Проект урока ОРКСЭ по теме «Отношение христианина к природе» (4 класс)

1
0
Материал опубликован 28 January 2019 в группе

КАСКАДНАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО КУРСУ ОРКСЭ

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Майорова Любовь Александровна

Район

Город Дзержинск Нижегородской области

Место работы

МБОУ «СК НШ - ДС № 144"

Должность

Учитель начальных классов

Общая информация

Модуль

Основы православной культуры

УМК

Основы православной культуры. 4-5 классы: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений/ А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2012.

Тема урока

Отношение христианина к природе

Тип урока

Урок изучения нового материала

Цель, задачи

Цель урока: Знакомство учащихся с христианскими взглядами на отношение к природе, как творению Божиему.

Задачи:

1) познакомиться с христианским отношением к природе, как к Божьему творению;

2) уяснить разницу между потребительским и ответственным отношением к природе;

3) помочь учащимся осознать личную сопричастность в деле охраны природы.

Необходимое оборудование

Компьютер, мультимедийная установка, доска

Дидактическое обеспечение

Презентация к уроку, раздаточный материал с кроссвордом, учебник, тетрадь

Планируемые результаты урока

личностные

Формирование личной ответственности за сохранение природы, развитие этических чувств.

 

предметные

Анализ текста и осознанное извлечение необходимой информации.

Моделирование на основе приведённого текста самостоятельных высказываний.

Восприятие и осмысление ключевых понятий урока.

 

метапредметные
(регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

Регулятивные:

Осуществление контроля выполненных действий.

Оценка своей деятельности.

Познавательные:

Осуществление поиска и выделения информации в разных источниках.

Выдвижение и обоснование гипотез.

Установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные:

Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования других точек зрения.

 

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*

Фронтальный опрос, самостоятельная работа, разгадывание кроссворда

 
Литература и Интернет-ресурсы

Основная

Книга для учителя, учебник

 

Дополнительная

Энциклопедии, словари

 

Интернет-ресурсы

http://www.orkсe.ru/ http://www.prosv.ru/umk/ork ; http://www.pravoslavie.by

 

ЭОРы

 

 
План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся
  Этап урока Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы Деятельность обучающихся с указанием форм организации Формируемые УУД (с указанием конкретных действий)
 

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

Проверяет готовность класса к уроку.

На фоне песни «Как прекрасен этот мир» Д. Тухманова идет показ слайдов с пейзажами природы родного края.

- Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопрос: какие чувства вы испытываете, слушая стихотворение, наблюдая изображения на экране?

- Может ли человек повлиять на красоту природы, изменить ее?

Учитель просит попробовать сформулировать тему урока.

Анализ иллюстративного материала. Рассматривают слайды, дают словесную характеристику эмоциональному восприятию пейзажей природы. (Восхищение красотой природы, на душе спокойно, легко).

Дети отвечают на вопросы, высказывают свои предположения. ( Наверное, будем говорить о природе)

Личностные УУД: нравственно-эстетическая оценка, внутренняя позиция.

Познавательные УУД: самостоятельное формулирование темы урока.

 

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

Обращение к учебному материалу с. 84, абзац 1, 2, 3.

Беседа с учащимися:

- Как вы понимаете слова ученого М.Ломоносова «В книгу природы Бог вложил природные законы, а в Библию заповеди»?

- Почему изучать законы природы – это христианское служение?

 

Читают материал учебника. Осмысливание текстового материала. Отвечают на вопросы учителя.

 

Познавательные УУД: извлечение информации из учебника, построение логической цепи суждений.

Коммуникативные УУД:  умение вести беседу, точно выражать свои мысли.

 

3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

Задает проблемный вопрос:

- Ребята, как вам кажется кто разумнее человек или природа?

После ответов на доске помещает иллюстрации с вырубленным лесом, сгоревшей почвой и т.д.

- Как же так человек разумнее природы, а осознание своих деяний нет.

Задает вопрос: О чем же мы сегодня будем говорить?

Подводит к точной теме урока:

- Конечно, мы будем говорить о проблемах человека по отношению к природе, но ведь мы изучаем христианское отношение к миру, а значит остановимся на отношениях христианина к природе.

