Конспект урока по байкаловедению в 6 классе «Бактерии, бактериофаги и вирусы – не растения и не животные»
Конспект урока по байкаловедению 6 класс " Бактерии, бактериофаги и вирусы – не растения и не животные"
Курнышевской Елены Юрьевны учителя географии МБОУ г. Иркутска СОШ№4
Данная разработка урока по теме " Бактерии, бактериофаги и вирусы – не растения и не животные" составлена для УМК Е.Н. Кузеваной "Байкаловедение "и соответствует всем требованиям обновлённых ФГОС. Урок разработан для обучающихся 6 класса.
Тема урока: Бактерии, бактериофаги и вирусы – не растения и не животные
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель урока: создание и организация условий для формирования УУД по изучению особенностей и отличий между бактериями, бактериофагами, вирусами их роль в озере Байкал
Задачи:
1.Обучающая: изучить группы бактерий, бактериофагов и вирусов, присутствующих в воде озера Байкал.
2.Развивающая: продолжить развитие у учащихся умения самостоятельно работать с информацией, делать выводы, высказывать и обосновывать свое мнение, развивать образную память, логическое мышление, речь обучающихся.
3.Воспитывающая: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, отработка активного умения слушать выступающего, способствовать воспитанию осознанного, ответственного отношения к сохранению чистоты водоёмов.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
- узнать особенности организмов, присутствующих в байкальской воде: бактерий, бактериофагов, вирусов;
- изучить их негативное и положительное воздействие на чистоту вод озера.
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):
Регулятивные:
-понимают и формулируют проблему с помощью учителя,
- формулируют самостоятельно или под руководством учителя цель и задачи для решения поставленной проблемы;
- планируют собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя;
- самостоятельно оценивают правильность выполнения действий,
- вносят необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
Познавательные: работать с учебником; находить отличия; работать с информационными текстами; объяснять значения новых слов; сравнивать и выделять признаки; уметь использовать схемы и рисунки для структурирования информации.
Личностные: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Коммуникативные:
- работают в парах: распределяют спланированные действия в соответствии с поставленной целью;
- выделяют главные и существенные признаки понятий, составляют описание изучаемого объекта;
- высказывают собственную точку зрения, ее доказывают или опровергают;
-слушают и слышат другое мнение, ведут дискуссию, оперируют фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения;
Форма организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | |||
Организа-ционный момент | Приветствует обучающихся. - Здравствуйте ребята! Сегодня нам предстоит интересная работа, и я надеюсь на ваше сотрудничество. Пожелаем друг другу успеха. | Приветствуют учителя и друг друга | Регулятивные: эмоционально настраиваются на урок | |||
Актуализация знаний | Более 90 % обитателей нашей планеты мы можем увидеть только под микроскопом. Хотя они относятся к разным группам живых существ, ученые дали им общее название — микроорганизмы. Невооруженный глаз человека способен видеть предметы диаметром около 0,1 мм — меньше толщины человеческого волоса. Но какими бы крошечными ни казались нам такие объекты, они гораздо крупнее многих живых существ, которые называются микроорганизмами. Ребята, выполните, пожалуйста, задание №1 в рабочем листе | Отвечают на вопросы учителя и выполняют задание 1 в рабочем листе. Проверяют, оценивают друг друга. | Познавательные: анализируют информацию Коммуникативные: учатся критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его. Слушать товарища и обосновывать свое мнение. Выражать свои мысли и идеи. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи Личностные: проявляют интерес к новому содержанию урока. | |||
Мотивационный этап, целеполагание Стадия «Вызов» | Как Каждый миг жизни, чему-то научит, В рабочих листах задание № 2.
