Урок на тему «Отношение христианина к природе» (4 класс)

1
0
Материал опубликован 26 August 2020

Презентация к уроку "Отношение христианина к природе"
PPT / 6.01 Мб

/data/files/q1598458078.ppt (Презентация к уроку "Отношение христианина к природе")Тема: Отношение христианина к природе (4 класс)

Тип урока: открытие и формирование новых знаний.

Цель: выяснить, что делает человека выше природы.

Задачи:

а) образовательные: создать условия для организации деятельности обучающихся по

восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о том, кто создал природу и человека с точки зрения христиан; каково место человека среди понятий Бог, человек, природа; как человек должен относиться к природе с точки зрения христианства.

б) развивающие: содействовать развитию умения наблюдать, сопоставлять, анализировать,

делать выводы, обобщать; развивать познавательный интерес к предмету «Основы православной культуры»;

в) воспитывающие: создавать условия для экологического воспитания, воспитания гуманного отношения к природе, коммуникативных умений (сотрудничать в группах, слушать товарищей), прививать интерес к предмету.

Планируемые достижения обучающихся:

Личностные: проявление себя как индивидуальность, овладение умениями и навыками

самоконтроля, самооценки.

Предметные: осознание таких понятий как Бог, человек, природа; понимание ответственности человека по отношению к природе .

Метапредметные: формирование умственных действий обучающихся, которые направлены

на применение полученных знаний в реальной жизни.

Формы работы обучающихся: фронтальная, работа в группах.

Используемые педагогические технологии: технологии проблемного обучения, ИКТ (информационно-

коммуникативные технологии), системно- деятельностный подход; технологии личностно-ориентированного обучения; обучение в сотрудничестве; здоровьесберегающие технологии,

технология оценивания учебных успехов.

Оборудование: учебник «Основы православной культуры» А.В.Кураев, карточки с целями и задачами урока, карточки со словами «Бог», «природа», «человек», мультимедийная презентация, сигнальные карточки.

 

 

 

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организа-

ционный момент


 

 

Здравствуйте ребята, рада видеть вас на своем уроке.

 

Дети приветствуют учителя.

 

Личностные: понимают значение знаний, имеют желание учиться, стремятся хорошо учиться.

2.Мотивация учебной деятельности.

Постановка целей и задач.

 

1 слайд -посмотрите на фотографии и скажите на какие группы мы можем их разделить ?

2 слайд (объекты природы и предметы, сделанные руками человека)

-КТО СОЗДАЛ ПРИРОДУ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН?

Природа создана БОГОМ, ТВОРЦОМ

-А кто еще был создан богом ? ЧЕЛОВЕК


 

Итак мы говорим о Боге, о человеке, о природе.

-Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

-Мы будем говорить о том, как человек должен относиться к природе с точки зрения христианства.

Итак, мы будем говорить об отношении христианина к природе и выясним, что такое ответственность за сохранение природы.

3 слайд :Отношение христианина к природе.

НА ДОСКЕ

Цели: 1) Кто создал природу и человека с точки зрения христиан?

1) Каково место человека среди понятий Бог, человек, природа ?

2) Кто несет ответственность за сохранение природы?

 

-Как вы думаете, ответы на эти вопросы важны для каждого из нас? (да, мы изучаем основы православной культуры и хотим знать, каково место человека среди понятий Бог, человек, природа)

Фронтальный опрос


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Дети определяют тему и цель урока.

 

Регулятивные: умение ставить цели и достигать их, принимать решения.

Познавательные: умение работать с информацией, навыки логического мышления


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Личностные: ценностное отношение к предмету, освоение личностного смысла учения, понимание значения знаний по основам православной культуры.

3. Актуали-зация знаний.

 


 

Давайте вспомним, как был создан этот мир с точки зрения православия.

 

 

4 слайд «Сотворение мира».

- Знаете ли вы, за сколько дней Бог сотворил мир? (за шесть дней)

-Давайте послушаем, в какой день и что сотворил Бог. Об этом рассказано в Ветхом завете. Только надо понимать, что «день» в этой легенде не равняется суткам. Каждый день – это длительный период в 1000, а может быть и в 500 лет.

Рассказ учителя и подготовленных детей о сотворении мира в сопровождении слайдов.

Слайд 5. Учитель. Ничто не возникает само по себе. Окружающий нас мир, полный гармонии и красоты, свидетельствует о своем великом и мудром Творце.

Слайд 6. День первый. И сказал Бог: да будет свет. И появился свет. И увидел Бог, что свет хорош. И отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днём, а тьму ночью.

Слайд 7. День второй. И создал Бог свод, и отделил воду под сводом от воды над сводом. И стало так. И назвал Бог свод небом.

