воду благодаря кожному салу и подкожному слою жира, словно лучший непромокаемый плащ или скафандр. Ты можешь с головой окунуться в воду и не бояться, что кожа где-нибудь даст течь и вода затопит твои органы.

- Кожа обладает бактерицидными свойствами, что защищает организм от проникновения микробов при неповреждённой коже. Она способна вырабатывать защитные вещества против различных инфекционных заболеваний.

Итак, кожа- защитный барьер от механических повреждений, солнечных лучей, холода, проникновения внешней инфекции, воды, от пересыхания, необходимый для нормального функционирования кожи. Тонким защитным панцирем кожа покрывает всё тело- от пяток, до затылка.

- Диагноз: погиб из-за нарушения защитной функции кожи.

-Особая роль отводится дыхательной функции кожи. Кожа выделяет углекислый газ и поглощает кислород, в результате чего происходит газообмен. Кожное дыхание зависит от функции потовых желёз: через кожу выделяется в 2 раза больше водяных паров, чем через лёгкие.

-Выполняет кожа и ВЫДЕЛИТЕЛЬНУЮ функцию. Значение её в удалении из организма конечных продуктов жизнедеятельности очень существенно. Через точки- поры, в которые открываются потовые железы, выделяется пот. Капельки пота, наверное не раз попадали вам в рот, и вы знакомы с солоноватым вкусом. Пот- это вода и растворённые в ней вещества. Потовые железы выделяют в день около 40 граммов соли.

При сухом и жарком климате потовые железы выделяют много жидкости, что облегчает работу органов выделения- почек.

Сальные железы предназначены для жировой смазки тела. Больше всего сальных желёз на голове, лице, верхней части спины. На ладонях и подошвах они отсутствуют.

Сальные железы выделяют 300 граммов сала за неделю.

- кожа выполняет ДЫХАТЕЛЬНУЮ И ВЫДЕЛИТЕЛЬНУЮ функцию.

- за счёт строения эпидермиса, работы сальных и потовых желёз.

- Диагноз: мальчик задохнулся.

- Кожа выполняет чрезвычайно важную для организма функцию-ПОДДЕРЖАНИЕ ПОСТОЯННОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ ТЕЛА.Кожа активно реагирует как на повышение, так и на снижение температуры.

Кожа является органом, который регулирует температуру тела. Терморегуляция осуществляется различными способами. Кожа охлаждает кровь. Когда жарко, кровеносные сосуды (капилляры) в коже расширяются и наполняются кровью. Кожа краснеет. Кровь охлаждается на поверхности, циркулирует по всему организму, понижая его температуру.

Если нам холодно, капилляры сужаются, уменьшается приток крови- кожа бледнеет. Итак, при сужении кровеносных сосудов тепло задерживается в организме, а при расширении эих же сосудов происходит большая теплоотдача.

В теплоотдаче большую роль играют и потовые железы. В серднем человек выделяет от 600-900 мл пота в сутки. Испарение с поверхности кожи вызывает понижение температуры тела. Вода, испаряясь, забирает с собой часть тепла. Так и пот, испаряясь, охлаждает организм.

- кожа выполняет ТЕРМОРЕГУЛЯЦИОННУЮ ФУНКЦИЮ .

- за счёт кровеносных сосудов и работы потовых желёз.

- Диагноз: умер от переохлаждения.

- ФУНКЦИЯ ОПОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ. Как каждый человек сам по себе уникален, настолько же неповторимы его рифлёные кончики пальцев. Ещё никогда не встречалось два человека с одинаковыми отпечатками пальцев. Даже однояйцовые близнецы различаются рисунком петель, завитков или изгибов на их кончиках пальцев. После повреждения пальцев, рана заживает таким образом, что кожа восстанавливает прежнюю структуру. С 1901 года полиция использует эти знания , чтобы сравнить отпечатки пальцев с места преступления с отпечатками возможных подозреваемых.Эти сравнения, которые раньше были очень утомительными и занимали очень много времени, сейчас выполняет компьютер.

