12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шван Галина Владимировна30
Россия, Ставропольский край, Георгиевск

Повторение темы «Альдегиды, карбоновые кислоты»

Как сделать повторение материала на уроке эффективным и интересным для учащихся?

При повторении темы «Альдегиды, карбоновые кислоты» в 10 классе (Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 10 класс. М.: Просвещение, 2014) разнообразить деятельность учащихся можно при помощи следующих приемов. Класс разделить на группы, причем в каждой должны быть учащиеся, различающиеся по уровню знаний (сильные, средние и слабые). Каждая группа получает опросные листы с заданием под названием «Мозговой штурм». За 20 минут ребятам нужно ответить на 18 вопросов по теме «Альдегиды, карбоновые кислоты». Учащиеся в ходе выполнения задания оказываются вовлечены в процесс диалогического общения с членами своей группы, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем. Между учащимися происходит активный обмен знаниями.

Работу каждого члена микроколлектива ребята оценивают самостоятельно по степени вклада в общий результат (коэффициент участия). После окончания совместной работы группы обмениваются опросными листами и учитель озвучивает верные ответы. Согласно критериям результаты работы группы оцениваются. Каждый учащийся получает оценку своей группы с поправкой на коэффициент участия работы в группе. Опыт показывает, что дети, как правило, оценивают работу друг друга в микрогруппе объективно.

После этого каждый учащийся получает задание, которое выполняет письменно самостоятельно. Работы проверяются учителем. Таким образом, за урок учащийся получает две оценки.

Очень важно, что перед выполнением письменного самостоятельного задания ребята имеют возможность повторить материал, работая в группе. Все участники оказываются вовлеченными в процесс познания и имеют возможность рефлексировать по поводу своих знаний и возможностей участия в дискуссии, аргументации и защиты своей позиции. В процессе дискуссии востребован субъективный опыт учащихся, формируется личностная позиция.

Роль учителя на уроке - организатор, наблюдатель и консультант.

 

Приложение 1

 

Мозговой штурм «Альдегиды, карбоновые кислоты»

1. В реакции, схема которой

HCОН + XHCOOH + Cu2O + Н2О,

веществом Х может быть

1)

CuSO4

2)

CuO

3)

Cu

4)

Cu(OH)2

 

2.Уксусный альдегид взаимодействует с

1)

NaOH

2)

Cu(OH)2

3)

C6H6

4)

SiO2

 

3. Метаналь взаимодействует с

1)

Na2SO4

2)

KCl

3)

C6H5ОН

4)

C3H8

 

4. И бутаналь, и бутанол-1 реагируют с

1)

Н2

2)

Cu(OH)2

3)

КОН

4)

О2

 

5. Для обнаружения альдегидов можно использовать каждое из двух веществ

1)

CuO и FeCl3

3)

Br2(водн.) и Cu(OH)2

2)

H2SO4 и NaOH

4)

Cu(OH)2 и [Ag(NH3)2]OH

 

6. Какие из приведенных утверждений об альдегидах верны?

А. Атом углерода в карбонильной группе находится в sp2-гибридном состоянии.

Б. При окислении альдегидов образуются спирты.

1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба утверждения

4)

оба утверждения неверны

 

7. В схеме превращений

C2H2XCH3COOH

веществом Х может быть

1)

этен

2)

хлорэтан

3)

этанол

4)

этаналь

 

8.В схеме превращений

 C2H2 X1 Х2

веществами Х1 и Х2 соответственно являются

1)

C2H5OH и СН3СОН

3)

СН3СОН и С2Н4

2)

СН3СООН и СН3СОН

4)

СН3СОН и C2H5OH

 

9. В схеме превращений

 C2H5ОН X1 X2

веществами Х1 и Х2 соответственно могут быть

1)

СН3СООН и (СН3СОО)2Сu

3)

СН3СОН и CH3COOH

2)

CH2OH-CH2OH и CH3COOH

4)

CH3COOH и CH3COOС2Н5

 

10. В схеме превращений

 СН3СОН X1 X2

веществами Х1 и Х2 соответственно могут быть

1)

СН3СН2OH и C2H4

3)

СН3СОOН и CO2

2)