Слайд 8. День третий. И назвал Бог сушу землею, а воду под небом морями. И произвела земля зелень: травы, дающие семена, и деревья, приносящие свои плоды с семенами.

Слайд 9. День четвертый. И создал Бог два великих светила и звезды. И поместил их Бог на небосводе.

Слайд 10. День пятый. И сотворил Бог рыб и разных водных пресмыкающихся. И сотворил Бог птиц.

Слайд 11. День шестой. И создал Бог диких зверей разных видов, и скот, и всех мелких животных. И сотворил Бог человека по Своему образу и подобию, мужчину и женщину сотворил Он.

Слайд 12. Учитель. И увидел Бог всё, что Он создал, и что всё это очень хорошо. Бог поручил людям беречь и возделывать сотворённую Им землю.

 

 

Ученики рассматривают слайды и слушают рассказ учителя и одноклассников.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

Познавательные: умение работать с информацией, навыки логического мышления.

Коммуникативные: умение слушать и вести диалог

4. Изучение нового материала.


 


 


 

 

Итак, мы понимаем, что с точки зрения православия, все что нас окружает создано Богом (мы ответили на 1 вопрос)

Теперь надо разобраться о роли человека и его месте в этом мире (2 вопрос)

Слайд 13

1) Работа над схемой «Бог, человек, природа»

Работа в группе.

Каждой группе выданы карточки со словами «природа», «Бог», «человек».

Задание:

составьте схему из слов «природа», «Бог», «человек» так, чтобы получилось христианское представление о том, кто кому или чему служит? Расположите карточки по принципу «Кто кого выше». Аргументируйте свой ответ. (обсуждение детей)

-Если возникнут противоречия, где вы можете найти верный ответ на уроке? (в учебнике) Предлагаю открыть учебник на с 127 и найти ответ на этот интересный вопрос.

Дети находят ответ и читают: «Бог выше человека, а человек выше природы: христианство не считает людей ровней с животными. Человек выше природы, потому что у океанов и вулканов нет разума, а у человека есть. У человека есть совесть, а у звезд нет.

Слайд 14 мы ответили на 2 вопрос

2) Работа над понятием ответственность Слайд 15


 

- Как вы понимаете, что такое ответственность?

-Как вы считаете, перед кем человек должен держать ответ? (например, перед родителями обществом)

- А вот православные христиане считают, что - перед Богом, перед людьми и перед самим собой. Когда человек понимает и помнит, что ему нужно отвечать за свое поведение и поступки, то человек становится ответственным. Готовность отвечать за что-то или за кого-то и называется ответственностью.

- Как вы думаете, за кого и за что нужно человеку нести ответственность, защищать? (Ближних, животных, растения, природу )

-Какой мы можем сделать вывод?

Человек несет ответственность за сохранение природы.

-Прочитайте как, об этом написано в учебнике. с 127

«У человека есть свобода и ответственность, а у облаков и водопадов нет. У человека есть образ Божий, то есть разум и свобода. И именно поэтому на нем лежит ответственность за мир.»

 

Слайд 15,16

Интересно, что существует немало примеров удивительной дружбы святого человека с животными.

Человек, который любит Бога, любим всеми Божьими созданиями. Например, святой Сергий Радонежский накормил голодного медведя последним кусочком хлеба, который у него оставался. Святой Герасим Иорданский вытащил занозу из лапы льва и приручил взрослого дикого хищника.

- Кого из святых Вы узнали на слайдах?

3) работа над понятием ДОМ 13-00-13-05

Слайды 18,19,20

- Это хорошо, что вы несете ответственность за своих питомцев. А ещё каждый человек должен нести ответственность за свой родной дом. Скажите, можете ли вы самовольно начать все дома переделывать, ломать или выбрасывать?

- Нет. Почему?

- Потому что, хотя это и ваш родной дом, вы там не главные распорядители. Сделали этот дом ваши родители. Они главные хозяева. И в этом доме живут другие ваши близкие. И если вы как-то повредите дом, то должны будете дать ответ. Да и вам самим жить в разрушенном доме будет неуютно.

Слайд 18.

-Т.е., вы несете ответственность за сохранение родного дома, так же, как и вся семья. Свой дом вы любите, бережете и защищаете.

Слайд 19. Земля – наш дом.

-Вот также и Земля – наш дом. Этот дом сотворил для человека Бог. Поэтому, хотя люди и хозяева на Земле, но должны нести за нее ответственность перед Богом. И перед другими людьми.

ФИЗМИНУТКА

Представьте, что вы соревнуетесь с дельфинами!

