Конспект урока по истории в 5 классе «Древний Египет — государство»
Всероссийский дистанционный конкурс для учителей истории и обществознания «Конспект урока с мультимедийным сопровождением»
Урок истории в 5 классе
Разработала: учитель истории и обществознания
Л.М. Шапцева,
МОУ СШ №134 «Дарование»
Красноармейского района Волгограда
Древний Египет – государство.
Тип урока: обобщающий
Цели урока:
• дать общие представления о термине «государство» на примере Древнего Египта;
• продолжить формирование знаний об особенностях жизни древнеегипетского общества и умения давать их описание;
• закрепить представления о географическом положении и общественном устройстве государства Древний Египет, занятиях его жителей;
• сформировать у учеников представление о государстве как важном достижении человечества;
• закрепить умения извлекать информацию из исторической карты, текстовых и изобразительных источников и обобщать их по заданной теме;
• обеспечить накопление школьниками опыта выступать с докладами.
План обобщения материала:
1. Что такое государство?
2. Признаки государства.
3. Является ли Древний Египет государством?
Основные понятия урока:
Государство, фараон, вельможи, налоги, население, территория, войско.
Дифференциация обучения. Учитель может предложить ученикам заранее найти определение термина «государство». Такое задание способны выполнить даже учащиеся с низким уровнем познавательных возможностей.
Особенности урока. Учащиеся впервые знакомятся с признаками государства. Содержание урока насыщено фактическим, изобразительным и текстовым материалом.
Вспоминаем ранее изученное: «Рассказать о фараоне», «Рассказать о вельможах и простых египтянах», «Рассказать о египетских жрецах».
Ход урока:
Учитель:
Ребята, скажите, пожалуйста, мы живём в государстве? Как оно называется? Почему вы решили, что Россия – государство?
Ученики высказываются, озвучивают свои предположения.
Учитель: мы несколько уроков посвятили Древнему Египту, какие темы мы затрагивали?
Ученики вспоминают.
Учитель: можно ли Древний Египет назвать государством?
Ученики высказывают своё мнение.
Учитель: выполняя домашнее задание, вы искали и выписывали определение термина «государство», давайте проанализируем его.
Ученики зачитывают подготовленные дома определения.
Учитель: итак, государство – это политическая форма организации общества на определённой территории, оно обладает независимостью, аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется всё население страны.
(Учитель вносит разъяснения, если ученикам что-то непонятно. Отдельно следует остановиться на понятии «политическая форма организации» в рамках 5 класса, не углубляясь и не запутывая сложными терминами).
Учитель: определять, является ли Древний Египет государством мы будем в группах.
Первая группа работает с исторической картой, затем делает вывод о том, какой признак государства там зашифрован.
Алгоритм чтения исторической карты
Прочитайте название карты (в нём содержится информация о территории, изображённой на карте и времени, к которому относится изображение);
Ознакомьтесь с легендой карты (это условные знаки, которые позволят тебе прочитать информацию, изображённую на карте);
Чтение информации на карте начинайте с самых крупных объектов и постепенно двигайтесь к более мелким:
а) вспомните природно-климатические признаки территории (в какой части света находится, какими морями омывается); б) определите признаки государства (от автора: ученики могут назвать признаком не только территорию, но и столицу (наличие городов), наличие государств-соседей);
в) определите деятельность человека, отображённую на карте (это могут быть военные походы, торговые пути). Помните, что движение на карте всегда обозначается стрелкой.
Группы 2-5 работают с иллюстрациями: у каждой группы есть памятка работы с иллюстрациями, согласно плану, вы составляете описание вашей картинки и высказываетесь о признаке государства, который вам выпало угадать.
На основе памятки школьники описывают иллюстрации.
1. Подробно описать все, изображенное на картине.
2. Указать, какую композицию выбрал художник, какие использованы геометрические фигуры. Сделать на основе композиции вывод: какого впечатления добивался художник.
3. Определить, как передано движение или его отсутствие.
4. Определить колорит картины (холодный/теплый, локальный/полный). На основе колорита сделать вывод: какого впечатления добивался художник
5. Найти композиционный центр картины. Что на него указывает.
6. Определить: о чем эта картина. Подобрать к ней название.
