Технологическая карта урока Учебный предмет: Физическая культура
Класс: 4А
Учитель: Скворцов Александр Сергеевич
УМК: УМК Физическая культура. Лях В.И. (1-4).
Тема урока: Пионербол с элементами волейбола.
Тип уроки: урок изучения нового материала.
Цель урока: Сформировать у обучающихся знания и навыки игры в пионербол.
Задачи урока:
Образовательные
содействовать получению и закреплению знаний учащихся о пионерболе;
продолжить развитие физических качеств у младших школьников;
сформировать двигательные умения и навыки применительно к пионерболу, обогатить свой двигательный опыт;
отработать упражнения во взаимодействии с партнерами, сформировать понимание взаимной зависимости;
способствовать укреплению здоровья, повышению функциональных возможностей организма, достижению гармоничности физического развития.
Развивающие
развить умения бережного обращения с инвентарем, соблюдения требований техники безопасности;
совершенствовать умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме;
развить умение общаться со сверстниками в соревновательной деятельности.
Воспитательные
воспитать культуру эмоционального поведения в спортивно-игровой деятельности;
сформировать умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели;
воспитать специальные координационные физические качества;
воспитать установку на здоровый образ жизни;
способствовать воспитанию сотрудничества, коллективизма, взаимопомощи.
Инвентарь: волейбольные мячи, теннисные мячи, резиновые мячи, скамейки гимнастические, маты, конусы, сетка волейбольная, секундомер.
Оборудование: портативная акустика, плакаты-пазлы, маркеры, воздушные шары, галстуки.
Методы:
словесные (беседа, словесно – проблемный метод);
наглядные (метод иллюстрации: плакаты);
практические методы (выполнение упражнений);
игровые (подвижные игры);
метод формирования познавательного интереса (активизация внимания при повторении, эффект удивления);
метод стимулирования интереса к обучению;
метод самоконтроля;
метод самостоятельной деятельности учащихся (выполнение упражнений).
Формы организации: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная работа.
Основные понятия:
Пионербол - подвижная игра с мячом, схожая по правилам с волейболом. Зародилась в СССР в 1930-х годах и предназначалась, прежде всего, для детей школьного возраста.
Быстрота – способность выполнять движения в минимальное время.
Выносливость – способность длительное время выполнять то или иное двигательное действие.
Гибкость – способность выполнять движения с большой амплитудой (т.е. максимально изменять положение той или иной части тела).
Команда – группа спортсменов, представляющих в соревнованиях единый клуб, город, страну. Победа команды зависит не только от качеств её игроков, но и от их умения взаимодействовать друг с другом.
Ловкость – способность человека овладевать новыми движениями (быстро обучаться им) и перестраивать двигательную деятельность соответственно меняющимся условиям.
Сила – способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счёт мышечных усилий.
Физические качества человека – свойства организма человека, которые определяют его двигательные возможности. Обычно выделяют пять физических качеств: силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость.
Физическое совершенствование – процесс физического образования и воспитания, направленный на гармоничное физическое развитие, на развитие физических качеств и укрепление здоровья. Оно предполагает освоение жизненно важных навыков и умений, подвижных игр и двигательных действий из программных видов спорта, а также общеразвивающих упражнений.
Этапы урока, дозировка | Планируемый результат | Формируемые универсальные учебные действия, предметные учебные действия | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формы учебного взаимодействия |
Подготовительная часть (15 мин.) Организационный, мотивационно-целевой момент - (5 мин.)
Бег по залу с заданиями (10 мин) | Нацеливание детей на урок. Ознакомление с предстоящей работой и создание психологической установки. Постепенная функциональная подготовка организма к повышенным нагрузкам, создание благоприятного эмоционального состояния. | Предметные: общее представление о пионерболе как подвижной игре. Метапредметные: Регулятивные: способность к самомобилизации, корректированию своих ответов. Коммуникативные: умение слушать, оформлять свою мысль в устной речи, активно участвовать в диалоге. Познавательные: умение отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем; умение анализировать информацию и делать выводы. Личностные: формирование потребности в занятиях физической культурой; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. | Построение. Проверяет готовность учащихся к уроку (наличие спортивной формы и обуви). Предлагает обучающимся послушать детское стихотворение, включает аудиозапись. Предлагает обсудить содержание стихотворения. Дает задание собрать пазлы по командам для определения темы и цели урока. Предлагает ученикам надеть галстуки по цвету настроения. | Построение в шеренгу. Слушают стихотворение, отвечают на вопросы, собирают пазлы, определяют тему и цель урока. Надевают галстуки, | Фронтальная, групповая работа |
Плавное врабатывание всех систем организма в работу. Активизация внимания к учебному процессу.