На доске слайд презентации с темой урока. Предлагает записать тему урока в тетрадь.

Сначала говорят о разумности человека.

После появления иллюстраций формулируют проблему. Предполагают, что речь на уроке пойдет о проблемах человека по отношению к природе.

Записывают тему урока в тетрадь.

Познавательные УУД:  выдвижение гипотез, их обоснование, постановка и решение проблем, подведение под тему урока.

Коммуникативные УУД:  умение вести беседу, точно выражать свои мысли.

 

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

Направляет учащихся на постановку цели и задач урока, выявление направлений в работе.

Вопрос: Чем будем заниматься на уроке?

Ставят цель и задачи урока, планируют деятельность на уроке (будем говорить об отношении человека к природе, его особой роли, ответственности человека за природу, о проблемах, связанных с природой; будем читать, отвечать на вопросы, рисовать и т. д.)

Познавательные УУД: 

определение цели и задач урока, направлений в деятельности.

 

5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

Мини-лекция учителя с использованием презентации и учебного материала.

Введение понятия «экология».

Организация работы с текстом учебника «Библейская история о всемирном потопе». Руководит анализом текста. Направляет на выделение нового понятия «ковчег».

Обращает внимание на картину И. Айвазовского «Всемирный потоп».

Предлагает сравнить два сюжета, подводит к выводу о значимости защиты природы.

Осмысливают услышанное и увиденное.

Осмысливают понятие «экология», записывают определение в тетрадь. Формирование терминологических знаний.

Читают текст, анализируют, делают выводы. Осмысливают понятие «ковчег», записывают определение в тетрадь.

Анализируют эмоциональное впечатление от картины. Слушают друг друга, рассуждают. Выводы записывают на доску.

Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других.

Личностные  УУД: внутренняя позиция, моральный выбор исходя из социальных и личных ценностей, нравственно-эстетическая оценка.

 

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

Предлагает вставить подходящие по смыслу слова в предложения (на доске): Воздух, вода, почва потеряли свою чистоту. Появились экологические проблемы. Бессердечное человечество было наказано – всемирным потопом. Корабль, на котором спасся Ной назывался ковчег. Христианин должен изучать законы природы. В отличии от природы и животного мира у человека есть совесть, ответственность … В надежде, что мы сохраним и приумножим красоту мира Бог вручил нам его.

Частично-поисковый метод. Построение логической цепи рассуждений. Определяют пропущенные слова, записывают их на доске, комментируют свой выбор.

Личностные УУД: выдвижение собственных мыслей исходя из внутренней позиции, самооценка.

Регулятивные УУД: умение оформлять записи.

Познавательные УУД: синтез как составление целого из частей.

 

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Предлагает учащимся в группах разгадать кроссворд.

Контролирует работу групп, оказывает помощь.

 

Самостоятельно работают по группам. Работа с ключевыми понятиями урока. Осуществляют самопроверку на основе сопоставления с ключом к кроссворду.

 

Коммуникативные УУД:

общение в группах, в классе, учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные УУД: контроль, оценивание деятельности учащихся.

 

 

8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Предлагает учащимся поработать в парах, зашифровать в специальные знаки – предупреждения способы сохранения природы.

Предлагает другим парам разгадать, о чем одноклассники хотели предупредить всех людей на нашей замечательной планете.

Регулирует защиту ответов, оценку других групп.

Самостоятельно работают в парах , рисуют знаки о мерах по защите природных богатств.

Защищают свой ответ, комментируют ответ других учащихся.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, управление поведением партнера, умение точно и полно выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: контроль, оценивание деятельности учащихся.

Личностные УУД: личные высказывания, исходя из морального выбора.

 

9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

- Ребята, сделайте вывод: каким должно быть отношение христианина к природе?

Просит детей оценить свою деятельность с помощью смайликов.

Домашнее задание по выбору: подобрать стихи, пословицы, поговорки о бережном отношении к природе, или подготовить сообщение о экологическом кризисе.

Учащиеся отвечают на вопрос, дают оценку своей работы на уроке с помощью смайликов, работы в группах, записывают домашнее задание.

Регулятивные УУД: оценка своих знаний, планирование.

  ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.