ФУНКЦИЮ ОПОЗНАВАНИЯ ЛИЧНОСТИ.

-за счёт уникального рисунка на кончиках пальцев.

- ФУНКЦИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ ВСЕХ ЧАСТЕЙ ТЕЛА В ОДНО ЦЕЛОЕ

Познавательные

Общеучебные

-анализ

-сравнение

-обобщение

Познавательные.

(сравнение, распределение на группы)

Познавательные

Работа со знаками – символами

Формирование личностных УУД:

Ученик научится или получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.

Система заданий, ориентирующая младшего школьника на оказание помощи героям истории и соседу по парте.

Регулятивные

(формулирование темы урока, цели, задач урока). Планирование и прогнозирование.

Познавательные

(актуализация знаний)

Познавательные

(повторение понятия «кожа», определение её признаков, функций, строения). Умение осознанно и произвольно строить высказывани,

речевые, умение структурировать знания

Регулятивные

Целеполагание как постановка учебной задачи.(удержание цели)

Регулятивные

(прогнозирование)

Регулятивные

(контроль за действиями партнера)

Регулятивные

(оценка)

Познавательные

(формулирование вывода)

Регулятивные

(удержание цели)

Регулятивные

-планирование,

-прогнозирование

-самоконтроль

Познавательные

Общеучебные: Поиск и выделение необходимой информации из разных источников, смысловое чтение.

Логические:

-анализ

-сравнение

-обобщение (синтез)

Познавательные

-моделирование

Регулятивные

Прогнозирование, контроль собственной деятельности:самопроверка и самооценка-выделение и осознание учащимися того, что усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Формирование регулятивных УУД:

Ученик научится или получит возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.

Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, рисунков на уроке окружающего мира

Формирование коммуникативных УУД:

Ученик научится или получит возможность научиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в группе(инициативное сотрудничествов поиске и сборе информации).Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение выражать свои мысли, доказывать истинность своих суждений, понимать и принимать или опровергать точку зрения другого.

Формирование познавательных УУД:

Ученик научится или получит возможность научиться:

- формулировать правило на основе выделения существенных признаков;

- выполнять задания с использованием материальных объектов, схем;

- проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения   или правильный ответ;

- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

- строить логическую цепь рассуждений

Формирование регулятивных УУД:

Ученик научится или получит возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.

Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, рисунков на уроке окружающего мира

Формирование коммуникативных УУД:

Ученик научится или получит возможность научиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в группе.

Формирование регулятивных УУД:

Ученик научится или получит возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.

Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, рисунков на уроке окружающего мира

Формирование познавательных УУД:

Ученик научится или получит возможность научиться:

- формулировать правило на основе выделения существенных признаков;

- выполнять задания с использованием материальных объектов, схем;

- проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения   или правильный ответ;

- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

- строить логическую цепь рассуждений

Формирование коммуникативных УУД:

Ученик научится или получит возможность научиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в группе.Регулятивные:

Прогнозирование, контроль собственной деятельности.

Формирование регулятивных УУД:

Ученик научится или получит возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.

Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, рисунков на уроке окружающего мира

Формирование познавательных УУД:

Ученик научится или получит возможность научиться:

- формулировать правило на основе выделения существенных признаков;

- выполнять задания с использованием материальных объектов, схем;

- проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения   или правильный ответ;

- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

- строить логическую цепь рассуждений

Формирование коммуникативных УУД:

Ученик научится или получит возможность научиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в группе.

Регулятивные:

Прогнозирование, контроль собственной деятельности.

Формирование регулятивныхУУД:

Ученик научится или получит возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.

Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, рисунков на уроке окружающего мира Формирование познавательных УУД:

Ученик научится или получит возможность научиться:

- формулировать правило на основе выделения существенных признаков;

- выполнять задания с использованием материальных объектов, схем;

- проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения   или правильный ответ;

- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

- строить логическую цепь рассуждений

Формирование коммуникативных УУД:

Ученик научится или получит возможность научиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в группе.

