Конспект урока ОПК «Отношение христианина к природе» (4 класс)

6
1
Материал опубликован 17 April 2019 в группе

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №1 города Советска Кировской области

                                           

 

Конспект    урока модуля « Основы православной культуры»

                 по теме «Отношение христианина к природе» (  урок 26, 4 класс )

 

 

Ванчугова Светлана Михайловна ,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Стаж работы 30 лет

Советск- 2019

 

Цель: познакомить учащихся с христианскими взглядами на отношение к природе, как Творению Бога.

Задачи:

Образовательная:

               формировать осмысленный взгляд  на связь природы и человека, особой роли

              человека в мире;

              формировать экологическую культуру и экологическое сознание;

Воспитательная:

создать условия для понимания сути христианского отношения к природе;

воспитание осознанной общегражданской и личной ответственности человека за вверенный ему мир;

Развивающая:

создать условия для развития моральных и нравственных качеств личности, речи, внимания, мышления учащихся.

Планируемые результаты (УУД).

Предметные: формировать представления учащихся об особенностях отношения христианина к природному миру, о всемирном потопе, об отношении святых к природе, к животному миру; осмысление связи природного и человеческого мира, особой роли человека в мире, обусловленной тем, что ему даны разум и совесть.

Метапредметные:  формировать умение ставить цель, планировать свою деятельность, оценивать свою деятельность.

Формируемые УУД:

личностные: нравственно-этическая ориентация; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

регулятивные:  целеполагание, контроль, оценка;

познавательные: общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели); постановка и решение проблемы (самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера); логические (анализ, синтез,  классификация);

коммуникативные: управление поведением партнера, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли.

Основные понятия: ответственность, экология, ковчег, природа, милосердие

Тип урока: комбинированный.

Формы и виды деятельности: беседа, участие в учебном диалоге, комментированное чтение, работа в группах, парах,  работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации.

Технологии: ТРИЗ, ТРКМЧП, проблемное обучение

Межпредметные связи: литература, музыка, изо

Подготовка к уроку родителей и детей:

1.     Экологическая акция учащихся и родителей «Чистый город»

2.     Экологический проект « Изучаем и сохраняем памятники природы Советского района»

3.     Экологическая выставка « Вторая жизнь ненужных вещей»

4.      Семейный проект « Покормите птиц зимой» : изготовление кормушек, ежедневная подкормка птиц, записи в «Дневнике наблюдений»

5.     Конкурс сочинений и рисунков « Мы в ответе за тех, кого приручили»

6.     Экологический проект « Создаём Красную книгу Советского района».

7.     Сбор макулатуры

8.     Экологическая конкурсная программа « Папа, мама,  я- экологическая семья»

9.     Разучивание песни « Не дразните собак»

10.                      Семейный просмотр и обсуждение клипа « Спаси меня»

 

Оборудование:

  • А.В. Кураев  Основы православной культуры/учебник для общеобразовательных учреждений/ . Москва, Просвещение 2012;
  • Детские Библии
  • Презентация к уроку
  • В.А. Сухомлинский « Отломленная веточка»
  • раздаточный материал для работы в группах
  • раздаточный материал « Кроссворд»
  • глобус
  • аудиозапись песни « Не дразните собак»

 

 

                                                     План урока:

 

Этап урока

Хронометраж

1

Организационный момент.

Эмоциональное введение в урок.

5 минуты

2

Актуализация знаний. Целеполагание.

3  минуты

3.

Работа над новым материалом.

12  минут

4.

Осмысление новых знаний.

5  минут

5.

Закрепление новых знаний.

12  минут

6

Информация о домашнем задании.

1минута

7.

Итог урока. Рефлексия.

7  минут

 

Ход урока

1.Организационный момент. Эмоциональное введение в урок.

Прием « Удивление»

Давайте оживим лист бумаги  с помощью волшебной кисточки. Учитель проводит по листу смоченной в воде кисточкой и проявляется надпись

« Отломленная ветка», написанная парафином ).

