12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Евгения Владимировна Зажорова1393
Учитель начальных классов, педагогический стаж 18 лет.
Россия, Иркутская обл., п. Утай Тулунского района Иркутской области
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Конспект урока окружающего мира. УМК "Школа России". 2 класс.

Тема: "Путешествие по материкам"

Тип урока: открытие нового знания.

Цель:

формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления обучающего личного опыта общения с людьми и природой;

Задачи:

Образовательные:

-сформировать у детей понятие «материк»;

-закреплять навыки работы с географической картой.

Воспитательные:

-воспитывать аккуратность, самоконтроль;

-воспитывать умение работать в коллективе;

-воспитывать умение слушать и слышать.

Развивающие:

-развивать логическое мышление, память;

-развивать монологическую и диалогическую речь;

- развивать познавательный интерес.

Планируемые результаты.

Предметные -

обучающиеся научатся: находить материки на карте мира; осознают масштабность нашей планеты; получат возможность научиться готовить сообщения.

Метапредметные.

Регулятивные УУД -

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

Осуществлять поиск необходимой информации; строить речевое высказывание; работать с текстом.

Коммуникативные УУД:

Строить понятные для партнёра высказывания; осуществлять взаимоконтроль; договариваться и приходить к общему решению.

Личностные

- формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Основные виды деятельности обучающихся:

- находить материки на карте мира;

-знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации;

- готовить сообщения и выступать с ними перед классом.

Ход урока.

1.Орг. момент. Дети занимают свои места за партами и конторками. 1 минута

Мы вошли в наш светлый класс

Я рада видеть каждого из вас.

Нам будет здесь уютно и тепло.

Вы всё запомните легко.

Отдохнуть вы все успели?

Что ж, тогда пора за дело.

2. Актуализация знаний. 7 минут.

Для каждого ученика распечатана таблица.

Вопрос.

Ответ.

Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.


Огромное водное пространство.


Огромный участок суши, со всех сторон окружённый водой.


Ребята, у вас на партах и конторках есть таблицы. Возьмите их, пожалуйста, и заполните. Слева – вопросы, географические термины. Надо вспомнить эти определения и записать справа ответы.

Поменяйтесь таблицами со своими соседями.

Взаимопроверка в парах по эталону. Эталон учитель показывает с помощью интерактивной доски и документкамеры.

Проверьте друг друга. После проверки покажите смайлики-оценки: «всё верно», «надо повторить тему», «мне нужна помощь».

Мы повторили тему прошлого урока. Тех, кто нуждается в помощи, прошу после урока подойти ко мне. Я и ученики-консультанты поможем вам.

3.Самоопределение к деятельности. 2 минуты.

- На нашей планете Земля есть то, чего не знать нельзя.

- Быстро дайте мне ответ – в океанах 6 монет? 6 комет?

- Нет?

- Тогда назовите синоним к слову «континент».

- Очень-очень он велик!

- Что же это?

- Материк!

-Почему 6? (На Земле 6 материков).

- Кто может предположить, какова тема урока?

- Правильно, сегодня мы путешествуем по материкам.

- На странице 118 учебника прочитайте тему урока – «Путешествие по материкам».

Муравьишка Вопросик объясняет нам задачи урока. Кто увидел задачи данного урока? Да, верно, мы узнаем особенности материков нашей планеты, будем учиться использовать информацию для подготовки сообщений.

4.Физминутка для глаз (используется тренажёр В. Ф.Базарного). 1 минута

5.Совместное «открытие» новых знаний. Работа в группах. 12 минут.

- Начинаем путешествие по материкам. Для этого надо разделиться на 6 команд (дети делятся на группы с помощью табличек с определёнными названиями материков, находящихся у каждого ученика на парте).

При этом ребята меняются местами: те, кто стояли за конторками, идут за парты и наоборот. Капитаны команд получают конверт с заданиями, названием и описанием материка, который надо исследовать.

- Капитаны команд уже подготовились к путешествию, они будут помогать членам своей команды. В учебнике на страницах 119 – 123 есть карты полушарий. Там надо найти материк, о котором вы будете делать сообщение, прочитать информацию о нём. Когда вы будете готовы рассказать о своём путешествии другим командам, выбираете спикера и даёте сигнал, поднимая табличку с названием своего континента (учитель заранее даёт задание ученикам-капитанам материал об определённом материке для изучения).

Информация о материках в конвертах.

