12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кемпель Светлана Игоревна18

Тема урока: И.А. Бунин «Листопад».

Цели и задачи урока: наблюдение за эмоциональной окрашенностью лирического произведения; использование различных приёмов выразительного чтения, повторение знаний о сравнении и рифме.

Планируемые результаты:

Предметные: читать произведение с соблюдением норм произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая, таким образом, понимание прочитанного.

Личностные: понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой.

Метапредметные: планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста.

Ход урока:

Организационный момент:

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок литературного чтения,

Проверьте готовность к уроку.

Актуализация знаний:

Ребята, какое сейчас время года? (осень).

Что характерно для осени?

- Многие поэты любили эту пору и посвятили ей немало поэтических строк.

- А какой поэт особенно восхищался этим временем года? (А.С.Пушкин)

Речевая разминка.

- Прочитайте стихотворение, подумайте, какое слово надо добавить?

Вот и осень наступила

Вслед за летом, точно в срок,

И в садах позолотила

Каждый маленький листок.

Листья стайками летят

В нашем парке …(листопад).

- Как образовалось слово “листопад”?

Сообщение темы и целей урока.

Слово учителя об И.А.Бунине.

-Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством И.А. Бунина и его замечательным стихотворением «Листопад».

Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем, в центральной части России, в родовитой, но обедневшей дворянской семье. Детство поэта прошло в деревне среди “моря хлебов, цветов, трав”, “в глубочайшей полевой тишине”. Слушая с родителями предания и песни, он рано обнаружил артистические способности и редкую впечатлительность. Писать Иван Алексеевич начал рано, семи – восьми лет, подражая А.С.Пушкину, М.Ю.Лермонтову.

Ивану Алексеевичу рано пришлось самому зарабатывать на жизнь. В 1887году, когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил.

В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции. В эмиграции говорили о нем как о первом среди современных русских писателей.

С болью переживал Иван Бунин события в России во время Великой Отечественной войны. С огромной радостью он встретил победу советских войск в этой войне.

В 1933 году, когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения).

Поэт очень тосковал по родине, но так и не вернулся. В возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже и похоронен на русском кладбище.

Физкультминутка.

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет,

Раз – наклон

И два – наклон,

Зашумел листвою клен.

Ветер тихо клен качает

И листочки обрывает.

Листья желтые летят,

В нашем классе листопад.

Творческая работа.

- В нашем классе сегодня тоже листопад. Посмотрите, у вас на партах листья.

- Дома вы готовили описание этого природного явления. Давайте послушаем, что вы представляете, когда слышите слово листопад.

(Чтение записей учащихся.)

1. Осенью с деревьев опадают листья. Когда они падают, то кружат над землёй. Листья устилают дороги, как золотой коврик. Идёшь по нему, а листья шуршат под ногами. Это листопад.

2. Листопад – это осенний дождь и скорое наступление зимы. Много листьев лежит на земле. Листопад – это красиво. Листья изящно кружатся в воздухе, как балерины. Мне нравится смотреть на этот балет.

3. Наступила осень. Все листья падают на землю. Везде лежат красные и золотые листья. Они шуршат под ногами. Кажется, что идёшь по красивому говорящему ковру.

4. Осень пора листопада. В это время на улице, во дворе очень красиво. Деревья роняют красные и жёлтые листья. Земля покрыта ярким, разноцветным ковром. Приятно идти по мягким, шелестящим листьям. Хороша природа в пору листопада.

- А теперь послушайте, как И.А.Бунин описывает листопад.

Работа над стихотворением “Листопад”.

Выразительное чтение стихотворения учителем.

Учащиеся с закрытыми глазами прослушивают его.

Вопрос перед чтением:

- Какие картины природы предстали перед вами?


Беседа по содержанию прочитанного.

- Итак, какие картины природы вы нарисовали в своём воображении?

- Какое настроение выражено автором? (радость, чувство покоя, праздничное настроение)

- Чем восхищается автор?

- Вызвало это стихотворение у вас какие-то чувства, мысли?

Словарно – лексическая работа.

- Объясните значение слова завороженный – очарованный, околдованный.

