12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мещерякова Юлия Владимировна24
Учитель изобразительного искусства, МБОУ СШ №1 города Демидова Смоленской области
Россия, Смоленская обл., Демидов

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе

Тема: Наброски и этюды в различных живописных техниках

Тип урока: освоение нового материала

Цели деятельности педагога: расширить представления о понятиях «живописный набросок», «этюд», их назначении; формировать цветовые ассоциации через цветоощущение, цветовосприятие, учить выполнять наброски, этюды; передавать окраску предметов в ахроматической и хроматической, холодной и теплой цветовых гаммах, образному языку и умению работать цветом на бумаге, развитие способности к эстетической оценке искусства и окружающей жизни, развивать у школьников художественный вкус, фантазию, воображение; воспитывать интерес к изобразительной деятельности.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная.

Основные понятия и термины: набросок, этюд.

Демонстрационный материал: учебник, мультимедийная презентация по теме, варианты образцов рисунка.

Оборудование: учебник С.П.Ломова, С.Е.Игнатьева, М.В.Кармазиной, альбом, краски, карандаши, кисти, салфетка, стаканчик с водой.

Планируемые и образовательные результаты:

Предметные: научатся самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, соотносить свои действия с поставленными результатами; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, пользоваться средствами художественной выразительности; овладеют основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Метапредметные УУД: регулятивные – научатся понимать и сохранять учебную задачу; определять в диалоге с учителем успешность выполнения задания; познавательные – научатся находить необходимую информацию в учебных пособиях, наблюдать, анализировать информацию, делать выводы; коммуникативные – научатся рассуждать, формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя; вести небольшой познавательный диалог по теме урока.

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.

Ход урока

I.Организационный этап

Учитель проверяет готовность обучающихся к уроку.

II.Введение в тему урока

Беседа

-Как вы думаете, какую подготовительную работу ведет художник перед написанием своих картин? (художник изучает натуру)

- При изучении натуры художник выполняет множество набросков и этюдов.

Что вы знаете о набросках и этюдах?

Показ презентации по теме урока

Опираясь на слайды презентации, обучающиеся высказывают свое мнение о понятиях «набросок» и «этюд».

Обучающие с опорой на презентацию определяют, что все представленные наброски и этюды живописные, выполненные в различных живописных техниках.

- Назовите тему сегодняшнего урока (Наброски и этюды в различных живописных техниках)

III. Постановка целей и задач урока

- Как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься на уроке? (выполнять наброски и этюды).

- У вас на партах акварельные краски, для чего они нам понадобятся? (выполнять живописные наброски и этюды)

Первичное усвоение новых знаний. Работа с презентацией по теме урока

Далее на слайде даны определения:

Этюд – промежуточный вспомогательный этап в работе над картиной, выполненный с натуры с целью изучения данной натуры. Чаще этюд представлен в живописных техниках.

Набросок – промежуточный вспомогательный этап над конкретной картиной, который представляет собой быстрый рисунок с натуры, который призван к тому, чтобы запечатлеть основные контуры, лини и прочее. Набросок чаще представлен графическими техниками, но может быть выполнен и красками.

IV.Первичная проверка понимания

- Вы прочитали определения наброска и этюда. В чем их сходство? А в чем их отличие?

- В какой технике чаще представлен этюд?

- В какой технике чаще представлен набросок?

Работа с информацией в учебнике. Презентация с примерами иллюстраций

На слайде презентации представлены примеры живописных набросков и этюдов.

- Откройте ваши учебники на странице 77, прочитайте информацию о живописном наброске, живописном этюде.

- В чем особенность живописного наброска?

- В чем особенность живописного этюда?

- Назовите существенные отличия живописного наброска от живописного этюда.

- Откройте страницу 78 в учебнике. Перед вами живописные наброски и этюды. Определите, где представлены наброски, а где этюды. Проаргументируйте свой выбор (дети называют отличительные особенности набросков от этюдов).

