12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Евтушенко Татьяна Ивановна527

Конспект урока окружающего мира в 4 классе

УМК «Начальная школа 21 века»

Тема урока: «Природные зоны России. Пустыня».

Цель урока: создать условия для формирования представлений о природной зоне пустынь.

Задачи урока:

предметные:

- формирование представлений о природной зоне пустынь;

- ознакомление с  географическим положением зоны пустынь, ее особенностями, растениями и животным миром, деятельностью людей;

- развитие умения работать с географической картой, атласом-определителем;

  метапредметные:

- формулировать тему урока;

- устанавливать зависимость природы пустынь от распределения тепла и влаги;

- выявлять признаки приспособления растений и животных пустынь к условиям жизни в данной зоне;

- осуществлять самопроверку по тексту учебника;

- способствование развитию умения наблюдать, рассуждать, делать выводы;

личностные:

- понимать необходимость охраны пустынь.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация учебной деятельности.

Цель этапа: обеспечить хорошую внешнюю обстановку для работы, психологический и эмоциональный настрой к общению.




Проверка домашнего задания.

Цель этапа: повторение и систематизация знаний о растительном и животном мире пустынь














Актуализация опорных знаний, выявление проблемы.

Цель этапа: организация ситуации, в которой дети актуализируют нужные для последующего открытия знания.









Постановка учебной задачи.

Цель этапа: определить тему урока, сформулировать учебную задачу















Открытие новых знаний и способов действий.

Цель этапа:

коллективное обсуждение вопросов, связанных с изучением зоны степи.
















Первичное закрепление материала.

Цель этапа: развитие коммуникативных способностей.










Контроль и оценивание.

Цель этапа:

проверка полученных знаний.







Подведение итогов.

Цель: подвести итог урока.

Соотнести задачи и результат.































Рефлексия.

Цель этапа: создание условий для осмысления проделанной работы на уроке, развитие у учащихся способности к самооценке.







(звучит спокойная музыка – шум воды)

- Ребята, представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого озера. Слышны лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит. Его лучи согревают вас. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. У вас бодрое настроение. С таким же отличным настроением мы поработаем на протяжении всего урока.

- Желаю творческой сплочённой работы на уроке.

- Начнём нашу работу с проверки домашнего задания. Продолжите предложения:

1. Зона степей расположена на ... нашей страны: ( востоке)

2. На карте природных зон зона степей закрашена ... цветом: (желтым)

3. Характерный признак зоны степей - это ...  (сплошной травянистый растительный покров)

4. К степным птицам относятся ...

(журавли-красавки, дрофы, пустельги)

5. Для растений степи характерны:

(корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья)

6. Основным занятием населения степей является –

(земледелие)

7. В Красную книгу занесены следующие степные растения и животные:


- С какой природной зоной мы знакомились на прошлом уроке? Какие особенности климата в этой природной зоне?

- Как приспособились животные и растения к жизни в условиях этой природной зоны?

- Назовите основные виды деятельности людей данной природной зоны.

- Как влияет хозяйственная деятельность человека на природу степей?

- Какие экологические проблемы с этим связаны?

- Перед вами иллюстрации природных зон.

- На какой из иллюстраций известная вам природная зона?

- Какие характерные особенности помогли вам сделать такой вывод?

- Как вы думаете, неизученная природная зона находится севернее или южнее зоны степей?

 - Почему вы так решили? Докажите.

- Определите тему нашего урока.


- Какую цель ставим на урок?


- Какие задачи стоят перед нами?

- Вспомните план, по которому изучаем природную зону.

План.

Географическое положение.

Природные условия.

Растительный мир.

Животный мир.

Деятельность человека.

- Давайте обратимся к карте, нашей верной помощнице.

- Каким цветом на карте обозначены пустыни?

