Проект урока ОРКСЭ по теме «Отношение христианина к природе» (4 класс)
КАСКАДНАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО КУРСУ ОРКСЭ
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ
Сведения об авторе | |
Фамилия, имя, отчество (полностью) |
Майорова Любовь Александровна |
Район |
Город Дзержинск Нижегородской области |
Место работы |
МБОУ «СК НШ - ДС № 144" |
Должность |
Учитель начальных классов |
Общая информация | |
Модуль |
Основы православной культуры |
УМК |
Основы православной культуры. 4-5 классы: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений/ А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2012. |
Тема урока |
Отношение христианина к природе |
Тип урока |
Урок изучения нового материала |
Цель, задачи |
Цель урока: Знакомство учащихся с христианскими взглядами на отношение к природе, как творению Божиему. Задачи: 1) познакомиться с христианским отношением к природе, как к Божьему творению; 2) уяснить разницу между потребительским и ответственным отношением к природе; 3) помочь учащимся осознать личную сопричастность в деле охраны природы. |
Необходимое оборудование |
Компьютер, мультимедийная установка, доска |
Дидактическое обеспечение |
Презентация к уроку, раздаточный материал с кроссвордом, учебник, тетрадь |
Планируемые результаты урока | ||
личностные |
Формирование личной ответственности за сохранение природы, развитие этических чувств. |
|
предметные |
Анализ текста и осознанное извлечение необходимой информации. Моделирование на основе приведённого текста самостоятельных высказываний. Восприятие и осмысление ключевых понятий урока. |
|
метапредметные |
Регулятивные: Осуществление контроля выполненных действий. Оценка своей деятельности. Познавательные: Осуществление поиска и выделения информации в разных источниках. Выдвижение и обоснование гипотез. Установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования других точек зрения. |
|
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения* |
Фронтальный опрос, самостоятельная работа, разгадывание кроссворда |
Литература и Интернет-ресурсы | ||
Основная |
Книга для учителя, учебник |
|
Дополнительная |
Энциклопедии, словари |
|
Интернет-ресурсы |
http://www.orkсe.ru/ http://www.prosv.ru/umk/ork ; http://www.pravoslavie.by |
|
ЭОРы |
|
План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся | ||||
Этап урока | Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы | Деятельность обучающихся с указанием форм организации | Формируемые УУД (с указанием конкретных действий) | |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»). |
Проверяет готовность класса к уроку. На фоне песни «Как прекрасен этот мир» Д. Тухманова идет показ слайдов с пейзажами природы родного края. - Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопрос: какие чувства вы испытываете, слушая стихотворение, наблюдая изображения на экране? - Может ли человек повлиять на красоту природы, изменить ее? Учитель просит попробовать сформулировать тему урока. |
Анализ иллюстративного материала. Рассматривают слайды, дают словесную характеристику эмоциональному восприятию пейзажей природы. (Восхищение красотой природы, на душе спокойно, легко). Дети отвечают на вопросы, высказывают свои предположения. ( Наверное, будем говорить о природе) |
Личностные УУД: нравственно-эстетическая оценка, внутренняя позиция. Познавательные УУД: самостоятельное формулирование темы урока. |
|
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими. |
Обращение к учебному материалу с. 84, абзац 1, 2, 3. Беседа с учащимися: - Как вы понимаете слова ученого М.Ломоносова «В книгу природы Бог вложил природные законы, а в Библию заповеди»? - Почему изучать законы природы – это христианское служение?
|
Читают материал учебника. Осмысливание текстового материала. Отвечают на вопросы учителя.
