Конспект урока по биологии для 9 класса на тему "Нервные клетки. Рефлекс. Рецепторы"

1
0
Материал опубликован 17 November

Конспект урока по биологии

Класс: 9

Дата: 26.09.2023

Урок № 7

Тема урока: Нервные клетки. Рефлекс. Рецепторы

Учитель: Эмир-Аметова Э.Р.

Цель: познакомить со строением нейрона и нейроглии; раскрыть природу нервных импульсов и функции синапсов; дать понятие о нервных цепях, их возбуждении и торможении; повторить и уточнить определение рефлекса, полученное учащимися в курсе биологии 8 класса.

Задачи:

Образовательные: обладать определенными эко­логическими знаниями и гигиеническими знаниями - важную составляющую культуры каждого человека;

Развивающие: развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературой и интернет-источниками

Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого об­щества.

УУД

Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.

Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.

Планируемые результаты

Предметные

влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;

подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;

установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.

основную биоэкологическую терминологию и символику

Личностные:


формирование интереса к глобальной проблеме, полу­чившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.

Межпредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач пред профильной подготовки школьников.

Тип урока: изучение нового материала, первичное закрепление.

Формы обучения: фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника, устная, письменная.

Методы обучения:

- По источникам знаний: словесные, наглядные;

- По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

- Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

- Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Оборудование: таблицы «Строение нервной системы», «Строение нейрона», рабочие листы, мультимедийная презентация, компьютер, проектор, учебник биологии.

Ход урока

Организационный момент

Проверка знаний

Понятийная разминка: клетка, ткань, орган, система органов, цитология, гистология, анатомия, оболочка, цитоплазма, ядро, хромосома, ген, рост, развитие, возбудимость, раздражимость.

Изучение нового материала

На предыдущем уроке мы говорили о том, что организм способен к саморегуляции. Но что обеспечивает регуляцию функций в организме человека? Что такое регуляция? Давайте разберемся.

Регуляция – координирующее влияние на клетки, ткани, органы, приводящее их деятельность в соответствие с потребностями организма и изменениями окружающей среды.

Для осуществления постоянной регуляции физиологических процессов используются два механизма: гуморальный и нервный.

Гуморальная регуляция – регуляция, осуществляемая при помощи химических веществ, выделяемых в кровь и тканевую жидкость.

Нервная регуляция осуществляется нервной системой.

Из курса биологии животных вам известно, что нервная система подразделяется на центральную и периферическую.


Скругленный прямоугольник 46Скругленный прямоугольник 45Скругленный прямоугольник 44Скругленный прямоугольник 43Скругленный прямоугольник 42Скругленный прямоугольник 41Скругленный прямоугольник 40Скругленный прямоугольник 39Прямая соединительная линия 38Прямая соединительная линия 37Прямая соединительная линия 36Прямая соединительная линия 35Прямая соединительная линия 34Прямая соединительная линия 33Прямая соединительная линия 32






Рис. 1 Строение нервной системы

Нервная система – совокупность специальных структур, объединяющая и координирующая деятельность всех органов и систем организма в постоянном взаимодействии с внешней средой.

Нервная система формируется нервной тканью, в состав которой входят высокоспециализированные нервные клетки – нейроны, и клетки, заполняющие пространство между нейронами и окружающими их капиллярами. Клетки нервной ткани образуют нервы, связывающие мозг и нервные узлы с другими органами тела.

Нервная система выполняет ряд важных функций:

обеспечивает связь организма с окружающим миром;

управляет работой всех органов; 

координирует функционирование всех систем органов, обеспечивая их согласованную работу.

Нервная ткань

Нервная ткань отличается от других тканей нашего организма тем, что обладает особыми свойствами — возбудимостью и проводимостью. Эти свойства нервной ткани обусловлены особенностями её строения.

В состав нервной ткани входят клетки двух видов. Основные функции выполняют нейроны, а клетки-спутники (клетки нейроглии) служат опорой и обеспечивают обмен веществ.

Функции нейронов: генерирование и передача нервных импульсов; обработка и хранение поступающей информации.

Нервный импульс — это волна возбуждения (биоэлектрическая волна), распространяющаяся по нервным клеткам.

