12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Захарова Екатерина Алексеевна51
1

Конспект урока по биологии на тему «Строение и жизнедеятельность бактерий», 6 класс

Урок биологии в 5 классе «Строение и жизнедеятельность бактерий»

Тема: «Строение и жизнедеятельность бактерий»

Цель: Изучить строение и жизнедеятельность бактерий.

Задачи:

Образовательная: изучить особенности строения, питания, размножения бактерий; познакомится с формами тела бактерий; сравнить бактериальную клетку с растительной.

Развивающая: продолжить формировать умения формулировать и решать проблему, работать с учебником, делать выводы.

Воспитательная: развивать творческие и коммуникативные способности обучающихся.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные результаты: иметь представление о бактериях. Знать их многообразие, строение и жизнедеятельность.

Личностные: иметь представление о бактериях и их роли для человека

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД :

Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Познавательные УУД:

Сформировать умения анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления.

Выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником - анализ схем и рисунков, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий)

Коммуникативные УУД:

Сформировать умение организовывать учебные взаимодействия в паре.

Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы.

Умение воспринимать устную форму информации.

Личностные УУД:

Умение использовать полученные знания на практике.

Формирование потребности в объективной оценке своей работы

Решаемые учебные проблемы:

развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы учащихся: групповая работа, индивидуальная Основные понятия: бактерии, прокариоты, эукариоты, автотрофы ,гетеротрофы, симбионты

Методы:

1. Словесный (беседа, диалог)

2. Наглядный (работа с рисунками, схемами)

3. Практический (поиск информации)

4. Дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Оборудование: изображение бактерий, схемы форм бактерий, презентация о бактериях.

Ход урока

1. Организационный момент(проверяется наличие учебника ,тетради )

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку «пять»!

2.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

(Создать благоприятный психологический микроклимат в классе.)

Добрый день ребята,я рада Вас приветствовть на уроке биология.Я надеюсь, что мы сегодня выполним все задачи ,которые будут стоять перед нами на уроке.Я хчу,чтобы ы все сделали для себя ,как можно больше открытий. Для этого вам нужно внимательно слушать меня,друг друга, выполнять все задания и вас будет ждать большой успех. И так приступим!

3. Актуализация знаний

Ребята вспомним ,какие царства живой природы вы знаете ?

Кто готов ответить?

( Царства: БАКТЕРИИ, ГРИБЫ, ЖИВОТНЫЕ, РАСТЕНИЯ )

4.Формулирование темы урока, постановка цели

(Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока,

ставит цели (проблему):

Учитель:

Сегодня мы познакомимся с первым царством к которому относятся живые организмы, которые появились и распостранились на нашей планеие раньше всех других.Они встречаются в почве , в толще сках, в воде , обитают в телах других организмов, они найдени в гейзерах, соленой воде, в Арктике, в атомных реакторах, и дже могли жить в открытом космосе.

О них наш сегодняшний разговор, что же это за организмы?

Дети: БАКТЕРИИ

Учитель:

Верно о бактериях мы сегодня будем говорить.

А у нас в классе обитают бактерии?

Где?

Дети: на партах ,стенах ,полу, в воздухе

Учитель:

Поэтому в классе каждый день делается влажная уборка, класс проветривается , при проветривании в начале урока бактерий в 13раз меньше чем в конце урока.

На руках у нас обитают бактерии?

Да

Поэтому необходимо мыть руки с мылом!


 

Ребята давайте сформулируем тему нашего урока.

Что бы вы хотели узнать о бактериях?

…………………


 

Откроем тетради и запишем тему урока

«Строение и жизнедеятельность бактерий»

Задачи урока:( слайд)

1.Изучить,что такое бактерии

2. Разнообразие форм бактерий

3.Особенности строения

4.Питание бактерий

5.Дыхание бактерий

6.Размножение бактерий

7.Значение бактерий

Учитель:

Сегодня мы поговорим на уроке о самых мелких ,но могущественных организмах на Земле ,о бактериях.

(Ребята найдите в учебнике определение Бактерий, запишите в тетрадь )

Бактерии – это микроскопические одноклеточные организмы.

Учитель:

Первым с бактериями встретился голландец Левенгук в 17в.,он был любознательным натуралистом, и вот однажды ему стало интересно, почему жгучий перец ,жгучий, он приготовил из него настой и забыл, через неделю рассматривая настой под микроскопом , он обнаружил большое количесто живых организмов.это и были бактерии. Как и всех микроскопических существ, он назвал их «анималькули» (зверушки).