Учитель : Что бы это значило?

Приём « Дерево догадок» ( предположения обучающихся)

Учитель : Послушайте рассказ В.А. Сухомлинского « Отломленная ветка» и попробуйте дать оценку поступка героя                                 ( Приложение1)

 Учитель : Давайте поразмышляем:       

        - Почему В.Сухомлинский рассказал нам эту историю?

        - С какой целью мальчик срывал листья?

        - Думал ли он о последствиях? Можно ли назвать его поступок

« безответственным»?

        - Приходилось ли вам наблюдать подобное поведение детей?

        - Осознал ли этот человек свою вину?

        - Чему он будет учить своих внуков?

2.Актуализация знаний учащихся. Целеполагание и мотивация.

Учитель : Посмотрите на слайд и попробуйте объяснить надпись « Храм Божий» к обеим картинкам. ( приём предположения)

Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? Попробуйте сформулировать тему урока. Какие цели поставим на урок?

 Учитель : Сегодня нам предстоит ответить  на 2  важных вопроса:

1. Что делает человека выше природы?

2. Какую ответственность несет человек за сохранение природы?

3.     Работа над новым материалом.

1.     Чтение и обсуждение текста учебника ( 1-2 абзац)

а) Опережающее задание:

 Учитель : Внимательно прочитайте текст и объясните, почему забота об окружающем мире – это задание Бога-Творца человеку?

б) послетекстовая работа:                                 

 Учитель : Как вы понимаете слова  М.В. Ломоносова « Бог дал людям две книги – книгу природы и Библию?»

Что вложил Бог в книгу природы и в Библию?

2. Работа с Библией

Учитель : Ребята, давайте  обратимся к Библии и вспомним,  как был создан мир.

(  учащиеся зачитывают отрывки из Библии о сотворении мира )

3. Проблемный вопрос ( приём предположения)

Учитель : Предположите, что может быть написано в Книге природы?

( правила разумного и бережного отношения к природе, использованию её богатств)

4. Проблемный вопрос для обсуждения в парах:

Учитель :  Вам знакомо понятие  «экологический кризис»? Объясните, что это?

(«Эко» – это греческое слово, означающее дом, жилище, местопребывание.

«Кризис»– это тоже греческое слово и в переводе оно означает  «суд». И человек и окружающий мир – это Божье творение. Следовательно, экологический кризис – это суд Божий. Бог так говорит человеку, что человек нарушает и заповеди, и законы природы.)

5.Работа с рубрикой  «Это интересно» и репродукцией картины И.Айвазовского «Всемирный потоп».              ( Приложение  2)

Учитель : Вспомните библейские истории. Скажите, был ли наказан человек за свое отношение к природе?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя:

1.За что люди были наказаны Богом? В чем заключалось наказание?

2.Какие впечатления вызывает у вас картина И.Айвазовского?

3.В каких тонах написана картина? Почему художник выбрал такие мрачные цвета?

4.А как вы думаете, почему среди тьмы мы видим свет? ( Как надежда.  Путь к спасению).

5.Все ли погибли во время потопа? Кто остался в живых?( Человек и животные. Тем самым Бог дал человеку шанс на спасение и продолжение своего рода).

Вывод: Причиной этой катастрофы были именно бездумные человеческие поступки.

Дом, где вы живете с родителями – ваш дом. Но можете ли вы начать все дома переделывать, ломать или выбрасывать? ( нет)

Потому что, хотя это и ваш родной дом, вы там не главные распорядители. Сделали этот дом ваши родители. Они главные хозяева. И в этом доме живут другие ваши близкие.

И если вы как-то повредите дом, то должны будете дать ответ. Да и вам самим жить в разрушенном доме будет неуютно ,значит  вы несете ответственность за сохранение родного дома, так же, как и вся семья. Свой дом вы любите, бережете и защищаете.

Вот также и Земля – наш дом. Этот дом сотворил для человека Бог. Поэтому, хотя люди и хозяева на Земле, но должны нести за нее ответственность перед Богом и  перед другими людьми.

