Урок по биологии на тему «Строение клетки» (10 класс)

18
1
Материал опубликован 23 February 2017 в группе

В архиве https://yadi.sk/d/70etfQoq3ESkao содержится:Технологическая карта урока, Презентация к уроку "Строение клетки", карта урока, задания для интерактивной доски SMART Board.

 

Тема урока: Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро

Цель урока: Создать условие для комплексного применения знаний на уроке в процессе изучения темы.

Задачи урока:

Образовательная: 1) углубить знания о строении и функциях клеточной мембраны и ядра.

2) сформировать представление о основных видах транспорта вещества, через мембрану. 3) Раскрыть функции ядра в клетке в связи с особенностями его строении и химического состава.

Воспитательная: 1) Разъяснить учащимся, что важнейший признак клетки - способность к размножению, передачи генетической информации следующему поколению.

Развивающая: 1) Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать образное мышление.

Тип урока: Изучение нового материала.

Формы организации учебной деятельности: Фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: Репродуктивный.

Приемы обучения: рассказ, беседа, работа с картами урока, работа у интерактивной доски.

Средства обучения: интерактивная доска, презентация «Строение клетки», карты урока.

Ход урока

 

Структура

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

 

1. Оргмомент.

Приветствие. Заполнение журнала.

Из курса 9 класса вам известно строение и функции органоидов клетки (слайд 1). На протяжении нескольких уроков мы будем расширять знания о строении и функциях органоидов клетки. Цель нашего урока расширить знания о строении и функциях цитоплазматической мембраны и ядра клетки (слайд 2).

Слушают, записывают цель в картах урока

2'

 

2. Целепологание

 

3. Изучение и закрепление нового материала

 

 

 

 

 

 

 

(На доске вывешены понятия, изучаемые в течение урока.)

 

Послушайте, пожалуйста, в какой необычной форме, хочу напомнить вам, о том, что вы уже знаете о строении клетки.

Живет на свете человек,
Но сколько ни смотри,
 Не разглядишь  ты и вовек,
Что у него внутри.
Возьмем, к примеру, дом стоит
Из тыщи кирпичей,
И мир природы состоит
Из маленьких частей.
Вам кажется, мала она,

Но  в микроскоп взгляните,
Ведь это целая страна -
И в той стране столица
является ядром,
Внутри ее хранятся
Запасы хромосом.
В столице, как положено,
От центра совсем рядышком,
От мира отгорожено
Главнеющее ядрышко.
А цитоплазма шириться
огромным Океаном,
Вокруг него границей
Наружная мембрана.
И органы другие там
Трудом поглощены,
Своим,  согласно отраслям,

На благо всей страны. (Свободный доступ в Инернете)

 

- Рассмотрите схемы растительной и животной клетки (слайд 3). Выявите структурные элементы, характерные как для растительной, так и для животной клетки. В карте урока выполните задание №1. На выполнения работы 3'.

 

- Какие же структуры общие для всех видов клеток?

 

- Таким образом, несмотря на, большое разнообразие клеток каждая из них имеет в своем строении цитоплазматическую мембрану, ядро.

 

- Отметьте в задании №2  мембрану и ядро клетки. Данное задание у интерактивной доски выполнит _______  (задание №1 для интерактивной доски). У вас так?

 

- Один из ученых – биологов сказал, что после того как появилась мембрана….. из супа, варившегося в морях, могли сформироваться первые живые организмы. На основании чего ученый пришел к такому утверждению?

 

- Мембрана окружает цитоплазму, отделяя ее от внешней среды, а также выполняет еще ряд функций? Используя учебник на странице 55, второй абзац, заполните ячейку функции натужной клеточной мембраны таблица №1 в карте урока. На работу 3'.

Проверьте все ли функции записали (слайд 4). Допишите не достающие.

 

- Теперь рассмотрим строение цитоплазматической мембраны. Внимательно слушайте меня, и по ходу рассказа заполните ячейку строение наружной клеточной мембраны таблица №1 в карте урока.

- (слайд 5, без анимации).  Толщина мембраны от 8 до 12 нм. Мембрана состоит из двух слоев липидов. Каждая молекула липида образованна гидрофильной головкой и гидрофобным хвостом. Располагаются они плотно друг другу, при этом гидрофильной головкой наружу, а гидрофобным концом внутрь. В билипидном слое мембраны погружены многочисленные белки, некоторые находятся на поверхности, а другие пронизывают мембрану, образуя каналы. В связи с белками могут находиться углеводы.

- Давайте проверим, что записали?

 

- Выполните задании №3,  какие белки отмечены цифрами?

Это задание у интерактивной доски выполнит _______  (задание №2 для интерактивной доски). . На работу 3'

-   Через мембрану регулярно поступают вещества и ионы в клетку. Транспорт через мембрану может проходить разными путями. Пассивный транспорт связан с явлением диффузии, т.е. перемещением веществ по градиенту концентрации, из области с более высокой концентрации в область с более низкой. Выделяют несколько механизмов пассивного транспорта через мембрану.