СН3СН2OH и CH3CH2-O-CH2CH3

4)

CH3COOH и CH3COOСН3

 

11. При взаимодействии карбоновых кислот со спиртами образуются

1)

сложные эфиры

3)

аминокислоты

2)

простые эфиры

4)

углеводы

 

12. Уксусная кислота взаимодействует с

1)

SiO2

2)

Cu

3)

Mg(OH)2

4)

C2H6

 

13. Метановая кислота в отличие от уксусной кислоты взаимодействует с

1)

CH3OH

3)

Ag

2)

КОН

4)

[Ag(NH3)2]OH

 

 

 

 

14.Уксусная кислота не взаимодействует с

1)

хлором

3)

этаном

2)

карбонатом кальция

4)

пропанолом-1

 

15. С каждым из трех веществ:

K, [Ag(NH3)2]OH, Cu(OH)2

может реагировать

1)

муравьиная кислота

3)

пентаналь

2)

уксусная кислота

4)

пентин-1

16. И муравьиная кислота, и формальдегид взаимодействуют с

1)

 

MgO

3)

[Ag(NH3)2]OH

2)

 

Na2CO3

4)

KOH

 

17. Какие из приведенных утверждений об уксусной кислоте верны?

А. Водный раствор уксусной кислоты изменяет окраску лакмуса в синий цвет.

Б. Уксусная кислота может быть получена восстановлением ацетальдегида.

1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба утверждения

4)

оба утверждения неверны

 

18.В схеме превращений

CH3ОН → XHCOOH

веществом Х может быть

1)

метан

3)

метаналь

2)

хлорметан

4)

метиловый эфир уксусной кислоты

 

 

 

Приложение 2

Задания для самостоятельной работы учащихся

 

Вариант 1

Осуществить схему превращений

/data/files/k1560837355.png (0x0)

Для восстановления пропаналя массой 29 г необходим водород, объем (н.у.) которого равен _________ л. (Запишите число с точностью до десятых). Приведите решение задачи.

Вариант 2

Осуществить схему превращений

C2H2 → CH3CHО → CH3COOH

Объем воздуха (н.у.), который необходим для полного сгорания метаналя массой 60 г, равен _________ л. (Запишите число с точностью до целых.) Приведите решение задачи.

Вариант 3

1. Осуществить схему превращений

CH3ОН → CH3CHО → HCOOH

2. Муравьиную кислоту массой 46 г нагрели с метанолом массой 45 г в присутствии концентрированной кислоты. Масса сложного эфира, полученного в результате реакции этерификации, равна _________ г. (Запишите число с точностью до целых.) Приведите решение задачи.

Вариант 4

Осуществить схему превращений

 /data/files/y1560837395.png (0x0)

2. При взаимодействии уксусной кислоты массой 30 г с магнием массой 4,8 г выделился водород, объем которого равен _________ л. (Запишите число с точностью до сотых.) Приведите решение задачи.

Вариант 5

Осуществить схему превращений

 CH3COONa X1 Х2

2. При взаимодействии уксусного альдегида массой 1,32 г с избытком аммиачного раствора оксида серебра выпал осадок, масса которого равна _________ г. (Запишите число с точностью до сотых.) Приведите решение задачи.

Вариант 6

Осуществить схему превращений

/data/files/t1560837466.png (0x0)

По реакции Кучерова с выходом 70% получили 61,6 г ацетальдегида. Объем (н.у.) ацетилена, вступившего в реакцию, равен _________ л. (Запишите число с точностью до десятых.) Приведите решение задачи.

Вариант 7

Напишите уравнения возможных реакций уксусного альдегида

1) Cu 4) H2

2) Cl2 5) CaO

3) Ag2О (аммиачный раствор)

2. Масса этаналя, которая может полностью сгореть в кислороде объемом 5,6 л (н.у.), равна _________ г. (Запишите число с точностью до десятых.) Приведите решение задачи.

 

Вариант 8

Осуществить схему превращений

/data/files/z1560837476.png (0x0)

Объем углекислого газа (н.у.), который выделяется при полном сгорании пропаналя массой 5,8 г, равен _________ л. (Запишите число с точностью до сотых.) Приведите решение задачи.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.