Антарктида.

Антарктида - самая южная область нашей планеты, 99 процентов её территории покрыто льдом. А под ним находится земля, а не океан, как на севере. Покрыты льдом и ближайшие к Антарктиде острова. Это самая высокая часть света. В Антарктиде есть горы и возвышенности. В Антарктиде очень суровый климат. В Восточной Антарктиде, на станции "Восток", находится полюс холода Земли (-89 градусов), средняя температура зимой минус 60-70 градусов, летом от минус 30 до минус 50. Но животный мир там есть, на побережье обитают пингвины, морские львы, морские слоны и морские леопарды. В океане можно увидеть синего кита, кашалота, кита горбача, касатку. Люди в Антарктиде не живут, лишь на время приезжают экспедиции.

Евразия.

Европа - самая низкая часть света, большая её часть занята равнинами. Но есть и горы. Самые высокие - Альпы. Крупнейшая европейская равнина - Русская, на ней расположена Москва. Среди главных рек Европы - Волга, Дунай, Днепр, Дон, Рейн, Висла, Эльба, Одер. Климат в Европе считается умеренным. В Европе очень высокая плотность населения, большая часть людей живёт в городах. В Европе хорошо развита промышленность, здесь давно научились добывать полезные ископаемые, плавить железо. Во многих странах Европы введены общие деньги - евро.

Азия.

Азия в четыре раза больше Европы. Три четверти территории Азии - горы и плоскогорья. Здесь находятся самые высокие горы на Земле - Гималаи и величайшая вершина Джомолунгма (Эверест) - её высота почти 9000 м. Реки длинные и полноводные: Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Амур, Хуанхэ, Инд, Ганг. Самая длинная река - Янцзы, 5800 км. В Азии много пустынь: Гоби, Каракумы, Аравийская и другие. Климат в Азии на севере резко континентальный, на юге экваториальный. Это самый многолюдный материк, но он заселён неравномерно: местами здесь самая высокая плотность населения в мире, а в пустынях и на севере Сибири людей очень мало.

Африка.

В Африке повсюду очень жарко. Средняя температура летом +25, +30 градусов, зимой +10, +25. На севере Африки находятся Атласские горы (их высота до 4000 м), на юге - Капские горы, они значительно ниже. На востоке расположен вулкан Килиманджаро. Здесь же находятся озёра Ньяса, Танганьика. В экваториальном климате находятся тропические леса, затем они переходят в саванны и пустыни. На севере Африки - величайшая пустыня мира, Сахара. Животные Африки - антилопы, газели, зебры, жирафы, слоны, носороги, львы, леопарды, гепарды, гиены, обезьяны, крокодилы, бегемоты. Африка очень богата полезными ископаемыми: золотом, алмазами, ураном. Население Африки в основном принадлежит к негроидной расе, которая отличается чёрным цветом кожи.

Австралия.

Это самая засушливая часть света, а в Южном полушарии - самая жаркая часть суши. Январь здесь самый жаркий месяц, а июль - самый холодный. Полупустыни переходят в саванны, сменяющиеся лесами из эвкалиптов, пальм, вдоль побережий и в горах - древовидных папоротников. Здесь сохранились вымершие в остальном мире животные: кенгуру, коалы, утконосы, ехидны. Коренное население Австралии до прихода европейцев занималось собирательством и охотой. Здесь были найдены золотые россыпи. Сейчас в Австралии живут около 18 миллионов человек.

Северная и Южная Америка.

Северная и Южная Америка составляют одну часть света - Америку. В Северной Америке находится горная система - Кордильеры. В центре материка и на востоке расположены равнины и средневысотные горы. Около одной трети территории занимают леса. Это тайга, смешанные, широколиственные леса. Животный мир схож с Евразией, но имеет ряд типичных североамериканских видов (медведь гризли, скунс, дикобраз, бизон, мускусный бык). Коренные жители Америки - индейцы и эскимосы. В настоящее время здесь проживают люди всех рас.

Панамский перешеек соединяет Северную Америку с Южной. В западной части континента высокие горы Анды, восток преимущественно равнинный. В Южной Америке протекает самая полноводная река Земли - Амазонка, берега которой покрыты тропическими лесами. На западе, в Чили, находится пустыня Атакама. Животный мир Южной Америки: широконосые обезьяны, ленивцы, муравьеды, броненосцы, опоссум, пума, ягуар, нутрия, морские свинки; из птиц распространены нанду. Есть разнообразные насекомые, рыбы, пресмыкающиеся.  

