12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Екатерина Исмагилова285

Конспект урока окружающего мира в 4 классе

УМК «Перспективная начальная школа»

Дата: 16.01.2018

Класс:

Тема: Народные промыслы твоего края

Тип урока: Урок изучения нового материала на основе деятельностного подхода

Цель: сформировать понятие «промысел»; создать у учащихся представление о народных промыслах родного края.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с термином «промысел», дать первоначальное представление о многообразии народных ремесел и промыслов родного края, с историей их возникновения.

Развивающие: развивать познавательную и творческую активность обучающихся, интерес к предмету. Развивать речь, память, мышление, воображение и умение слушать.

Воспитательные: воспитывать интерес к истории родного края, уважение к людям труда, прививать гордость за свою малую Родину, ответственность за ее будущее.

Формируемые УУД:

Познавательные УУД: сформировать понятие «промысел», формировать умения учащихся управлять своей познавательной деятельностью; анализировать, сравнивать, выделять необходимую информацию; делать выводы и обобщения.

Регулятивные УУД: формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; планировать свою деятельность на уроке; контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности.

Коммуникативные УУД: формировать умения строить речевое высказывание в устной форме; слушать и слышать учителя, другого ученика; доносить до собеседника свою точку зрения.

Личностные УУД: формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу; интерес к истории родного края, воспитывать патриотические чувства.

Оборудование и материалы: учебник «Окружающий мир» О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, С.А. Трафимова, 4 класс, 1 часть; презентация, экран, проектор, образцы изделий народных промыслов, кроссворд, аудиофрагмент песни А. Маршала «Иркутская история», бумажные фигуры лошадей для росписи детьми, цветные карандаши, фломастеры.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте! Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, давайте их поприветствуем. Прошу садиться. Я вам желаю хорошего настроения, узнать для себя что-то новое и интересное на уроке!

2. Актуализация знаний.

- Урок я бы хотела начать с куплета песни Александра Маршала «Иркутская история»

Я в суровом родился краю, где высокие кедры поют,

Где закатной порой над рекой Ангарой, облака сквозь туманы плывут.

Небо словно прозрачный бокал синевой наполняло Байкал,

Волны прожитых лет превращались в рассвет родниковых небесных зеркал.

-Чему посвящена эта песня? (нашему родному краю, Иркутской области)

- Давайте вспомним, что нам известно о нем и разгадаем кроссворд (Приложение 1):

1. На каком берегу Ангары находится поселок Гидростроитель? (Правый)

2. На берегу какой реки построен наш город? (Ангара)

3. Крепость-сооружение, построенное на реке Ангаре у Падунского порога (Острог)

4. Основное транспортное средство, которое использовалось при строительстве Братской ГЭС, и не имело дверей? (Машина)

5. Из шкур каких животных делали теплые сибирские полушубки? (Овцы)

6. Строительство чего послужило началом заселения Братска? (ГЭС)

7. Хвойное дерево, яркий представитель зоны тайги. (Ель)

8. Полезное ископаемое, которое добывают в шахтах и разрезах? (Уголь)

3. Сообщение темы и целей урока

-Вы замечательно справились с заданием, в результате получилось ключевое слово. Назовем его. (Промысел).

- Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? Какую цель мы поставим перед собой?

- Верно. Тема нашего урока - Народные промыслы твоего края. Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием Промысел и Ремесло. Вспомним о народных промыслах России и более подробно остановимся на народных промыслах Иркутской области и, конечно же, поговорим о промыслах Братска.

4. Изучение нового материала

– Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие в историю нашего родного края.

– Ребята, как вы понимаете слово «промысел»? (Ответы детей)

- Любое ли занятие можно назвать промыслом?

В толковом словаре, можно найти такое определение (на слайде):

Промысел – ручной труд или занятие каким-либо делом с целью использования в быту, пропитания или получения дохода.

- Сейчас давайте прочитаем в учебнике на стр. 140 об изделиях народных умельцев России.

- На уроках ИЗО вы уже знакомились с различными техниками росписей: хохломой, гжелью, жостовской росписью, городецкой.

- Как вы думаете, какие народные промыслы существуют у нас в Иркутской области?

Попробуем назвать их.

- Да, ребята, я вижу вы неплохо знаете свой родной край! Человек издавна стремился украсить своё жилище и всё, с чем ему приходится сталкиваться в быту. При изготовлении любой вещи народный мастер не только думал о её практическом назначении, но и не забывал о красоте. Красота и польза в его творчестве всегда были неотделимы. Из самых простых материалов – дерева, металла, камня, глины – создавал он истинные произведения декоративно-прикладного искусства, отражающие представление мастера об окружающем мире. Сегодня на уроке у нас есть небольшая экспозиция, где можно в живую увидеть образцы сибирского народного творчества.

Сегодня у нас в гостях знатоки-члены клуба «Мы и окружающий мир». Они заинтересовались этой темой и более подробно изучили различные народные промыслы и нам о них дадут небольшие справки (Приложение 2):

Художественна. керамика – Киселев Арсений

Художники-керамисты – Лемьев Алексей

Резьба по дереву – Калинина Ксения

Береста – Кудашкина Елизавета

Обработка меха и кожи – Загребская Марьяна.

Выступления сопровождаем показом слайдов и демострацией образцов.

5. Физульминутка

- Сейчас предлагаю немного подвигаться и сыграть в игру. Я буду называть различные занятия, которые можно или нельзя отнести промыслам. Если вы слышите название промысла – садитесь, если нет – стоите.

Рыболовство – танцы – хоккей – резьба по дереву – песчаные скульптуры – сбор лекарственных растений – поход за грибами – плетение из бересты.

6. Практическая работа

- Сейчас, ребята, предлагаю вам почувствовать себя в роли художников-керамистов и расписать фигурки лошадок, лежащих у вас на партах. На уроках ИЗО вы знакомились с гжельской, городецкой, дымковской, хохломской, палехской и полх-майдановской росписями (слайд).

7. Подведение итогов урока.

- Итак, ребята, так что же такое промысел?

- Что для нас является малой родиной? (Братск, Иркутская область)

- Какова была цель? Достигли ли мы поставленной цели?

- Сейчас давайте оценим выступления наших членов клуба «Мы и окружающий мир».


 

8. Домашнее задание (слайд)

У. с. 140-143.

Творческое задание: сообщение о промыслах моей семьи (по желанию)

9. Рефлексия.

- Сегодня у Вас получились замечательные расписные лошадки. Ребята, уходя с урока, не забудьте оставить свой отзыв об уроке. Если вам было все понятно, то закрепите лошадку напротив зеленого круга, если остались вопросы – напротив желтого, если было сложно – напротив красного.


А. Маршал "Иркутская история"
MP3 / 721.53 Кб

Кроссворд
DOC / 81 Кб

Сообщения знатоков клуба "Мы и окружающий мир"
DOC / 35.5 Кб

Трафареты лошадок для вырезания
DOC / 85 Кб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Осина Светлана Николаевна, 07.04.18 в 07:13 1Ответить Пожаловаться
Поздравляю с победой!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.