Урок по истории России для 6 класса коррекционной школы III–IV вида на тему «Быт и нравы Древней Руси»
Пояснительная записка к презентации
Быт и нравы Древней Руси
PPTX / 3.22 Мб
Всероссийский конкурс для педагогов коррекционных школ на лучший
план – конспект урока
Конспект урока по истории «Быт и нравы Древней Руси»
для учащихся 7-х классов
Автор разработки:
учитель истории и обществознания ГКОУ СКОШИ №62 3-4 вида г. Улан-Удэ
Симакина О.И.
Аннотация.
Урок «Быт и нравы древней Руси» является завершающим уроком к главе Древняя Русь в VIII – первой половине XII века. В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для незрячих детей (III – IV вида) обучаются незрячие или слабовидящие дети. Главной задачей учителей, работающих с такими детьми, является сохранение и максимальное развитие остаточного зрения. Одной из целей изучения истории в школе, помимо овладения системой исторических знаний и умений, необходимых в дальнейшей жизни, является интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств личности, необходимых человеку для интеграции в современное общество. Большую роль при изучении школьных предметов для таких детей играет сенсорная система – это система органов чувств, или анализаторов, позволяющая человеку осуществлять чувственное познание, получать информацию об окружающем его мире. Именно поэтому на данном уроке используются различные виды деятельности, для достижения высокой работоспособности обучающихся, не забывая и о здоровье сберегающих технологиях.
.
Цели урока:
Дидактическая цель: формирование представлений о быте и нравах древних славян.
Цели по содержанию:
Коррекционно - обучающие:
- помочь обучающимся понять, как жили древние славяне;
- познакомить с особенностями жилища, внутренним убранством дома, питанием и одеждой, военным делом;
- охарактеризовать образ жизни представителей различных слоёв древнерусского общества.
Коррекционно – развивающие:
- способствовать развитию умения делать выводы;
- развивать диалогическую и монологическую речь;
- развивать память, внимание, мышление, логику;
- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, применять имеющиеся знания в дальнейшей жизни;
- развивать коммуникативные способности учащихся.
Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету, сознательное отношение к учебе, самодисциплину, общую культуру, уважительное отношение к истории и традициям русского народа.
Специальные: соблюдать режим зрительной нагрузки, динамические паузы, смену видов деятельности, создать благоприятную рабочую обстановку.
Тип урока: системно-деятельностной направленности изучение нового материала с закреплением ранее изученного и элементами практической работы.
Планируемый результат:
Предметный: сформировать систему новых понятий, об образе жизни древних славян;
Личностные УУД: формировать адекватную мотивацию учебной деятельности, понимать значение изучаемой темы, проецировать древнерусскую культуру на собственный опыт.
Познавательные УУД: осуществление подведения под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока, учиться контролировать и оценивать свои действия, понимать значение новых знаний для дальнейшей жизни;
Коммуникативные УУД: формирование собственного мнения, овладение ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, а также компетенцией личностного самосовершенствования
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, презентация «Быт и нравы Древней Руси».
Оформление: класс разделён на две части. Во второй части класса за ширмой имитация русской избы (изображение русской печи, стол с угощением, скамейки, сундук).
Структура урока
I. Организационный этап. Проверка готовности к уроку.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Поздоровайтесь и вы друг с другом. Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
желаю (соприкасаются большими пальцами);
успеха (указательными);
большого (средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
Учитель: Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
Учащиеся: Потому что на уроке нас ожидают новые интересные открытия.
Слайд 1.
II. Мотивационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Сегодня к концу урока постарайтесь выяснить, насколько полученные новые знания вам будут полезны.
III. Закрепление ранее изученной темы.
Учитель: Какую тему вы изучали на прошлом уроке? (Культура Древней Руси)
Интересно было читать параграф?
Давайте проверим, насколько вы это внимательно делали.
Озвучьте самые интересные на ваш взгляд факты из истории культуры Древней Руси (дети выступают по цепочке).
Высказывания могут быть следующими:
Культура-совокупность материальных и духовных благ, созданных обществом.
Устное народное творчество – это былины, сказки, песни.
Славянскую азбуку создали византийские монахи Кирилл и Мефодий.
Первые русские книги были очень дорогими. Листы книг изготавливали из телячий кожи.
Миниатюра – художественное произведение, обычно живописное, малых размеров.
Древнейшая летопись «Повесть временных лет» была создана в 1113 году монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.