После распределения учеников по группам заранее подготовленный ученик рассказывает стихотворение о материках.

Делим мир на 6 кусков:

В мире 6 материков.

Раз – Австралия у нас.

Вот Америка, смотри.

Юг и Север. 2 и 3. Северная, Южная,

В мире очень нужная.

А 4 – Антарктида.

Ветрам, холоду открыта.

Там кругом лишь снег да льдины,

А на льдинах спят пингвины.

Дальше, вспоминаем, - 5.

Надо Африку назвать.

В Африке растут бананы

И живут там обезьяны.

И последней назовём:

6 – Евразию, наш дом.

Больше всех она, друзья,

Счастлив, что живу тут я.

Напоминаю правила работы в группах: уважаем чужое мнение, говорим спокойно, негромко. Если правила нарушаются, я даю звуковой сигнал.

Отправляемся в путешествие!

Вижу, что вы хорошо поработали, пора и отдохнуть. Начинаем морскую физ. минутку.

Физкультурную минутку дети выполняют на специальных ковриках, стоя, без обуви, в носках. 3 минуты.

6. «Морская» физкультурная минутка https://vk.com/video22127735_456239066

7. Продолжение работы по теме урока. Сообщения групп о материках. 11 минут.

На доске – карта полушарий Земли. Начиная сообщение, представители групп выходят и показывают, где находится континент, о котором рассказывает спикер. На экране - фотографии континентов, о которых рассказывают обучающиеся.

После сообщения спикеров групп дети задают вопросы о материке, о котором информировала группа. В случае затруднения помогают капитан команды или учитель.

После сообщений групп дети снова переходят из-за парт за конторки и наоборот.

8. Первичное закрепление. 5 минут.

- Спасибо за интересные сообщения, ребята! Продолжаем путешествие по материкам.

 - А сейчас – викторина. Узнаем, кто был очень внимательным.

- Отгадайте загадку.

- В пяти бочках 6 китов засолены (океаны и материки).

- Назовите самый большой материк (Евразия).

- Назовите части Евразии (Европа и Азия).

- Какой из материков самый дождливый? (Южная Америка).

- Где находятся высокие горы и Великие озёра? (В Северной Америке).

- Назовите самый маленький материк. (Австралия).

- Где живут пингвины? (В Антарктиде).

- На каком материке протекает самая длинная река и как она называется? (Нил, в Африке).

9. Рефлексия. 1 минута.

- Сколько на планете Земля материков?

- На каком материке расположена наша страна?

- В какой части Евразии мы живём?

- Что на уроке было интересным?

10. Итог урока. 1 минута.

- Подумаем, все ли учебные задачи урока мы выполнили.

Возьмите листы самооценки. Отметьте знаком «плюс» то, что вы знаете. Знаком «минус» то, над чем ещё надо поработать.

Домашнее задание. 1 минута.

Откройте дневники и запишите домашнее задание: в учебнике прочитать материал по теме «Путешествие по материкам», стр. 118-123; в рабочей тетради стр. 76, задание 1 – надо определить, о каком материке идёт речь. Задание 2 на стр. 77 выполняют желающие.

Список литературы:

УМК "Школа России",А. А. Плешаков, учебник "Окружающий мир", 2 класс, 2 часть.

А. А. Плешаков, Окружающий мир, Рабочая тетрадь, 2 класс, 2 часть.

Т. Н. Максимова, поурочные разработки по курсу "Окружающий мир", 2 класс.

Интернет-ресурсы.

https://www.stranamam.ru/post/282520

Видеозаписи Наталии Кавтаскиной, физкультурная минутка "А рыбы плавают вот так".

Приложение 1.


r1595365844.jpg

Приложение 2.

Лист самооценки.


Лист самооценки.
DOCX / 13.24 Кб

                                                            Приложение 3.

                                                       Иллюстрации к уроку.


Иллюстрации к уроку окружающего мира, 2 класс, материки.
PDF / 259.32 Кб








Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (2)

Пролубщикова Наталья Владимировна, 22.07.20 в 08:10 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за работу, Ксения! Заходите в гости на мою страничку!
Евгения Владимировна Зажорова, 23.07.20 в 00:51 0Ответить Пожаловаться
Здравствуйте, Наталья Владимировна. Спасибо за то, что обратили внимание на мою работу.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.