Конспект урока по литературе в 5 классе «А.С. Пушкин "Друг бесценный поэта" — Арина Родионовна»

3
0
Материал опубликован 15 March 2018

Конспект урока по литературе в 5 классе.

«А.С.Пушкин. «Друг бесценный поэта» - Арина Родионовна»

Цель:

- расширить знания учащихся о жизни и творчестве великого русского поэта;

- совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений;

- развивать восприятие родственности человеческих душ.

Тип урока: урок приобретения новых знаний.

1 слайд

Мотивация учебной деятельности.

- Девочки, а как вы радуете своих близких?

- А как вы считаете, мог порадовать своих близких А.С.Пушкин?

- А кого бы он мог радовать, на ваш взгляд?

Постановка цели и задач урока.

А как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок?

2 слайд

Работа над темой урока.

А) Беседа

- Что вы знаете об А.С.Пушкине?

- Какие сказки он написал?

Б) Сообщения учащихся о поэте.

 

3 слайд

В) «Картинная галерея»

Кипренский «Портрет А.С.Пушкина», 1827г.

Тропинин «Портрет А.С.Пушкина». 1827г.

- Каким предстаёт перед нами Пушкин?

- Чем отличаются эти портреты?

- Какой портрет вам больше понравился и почему?

Г) Беседа

- Кто для маленького Пушкина был самым был самым близким человеком?

Слово учителя.

Мать Пушкина имела непростой характер. Больше всего любила младшего сына – Льва.. Недостаток материнской любви восполнила его няня Арина Родионовна Яковлева, крепостная крестьянка, отпущенная на волю, но не пожелавшая уйти от господ, вынянчившая их детей, а потом – и внуков. Она вместе с бабушкой Александра спешила приласкать мальчика, рассказывала ему сказки, познакомила с добрыми волшебниками и злыми колдунами.

4 слайд

Рассмотрите картину Ге «Пушкнн и Пущин в селе Михайловском», 1875

Кто находится в левой части картины? Почему этот человек был запечатлён художником?

5 слайд

Рассмотрите, как выглядит комната няни в Михайловском. Какова её обстановка?

6 слайд

4.Выразительной чтение стихотворения «Няне»

Анализ стихотворения.

- Какие чувства заключены в этом стихотворении? Настроение стихотворения грустное, печальное, тоскливое. Назовите слова, отражающие эти чувства.

- Какими красками вы бы передали настроение стихотворения? Настроение стихотворения можно предать мрачными, темными красками. Только настроение последней, незаконченной, строки, в которой звучит надежда - более светлыми цветами.

- Какие чувства испытывает поэт к няне? Почему вы сделали такой вывод?

- Представьте, что вам нужно проиллюстрировать это стихотворение или создать слайды. Сколько иллюстраций-слайдов у вас получится?

Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.

- Cтроки рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов

Ты под окном своей светлицы
Горюешь будто на часах,
И медлят поминутно спицы в твоих наморщенных руках.

- Представляется няня, сидящая у окна и поминутно вглядывающаяся вдаль.

Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.

- Кажется, няня подошла к воротам и напряженно смотрит вдаль.

То чудится тебе…

- Возможно, няне видится ее воспитанник, ее любимец, спешащий к ней.

Таким образом, мы разделили стихотворение на части, то есть определили композицию.

1 часть - обращение лирического героя к няне.

Строки 2 части рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов

В 3 части, мысленно возвращаясь туда, лирический герой словно видит няню внутренним взором, угадывая ее переживания и душевные движения: она горюет под окном своей светлицы, подходит к воротам, вслушивается, не звучит ли колокольчик, не едет ли кто-нибудь…вглядывается вдаль…

В душе ее беспокойство о нем, о воспитаннике, горестные предчувствия – об этом 4 часть стихотворения.

- Как же, с помощью каких средств переданы в стихотворении чувства лирического героя и няни?

- Давайте еще раз посмотри на картину и фото комнаты? Какие моменты как будто списаны со стихотворения?

Выразительное чтение стихотворения учащимися.

7 слайд.

Рефлексия.

Сегодня я узнала…

Было интересно…

Мне захотелось…

8 слайд.

7. Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.