Деревянное зодчество – искусство постройки различных зданий.
В 989 году при князе Владимире была построена в Киеве Десятинная церковь.
При Ярославе Мудром был построен в Киеве Софийский собор.
Стены храмов украшались фресками – картины, написанные водяными красками по сырой штукатурке.
Мозаика – картины из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков.
Для изготовления ювелирных изделий использовалась техника зернь, когда на изделие напаивался узор из мельчайших шариков – зёрнышек.
Скань – орнамент или рисунок из тонкой золотой или серебряной проволоки.
Учитель: Молодцы, я вижу, что вы очень внимательно читали дома параграф!
IV. Этап усвоения новых знаний.
Учитель: Сейчас я вам предлагаю сесть поудобнее. Можно закрыть глаза и послушать Древнерусскую музыку
(на фоне музыки учитель читает стихи)
Утро, пробуждается природа.
Первые рассветные лучи
На воротах древнего посёлка
Отблески оставили свои.
Здесь живёт народ высокий и красивый-
Светлоокие и сильные мужи,
Женщины изящные, как ивы,
Дети, словно крепкие дубки…
Учитель: Как вы думаете, о ком и о чём пойдёт сегодня речь у нас на уроке?
Учащиеся: О наших предках – славянах.
Слайд 1
Учитель: Итак, запишите тему нашего урока: «Быт и нравы Древней Руси».
Проблемный вопрос: К концу урока мы с вами определим, что повлияло на формирование самобытности русского народа?
План урока:
1. Жилище древних славян.
2. Одежда древних славян.
3. Военное дело.
Учитель: А что обозначают эти два понятия – быт и нравы. В конце параграфа найдите эти понятия и запишите их в тетрадь.
Быт – повседневная жизнь людей.
Нравы – обычаи, уклады общественной жизни или повседневные отношения между людьми (учащиеся записывают понятия в тетрадь).
1. Жилище древних славян.
Слайд 2
Учитель: Первыми жилищами древних славян были полуземлянки. В таких домах пол был ниже уровня почвы, полы были земляные, обмазанные глиняным раствором. Крыши была с двумя скатами (как и сегодня в деревянных деревенских домах). Делали ее также из деревянных досок, которые покрывали соломой и землей. Сруб, «торчащий» из-под земли засыпали землей, чтобы сохранить тепло в жилище и уберечь его от «красного петуха». Ребята, а что эта за угроза «красный петух»?
Учащиеся: Пожар.
Учитель: Дверь в полуземлянке была узкая, чтобы лучше сохранить тепло внутри. Стенки закрывались досками. Окон не было.
Русь деревянная – края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут,
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют.
Как вы думаете, почему Русь называли деревянной?
Учащиеся: Потому что люди позже начали строить себе жилища из дерева.
Слайд 3
Учитель: Наши предки славяне в дереве видели не просто строительный материал, а таких же, как и они сами, детей земли и неба. Перед тем как срубить дерево снимали шапку, кланялись земным поклоном и рассказывали о нужде, заставившей покусится на зелёную жизнь дерева.
Дома построенные из дерева стали называться избами.
Впервые избы появились в северных районах. Как вы думаете почему?
Учащиеся: Земля была слишком холодной и сырой.
Учитель: В таких небольших домах жили крестьяне и ремесленники.
Слайд 4
Жилища князей и бояр назывались хоромы, которые состояли из нескольких соединённых между собой переходами строений. В центре находился терем, где размещалось отапливаемое помещение – изба, а так же холодные горница – повалуши, летние спальни – клети. Рядом с теремом находились летние неотапливаемые помещения. В богатых хоромах была ещё и гридница – большая парадная гостиница, где хозяин пировал со своей дружиной. Недалеко находились жилища управителей, кузница. Располагались амбары, погреб, зерновые ямы. Как вы думаете, что в них хранили?
Учащиеся: Мёд, зерно, масло и другие продукты.
Слайд 5 Гимнастика для глаз (белый слайд).
В класс входят мальчик и девочка (старшеклассники) переодетые в русские национальные костюмы. У них в руках длинное полотенце, вышитое русским орнаментом, на нём хлеб и соль.
Мальчик: Здравствуйте, гости дорогие, гости званные да желанные. Рады видеть вас всех.
Приглашают детей во вторую половину класса.
Дети рассаживаются на скамейки, которые стоят у стола.