- Над живописным этюдом художник работает дольше. Этюд является творческим дневником художника, в котором хранятся не только образы и мотивы, но и настроение, мысли и состояние живописца.

- Живописный набросок акварелью или краткосрочный этюд акварелью – это достаточно сложные задания. Выполняя набросок или этюд, сосредотачиваются на самом главном и характерном для натуры.

- Метод «a la prima» в живописи означает выполнение живописного этюда в один сеанс без предварительного подмалевка.

Показ выполнения приемов учителем

- Начинать работу в живописи данным методом целесообразно с самых ярких насыщенных цветов при необходимости для внесения в цвет или тон корректировки поправки следует вносит сразу по красочному слою, который еще не просох.

V.Творческая практическая деятельность (закрепление нового материала)

- Рассмотрите этюды и наброски в презентации. Чем они отличаются? В какой последовательности выполняются этюды?

Физкультминутка

- Закройте глаза. Представьте, что у вас в руках кисть. Выполните этюд. Раскрасьте небо. Нарисуйте цветочную поляну. Представьте себе пение птиц, легкий ветерок. А теперь сделайте глубокий вдох, выдох, откройте глаза.

Практическая деятельность

- Перед вами букет. Разделите альбомный лист на две части. Выполните сначала набросок на одной из частей листа, а затем быстрый этюд акварельными красками.

- С чего следует начинать работу?

Педагог наблюдает, советует, обращает внимание на недочеты ребят.

VI.Итог урока

Выставка работ

Выставка работ учеников организуется по рядам. Сначала первый ряд выходит к доске.

- Обратите внимание на работы одноклассников.

- Какие из работ на ваш взгляд наиболее удачные? Почему? Докажите свой выбор.

Аналогичная работа ведется с живописными работами второго и третьего рядов.

- Напомните еще раз тему нашего урока?

- О чем мы сегодня говорили на уроке? Чем занимались? В чем отличие наброска от этюда?

- Понравились ли вам ваши работы?

Рефлексия

- Оцените свою деятельность на уроке.

- Если вы считаете, что справилась с живописной работой на отлично – поднимите картинку с изображением смеющегося смайлика; если у вас были незначительные недочеты – картинку с улыбающимся смайликом; если вы считаете, что предстоит многое доработать – поднимите картинку со смайликом, который держит в руках краски и кисти.

Урок окончен. Приведите свои рабочие места в порядок.

 

Опубликовано


Комментарии (7)

сменить сортировку
Садварий Жанна Владиславовна, 28.04.19 в 18:28 4Ответить Пожаловаться
Очень понравилась физминутка. А вот детских работ и демонстрационного образца, выполненного учителем, мне не хватило.
Мещерякова Юлия Владимировна, 28.04.19 в 19:40 3Ответить Пожаловаться
Спасибо за комментарий, Жанна Владиславовна.
Ватолина Светлана Анатольевна, 31.07.19 в 11:18 1Ответить Пожаловаться
Отлично представлено в разработке сравнение этюда и наброска! Не увидела презентацию. Согласна с Жанной Владиславовной по поводу образцов. Было бы уместно добавить образец учителя и пример детских работ в презентацию или добавить приложением к конспекту на этапе практической деятельности.
Мещерякова Юлия Владимировна, 01.08.19 в 19:16 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за комментарий, Светлана Анатольевна. Обязательно учту Ваши рекомендации в следующей публикации

Отредактировано 01-08-2019 19:18

Смагина Марина Ивановна, 31.07.19 в 14:51 1Ответить Пожаловаться
В разработке чётко отражена структура урока. Отлично представлены некоторые методы. Можно было показать ребятам собственный образец. Хороший конспект Юлия Владимировна.
Мещерякова Юлия Владимировна, 01.08.19 в 19:17 1Ответить Пожаловаться
Марина Ивановна, спасибо за комментарий.
Бессонова Оксана Александровна, 30.09.19 в 15:53 0Ответить Пожаловаться
Было бы любопытно посмотреть презентацию к уроку. Урок содержательный. Спасибо
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.