Урок по биологии на тему «Строение клетки» (10 класс)
В архиве https://yadi.sk/d/70etfQoq3ESkao содержится:Технологическая карта урока, Презентация к уроку "Строение клетки", карта урока, задания для интерактивной доски SMART Board.
Тема урока: Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро
Цель урока: Создать условие для комплексного применения знаний на уроке в процессе изучения темы.
Задачи урока:
Образовательная: 1) углубить знания о строении и функциях клеточной мембраны и ядра.
2) сформировать представление о основных видах транспорта вещества, через мембрану. 3) Раскрыть функции ядра в клетке в связи с особенностями его строении и химического состава.
Воспитательная: 1) Разъяснить учащимся, что важнейший признак клетки - способность к размножению, передачи генетической информации следующему поколению.
Развивающая: 1) Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать образное мышление.
Тип урока: Изучение нового материала.
Формы организации учебной деятельности: Фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: Репродуктивный.
Приемы обучения: рассказ, беседа, работа с картами урока, работа у интерактивной доски.
Средства обучения: интерактивная доска, презентация «Строение клетки», карты урока.
Ход урока
Структура |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Время |
1. Оргмомент. |
Приветствие. Заполнение журнала. Из курса 9 класса вам известно строение и функции органоидов клетки (слайд 1). На протяжении нескольких уроков мы будем расширять знания о строении и функциях органоидов клетки. Цель нашего урока расширить знания о строении и функциях цитоплазматической мембраны и ядра клетки (слайд 2). |
Слушают, записывают цель в картах урока |
2' |
2. Целепологание |
|||
3. Изучение и закрепление нового материала
|
(На доске вывешены понятия, изучаемые в течение урока.)
Послушайте, пожалуйста, в какой необычной форме, хочу напомнить вам, о том, что вы уже знаете о строении клетки. Живет на свете человек, Но в микроскоп взгляните, На благо всей страны. (Свободный доступ в Инернете)
- Рассмотрите схемы растительной и животной клетки (слайд 3). Выявите структурные элементы, характерные как для растительной, так и для животной клетки. В карте урока выполните задание №1. На выполнения работы 3'.
- Какие же структуры общие для всех видов клеток?
- Таким образом, несмотря на, большое разнообразие клеток каждая из них имеет в своем строении цитоплазматическую мембрану, ядро.
- Отметьте в задании №2 мембрану и ядро клетки. Данное задание у интерактивной доски выполнит _______ (задание №1 для интерактивной доски). У вас так?
- Один из ученых – биологов сказал, что после того как появилась мембрана….. из супа, варившегося в морях, могли сформироваться первые живые организмы. На основании чего ученый пришел к такому утверждению?
- Мембрана окружает цитоплазму, отделяя ее от внешней среды, а также выполняет еще ряд функций? Используя учебник на странице 55, второй абзац, заполните ячейку функции натужной клеточной мембраны таблица №1 в карте урока. На работу 3'. Проверьте все ли функции записали (слайд 4). Допишите не достающие.
- Теперь рассмотрим строение цитоплазматической мембраны. Внимательно слушайте меня, и по ходу рассказа заполните ячейку строение наружной клеточной мембраны таблица №1 в карте урока. - (слайд 5, без анимации). Толщина мембраны от 8 до 12 нм. Мембрана состоит из двух слоев липидов. Каждая молекула липида образованна гидрофильной головкой и гидрофобным хвостом. Располагаются они плотно друг другу, при этом гидрофильной головкой наружу, а гидрофобным концом внутрь. В билипидном слое мембраны погружены многочисленные белки, некоторые находятся на поверхности, а другие пронизывают мембрану, образуя каналы. В связи с белками могут находиться углеводы. - Давайте проверим, что записали?
- Выполните задании №3, какие белки отмечены цифрами? Это задание у интерактивной доски выполнит _______ (задание №2 для интерактивной доски). . На работу 3' - Через мембрану регулярно поступают вещества и ионы в клетку. Транспорт через мембрану может проходить разными путями. Пассивный транспорт связан с явлением диффузии, т.е. перемещением веществ по градиенту концентрации, из области с более высокой концентрации в область с более низкой. Выделяют несколько механизмов пассивного транспорта через мембрану. (слайд 5, с анимацией). Простая диффузия – транспорт веществ непосредственно через билипидный слой. Таким образом транспортируются вещества хорошо растворимые в липидах (CO2, O2). К особому типу пассивного транспорта относят диффузию воды через мембрану – осмос. При осмосе перемещаются только молекулы воды. Некоторые ионы (Cl-) и заряженные молекулы пассивно диффузируют через мембрану благодаря белкам формирующих поры. Активный транспорт – транспорт молекул через мембрану против градиента концентрации. Осуществляется при помощи белков – переносчиков с затратой энергии АТФ (Na+ - K+ насос). Из клетки перекачиваются ионы K+, а поступают ионы Na+.