(слайд 5, с анимацией). Простая диффузия – транспорт веществ непосредственно через билипидный слой. Таким образом транспортируются вещества хорошо растворимые в липидах (CO2, O2). К особому типу пассивного транспорта относят диффузию воды через мембрану – осмос. При осмосе перемещаются только молекулы воды. Некоторые ионы (Cl-) и заряженные молекулы пассивно диффузируют через мембрану благодаря белкам формирующих поры.

Активный транспорт – транспорт молекул через мембрану против градиента концентрации. Осуществляется при помощи белков – переносчиков с затратой энергии АТФ (Na+ -  K+ насос). Из клетки перекачиваются ионы K+, а поступают ионы Na+.

 

- Крупные молекулы биополимеров практически не транспортируются через мембрану, но клетка обладает механизмом переноса – эндоцитоз и экзоцитоз.  Фагоцитоз и Пиноцитоз относятся к эндоцитозу, т.е. проходит поступление веществ в клетку в результате впячивания мембраны. Экзоцитоз обратный процесс эндоцитозу. Посмотрите, каким образом можно показать процессы эндоцитоза (слайд 6 и 7).

 

- Выполните задание №4. Подпишите где показан фагоцитоз, а где пиноцитоз.

 

- Переходим к рассмотрению  строения ядра клетки  
(слайд 8)

Ядро- важнейшая структуру в клетках эукариотических организмов. Это связано с многообразием функций ядра.

В таблицу №1 запишите следующие функции ядра 
(слайд 9).

- Внимательно слушая мой рассказ, заполните ячейку о строении ядра и ядрышка в таблице №1.

Итак, ядро обычно имеет шаровидную форму и отделено от цитоплазмы оболочкой. Ядерная мембрана имеет такое же строение, как и плазматическая мембрана. Внутренняя мембрана гладкая, а наружная шероховатая и переходит в каналы  ЭПС (слайд 10). В ней имеется множество пор, по которым из ядра в цитоплазму выходят молекулы и-РНК и Т-РНК, а в ядро из цитоплазмы проникают ферменты, молекулы АТФ, ионы (слайд 11). Под ядерной оболочкой находится ядерный сок (кариоплазма), в которой содержится ядрышки и хроматин. Ядрышки имеют вид округлых телец и состоит из белков, которые образованны петлями нитей ДНК участвующих в синтезе Р-РНК.

- Посмотрите внимательно еще раз на схему строения ядра (слайд 11)  и в картах урока выполните задание №5, где нужно воспроизвести недостающие надписи. Это задание у интерактивной доски выполнит _______  (задание №3 для интерактивной доски). На работу 3'.

Задание выполнено верно. Проверьте себя.

 

- (слайд 12, с анимацией)  В ядре находится хроматин – это нити ДНК, связанные с белками. Перед делением клетки нити ДНК скручиваются с белками гистонами, и эта структура называется хромосома. А вот хромосома состоит из 4-х хроматид, которые связанны центромерой.

 

- Набор хромосом, содержащийся,  в клетке называется кариотипом.

- Посмотрите на (слайд 13, 14)  и ответь на вопрос?  Почему число хромосом одинаково, а организмы по строению различны?

- Кариотип неповторим для каждого вида живых организмов, хотя число хромосом будет одинаково, а вот строение будет различно.

 

- Клетки, которые составляют ткани организма, имеют диплоидный набор хромосом и называются  соматические, т.е. по две хромосомы каждого вида одинаковые. Эти хромосомы называют гомологичными. А гаплоидный набор хромосом имеется только в половых клетках.

 

- В карте урока в рубрике «Проверь себя» внимательно прочтите и выполните самостоятельно задания №1и №2. На выполнение 7'. Выполнили? Теперь проверьте себя  (слайд 15) , каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.  Кто получил отметку «5» и «4» поднимите руку, кто получил отметку «3». Я выставляю отметки в журнал  тем учащимся, которые  получили отметки «5» и  «4». Отметки «3» и «2» не выставляю.

Спасибо, вы молодцы!

 

- Подведем итог урока  (слайд 16).

Слушают учителя, отвечают на вопросы, выполняют задания в картах урока и у интерактивной доски.

38'

 

 

4. Задания на дом. Рефлексия.

- Домашнее задание (слайд 17).

 

- На доске представлено начало предложений, от вас я хочу услышать окончание выбранных предложений. Что узнали нового на уроке? Чему научились на уроке? Для ознакомления 1'. Итак, начнем (слайд 18).

 

- Цель, которую ставили на уроке, мы достигли (слайд 19).

- Спасибо за урок

 

5'

 

Список используемой литературы:

1)      Биологический энциклопедический словарь. – М.: Наука, 2000год.

2)      А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Биология. Общая биология 10-11 – М.: дрофа, 2006 г.

3)      Пепеляева О.А., Сунцов И.В. Дополнительные материалы по общей биологии. – М.: ВАКО,2006г.

4)      http://school-collection.edu.ru/

5)      http://www.cellbiol.ru/book/organizaciya_hromosom/chislo_hromosom_u_raznyh_vidov


Архив урока
RAR / 3.06 Мб

Комментарии

Спасибо за интересный урок!

15 January 2019