Регулятивные:

Прогнозирование, контроль собственной деятельности.

Формирование регулятивных УУД:

Ученик научится или получит возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.

Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, рисунков на уроке окружающего мира

Формирование познавательных УУД:

Ученик научится или получит возможность научиться:

- формулировать правило на основе выделения существенных признаков;

- выполнять задания с использованием материальных объектов, схем;

- проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения   или правильный ответ;

- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

- строить логическую цепь рассуждений

Формирование коммуникативных УУД:

Ученик научится или получит возможность научиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в группе.

Регулятивные:

Прогнозирование, контроль собственной деятельности.

Формирование регулятивных УУД:

Ученик научится или получит возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.

Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, рисунков на уроке окружающего мира

 

Фрагмент решения частных задач- окончательное осмысление, уточнение (конкретизация), «наполнение» нового способа действия многообразием решаемых им задач, отработка открытого способа действия при решении частных задач.

Фрагмент контроля и коррекции- формирование всех видов действия контроля, работа над причинами ошибок и поиском путей их устранения.

 

7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная и групповая форма работы: учащиеся самостоятельно и в группе выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку и взаимопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

СЛАЙД №21

— А теперь, когда мы проделали такую большую работу, мы можем ответить, на вопрос , что произошло с мальчиком, когда краска непроницаемой плёнкой закрыла всю его кожу? «Почему умер мальчик?»

— Какие основные функции кожи были у него нарушены?

— На все ли вопросы, написанные Вами в начале урока, мы ответили?

— Что вы узнали о строении кожи человека?

— Какие правила гигиены надо соблюдать при уходе за кожей? Рассмотрите наш фишбон по теме урока и стр. 29 учебника. Сформулируйте основные правила ухода за этим органом.

- Вы хорошо поработали и теперь, я надеюсь, сможете отгадать кроссворд.

Кроссворд.

Проверка кроссворда.

- Встаньте те, кто отгадал весь кроссворд?

- Ответил на 4 вопроса?

- На 3?

- На 2?


 

Ответы детей.

Дыхание или газообмен. Выделение вредных отходов. Теплообмен. Защита. Осязание.

Ответы детей.

Разгадывание кроссворда. Самооценка.

Познавательные

(сравнение)

Моделирование

Регулятивные

(прогнозирование)

Коммуникативные

(умение договариваться)

Познавательные

(следование алгоритму)

Регулятивные

(контроль за действиями партнера)

Регулятивные

(оценка)

 

Фрагмент контроля и коррекции- формирование всех видов действий контроля, работа над причинами ошибок и поиском путей их устранения.

 

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

СЛАЙД № 21

– А сейчас попробуйте на основании фишбона(составление памятки «Особенности кожного покрова»).

Самостоятельно сформулировать правила гигиены при уходе за кожей? Оттолкнитесь от функций. Этого органа и поразмышляйте над тем, что же необходимо соблюдать, чтобы данный орган успешно функционировал? Рассмотрите наш фишбон по теме урока и стр. 29 учебника. Сформулируйте основные правила ухода за этим органом.

- Вы хорошо поработали и теперь, я надеюсь, сможете отгадать кроссворд.

Кроссворд.

Проверка кроссворда.

- Встаньте те, кто отгадал весь кроссворд?

- Ответил на 4 вопроса?

- На 3?

- На 2?

ДЕТИ В ГРУППАХ ВЫХОДЯТ К ДОСКЕ И ПРЕДСТАВЛЯЮТ РАБОТЫ СВОИХ ГРУПП.

+ Группы пришли к правильным выводам, освоили тему урока.

+Выводы:

Коммуникативные УУД развивать через вербальные способы общения в малых группах.

Развитие логических УУД через сравнение, сопоставление, обобщение.

Коммуникативные УУД: умение аргументировать свой выбор с помощью ораторского искусства.