- Подберите синонимы к словам:

Лиловый – фиолетовый, сиреневый;

Золотой – желтый;

Багряный – красный густого, тёмного оттенка.

Лазурь – светло-синий цвет, синева.

- Подберите антонимы к слову замирает – возрождается, оживает.
Работа над содержанием стихотворения.

Чтение учащихся про себя.

Прочитайте про себя и подготовьтесь к анализу.

Хоровое чтение по частям с анализом

1 часть

t1595592146aa.png

Кто главный герой этого стихотворения? (Лес)

А почему лес расписной?

- Кто его расписывал? (его расписала осень разными цветами красок: жёлто-золотыми, лиловыми, багряными)

А как вы понимаете выражение: лес «стоит» «весёлой, пёстрою стеной»? (когда посмотришь на осенний лес издали, то деревья стоят прямые и похожие на стену, расписанную разными цветами)

А я хочу сказать, что автор стихотворения тоже, наверное, наблюдал лес со стороны, с поляны: «Стоит над светлою поляной».

С чем сравнивает поэт лес? (с теремом)

Найдите и зачитайте этот отрывок.

Что такое терем?

Кто жил раньше в теремах?

Чем терем отличается от простой избы?

Давайте найдём в стихотворении доказательство того, что осенний лес действительно похож на терем.

С помощью, каких слов и выражений автор рисует берёзы? Зачитайте

Жёлтые берёзы, у них листочки резные и блестящие, мы наблюдали такие, когда были на прогулке. Жёлтый цвет берёз очень красиво сочетается с голубизной неба.

Что говорит о ёлочках? Зачитайте.

Ёлочки не меняют цвет осенью и чётко выделяются на золотом фоне берёз.

Какие ещё деревья автор увидел в осеннем лесу? (Клёны)

Почему образуются просветы? С чем автор сравнивает эти просветы? (С оконцами терема)

Почему Бунин говорит «оконца», а не окна? (раньше в теремах были маленькие окошки)

Удалось ли автору показать сходство осеннего леса с расписным теремом?

2 часть

t1595592146ab.png

А теперь прочитаем вторую часть текста до последнего четверостишия. Опишите своими словами картины, которые вы увидите, и соотнесите их с текстом.

Учащиеся

- Автор рисует паутину, похожую на серебряную сеть:

"Воздушной паутины ткани

Блестят, как сеть, из серебра".

- Мотылька, похожего на белый лепесток.

- Это последний мотылек, - уже нет насекомых. Мотылек пригрелся на солнышке, ему тепло, приятно, он замер на паутине:

"И точно белый лепесток,

На паутине замирает,

Пригретый солнечным теплом".

- День солнечный, яркий:

"Сегодня так тепло кругом"…

Учитель. А теперь прочитайте от строк «…сегодня так светло кругом…. и до …расслышать листика шуршанье…»

- Какие слова помогают автору показать, что в осеннем лесу наступает тишина? (мертвое молчанье, можно в этой тишине расслышать листика шуршанье).

Учитель. А почему о тишине автор говорит, что она - "мертвая"?

Учащиеся - Чтобы  понять, что в лесу нет никаких звуков: ни шума ветра, ни птичьих голосов "в лесу и в синей вышине"…

- А еще чтобы  услышать на фоне такой тишины еле заметные звуки падающего листика:

"Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье".

А можете вы услышать эти звуки в стихотворении?

Вспомните, в 1-м классе мы говорили о звуковых средствах описания картин в художественных текстах.

Можете вы их найти в этом четверостишии?

Попробуйте найти в стихотворении слова, в которых употребляются звуки, передающие шуршание листика:

"молчанье" - ч 

"вышине" - ш 

"можно" - ж 

"тишине" - ш 

"расслышать" - ш 

"шуршанье" – ш

Какой звук повторяется в этом отрывке? (с, ш)

Для чего? (чтобы передать шорох листьев)

Учитель  Этот приём называется звукопись.

Ещё в стихотворении присутствует обонятельный образ.

Попробуйте найти его. («Лес пахнет дубом и сосной»)

Для чего Бунин описал звуки и запахи леса? (Чтобы легче было представить картину осеннего леса)

А теперь давайте посмотрим, какая богатая цветовая гамма в изображении осенних картин в стихотворении И.А. Бунина.