Девочка: Если мы хотим кого-то
Встретить щедро от души,
На крыльце того встречаем
С белым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником!
А еще мы соль подносим,
Поклоняясь, отведать просим:
Дорогой наш гость и друг,
Принимай-ка хлеб из рук
Ставят тарелку на стол, а хлеб «путешествует» по кругу, и каждый участник отщипывает от каравая кусочек, макает его в солонку и съедает.
Учитель. О почтительном отношении к хлебу говорят многие русские пословицы. Ребята, какие вы знаете?
Хлеб батюшка, водица матушка.
Хлеб в пути не тягость.
Хлеб — дар божий, отец, кормилец.
Лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою.
Хлеб на стол, так и стол престол; а хлеба ни куска — и стол доска.
Сей хлеб, не спи, будешь жать, не станешь дремать.
Не жди урожая, сей жито, хлеб будет.
Не земля хлеб родит, а небо.
И пес перед хлебом смиряется.
Пересев хуже недосева.
Когда рожь цветёт, нельзя холстов белить.
Без хлеба смерть, без соли смех.
Калач приестся, а хлеб никогда.
Учитель: Ребята вы уже заметили большую часть комнаты, занимает печь. В старину говорили: «Без печи изба - не изба». Печь ставили напротив двери с северной стороны. А как выдумаете почему?
Учащиеся: Люди старались защититься от холода.
Учитель: Из чего она была сложена?
Учащиеся: Из камней и глины.
Учитель: Для чего она использовалась?
Учащиеся: Для приготовления пищи и отопления.
Учитель: Топилась эта печь по-чёрному, то есть без трубы. Дым выходил на улицу через дверь и отверстие на крыше. А сейчас окунемся в мир внутреннего убранства домов.
На чём вы сидите?
Учащиеся: На скамейках.
Учитель: Как вы думаете, для чего использовались скамейки?
Учащиеся: Для сидения и для сна.
Столы имели простую, рациональную, прямоугольную форму и массивные ножки в основании. Ребята, а вы обратили внимание, что на столе разнообразная пища. Эти продукты употребляли наши предки. Давайте определим, какие продукты здесь представлены. Давайте начнём с Даши (девочка тотально слепая). Можно предложить ей определить на вкус морковь, репу, горох, мёд.
Учитель: А ещё на Руси варили разнообразные каши. Их готовили не только из крупы, но и измельчённых продуктов.
Конкурс, угадай в каком горшке какая каша?
Приглашаются 3 человека (слабовидящие) из класса завязывают им глаза и дают попробовать каши , а они должны назвать их (пшённая, манная, овсяная).
Жилые покои освещались свечами. В великокняжеских домах и хоромах горели восковые свечи, потому, что воску было много: его снимали в лесах из диких пчельников и продавали, вероятно, дешево. Люди победнее жгли обыкновенное масло (конопляное, льняное) наливаемое в глиняные круглые сосуды. Также была распространена лучина. Лучина - это тонкая длинная щепка сухого дерева, которую поджигали с одного конца для освещения жилища.
Итак, ребята, какой вывод мы можем сделать по внутреннему убранству дома бояр и крестьян? (Ответы учеников)
Вывод: Правильно, ребята по внутреннему убранству дома можно сказать, что бояре и крестьяне относятся к разным слоям общества и живут в разных условиях. Знать живёт в больших роскошных теремах, а крестьяне имеют малый достаток и живут в маленьких избах и даже полуземлянках.
2. Одежда.
Учитель: Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно будет знать!
Костюм о людях призовёт подумать.
О быте, нравах может рассказать.
Рассказ девочки старшеклассницы: Наряды славян были очень простыми и незамысловатыми. Причиной тому было отдаленное расположение от торговых путей, а также отсутствие у большинства населения денег для покупки дорогих восточных тканей и украшений. Кроме того, простой одежда славянская была еще и потому, что изготовление материи требовало сложного и кропотливого труда.
Посмотрите на мой наряд. Славянки носили длинную рубашку поверх, которой надевалась домотканая шерстяная юбка. В отличие от мужской, женская славянская одежда имела красочные вышивки с добавлением различных украшений. Потрогайте мой наряд из какой он ткани. Такая ткань называлась холщовая.