Общее разогревание организма учащихся. Развитие координационных качеств и быстроты реакции на сигнал. | Предметные: умение правильно выполнять движения и упражнения, быстро реагировать по команде учителя. Метапредметные: Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; умение проявлять внимательность, дисциплинированность, технику безопасности. Коммуникативные: умение слушать, учебное сотрудничество с учителем. Познавательные: способность воспринимать информацию от учителя, делать выводы. Личностные: понимание важности приобретенных ЗУН (знаний, умений и навыков). | Следит за правильностью выполнения задания. Осуществляет контроль за состоянием учащихся и их дисциплиной. Дает следующие задания: По свистку остановка в стойку волейболиста, после, начиная с конца, выполняют бег змейкой, обегая товарищей. Выпрыгивание и касание подвешенного мяча Забегание в круги по сигналу Круговые вращение кистей.
| Учащиеся выполняют бег по кругу, выполняя задания. | Фронтальная, индивидуальная работа |
Основная часть (25 мин.)
Пионербол (5 мин.) | Вооружение учащихся знаниями о двигательной деятельности и развитие умения управлять двигательным аппаратом. Формирование и совершенствование системы необходимых умений и навыков. Отработка ловли мяча и элементов волейбола.
Закрепление ловли мяча. Развитие ловкости, силы, выносливости и мышления.
| Предметные: умение выполнять, разбег, отталкивание, полет и приземление. Метапредметные: Регулятивные: умение проявлять внимательность, дисциплинированность. Коммуникативные: умение слушать, выстраивать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, доброжелательно и уважительно относиться к сверстникам при выполнении учебных заданий. Познавательные: умение определить важные аспекты, отделить главное от второстепенного. Личностные: понимание важности приобретенных ЗУН (знаний, умений и навыков), способность к саморазвитию.
| Предлагает перестроиться в колонну по 4 человека. Актуализация получаемых знаний. Предлагает выполнение следующих эстафет: Бег с изменением направления Подкинь – поймай Обгони мяч Поймай от сетки Лови над сеткой
Распределяет 4 команды по четырем станциям: 1 станция – броски резинового мяча в стену с исходного положения стоя на коленях перед гимнастической скамейкой. 2 станция – подбрасывание и ловля теннисного мяча с последующим приседанием и касанием пола. 3 станция – исходное положение сидя на полу ноги врозь, передача двух мячей (баскетбольный катанием по полу, резиновый сверху). 4 станция – из исходного положения лежа на мате, ноги под гимнастической скамейкой согнуты, мяч в руках у головы, броски в стену с подниманием туловища. | Выполняют эстафеты, вместе с учителем подводят итог после каждой эстафеты. | Групповая, парная работа |
Активизация внимания, повышение эмоционального состояния учащихся в игре, содержащей элементы разучиваемого движения. Ученики забывают об усталости, продолжают заниматься с желанием и интересом. | Предметные: закрепление метания в движущуюся цель. Метапредметные: Регулятивные: умение проявлять внимательность, дисциплинированность, технику безопасности. Коммуникативные: умение сотрудничать со сверстниками и плодотворно работать в команде. Познавательные: овладение базовыми знаниями и умениями подвижной игры. Личностные: понимание важности работы в команде.
| Предлагает перестроение по командам. Объясняет правила игры. Правила игры: Подача выполняется с правого нижнего угла через сетку. Задача – перебрасывая мяч, забить на площадку противника, не делая больше трех касаний. Подающие меняются против часовой стрелки. Побеждает команда, набравшая большее количество очков. | Играют в пионербол, соблюдают правила игры и правила техники безопасности. | Групповая работа |
Заключительная часть (5 мин.)
| Приведение организма в оптимальное для последующей деятельности функциональное состояние, снижение уровня физического и эмоционального напряжения школьников. Самоконтроль и проверка уровня усвоения материала. Рефлексия. | Предметные: умение применять знания, полученные на других уроках (межпредметная связь). Метапредметные: Регулятивные: умение оценивать свою работу; умение анализировать эмоциональное состояние от результатов успешной или неуспешной деятельности. Коммуникативные: умение сотрудничать с учителем, высказывать свои предположения и обосновывать их, прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала. Познавательные: умение анализировать и обобщать материал. Личностные: понимание важности двигательной активности для человека. | Предлагает учащимся построиться в шеренгу. Подведите итоги урока через рефлексию с воздушными шарами. Раздает маркеры и предлагает детям нарисовать на шарике эмоцию. Если всё получилось – улыбку; что-то не получалось – нейтральную эмоцию; не получалось больше, чем получалось – грустную. | Слушают учителя, рисуют эмоции на воздушных шарах, высказывают свои мнения и пожелания. | Фронтальная, индивидуальная работа |