Строение нейрона

Нейрон — основная клетка нервной ткани. Он имеет тело и отростки двух типов. В теле нейрона располагается ядро и органоиды, а по отросткам передаются нервные импульсы.

Дендриты — это отростки, по которым нервные импульсы передаются к телу нейрона. Эти отростки сильно ветвятся. У нейрона может быть несколько дендритов.

Аксон — это отросток, по которому импульсы передаются от тела клетки. Аксон обычно ветвится только на конце. У каждого нейрона всего один аксон.

t1763397687ao.png

Рис. 2. Строение нейрона

Аксоны часто окружены оболочкой из жироподобного вещества миелина. Это вещество имеет белый цвет. Скопления миелинизированных аксонов образуют белое вещество головного и спинного мозга. Тела нервных клеток и дендриты не покрыты миелином. Они серого цвета, а их группы составляют серое вещество центральной нервной системы.

Физкультминтука

Синапс

Передача нервных импульсов с одной клетки на другую происходит в синапсах.

Синапс — это место контакта между двумя нейронами или между нейроном и  клеткой рабочего органа.

Главными элементами синапса являются мембраны двух клеток (пресинаптическая и постсинаптическая мембраны) и пространство между ними (синаптическая щель).

 

t1763397687ap.png

Рис. 3. Строение синапса

 








В аксоне пресинаптического нейрона вырабатывается медиатор — особое вещество, с помощью которого происходит передача нервного импульса.

Под действием нервного импульса медиатор выделяется в синаптическую щель. Рецепторы постсинаптической мембраны реагируют на его появление и генерируют возникновение нервного импульса в следующем нейроне. Так в синапсе происходит химическая передача возбуждения с одной клетки на другую.

Типы нейронов

Нейроны различаются по своему строению и выполняемым функциям.

 t1763397687aq.png


Рис. 4. Виды нейронов

 

По выполняемым функциям выделяют три типа нейронов.

Чувствительные (сенсорные) нейроны проводят информацию от органов в мозг. Тела таких нейронов находятся в нервных узлах вне центральной нервной системы.

Другая группа нейронов передаёт информацию от головного и спинного мозга к органам. Это двигательные (моторные) нейроны. Их тела находятся в сером веществе центральной нервной системы, а аксоны находятся за пределами ЦНС.

Третий вид нейронов осуществляет связь между чувствительными и двигательными нейронами. Это вставочные нейроны, они находятся в головном и спинном мозге.

Скопление нейронов в головном или спинном мозге называют ядром.

Нервы

Связь между органами и центральной нервной системой осуществляется через нервы.

 

Нерв — это орган, в состав которого входят пучки нервных волокон, покрытые соединительнотканной оболочкой.

Нервы выполняют проводниковую функцию. Они связывают головной и спинной мозг с кожей, органами чувств и с внутренними органами.

Нервы бывают чувствительныедвигательные и смешанные.

Чувствительные нервы проводят нервные импульсы от рецепторов в мозг. В их состав входят дендриты чувствительных нейронов. Двигательные нервы состоят из аксонов двигательных нейронов. Их функция — проведение импульсов от мозга к рабочим органам, образованы аксонами двигательных нейронов. Смешанные нервы образованы чувствительными и двигательными волокнами и способные проводить импульсы как к ЦНС, так и от ЦНС.

Нервные сплетения представлены сетчатыми скоплениями нервных волокон разных нервов, связывающих ЦНС с внутренними органами, скелетными мышцами и кожей.

Наиболее известное солнечное сплетение находится в брюшной полости.

Нервные узлы – скопления тел нейронов вне ЦНС.

Информация передается в виде нервных импульсов – кратковременного изменения электрического потенциала мембраны нервной клетки, который распространяется вдоль нервного волокна в виде быстро перемещающейся волны.

- Конечно же работу нервной системы мы связываем с рефлексом. Что такое рефлекс? /Ответы обучающихся/

Напомню, что рефлексом называется ответная реакция организма на раздражение чувствительных образований — рецепторов, осуществляемая при участии нервной системы. Рецепторы обладают высокой чувствительностью к специфическим для них раздражителям и преобразуют их энергию в процесс нервного возбуждения. Рефлексы осуществляются благодаря наличию в нервной системе рефлекторных дуг.