Какова цель вашей работы на уроке? - Что вам поможет, достичь данную цель? | Отвечают на вопросы учителя. Записывают в рабочих листах ответы на вопросы: Знаю, хочу узнать. Ставят цели и задачи урока. | Регулятивные: формулируют учебные задачи вместе с учителем. Коммуникативные: умеют высказывать свое мнение, прислушиваться к мнению других. Регулятивные: самостоятельно или с помощью учителя определяют цель учебной деятельности и ставят задачи для достижения этой цели. Личностные: осознают неполноту своих знаний, устанавливают связь между целью деятельности и ее результатом. | |||
Открытие новых знаний Этап «Осмысление» | Бактерии – это мельчайшие одноклеточные организмы. Наука, изучающая жизнь бактерий называется бактериология. Форма клеток бактерий может быть: сферической, палочковидная, спиралевидная, изогнутая. Презентация слайд №2. рисунок №6 на стр. 16 в учебнике байкаловедение. Бактерии - самые древние живые организмы Земли, т.к. бактерии не имеют ядра и других внутриклеточных структур, они были выделены в отдельное царство. Бактерии живут в озере Байкал повсеместно: на живых и мёртвых организмах, на всех скалистых склонах и в рыхлых отложениях на дне озера, они распространены по всей толще воды Байкала. Бактерии играют большую роль в круговороте органических веществ и самоочищении Байкала. Ребята, как вы думаете, что такое "самоочищение"? Откройте, пожалуйста, учебник байкаловедение на стр.16 прочитайте определение "самоочищение водоёма". Презентация слайд №3 Бактерии принимают активное участие в самоочищении водоёмов. Есть в озере Бакал бактерии которые "специализируются" на разложении определённых химических соединений. Например, нефтеокисляющие бактерии разлагают нефть и нефтепродукты (бензин, дизельное топливо, различные моторные масла). Презентация слайд №4 Фенолокисляющие бактерии разлагают фенольные соединения. Ребята, прочитайте в рабочем листе (задание №3) что такое фенол. Игольчатые кристаллы фенола настолько ядовиты, что при контакте с кожей вызывают её поражения и ожоги, а вдыхание паров фенола приводит к расстройству нервной системы, нарушению работы органов дыхания и сердца. Презентация слайд №4 Сульфатредуцирующие бактерии превращают соединения серы в сероводород. Ребята, прочитайте в рабочем листе (задание №3) что такое сероводород. Презентация слайд №5 Эти группы бактерий особенно активно "работают" на юге Байкала в осадках, накопившихся на дне озера за десятки лет работы Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Бактерии играют роль "природных санитаров". Они разлагают остатки мёртвых организмов и химические соединения, нейтрализуя их вредные влияния. Существуют и другие, чуждые Байкалу, болезнетворные бактерии. Попадая в организм человека или животных они вызывают серьёзные заболевания, иногда с летальным сходом. В Байкал они могут попасть с неочищенными стоками после стирки, мытья, из туалетов. Для того, чтобы прекратить загрязнение байкальской воды, в населённых пунктах и базах отдыха необходимо строить очистительные сооружения Презентация слайд №6 К таким бактериям относятся кишечная палочка, синегнойная палочка, стрептококки, стафилококки. Презентация слайд №7 | Работа с рабочими листами по выполнению заданий №2 и их контролю, ведут диалог по результатам работы. Высказывают своё мнение по теме урока. Отвечают на вопросы учителя с помощью учебника. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи; добывают знания через включения в новые виды деятельности. Познавательные: объясняют значения новых слов, сравнивают и выделяют признаки, работают с учебником, работают с информационными текстами, осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебника и дополнительной информации. Коммуникативные: добывают недостающую информацию с помощью учебника и дополнительной литературы. Обсуждают в рабочей группе информацию; слушают товарища и обосновывают свое мнение; выражают свои мысли и идеи. Личностные: устанавливают связь между целью деятельности и ее результатом. | |||
Физкультминутка | Вновь у нас физкультминутка, (наклоны вперед и назад) Голова устала тоже. (вращение головой) Хоть зарядка коротка, | Выполняют упражнения | | |||