Костюм знатной женщины отличался богатством тканей. Голову украшали на лобные венчики и ободки, украшенные различными красивыми пластинами, орнаментами. Позднее на территории сегодняшней России популярностью пользовались кокошники. Из украшений особенную изюминку образу добавляли височные кольца. Это спиралевидные кольца, которые носили у висков. Также женщины любили массивные ожерелья из бус. . Замужняя славянская женщина носила одну косу, а незамужние женщины носили несколько кос. Зачастую их располагали не только на спине. Но также спереди вдоль плеч.
Рассказ мальчика: Мужская славянская одежда состояла из нескольких основных деталей: рубахи, штанов, а также верхнего одеяния в виде кафтана либо свиты. Рубашка имела прямые рукава у запястья, рукав обычно стягивался широкой тесьмой, а на груди красовалась вышитая вставка. Обязательно рубашку подвязывали поясом. Штаны – порты были узкие и по длине доходили до щиколоток. Детям шили рубашки из старой одежды родителей. Люди верили, что родительская рубашка защитит ребенка от всяких бед. Свою рубаху никому не отдавали и не продавали. Считалось, что с рубахой отдаешь свое счастье. До сих пор о добрых и бескорыстных людях говорят: «Последнюю рубаху отдаст».
Зимой носили шубы – кожухи. Ноги оборачивали кусками ткани – онучами, на которые надевали лапти из коры липы.
Богатые люди носили рубахи из тонкого полотна и шёлка. Верхней одеждой были епанчи – широкие плащи без рукавов, украшенные мехом и золотыми и серебряными пряжками. На ногах носили кожаные сапоги с загнутыми кверху носами. Для хранения вещей чаще всего применялись большие сундуки. А ещё на Руси любили веселиться.
Девочка: приглашает ребят встать в круг.
Будем песни распевать,
Стоя на крылечке.
Будем "Барыню" плясать
С выходом от печки.
Звучит мелодия «Барыня» и учащиеся выполняют движения танца.
После танца дети садятся за парты.
Слайд 6
3. Военное дело. выступление с сообщением ученика класса
Жизнь славян и их соседей протекала в череде загорающихся и угасающих конфликтов, сменяющихся периодами мира.
Профессиональными воинами были княжеские дружинники. По суше они передвигались на конях. А по воде на лёгких ладьях. Головы воинов защищали шишаки – изящные остроконечные шлемы, а тело – кольчуга. Вооружены они были мечами, копьями, саблями.
Во время больших военных походов созывалось народное ополчение. Его члены назывались вои. Древние источники отмечают силу, выносливость, хитрость и храбрость славянских воинов, которые к тому же владели искусством маскировки. Прокопий писал, что воины-славяне «привыкли прятаться даже за маленькими камнями или за первым встречным кустом и ловить не приятелей». Клятву славяне давали на щите и мече.
Воинские клятвы славян были скреплены именем бога Перуна, поскольку он был покровителем княжьим и дружинным.
Вывод: Военному делу придавалось большое значение, так как врагов было много. И долг каждого мужчины был встать на защиту своего народа
V. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель: Давайте ответим на вопрос, который мы поставили в начале урока, что повлияло на формирование самобытности русского народа?
Ученики: природно – климатический фактор, творческое применение новых знаний и умений, выносливость и трудолюбие народа.
Как вы думаете, полученные на уроке знания будут вам полезны в жизни?
Упражнение: «Плюс-минус-интересно». Упражнение выполняется устно. «Плюс» – что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, которые могут быть ему полезны для достижения каких – то целей. «Минус» - что не понравилось на уроке, показалось скучным, информация, которая осталась непонятной, не нужной для него. «Интересно» - любознательные факты, о которых ученик узнал на уроке и что он хотел бы узнать ещё.
Учитель: Осталось оценить ваш труд. Как вы считаете, каких оценок вы сегодня достойны?
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Параграф 8 читать. Выписать новые понятия на странице 78.
Дифференциация:
1 группа. Пользуясь сведениями из учебника и интернет – ресурсами, выясните, какими рисунками и орнаментами украшалась мужская и женская одежда в Древней Руси. Материал представить в виде презентации.
2 группа. Пользуясь сведениями из учебника и интернет – ресурсами, подготовить сообщение о славянской семье. Материал представить в виде презентации.
Слайд 7
VII. Итог урока.
Учитель: Мы очень хорошо поработали с вами. Спасибо вам всем за то, что внимательно слушали, смотрели, отвечали на мои вопросы.
Ресурсы:
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России 6 класс», М., Просвещение, 2016
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История 6 – 11 классы. Программы общеобразовательных учреждений». М.: «Просвещение», 2012.