Лиловый

Золотой

Багряный

Жёлтый – жёлтою резьбой

Голубой – в лазури голубой

Синий – в синей вышине

Серебристый – как есть из серебра

Белый – белый лепесток

- Как можно догадаться, что красота осени недолговечна?
- Почему в стихотворении несколько раз повторяется слово “сегодня”? Что хотел сказать Бунин своим читателям?

Можно ли назвать Бунина художником слова? Почему?

Работа в парах

Для того чтобы так замечательно описать лес осенью поэт использовал средства художественной выразительности.

Какие вы знаете средства художественной выразительности? (Олицетворения, сравнения, эпитеты)

Олицетворение - художественный приём, основанный на наделении неодушевлённых предметов человеческими качествами и чувствами.

Сравнение - это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак.

Эпитет – это слово или выражение в художественном тексте, обычно поэтическом, лирическом, которое несет в себе особо выразительные свойства, подчеркивая в объекте изображения что-то такое, что присуще лишь ему одному. Он помогает подать предмет тонко, образно и ярко.

Эпитет – он не просто является признаком предмета, хотя чаще всего и является прилагательным. Не просто выделяет и усиливает его неповторимые личные типичные признаки, он создаёт в сознании читателя определённые художественные образы. Эпитеты призваны «разнообразить» смыл слова, сделать значение его более объемным, уникальным.

Найдите и подчеркните (выделите цветом) в тексте эпитеты.

Найдите и подчеркните (выделите цветом) в тексте сравнения.

эпитеты

сравнения

Терем расписной, лиловый, золотой, багряный

Лес, точно терем

Весёлой, пёстрою стеной

Как вышки, ёлочки

Над светлою поляной

Просветы, что оконца

Жёлтою резьбой

Воздушной паутины ткани, блестят, как сеть из серебра

В лазури голубой

Мотылёк, точно белый лепесток

В листве сквозной


На пустой поляне


Широкого двора


Воздушной паутины


Последний мотылёк


Белый лепесток


Солнечным теплом


Мёртвое молчание


В синей вышине


Над солнечной поляной


Заворожённый тишиной


Подготовка к выразительному чтению стихотворения учащимися.

Какое настроение надо передать при чтении? (радость, восторг, любование)

Какие строки повторяются?

Лес, точно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный

Одинаково ли их надо читать? (Нет)

(1 – более громко, восторженно, 2 – спокойно, тихо)

Почему? (Когда автор входит в лес он им восхищается, а в конце замечает, что там тихо и старается не нарушать покой леса)

Прочитайте стихотворение про себя и подготовьтесь к выразительному чтению.

- Чтение стихотворения учащимися вслух.

Рефлексия деятельности.

- С каким стихотворением вы познакомились на уроке?

- А теперь скажите о чём это стихотворение? (об осени, о красоте осенней природы, о чувствах от увиденной красоты)

- А как вы думаете, для чего Бунин написал его? (чтобы обратить наше внимание на красоту природы, чтобы рассказать читателю об этой красоте и заставить его полюбоваться ею, чтобы выразить свои чувства и настроение, своё душевное состояние и любовь к природе)

- Какие чувства выразил поэт в стихотворении? (восхищение, грусть).

- Совпало ли ваше настроение с настроением автора?

Поэт назвал стихотворение «Листопад». Как вы думаете, определено в этом названии основное содержание, т.е. основная тема стихотворения?

(Нет, потому что о листопаде упоминается только в последней картине: «Расслышать листика шуршанье», а во всём стихотворении говорится о красочных картинах осени.

Соответствует, автор в это название воплотил не само явление листопада, а именно эту пору осени, пору листопада, когда листья меняют окраску и, перед тем, как упасть с деревьев, необыкновенно красиво.

Вывод учителя:  Очень важно замечать красоту окружающего мира, уметь любоваться ею, но ещё важнее сохранить эту красоту. Что мы должны помнить, находясь в лесу?

Домашнее задание: представьте, что вы увидели радостное осеннее дерево; сочини о нём рассказ (вопрос 8 стр.12), запиши свой рассказ на своём рисунке.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.