(Адрес памятки:
https://sites.google.com/site/musagety/home/05-klass/plan-opisania-kartiny)
Шестая группа работает с историческими текстами:
Справочные сведения о «Палермском» камне.
https://egyptopedia.info/z/1595-zakony-v-drevnem-egipte
«Палермский» камень является важнейшим источником по хронологии Древнего Египта, содержит ценные сведения об экономической, военной и религиозной политике фараонов.
Первая строка камня указывает на семь додинастических фараонов, среди них возможные имена: Вазнер (правил между 3100 и 3050 годами до н. э.), Хсекиу, Теш, Тиу правившие Нижним Египтом в конце IV тысячелетия до н. э. Кроме имен фараонов, ничего больше о них не известно.
Возможно, «Палермский камень» и содержал некие правила поведения. Но здесь надо сказать о полном авторитаризме фараонов, который решал все экономические, финансовые и вопросы в государстве.
Задание: 1) о каком историческом источнике идёт речь в справке? 2) какую полезную информацию по нашей теме мы можем извлечь? 3) о каком признаке государства нам намекает «Палермский камень»?
Редер Д.Г. Законодательство в древнем Египте.http://annales.info/egipet/small/zakon.htm
От древнего Египта не дошли до нас своды законов. Этот зияющий пробел в памятниках египетской письменности ставит египтологов в очень тяжелое положение. В то время как социально-экономические отношения в других восточных странах (в Шумере, Вавилонии и Ассирии, в Хеттском царстве и Иудее) могут изучаться в значительной мере на основании подлинных установлений, выработанных древними законодателями в утвержденных царями, древнеегипетское общество приходится анализировать, привлекая такие первоисточники, которые не в состоянии полностью заменить утраченные записи законов. Как бы ни были богаты и разнообразны находящиеся в нашем распоряжении памятники, найденные в долине Нила, они не могут компенсировать утрату сборников законов, хранившихся в судебных учреждениях царства фараонов, и притом, по всей вероятности, в значительном количестве экземпляров, но затем почти бесследно исчезнувших. Мы знаем точно и определенно, что в древнем Египте вырабатывались в различные эпохи писаные законы, что они кодифицировались, дополнялись и перерабатывались.
Если верить греческому историку Диодору, то первым законодателем был основатель объединенного египетского государства Менес. Законодательная деятельность приписывалась Сесострису, Бокхорису (VIII в. до н.э.) и другим фараонам. Римский автор Элиан утверждает, ссылаясь на египетскую традицию, что Сесострис получил законы от самого Гермеса (так греки и римляне называли египетского бога мудрости и божественного судью Тота).
Конечно, все эти античные источники были бы недостаточны, если бы (279/280) они не подтверждались подлинными египетскими документами, упоминающими законы (по-египетски «хепу»).
В «Речении Ипусера» (прежде это имя произносилось: Ипувер) описываются потрясения, которые испытал Египет, по-видимому, в середине XVIII в. до н.э. в результате крупного восстания бедняков и рабов. Перечисляя насильственные действия и разрушения, совершенные повстанцами, Ипусер, между прочим, сообщает: «Свитки законов судебной палаты выброшены. [По ним] ходят на перекрестках. Бедные люди сламывают [с них] печати на улицах». В дальнейшем эти погибшие списки законов были, конечно, восстановлены. Гораздо позже, уже после покорения Египта персами, египетским чиновникам пришлось снова разыскивать и приводить в порядок старинные установления фараонов, тексты которых пострадали во время нашествия Камбиза. Преемник последнего, персидский царь Дарий I, решил использовать в своих интересах законодательство покоренной страны.
В одной из записей, сделанных демотическим письмом на папирусе, сообщается: «Он (Дарий I) послал [в] Египет, к своему сатрапу, в четвертый год, говоря: „Пусть пришлют мне знающих людей... из воинов, жрецов, писцов Египта, которые выйдут из него зараз (?), и пусть они запишут закон Египта, который был вплоть до 44-го года фараона Амасиса, — закон фараона, храмов, воинов, и пусть принесут его сюда“».
Задания:
Кого считает автор первым законодателем?
На какие исторические источники опирается автор?
Какие трудности возникают при изучении законодательства Древнего Египта?
О каком признаке государства идёт речь?
После анализа иллюстраций, карты и текстов, учащиеся презентуют свои работы, делают выводы о признаках государства и составляют схему «Признаки государства».
Обсуждение всем классом: является ли Древний Египет государством? Подвести обсуждение к важному признаку государства – суверенитету, необходимому каждой стране прошлого и настоящего.
Домашнее задание:
Составить синквейн с термином «государство».