П (наблюдение, сравнение)

П (выдвижение предположений, их обоснование)

Р (планирование действий)

Р (самооценка)

 

Фрагмент развёрнутого оценивания- предъявление результатов освоения способа действия и его применение в разных конкретно-практических ситуациях, формирование разных способов и форм действия оценки

 

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

СЛАЙД №22

– Подведём итоги нашего исследования кожи(т.е. научного изучения) темы. Сделаем научный вывод по опорным словам.

Хорошо бы изобрести такую одежду, которая не промокала под самым сильным дождем, не впитывала в себя влагу, но свободно пропускала воздух. И к тому же, чтобы она не выцветала, немялась, и её можно было бы носить хоть сто лет».

— Как вы думаете можно изобрести такую одежду?

— Над какой темой работали на уроке? Какую цель ставили?

— Удалось ли достигнуть цели урока? --Благодаря чему, решению каких задач?

— Чему научились:

— О коже: Это самый большой и самый многофункциональный орган нашего организма. Он выполняет целый ряд важных задач. Будучи внешней оболочкой нашего тела эта одежда определяет наш внешний вид, цвет, цвет волос. Кроме того без неё, у нас не было бы защиты от ультрафиолетового излучения, от повреждений и проникновений извне, без неё мы не могли бы осязать. Она влияет на внешние влияния и становится красной, коричневой или бугристой (гусиная кожа). Иногда она нас выдаёт: часто на основании отпечатков пальцев полиция может уличить преступников.
Ответы детей.

ЗНАЮ, УМЕЮ,

МОГУ ПРОВЕРИТЬ

РАБОТУ ДРУГОГО

Сигнализируют (оценивают) свой уровень с помощью волшебных светофорчиков.

ЗНАЮ, УМЕЮ,

МОГУ ОБЪЯСНИТЬ ДРУГИМ

ЗНАЮ И УМЕЮ

ЗНАЮ, НО НЕ УМЕЮ

Регулятивные

-выполнение плана

-самооценка

-удержание цели.

 

10. Домашнее задание. Выставление оценок.

СЛАЙД № 24, 25.Для чего это надо знать строение и функции кожи?
– Незнайка не понимает, почему так важно знать: особенности кожного покрова. Объясните ЕМУ, пожалуйста, зачем это нужно. Пополните составленную нами сегодня на уроке памятку- кластер «Правила ухода за кожей своими примерами (по 5 примеров).Уч. стр. 29.

Или, для тех, кому особенно интересен данный орган нашего тела, вы можете выйти за рамки учебника и найти интересные факты об этом органе у животных: есть липотовые железы у кошек и собак, потеют ли они, какого цвета кожа и осминога и почему? …

Способ и формат оценивания результатов работы учащимися: при подведении итогов работы учащимися оценивается:

Владение необходимым предметным материалом, правильность выполнения отдельных заданий и умение выстроить с их помощью решение задачи в целом.

Умение действовать согласно инструкции.

Оцениевание взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путём экспертного листа наблюдения и оформляется в форме экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задач урока : распределение работы между учащимися внутри группы, организация дискуссий, взаимодействие учащихся в ходе работы, действия членов группы при моделировании конечного результата, а также устанавливается, в какой степени организация работы внутри группы повлияла на получение результата и делается общий вывод об уровне работы в малой группе.

Задания по выбору (6 БЛОКОВ).

Регулятивные

-выполнение плана

-самооценка

-удержание цели.

Опубликовано


Комментарии (2)

Алина Яковлевна Корогод, 04.11.17 в 21:47 0Ответить Пожаловаться
Спасибо! Интересные технологии и методы работы!
Сафронова Елена Леонидовна, 05.11.17 в 17:24 0Ответить Пожаловаться
Уважаемая Татьяна Львовна! Спасибо за интересный урок. Интересно, кластеры и фишбоны Вы пробовали давать составлять детям самостоятельно или делаете это совместно.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.