- Крупные молекулы биополимеров практически не транспортируются через мембрану, но клетка обладает механизмом переноса – эндоцитоз и экзоцитоз. Фагоцитоз и Пиноцитоз относятся к эндоцитозу, т.е. проходит поступление веществ в клетку в результате впячивания мембраны. Экзоцитоз обратный процесс эндоцитозу. Посмотрите, каким образом можно показать процессы эндоцитоза (слайд 6 и 7).
- Выполните задание №4. Подпишите где показан фагоцитоз, а где пиноцитоз.
- Переходим к рассмотрению строения ядра клетки Ядро- важнейшая структуру в клетках эукариотических организмов. Это связано с многообразием функций ядра. В таблицу №1 запишите следующие функции ядра - Внимательно слушая мой рассказ, заполните ячейку о строении ядра и ядрышка в таблице №1. Итак, ядро обычно имеет шаровидную форму и отделено от цитоплазмы оболочкой. Ядерная мембрана имеет такое же строение, как и плазматическая мембрана. Внутренняя мембрана гладкая, а наружная шероховатая и переходит в каналы ЭПС (слайд 10). В ней имеется множество пор, по которым из ядра в цитоплазму выходят молекулы и-РНК и Т-РНК, а в ядро из цитоплазмы проникают ферменты, молекулы АТФ, ионы (слайд 11). Под ядерной оболочкой находится ядерный сок (кариоплазма), в которой содержится ядрышки и хроматин. Ядрышки имеют вид округлых телец и состоит из белков, которые образованны петлями нитей ДНК участвующих в синтезе Р-РНК. - Посмотрите внимательно еще раз на схему строения ядра (слайд 11) и в картах урока выполните задание №5, где нужно воспроизвести недостающие надписи. Это задание у интерактивной доски выполнит _______ (задание №3 для интерактивной доски). На работу 3'. Задание выполнено верно. Проверьте себя.
- (слайд 12, с анимацией) В ядре находится хроматин – это нити ДНК, связанные с белками. Перед делением клетки нити ДНК скручиваются с белками гистонами, и эта структура называется хромосома. А вот хромосома состоит из 4-х хроматид, которые связанны центромерой.
- Набор хромосом, содержащийся, в клетке называется кариотипом. - Посмотрите на (слайд 13, 14) и ответь на вопрос? Почему число хромосом одинаково, а организмы по строению различны? - Кариотип неповторим для каждого вида живых организмов, хотя число хромосом будет одинаково, а вот строение будет различно.
- Клетки, которые составляют ткани организма, имеют диплоидный набор хромосом и называются соматические, т.е. по две хромосомы каждого вида одинаковые. Эти хромосомы называют гомологичными. А гаплоидный набор хромосом имеется только в половых клетках.
- В карте урока в рубрике «Проверь себя» внимательно прочтите и выполните самостоятельно задания №1и №2. На выполнение 7'. Выполнили? Теперь проверьте себя (слайд 15) , каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Кто получил отметку «5» и «4» поднимите руку, кто получил отметку «3». Я выставляю отметки в журнал тем учащимся, которые получили отметки «5» и «4». Отметки «3» и «2» не выставляю. Спасибо, вы молодцы!
- Подведем итог урока (слайд 16). |
Слушают учителя, отвечают на вопросы, выполняют задания в картах урока и у интерактивной доски. |
38' |
4. Задания на дом. Рефлексия. |
- Домашнее задание (слайд 17).
- На доске представлено начало предложений, от вас я хочу услышать окончание выбранных предложений. Что узнали нового на уроке? Чему научились на уроке? Для ознакомления 1'. Итак, начнем (слайд 18).
- Цель, которую ставили на уроке, мы достигли (слайд 19). - Спасибо за урок |
|
5' |
Список используемой литературы:
1) Биологический энциклопедический словарь. – М.: Наука, 2000год.
2) А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Биология. Общая биология 10-11 – М.: дрофа, 2006 г.
3) Пепеляева О.А., Сунцов И.В. Дополнительные материалы по общей биологии. – М.: ВАКО,2006г.
4) http://school-collection.edu.ru/
5) http://www.cellbiol.ru/book/organizaciya_hromosom/chislo_hromosom_u_raznyh_vidov
Архив урока
RAR / 3.06 Мб
Дьячкова Наталья Анатольевна