Урок биологии в 9 классе «Деление клетки. Митоз»
Класс: 9
Предмет: Биология.
Тема урока: Деление клетки. Митоз.
Тип урока: Изучение нового материала.
Вид урока: Смешанный.
Цели урока: Предметные: способствовать формированию знаний о сущности жизненного цикла любой клетки, механизмах клеточного деления (митозе) и его биологической роли; раскрытию особенностей протекания каждой фазы митоза
Метапредметные: способствовать развитию логического мышления, умению анализировать, сравнивать, делать обобщение и выводы, работать с разными источниками информации, с демонстрационным материалом
Личностные: создать условия для формирования понимания развития своего интеллекта как ценностной характеристики современной личности; создать условия для совершенствования навыков и умений, необходимых для индивидуальной и групповой работы.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, проекторная доска, презентация, видеофильм, учебник Биология. Общие закономерности.
Ход урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент |
Учитель создает рабочий настрой класса. Отмечает отсутствующих. |
Умение соблюдать дисциплину на уроке(Л) -Уважительно относиться к учители(Л) -Уважительно относиться к одноклассникам(Л) -Умение организовать выполнение задания учителя(Р) |
Мотивационный момент |
Задание 1. Известно, что каждый организм в природе рано или поздно погибает - от других организмов, от болезней или просто от старости. Но, тем не менее численность организмов многих видов не уменьшается, а виды существуют на Земле сотни тысяч и миллионы лет. 2. Большинство многоклеточных животных и растений начинают свой жизненный цикл с одной клетки – зиготы. Проанализируйте эти факты и ответьте на вопросы: 1. Какое свойство, присущее всему живому, обеспечивает сохранение видов в ряду поколений? 2. Какой процесс лежит в основе этого свойства живых организмов? - Ребята, кто сможет определить тему сегодняшнего урока? (Появляется слайд - Деление клетки. Митоз) Задание 2. Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание «деление клетки»? (на доске составляется кластер - фиксируются понятия, например: хромосомы, ядро, рост, размножение и т.д.). |
Личностные умения: вызвать личностный интерес к данной теме, определить значимость темы для каждого ученика. Определение темы урока 2. Обсуждение целей урока |
Изучение нового материала. |
Учитель объясняет новый материал. Способность к делению — важнейшее свойство клеток. Без деления невозможно представить себе увеличение числа одноклеточных существ, развитие сложного многоклеточного организма из одной оплодотворенной яйцеклетки, возобновление клеток, тканей и даже органов, утраченных в процессе жизнедеятельности организма. Деление клеток осуществляется поэтапно. На каждом этапе деления происходят определенные процессы. Они приводят к удвоению генетического материала (синтезу ДНК) и его распределению между дочерними клетками. Период жизни клетки от одного деления до следующего называют клеточным циклом. Подготовка к делению. Эукариотические организмы, состоящие из клеток, имеющих ядра, начинают подготовку к делению на определенном этапе клеточного цикла, в интерфазе. Именно в период интерфазы в клетке происходит процесс биосинтеза белка, удваиваются хромосомы. Вдоль исходной хромосомы из имеющихся в клетке химических соединений синтезируется ее точная копия, удваивается молекула ДНК. Удвоенная хромосома состоит из двух половинок — хроматид. Каждая из хроматид содержит одну молекулу ДНК. Интерфаза в клетках растений и животных в среднем продолжается 10—20 ч. Затем наступает процесс деления клетки — митоз. Во время митоза клетка проходит ряд последовательных фаз, в результате которых каждая дочерняя клетка получает такой же набор хромосом, какой был в материнской клетке. Фазы митоза. Различают следующие четыре фазы митоза: профаза, метафаза, анафаза и телофаза. Слайд на доске с таблицей. Учитель показывает видеофрагмет «Митоз» |
Познавательные умения: поиск и выделение необходимой информации; умение устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные умения: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Предметные умения: понимать и осознавать сущность деления клеток, понимать процесс протекания митотического деления. |
Закрепление изученного материала. |
Задание 1. (У) Ответить на вопросы теста (выбрать один ответ из четырёх) 1.Сущность митоза состоит в образовании двух дочерних клеток с 1) одинаковым набором хромосом, равным материнской клетке 2) уменьшенным вдвое набором хромосом 3) увеличенным вдвое набором хромосом 4) различающимся между собой набором хромосом 2. При делении клетки происходит формирование веретена деления в 1) профазе 2) телофазе 3) метафазе 4) анафазе 3.Редупликация ДНК в клетке происходит в 1) профазе 2) метафазе 3) интерфазе 4) анафазе 4.Профазу митоза можно определить по 1) спирализации хромосом, их беспорядочному расположению в цитоплазме 2) расположению хромосом в экваториальной плоскости клетки 3) расхождению хроматид к противоположным полюсам клетки 4) наличию двух ядер и перетяжки в клетке 5.Значение митоза состоит в увеличении числа 1) хромосом в половых клетках 2) клеток с набором хромосом, равным материнской клетке 3) молекул ДНК по сравнению с материнской клеткой 4) хромосом в соматических клетках 6.По каким признакам можно узнать анафазу митоза? 1) беспорядочному расположению спирализованных хромосом в цитоплазме 2) выстраиванию хромосом в экваториальной плоскости клетки 3) расхождению дочерних хроматид к противоположным полюсам клетки 4) деспирализации хромосом и образованию ядерных оболочек вокруг двух ядер 7.Раны и царапины на коже заживают благодаря 1) митозу 2) мейозу 3) амитозу 4) простому делению 8. В процессе деления клетки наиболее существенные преобразования претерпевают 1) рибосомы 2) хромосомы 3) митохондрии 4) лизосомы Задание 2. (У) Установить правильную последовательность процессов, происходящих во время митоза. Ответ записать буквами без пробелов. А) распад ядерной оболочки Б) утолщение и укорочение хромосом В) выстраивание хромосом в центральной части клетки Г) начало движения хромосом к центру Д) расхождение хроматид к полюсам клетки Е) формирование новых ядерных оболочек |
Познавательные умения: умение отделять главное от второстепенного, осуществлять анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные умения: сличение способа действия и его результата с заданным эталоном Коммуникативные умения: умения работать индивидуально Предметные умения: умение пользоваться терминологией, устанавливать взаимосвязь строения органоидов клетки с процессом непрямого деления |
Рефлексия |
Самоанализ I. Задание на самоанализ. 1. Выделите не менее 4-х видов (форм) деятельности, в которых вы принимали участие на уроке 2. Сформулируйте предложение об уроке, которое будет начинаться со слова «Оказывается …» Самооценка II. Задание на самооценку. И в завершении нашего урока выскажите свое мнение о нем, о своем самочувствии на уроке, о своих товарищах и работе с ними. Можно воспользоваться подсказками: - Особенно хорошо я усвоил … - Свой результат могу оценить так… |
Познавательные умения: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные умения: формирование адекватной самооценки Предметные умения: умение пользоваться терминологией Коммуникативные умения: использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей |
Домашняя работа |