 

Бактериология – наука изучающая бактерии.

Все бактерии имеют различные формы.

(у вас на парте ребята лежат кластеры со схемами , возьмите стикер №1 и вклейте в тетрадь и с помощью учебника на стр. 52 заполните схему )

-Проверим ваши ответы (рисунки форм бактерий на слайде №4)

Учитель:

- Большинство бактерий бесцветны, некоторые окрашены в пурпурный или зеленый цвет.

2.Строение бактерий

Ребята мы с вами изучали растительную клетку вспомним ее строение. У растительной клетке есть, что? Кто хочет получить «5»

( оболочка ,цитоплазма , вакуоли с запасом питательных веществ, хлоропласты) верно

-Ребята давайте посмотрим какое же строение имеет бактериальная клетка.

-В тетрадь вклеим (кластер №2), на котором изображена бактериальная клетка и подпишем ее части, пользуясь учебником .

-Есть желающие поработать у доски и самостоятельно подписать части бактериальной клетки, без учебника.

Посмотрите на изображение бактерии. Видите в ней ядра.

Бактериальная клетка имеет оболочку, эта оболочка очень упругая, состоит из вещества муреина, у многих бактерий оболочка набухает и ослизняется. Образуя вокруг клетки капсулу.

Бактериальная клетка имеет цитоплазму, но ядра нет, ядерное вещество располагается прямо в цитоплазме и не отделено от нее оболочкой.

У бактерий есть органоиды передвижения жгутики вращаясь со скоростью 3000об/мин., они тянут за собой клетку. Скорость передвижения может быть достаточно велика, так , например, вибрион холеры может смещаться на 3 тысячи длин своего тела в одну минуту. жгутиков может быть несколько – пучок и они могут располагаться по всей поверхности клетки.


 

Многие бактерии могут образовывать вокруг своей оболочки еще одну. Таким образом, образуются споры бактерий.

Они служат для того, чтобы клетка бактерии могла переносить неблагоприятные условия. Даже кипячение. В благоприятных условиях бактерии растут и очень быстро делятся. Причем этот процесс повторяется каждые 20 – 30 минут. Если наступают, неблагоприятные условия бактерии образуют споры. Но это не споры, которые служат для размножения, спора – плотная оболочка, в итоге они сохраняют жизнеспособность тысячи лет (в египетских мумиях, в трупах мамонтов и в вечной мерзлоте).


 

Бактерии живые организмы они питаются, дышат и размножаются.


 

1группа: Какие типы питания существуют у бактерий? Пользуясь дополнительным материалом ,прочитайте и подготовьте ответ. ( один ученик от группы будет докладывать)


 

2группа: Как дышат бактерии? Пользуясь дополнительным материалом ,прочитайте и подготовьте ответ. ( один ученик от группы будет докладывать)


 

3группа: Как размножаются бактерии? Пользуясь дополнительным материалом ,прочитайте и подготовьте ответ. ( один ученик от группы будет докладывать)


 

Далее рассматриваем роль бактерий в природе и жизни человека


 

Контролирующее задание

Учитель предлагает учащимся выполнить тестовое задание об особенностях строения, питания, размножения бактерий.

Выберите один правильный ответ

1.К организмам, не имеющим в клетках оформленного ядра, относят:

а.растения

б.бактерии

в.водоросли

г.грибы

2.Образование бактериями спор – это приспособление к:

а.размножению

б.перенесению неблагоприятных условий

в.паразитизму

г.передвижению

3.Бактерии размножаются:

а.почкованием

б.посредством половых клеток

в.спорами

г.делением клетки

4.Бактерии-паразиты питаются:

а.органическими веществами живых организмов

б.минеральными веществами

в.органическими веществами отмерших организмов

г.водой и углекислым газом

5.Бактерии-сапрофиты питаются:

а.органическими веществами живых организмов

б.минеральными веществами

в.органическими веществами отмерших организмов

г.водой и углекислым газом
 

Ответы на доске

Организуют взаимопроверку работ, исправление ошибок, выставление оценок.
 

Учитель производит контроль оценивания

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Сегодня я узнал…

Я научился...

У меня настроение…


Запись д\з

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.