4.     Осмысление новых знаний

1.     Нарисуйте лесенку из трёх ступенек.. Впишите на них слова:

«Природа»,  «Бог», «Человек» –  так, чтобы получилось христианское представление о том, кто кому (чему) служит. Проговорите это задание в парах, приведите доводы, свидетельствующие о правильном порядке следования. Как вы думаете: мир упорядочен, одно должно следовать за другим в определенном порядке или беспорядочен? От чего это зависит?

Вывод: Бог выше человека, но человек выше природы, потому что у него есть совесть, разум, свобода и ответственность. У человека есть образ Божий. И именно на нём лежит ответственность за мир. Перед творцом, который создал и человека, и природу христианин отвечает за то, убил ли он эту жизнь и красоту или сохранил и преобразил.

2.     Проблемный вопрос:

Учитель : Докажите, что человек несёт ответственность за природу? Как это закреплено в обществе, государстве?

( существуют правила поведения  в природе, создаются заповедники, заказники. Существуют законы государства об охране и разумном использовании природных богатств)

5.     Закрепление новых знаний

а) Выяснение понятия « христианское милосердие»

Учитель : Как по-вашему, что такое « христианское милосердие»?

Попробуйте объяснить поговорку, вошедшую в русскую речь из « Библии» : « блажен, иже и скоты милует» ( Блажен человек, который и животных милует)

б) Выяснение отношения Святых и животных

Учитель : Прочитайте текст об отношении Святых к животным, найдите репродукцию, соответствующую содержанию текста.

( учащиеся работают в группах, презентуют материал одноклассникам)

                                                                                               ( Приложение  3.)

 

в)  выяснение отношения учащихся к природе

Учитель : Расскажите, как проявляется ваше христианское отношение к природе

( отчёт об акциях, проектах, презентация Красной Книги Советского района, созданной учащимися, рассказ учащихся об отношении к своим питомцам)                                 

6.     Информация о домашнем задании

Базовый  уровень: выполнить задание на карточках   ( Приложение 4 )

 Повышенный уровень: написать эссе на тему  «Может ли христианское отношение к природе помочь решению экологической проблемы?»

7. Итог урока.

 Учитель : Вернёмся к вопросам, которые мы ставили на урок и сделаем вывод, нашли ли мы  на них ответы?

 Для проверки ваших знаний я предлагаю вам разгадать кроссворд

 ( работа в группах)

Приложение 5

 

Рефлексия

Учитель : (передаёт детям глобус): Пусть каждый из вас, передавая нашу маленькую землю друг другу, подумает и скажет,  чем можно помочь планете?

( дети передают друг другу глобус и  говорят, как нужно относиться к природе)

Урок заканчивается исполнением песни « Не дразните собак»

 

 

                                                                                             Приложение 1

Отломленная ветка

I

По аллее парка бежал мальчик. Был ясный весенний день, на деревьях пели птицы, среди цветов порхали красивые бабочки. Мальчику было очень весело. Он бежал, размахивая руками.

Вдоль аллеи росли липки, их недавно посадили. На маленьких веточках зеленели душистые листочки. Мальчик срывал листочки и бросал их на аллею. Это было для него развлечением. И вот он наклонился к одной липке. Не листочек оторвал, а веточку отломил. Веточка упала на аллею.

II

Мальчик на минуту остановился, взглянул на  дрожащие листочки. Посмотрел и на липку. С одной стороны вместо веточки зияла ранка… Мальчику стало жаль липку, но жалость жила в его сердце недолго. Ведь на улице был такой радостный, солнечный день. Мальчик переступил через веточку и побежал дальше.

Прошло много-много лет. Мальчик вырос, стал взрослым. У него родились дети. И дети выросли, стали взрослыми. А бывший мальчик стал дедушкой.