Открытие новых знаний Этап «Осмысление» | Вирусы -это микроскопические организмы, которые размножаются в живых клетках. Например, вирус гриппа размножается в клетках человека. Некоторые вирусы могут жить в бактериях. Они называются бактериофаги, что в переводе с греческого языка означает "пожиратели бактерий" Презентация слайд №8 В Байкале бактериофаги были открыты учёными Лимнологического института в 2003 год. Бактериофаги регулируют численность бактерий в озере. В Байкале найдены бактериофаги - эндемики. Ребята, кого мы называем эндемиками? Эндемики (от греческого . «местный») - это представители живых организмов которых обитают на относительно небольшой географической территории и больше ни где на Земле не встречаются. В других водоёмах Земли такие виды не найдены. Бактериофаги - природные враги бактерий. Прикрепляясь к стенке бактерий, они разрушаю её, проникают внутрь и начинают размножаться, рисунок №7 на стр.17 в учебнике байкаловедение. Механизм разрушения бактерий бактериофагами используется учёными для создания медицинских препаратов для уничтожения болезнетворных микроорганизмов. Это перспективное направления лечения различных болезней, чем постоянная разработка новых антибиотиков, к которым бактерии очень быстро адаптируются. " Презентация слайд №9 | | | |||
Закрепление изученного материала | Предлагает выполнить задание № 4. | Выполняют задание № 4 в рабочем листе. Какие утверждения верны? Поставьте знак "+" или "-". 1. Бактерии играют большую роль в самоочищении Байкала. 2. Бактерии в Байкале могут разлагать: нефтепродукты, фенольные и серные соединения. 3. Бактерии в Байкале могут разлагать: нефтепродукты, фенольные и серные соединения, аммиак, хлор. 4. Существуют чуждые Байкалу, болезнетворные бактерии, которые могут вызывать заболевания у людей и животных. 5. Опасные бактерии попадают в озеро Байкал с сточными водами промышленных предприятий, из неисправных очистительных сооружений, в результате безответственного поведения туристов. 6. Бактериофаги - природные враги бактерий 7. Бактериофаги больше бактерий. 8. Механизм разрушения бактерий бактериофагами используется учёными для создания медицинских препаратов для уничтожения болезнетворных микроорганизмов. 9. Сможет ли человек в дальнейшем отказаться от применения антибиотиков? | Познавательные: анализ полученной информации Коммуникативные: самостоятельно организовывают работу. Регулятивные: принимают и сохраняют изученный материал Личностные: устанавливают связь между целью деятельности и ее результатом. | |||
Подведение итогов Этап «Рефлексия» | Мне было интересно больше всего… Мне запомнилось больше всего… Меня удивило больше всего… Я испытал затруднения, когда… Я хотел бы еще узнать… Полученные знания я смогу применить с целью… Давайте вспомним цель урока, достигнута ли она? Что для этого вы делали? Заполнение графы Я узнал на уроке. | Подводят итоги урока, обсуждают достижение цели. Высказывают своё мнение, слушают одноклассников, отстаивают свою точку зрения, приходят к единому мнению. Оценивают своё настроение на уроке. | Регулятивные: анализируют своё эмоциональное состояние от результата деятельности на уроке. Коммуникативные и личностные: формулируют свое мнение. | |||
Домашнее задание. | Найдите в дополнительных источниках информации ответ на вопрос. Могут ли микроорганизмы попасть на нашу планету из космоса? | Отвечают на поставленный вопрос | Регулятивные: находят и анализируют информацию |
Приложение
Рабочий лист
Тема урока: " Бактерии, бактериофаги и вирусы – не растения и не животные"
Задание 1. Проанализируйте данные таблицы. Ответьте на вопрос: какие организмы можно отнести к микроорганизмам? Подчеркните правильные ответы.
ВНИМАНИЕ! Характерный размер микроорганизмов — менее 0,1 мм.
№ | Организмы | Размеры |
1 | Грибы | Более 0,8 мм |
2 | Вирусы | От 0, 00004 мм |
3 | Насекомые | От 0, 15 мм |
4 | Бактерии | От 0, 075 мм |
5 | Бактериофаги | От 0,000002 мм |
6 | Планктон | От 0,5мм |
Задание 2.
Я знаю | Хочу узнать | Узнал |
| | |
Задание 3.
Фено́л - это карболовая кислота, бесцветное кристаллическое вещество, на воздухе окисляется и становится розовым, при обычной температуре ограниченно растворим в воде, выше 66 °C смешивается с водой в любых соотношениях.
Сероводоро́д - бесцветный газ, имеющий не приятный специфическим запахом.
Задание 4.
Какие утверждения верны? Поставьте знак “+” или “-”.
1. Бактерии играют большую роль в самоочищении Байкала.
2. Бактерии в Байкале могут разлагать: нефтепродукты, фенольные и серные соединения.
3. Бактерии в Байкале могут разлагать: нефтепродукты, фенольные и серные соединения, аммиак, хлор.
4. Существуют чуждые Байкалу, болезнетворные бактерии, которые могут вызывать заболевания у людей и животных.
5. Опасные бактерии попадают в озеро Байкал с сточными водами промышленных предприятий, из неисправных очистительных сооружений, в результате безответственного поведения туристов.
6. Бактериофаги - природные враги бактерий
7. Бактериофаги больше бактерий.
8. Механизм разрушения бактерий бактериофагами используется учёными для создания медицинских препаратов для уничтожения болезнетворных микроорганизмов.
9. Сможет ли человек в дальнейшем отказаться от применения антибиотиков?
Задание 5.
Найдите в дополнительных источниках информации ответ на вопрос. Могут ли микроорганизмы попасть на нашу планету из космоса?