Скругленный прямоугольник 31Рефлекс – ответная реакция организма на раздражитель, осуществляемая и контролируемая ЦНС. Рефлексы помогают организму адаптироваться к постоянно меняющимся условиям окружающей среды и обеспечивают его жизнеспособность.

Скругленный прямоугольник 27

Скругленный прямоугольник 30Прямая соединительная линия 29Прямая соединительная линия 28






Рефлекторная дуга – путь, по которому проводятся нервные импульсы при осуществлении рефлекса.

- Самые простые рефлекторные дуги образованы всего двумя видами нейронов. Отростки чувствительных нервных клеток образуют контакты непосредственно на исполнительных нейронах, посылающих свои длинные отростки к мышцам или железам.

Примером наиболее простых рефлексов может служить коленный рефлекс. Для этого пациенту предлагают положить ногу на ногу и ударяют резиновым молоточком по сухожильной связке чуть ниже коленной чашечки.

Коленный рефлекс относится к спинномозговым рефлексам. Схема рефлекторной дуги коленного рефлекса включает в себя центростремительный и центробежный нейроны и не содержит вставочных нейронов.

В рефлекторной дуге различают 5 элементов:

1 – рецепторы,

2 – чувствительный нейрон,

3 – нервный центр,

4 – двигательный нейрон,

5 – исполнительный орган.

Известная ситуация, когда прикосновение руки к горячему предмету создает болевое ощущение и вызывает отдергивание руки.

Более сложные рефлекторные дуги могут быть образованы цепочкой из чувствительного, одного или нескольких вставочных и исполнительного нейрона.

Болевые сигналы от чувствительных рецепторов попадают в спинной мозг и передаются вставочным нейронам. Те в свою очередь возбуждают исполнительные нейроны, посылающие команду к мышцам руки. Мышцы сокращаются, и рука сгибается.

Часть рефлекторной дуги какого-либо рефлекса всегда располагается в определенном участке центральной нервной системы и состоит из вставочных и исполнительных нейронов. Это и есть нервный центр данного рефлекса. Иными словами, нервный центр — это объединение нейронов, предназначенное для участия в выполнении какого-то определенного рефлекторного акта.

Описанные выше коленный и сгибательный рефлексы относятся к разряду врожденных. Для осуществления врожденного рефлекса организм имеет готовые рефлекторные дуги. Поэтому для их осуществления не требуется никаких особых дополнительных условий, вот почему они получили название безусловных рефлексов.

Для осуществления же открытых И. П. Павловым условных рефлексов организм не имеет готовых нервных путей. Условные рефлексы формируются в течение жизни, когда для этого возникают необходимые условия. Образование условных рефлексов лежит в основе обучения организма различным навыкам и приспособлений к изменяющейся среде. Наличие рефлекторной дуги — непременное условие для реализации рефлекса, но оно не гарантирует точности его выполнения.

Тем не менее, нервный центр данного рефлекса имеет возможность контролировать точность выполнения своих команд. Эти сигналы возникают в рецепторах, расположенных в самих исполнительных органах. Он по «обратным связям» получает информацию об особенностях осуществления рефлекса. Такое устройство позволяет нервным центрам в случае необходимости вносить срочные изменения в работу исполнительных органов.

Внутриорганные вегетативные ганглии иннервируют сердце, бронхи, среднюю и нижнюю треть пищевода, бронхи, мочевой пузырь, желчный пузырь, желудок и кишечник. Расположены эти вегетативные ганглии, соответственно, в органах, которые они иннервируют.

Итак, рефлекторная дуга представляет собой цепь последовательно связанных нейронов, которая формирует реакцию организма на внешние раздражители и происходит при участии высшей нервной деятельности.

Принцип обратной связи. Информация от рецепторов рабочего органа поступает в нервный центр, чтобы подтвердить эффективность реакции и, при необходимости скоординировать.

IV. Закрепление полученных знаний

Фронтальный опрос:

- Что является наименьшей структурной и функциональной единицей нервной

системы? (нейрон).

- Какой тканью образована нервная система? (Нервной тканью).

- Чем образована нервная ткань? (Нейроном, нейроглией)

- Какую функцию они выполняют?

VI. Подведение итогов урока, выставление отметок, рефлексия

VII. Домашнее задание: § 9 читать, учить конспект.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.