III

Теплым весенним днем он пришёл в тот парк, где бегал когда-то маленьким шаловливым мальчиком. Вдоль ровной дорожки росли высокие стройные липы. Но одна липа была как будто ранена. У неё как будто руки не было. Вместо ветки - глубокий шрам.

Дедушка остановился. Он узнал липу. Это он много лет назад отломал от неё маленькую веточку. И вот теперь на высоком стройном дереве не было большой ветки. Меньше стало листа зелёного, меньше стало цвета липового, меньше стало пения пчелиного – потому что он сломал ветку. Меньше стало радости на свете.

Дедушка вздохнул. Он стоял на аллее и смотрел вперёд. Вдоль дорожки бежал маленький мальчик.

                                                                              В.Сухомлинский

 

                                                                                       

                                                                                               Приложение 2.

Однажды мир уже пострадал из-за человека. Все человечество стало настолько бессердечным, что Бог решил наказать людей потопом и спасти  только одну семью – праведника Ноя. Несколько лет Ной строил корабль-ковчег. Он звал людей, но никто не верил в то, что потоп может захлестнуть мир. Как пошутит потом святой Амвросий Оптинский – «Ной звал людей, а пришли одни скоты». И в самом деле, Ной заполнил свой ковчег только животными, которым угрожал потоп. Чтобы они смогли продолжить свой род, Ной брал их по двое. Отсюда пошла поговорка «каждой твари по паре». Сорок дней сильнейшего дождя смыли все остальное человечество с лица земли… Конечно, при этом погибло и множество животных. Причиной же этой катастрофы были именно бездумные человеческие поступки. С той поры слово ковчег имеет еще и смысл прибежища.

 

                                                                                            Приложение 3

 

                                   Текст  для   1 группы

( тексты подобраны в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся)

Преподобный Герасим Иорданский жил в пустыне Иорданской в далеком 5 веке. Он много молился, трудился и постился, как и все святые пустынники Однажды преподобный молился в пустыне. Вдруг он услышал страшный рёв и увидел льва. Лев, хромая, шел к преподобному Герасиму и, подойдя, протянул ему больную, гноящуюся лапу. Святой увидел, что в лапу вонзилась большая колючка. Лев смотрел на старца страдающими глазами. Он вынул из лапы занозу, очистил рану и перевязал куском ткани. Ласково погладив зверя по косматой гриве, старец отпустил его. Но лев не ушёл. С тех пор он стал всюду ходить за преподобным, как ученик за учителем, и во всем его слушался.. Когда преподобный Герасим совсем состарился и умер, лев затосковал, перестал есть. Потом он лёг на могилу старца, зарычал так, что задрожал воздух, и умер. С тех давних пор преподобного Герасима Иорданского на иконах часто изображают со львом Иорданом.

 

                                 Текст  для 2 группы

Один из последних великих старцев дореволюционной Оптиной пустыни Нектарий  до старости не забывал своего детства и рассказывал поучительные случаи из тех далеких времен.. Однажды его мама сидела и шила что-то. А он, тогда его звали Колей, играл на полу возле ее ног с котенком. Большие зеленые глаза котенка в полумраке светились. Коля с удивлением обратил на это внимание, это его сильно поразило...Как-то раз, когда котенок мирно сидел возле него, Коля схватил из маминой иголочной подушечки одну иголку и хотел уже проколоть котенку глаз, чтобы посмотреть, что там такое светится. Но мама заметила это и быстро перехватила его руку: "Ах, ты! - воскликнула она. - Вот как выколешь глаз котенку, сам потом без глаза останешься. Боже тебя сохрани!"Прошло много лет... Николай решил стать монахом, и был принят в Оптину Пустынь. По истечении нескольких лет, когда он был уже иеромонахом, нареченным при постриге Нектарием, он подошел однажды к святому колодцу. А там другой монах набирал себе воды. Над колодцем подвешен был черпак с длинной заостренной ручкой. И вот тот монах, черпая воду, едва не выколол нечаянно глаз отцу Нектарию этой самой ручкой. Еще секунда - и остался бы старец с одним глазом.- Если бы я тогда котенку выколол глаз, - говорил он, - и я был бы сейчас без глаза. Видно этому надо было случиться, чтобы напомнить моему недостоинству, как все в жизни от колыбели до могилы находится у Бога на самом строгом учете. Кот везде следовал за Нектарием. Скажет ему что-нибудь батюшка - кот, словно разумный, исполнит: пойдет и сядет, где скажут, сходит в приемную или на крылечко. Чаще же сидит у теплой печной стены и дремлет. Или, склонив голову, слушает молитвы старца...Иной раз погладит его отец Нектарий и скажет:- Преподобный Герасим Иорданский был великий старец, и потому у него был лев... А мы малы, и у нас - кот.