|
Познавательные УУД: извлечение информации из учебника, построение логической цепи суждений. Коммуникативные УУД: умение вести беседу, точно выражать свои мысли. |
|
3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. |
Задает проблемный вопрос: - Ребята, как вам кажется кто разумнее человек или природа? После ответов на доске помещает иллюстрации с вырубленным лесом, сгоревшей почвой и т.д. - Как же так человек разумнее природы, а осознание своих деяний нет. Задает вопрос: О чем же мы сегодня будем говорить? Подводит к точной теме урока: - Конечно, мы будем говорить о проблемах человека по отношению к природе, но ведь мы изучаем христианское отношение к миру, а значит остановимся на отношениях христианина к природе. На доске слайд презентации с темой урока. Предлагает записать тему урока в тетрадь. |
Сначала говорят о разумности человека. После появления иллюстраций формулируют проблему. Предполагают, что речь на уроке пойдет о проблемах человека по отношению к природе. Записывают тему урока в тетрадь. |
Познавательные УУД: выдвижение гипотез, их обоснование, постановка и решение проблем, подведение под тему урока. Коммуникативные УУД: умение вести беседу, точно выражать свои мысли. |
|
4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник). |
Направляет учащихся на постановку цели и задач урока, выявление направлений в работе. Вопрос: Чем будем заниматься на уроке? |
Ставят цель и задачи урока, планируют деятельность на уроке (будем говорить об отношении человека к природе, его особой роли, ответственности человека за природу, о проблемах, связанных с природой; будем читать, отвечать на вопросы, рисовать и т. д.) |
Познавательные УУД: определение цели и задач урока, направлений в деятельности. |
|
5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания. |
Мини-лекция учителя с использованием презентации и учебного материала. Введение понятия «экология». Организация работы с текстом учебника «Библейская история о всемирном потопе». Руководит анализом текста. Направляет на выделение нового понятия «ковчег». Обращает внимание на картину И. Айвазовского «Всемирный потоп». Предлагает сравнить два сюжета, подводит к выводу о значимости защиты природы. |
Осмысливают услышанное и увиденное. Осмысливают понятие «экология», записывают определение в тетрадь. Формирование терминологических знаний. Читают текст, анализируют, делают выводы. Осмысливают понятие «ковчег», записывают определение в тетрадь. Анализируют эмоциональное впечатление от картины. Слушают друг друга, рассуждают. Выводы записывают на доску. |
Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других. Личностные УУД: внутренняя позиция, моральный выбор исходя из социальных и личных ценностей, нравственно-эстетическая оценка. |
|
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах). |
Предлагает вставить подходящие по смыслу слова в предложения (на доске): Воздух, вода, почва потеряли свою чистоту. Появились экологические проблемы. Бессердечное человечество было наказано – всемирным потопом. Корабль, на котором спасся Ной назывался ковчег. Христианин должен изучать законы природы. В отличии от природы и животного мира у человека есть совесть, ответственность … В надежде, что мы сохраним и приумножим красоту мира Бог вручил нам его. |
Частично-поисковый метод. Построение логической цепи рассуждений. Определяют пропущенные слова, записывают их на доске, комментируют свой выбор. |
Личностные УУД: выдвижение собственных мыслей исходя из внутренней позиции, самооценка. Регулятивные УУД: умение оформлять записи. Познавательные УУД: синтез как составление целого из частей. |
|
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. |
Предлагает учащимся в группах разгадать кроссворд. Контролирует работу групп, оказывает помощь.
|
Самостоятельно работают по группам. Работа с ключевыми понятиями урока. Осуществляют самопроверку на основе сопоставления с ключом к кроссворду.
|
Коммуникативные УУД: общение в группах, в классе, учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные УУД: контроль, оценивание деятельности учащихся.
|
|
8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. |
Предлагает учащимся поработать в парах, зашифровать в специальные знаки – предупреждения способы сохранения природы. Предлагает другим парам разгадать, о чем одноклассники хотели предупредить всех людей на нашей замечательной планете. Регулирует защиту ответов, оценку других групп. |
Самостоятельно работают в парах , рисуют знаки о мерах по защите природных богатств. Защищают свой ответ, комментируют ответ других учащихся. |
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, управление поведением партнера, умение точно и полно выражать свои мысли. Регулятивные УУД: контроль, оценивание деятельности учащихся. Личностные УУД: личные высказывания, исходя из морального выбора. |
|
9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. |
- Ребята, сделайте вывод: каким должно быть отношение христианина к природе? Просит детей оценить свою деятельность с помощью смайликов. Домашнее задание по выбору: подобрать стихи, пословицы, поговорки о бережном отношении к природе, или подготовить сообщение о экологическом кризисе. |
Учащиеся отвечают на вопрос, дают оценку своей работы на уроке с помощью смайликов, работы в группах, записывают домашнее задание. |
Регулятивные УУД: оценка своих знаний, планирование. |
ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»