Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме: «Природные зоны России. Пустыня»
Конспект урока окружающего мира в 4 классе
УМК «Начальная школа 21 века»
Тема урока: «Природные зоны России. Пустыня».
Цель урока: создать условия для формирования представлений о природной зоне пустынь.
Задачи урока:
предметные:
- формирование представлений о природной зоне пустынь;
- ознакомление с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями, растениями и животным миром, деятельностью людей;
- развитие умения работать с географической картой, атласом-определителем;
метапредметные:
- формулировать тему урока;
- устанавливать зависимость природы пустынь от распределения тепла и влаги;
- выявлять признаки приспособления растений и животных пустынь к условиям жизни в данной зоне;
- осуществлять самопроверку по тексту учебника;
- способствование развитию умения наблюдать, рассуждать, делать выводы;
личностные:
- понимать необходимость охраны пустынь.
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||
Мотивация учебной деятельности. Цель этапа: обеспечить хорошую внешнюю обстановку для работы, психологический и эмоциональный настрой к общению. Проверка домашнего задания. Цель этапа: повторение и систематизация знаний о растительном и животном мире пустынь Актуализация опорных знаний, выявление проблемы. Цель этапа: организация ситуации, в которой дети актуализируют нужные для последующего открытия знания. Постановка учебной задачи. Цель этапа: определить тему урока, сформулировать учебную задачу Открытие новых знаний и способов действий. Цель этапа: коллективное обсуждение вопросов, связанных с изучением зоны степи. Первичное закрепление материала. Цель этапа: развитие коммуникативных способностей. Контроль и оценивание. Цель этапа: проверка полученных знаний. Подведение итогов. Цель: подвести итог урока. Соотнести задачи и результат. Рефлексия. Цель этапа: создание условий для осмысления проделанной работы на уроке, развитие у учащихся способности к самооценке. | (звучит спокойная музыка – шум воды) - Ребята, представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого озера. Слышны лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит. Его лучи согревают вас. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. У вас бодрое настроение. С таким же отличным настроением мы поработаем на протяжении всего урока. - Желаю творческой сплочённой работы на уроке. - Начнём нашу работу с проверки домашнего задания. Продолжите предложения: 1. Зона степей расположена на ... нашей страны: ( востоке) 2. На карте природных зон зона степей закрашена ... цветом: (желтым) 3. Характерный признак зоны степей - это ... (сплошной травянистый растительный покров) 4. К степным птицам относятся ... (журавли-красавки, дрофы, пустельги) 5. Для растений степи характерны: (корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья) 6. Основным занятием населения степей является – (земледелие) 7. В Красную книгу занесены следующие степные растения и животные: - С какой природной зоной мы знакомились на прошлом уроке? Какие особенности климата в этой природной зоне? - Как приспособились животные и растения к жизни в условиях этой природной зоны? - Назовите основные виды деятельности людей данной природной зоны. - Как влияет хозяйственная деятельность человека на природу степей? - Какие экологические проблемы с этим связаны? - Перед вами иллюстрации природных зон. - На какой из иллюстраций известная вам природная зона? - Какие характерные особенности помогли вам сделать такой вывод? - Как вы думаете, неизученная природная зона находится севернее или южнее зоны степей? - Почему вы так решили? Докажите. - Определите тему нашего урока. - Какую цель ставим на урок? - Какие задачи стоят перед нами? - Вспомните план, по которому изучаем природную зону. План. Географическое положение. Природные условия. Растительный мир. Животный мир. Деятельность человека. - Давайте обратимся к карте, нашей верной помощнице. - Каким цветом на карте обозначены пустыни? - Пустыни расположены на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе, и располагаются ещё ближе к Северному тропику, поэтому там жарко. Это небольшая по площади природная зона. Поверхность пустыни равнинная с валами из песка. Эти песочные валы - барханы- постоянно передвигаются. Пустыни бывают не только песчаные, но и глиняные, и даже каменистые. - И так, ребята, мы ответили на первый пункт нашего плана. Далее будете работать по группам. 1 группа выясняет природные условия пустынь. - 2 группа должны узнать о растениях изучаемой природной зоны. - 2 группа – ищут информацию о животных. - 3 группа – узнают, о роли человека в пустыне. - На эту работу 15 минут времени отводим. Далее группы представляют свои сообщения. - Ребята, предлагаю выполнить интересное задание, поработав в паре. - Вставьте в текст пропущенные слова. Пустыня – это огромное почти безжизненное пространство около ________ (Каспийского моря) и в низовье реки ________ (Волги). В Пустыне Солнце поднимается ______ (высоко) над горизонтом и почти никогда __________ (не закрывается) облаками. Пасмурный день – явление _______ (редкое). Осадков в Пустыне выпадает ______ (мало). Снеговой покров очень _______ (небольшой). Зима _________ (короткая) и _________ (суровая) до – 20ºс. Лето _________ (длинное) и _________(знойное) до + 45ºс. Песок прогревается до + 80 градусов. В Пустыне всего два времени года _______ (зима) и _______ (лето). Давайте заполним таблицу.
- Наш урок подходит к завершению. Пришло время подвести итог. Предлагаю выполнить графический диктант. По его завершению будет понятно, как вы запомнили новый материал. Графический диктант: - Пустыня – это место, где много солнца и горячего сухого воздуха, но мало воды. (+) - У растений ствол длиннее корня.(-) - Самая большая драгоценность в пустыне – это пресная вода. (+) - Места с довольно пышной растительностью называются барханы. (-) - Зимой в пустыне никогда не выпадает снег. (-) - Люди селятся вдоль рек и озер, около оазисов. (+) - В пустыне только два времени года: зима и лето. (+) - Верблюд не может долгое время обходиться без воды и пищи. (-) - Растения появляются только когда идут дожди, а затем быстро засыхают. (+) - Проверьте по образцу. - Кто справился без ошибок? - Кто допустил 1, 2 ошибку? - Как вы считаете, почему допустили ошибки? Что необходимо сделать, чтобы устранить пробелы в знаниях по этой теме? - Ваше домашнее задание: выяснить об экологических проблемах в зоне пустынь и рассказать по плану. План рассказа об экологических проблемах: 1. Экологические проблемы пустыни и пути их решения. 2. Охрана редких растений и животных, заповедники. - Какую цель ставили в начале урока? - Достигли мы этой цели? - На все ли поставленные в начале урока вопросы мы нашли ответы? - Какие источники помогли достичь поставленной цели? - Заполните лист самооценки, оцените свою работу на уроке. - Продолжите фразу: - Мне удалось… - Я узнал новое… - Меня удивило… - Хочу поблагодарить… - Хочу поделиться… - Мне было интересно… - Наш урок хочу закончить такими словами: Давайте вместе Землю украшать, Сажать сады, цветы сажать повсюду. Давайте вместе Землю уважать И относиться с нежностью, как к чуду! Мы забываем, что она у нас одна – Неповторимая, ранимая, живая. Прекрасная: хоть лето, хоть зима… Она у нас одна, одна такая! | - С зоной степей. - Тема урока: «Природная зона пустынь». - Познакомиться с зоной пустынь. - Узнать что такое пустыни. Познакомить с географическим положением зоны пустынь, её особенностями, растениями и животным миром, деятельностью людей. |
Алла Русинова