Мы теперь плывем по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребая,

И дельфинов догоняя.

Чтобы плыть еще скорей

Надо нам грести быстрей!

Мы работаем руками,

Кто угонится за нами?


 

 


 


 


 


 


 

Групповая работа

У учеников возникла дискуссия: одни считают что выше всех природа, потом Бог, потом человек, другие выше всех поставили Бога, потом природу, а потом человека, также было и мнение, что выше всех Бог, потом человек, а потом природа…


 


 


 


 


 


 

 


 


 


 


 


 

Диалог учителя и учеников.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Ученики отдыхают, выполняют движения, повторяя за учителем.

Коммуникативные: умение работать в группе.

Познавательные: умение работать с информацией, навыки логического мышления.

Регулятивные: умение ставить цели и достигать их, принимать решения, делать выводы.

 

5. Первичная проверка понимания.

 

Предлагаю посмотреть мультфильм «Мальчик и Земля»

-О чем этот мультфильм?

-Что такое экологический кризис? (это плохое отношение человека к природе)

- Православные христиане считают, что однажды Бог наказал людей за их грехи. Об этом рассказано в Ветхом завете.

Слайд 24. Всемирный потоп.

Библейская история (читает учитель)

Однажды Бог решил наказать людей за их грехи потопом. Он спас только одну семью – семью праведника Ноя. Несколько лет Ной строил корабль-ковчег. Он звал людей на помощь, но никто не верил в то, что потоп может захлестнуть мир. Ему помогала только его семья. Ной заполнил свой ковчег животными. Он брал каждой твари по паре, чтобы они смогли продолжить свой род. Кроме того Ной собрал семена многих растений, чтобы спасти их от исчезновения. И начался всемирный потоп. Сорок дней шел сильный дождь. Вода смыла все живое с лица земли… Причиной же катастрофы были бездумные поступки людей.

 


 


 


 

 

Дети смотрят мультфильм.

Диалог с учителем.


 

 

Коммуникативные: умение слушать и вести диалог.

Познавательные: умение работать с информацией, навыки логического мышления.

Регулятивные: умение ставить цели и достигать их, принимать решения, делать выводы.


 


 

 

6.Первичное закрепление

-Ребята, давайте вернемся к цели нашего урока и сделаем вывод.

 

1) Кто создал природу и человека с точки зрения христиан? (Бог)

2) Каково место человека среди понятий Бог, человек, природа ? (Сначала Бог, потом человек, после человека природа.)

3) Кто несет ответственность за сохранение природы? (человек)

 

 

Ребята делают выводы.

Коммуникативные: умение слушать друг друга и вести диалог.


 


 


 

 

7.Подведение итогов урока и рефлексия.

 

-Сегодня мы узнали как православные христиане относятся к природе.

-Кому было интересно на уроке?

-Какое открытие вы для себя сделали?

( мы узнали, что православные христиане считают, что человек выше природы и именно человек несет ответственность за сохранение природы)

Домашнее задание с 125-128, ответить на вопросы.

Задание по желанию - нарисовать плакат под названием «Человек, береги свой дом!». Эту работу вы можете сделать коллективно или индивидуально. На следующем уроке мы устроим выставку плакатов.

В завершении нашего урока мне бы хотелось прочитать вам стихотворение Олеси Макушкиной «Все, что создано Богом»

 

 


 

Всё, что создано Богом, прекрасно!
Всё устроено именно так.
В небе утреннем яркие краски,
Или ночи рассеянный мрак.

Всё, что создано Богом, есть радость!
Всё уместно: и холод, и зной,
Лип цветущих медовая сладость,
Или зимних пейзажей покой.

Проходящие мимо мгновенья,
И любовь, что спасает сердца -
Всё премудро: и смерть, и рожденье,
Всё исходит от Бога - Творца!

Даже если нам грустно немного,
И нет сил не бороться, не ждать -
Всё во благо, что создано Богом.
Это стоит однажды принять.

И беречь это стоит, покуда
Мы из мира сего не уйдем.
Всё, что создано Богом, есть чудо,
Чудо то, что мы Жизнью зовем!


 

Приготовьте свои сигнальные карточки и оцените свою работу на уроке.

-Покажите сигнальную карточку, по цвету которой я увижу кто понял эту тему, кто в себе пока не уверен, а кто не усвоил этот материал. (Дети показывают сигнальные карточки)

-Молодцы! Все показали мне зеленую карточку!


 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Самооценка деятельности на уроке.

 

Личностные: ценностное отношение к предмету, понимание значения знаний для человека, радость познания, принятие жизненных ценностей и нравственных норм, способность выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Регулятивные:

контроль своей деятельности.


 

 


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.