 

                                             Текст  для 3 группы

В XIV веке жил преподобный Сергий Радонежский — святой подвижник. Долгое время его уединенным жилищем была маленькая келья в лесу. Лес был полон зверей и птиц. Все они полюбили святого и часто навещали его. То волк забежит на огород, где работает старец, то семейство кабанов пожалует…

А однажды прямо перед хижиной святой Сергий встретил большого медведя. Медведь был голоден. Сергий сжалился над зверем и вынес ему свой обед — кусок хлеба. С тех пор медведь привязался к преподобному. Каждый день он приходил к келье и угощался хлебом, который старец оставлял для него на пеньке. Преподобный делился со зверем даже тогда, когда хлеба было совсем мало. Если святой Сергий молился, медведь терпеливо ждал, когда он закончит и угостит друга.

 

                         Текст  для 4 группы

Серафим Саровский,  долго жил в лесу. Полянку и свою келью на ней он называл «пустынькой», в память об отшельниках, живших в пустыне. Чудотворец Серафим дарил свою любовь каждому живому существу, будь то человек или животное. «Радость моя», — так обращался он ко всякому, кто приходил к нему.

Часто в лесную «пустыньку» святого наведывался медведь. Он приходил, принимал угощение, подставляя огромную голову для ласки и, довольный, ложился у ног старца, как верный пес.

— Вот послал мне Господь зверя в утешение, — говорил святой Серафим, поглаживая медведя по лохматой шкуре.

 

                                                                             

Приложение 4

1.     Вставь пропущенные слова.

Бог выше человека, а человек выше ________ . Человек выше природы, потому что у него есть _________________________

_______________________________. У человека есть образ Божий. И именно поэтому на нём лежит ответственность за _______.  Для христианина вся природа – это ________________

      ________________ .

 

2.Подчеркни, в чём проявляется правильное отношение к природе     зелёным карандашом, а неправильное - красным.

 

Оставлять после себя мусор; заботиться о домашних животных; посадить деревце; выгнать старого кота на улицу; покормить бездомного котёнка; стрелять в птиц из рогатки; насыпать в кормушку для птиц корм; заступиться за щенка, которого обижают другие ребята; морить голодом домашнего питомца.

 

                                                                                         

Приложение 5

Кроссворд на тему « Христианское отношение к природе»

По горизонтали: 3. Одна из важнейших христианских добродетелей. 4. Законы добра, которые Бог дал людям. 5. Святой, который часто изображается на иконе со львом. 6. Праведник, который взял с собой в ковчег «каждой твари по паре». 7. Дождь, который шел сорок дней. 9. Полезная деятельность человека.

По вертикали: 1. Он создал весь мир. 2. Святой, который кормил медведя хлебом. 4. Установленные обязательные правила. 6. Этот святой шутил: «отец Герасим велик, у него лев, мы же малы, у нас кот». 8. Наука, изучающая взаимоотношения между живой и неживой природой

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

2

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

1Сухомлинский В.А. Отломанная веточка

2. Кураев А.В. Основы духовно- нравственной культуры народов России.Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Кураев.- М: Просвещение. 2011- 95с, ил.

 

Комментарии

Светлана Михайловна, спасибо за отличную разработку урока!!! Очень интересные приложения!!!

17 April 2019