- Пустыни расположены на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе, и располагаются ещё ближе к Северному тропику, поэтому там жарко. Это небольшая по площади природная зона. Поверхность пустыни равнинная с валами из песка. Эти песочные валы - барханы- постоянно передвигаются. Пустыни бывают не только песчаные, но и глиняные, и даже каменистые.

- И так, ребята, мы ответили на первый пункт нашего плана. Далее будете работать по группам.

1 группа выясняет природные условия пустынь.

- 2 группа должны узнать о растениях изучаемой природной зоны.

- 2 группа – ищут информацию о животных.

- 3 группа – узнают, о роли человека в пустыне.

- На эту работу 15 минут времени отводим.

Далее группы представляют свои сообщения.

- Ребята, предлагаю выполнить интересное задание, поработав в паре.

- Вставьте в текст пропущенные слова.

Пустыня – это огромное почти безжизненное пространство около ________ (Каспийского моря) и в низовье реки ________ (Волги). В Пустыне Солнце поднимается ______ (высоко) над горизонтом и почти никогда __________ (не закрывается) облаками.

Пасмурный день – явление _______ (редкое). Осадков в Пустыне выпадает ______

(мало). Снеговой покров очень _______ (небольшой). Зима _________ (короткая) и _________ (суровая) до – 20ºс. Лето _________ (длинное) и _________(знойное) до + 45ºс. Песок прогревается до + 80 градусов. В Пустыне всего два времени года _______ (зима) и _______ (лето).

Давайте заполним таблицу.

Географическое положение


Природные условия


Растительный мир


Животный мир


Деятельность человека


- Наш урок подходит к завершению. Пришло время подвести итог. Предлагаю выполнить графический диктант. По его завершению будет понятно, как вы запомнили новый материал.

Графический диктант:

- Пустыня – это место, где много солнца и горячего сухого воздуха, но мало воды. (+)

- У растений ствол длиннее корня.(-)

- Самая большая драгоценность в пустыне – это пресная вода. (+)

- Места с довольно пышной растительностью называются барханы. (-)

- Зимой в пустыне никогда не выпадает снег. (-)

- Люди селятся вдоль рек и озер, около оазисов. (+)

- В пустыне только два времени года: зима и лето. (+)

- Верблюд не может долгое время обходиться без воды и пищи. (-)

- Растения появляются только когда идут дожди, а затем быстро засыхают. (+)

- Проверьте по образцу.

- Кто справился без ошибок?

- Кто допустил 1, 2 ошибку?

- Как вы считаете, почему допустили ошибки? Что необходимо сделать, чтобы устранить пробелы в знаниях по этой теме?

- Ваше домашнее задание: выяснить об экологических проблемах в зоне пустынь и рассказать по плану.

План рассказа об экологических проблемах:

1. Экологические проблемы пустыни и пути их решения.

2. Охрана редких растений и животных, заповедники.

- Какую цель ставили в начале урока?

- Достигли мы этой цели?

- На все ли поставленные в начале урока вопросы мы нашли ответы?

- Какие источники помогли достичь поставленной цели?

- Заполните лист самооценки, оцените свою работу на уроке.

- Продолжите фразу:

- Мне удалось…

- Я узнал новое…

- Меня удивило…

- Хочу поблагодарить…

- Хочу поделиться…

- Мне было интересно…

- Наш урок хочу закончить такими словами:

Давайте вместе Землю украшать,

Сажать сады, цветы сажать повсюду.

Давайте вместе Землю уважать

И относиться с нежностью, как к чуду!

Мы забываем, что она у нас одна –

Неповторимая, ранимая, живая.

Прекрасная: хоть лето, хоть зима…

Она у нас одна, одна такая!






























- С зоной степей.



















- Тема урока: «Природная зона пустынь».

- Познакомиться с зоной пустынь.


- Узнать что такое пустыни.

Познакомить с географическим положением зоны пустынь, её особенностями, растениями и животным миром, деятельностью людей.




Опубликовано


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.