Конспект урока по литературному чтению «И. Бунин "Листопад"» (3 класс)
Тема урока: И.А. Бунин «Листопад».
Цели и задачи урока: наблюдение за эмоциональной окрашенностью лирического произведения; использование различных приёмов выразительного чтения, повторение знаний о сравнении и рифме.
Планируемые результаты:
Предметные: читать произведение с соблюдением норм произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая, таким образом, понимание прочитанного.
Личностные: понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой.
Метапредметные: планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста.
Ход урока:
Организационный момент:
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок литературного чтения,
Проверьте готовность к уроку.
Актуализация знаний:
Ребята, какое сейчас время года? (осень).
Что характерно для осени?
- Многие поэты любили эту пору и посвятили ей немало поэтических строк.
- А какой поэт особенно восхищался этим временем года? (А.С.Пушкин)
Речевая разминка.
- Прочитайте стихотворение, подумайте, какое слово надо добавить?
Вот и осень наступила
Вслед за летом, точно в срок,
И в садах позолотила
Каждый маленький листок.
Листья стайками летят
В нашем парке …(листопад).
- Как образовалось слово “листопад”?
Сообщение темы и целей урока.
Слово учителя об И.А.Бунине.
-Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством И.А. Бунина и его замечательным стихотворением «Листопад».
Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем, в центральной части России, в родовитой, но обедневшей дворянской семье. Детство поэта прошло в деревне среди “моря хлебов, цветов, трав”, “в глубочайшей полевой тишине”. Слушая с родителями предания и песни, он рано обнаружил артистические способности и редкую впечатлительность. Писать Иван Алексеевич начал рано, семи – восьми лет, подражая А.С.Пушкину, М.Ю.Лермонтову.
Ивану Алексеевичу рано пришлось самому зарабатывать на жизнь. В 1887году, когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил.
В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции. В эмиграции говорили о нем как о первом среди современных русских писателей.
С болью переживал Иван Бунин события в России во время Великой Отечественной войны. С огромной радостью он встретил победу советских войск в этой войне.
В 1933 году, когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения).
Поэт очень тосковал по родине, но так и не вернулся. В возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже и похоронен на русском кладбище.
Физкультминутка.
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет,
Раз – наклон
И два – наклон,
Зашумел листвою клен.
Ветер тихо клен качает
И листочки обрывает.
Листья желтые летят,
В нашем классе листопад.
Творческая работа.
- В нашем классе сегодня тоже листопад. Посмотрите, у вас на партах листья.
- Дома вы готовили описание этого природного явления. Давайте послушаем, что вы представляете, когда слышите слово листопад.
(Чтение записей учащихся.)
1. Осенью с деревьев опадают листья. Когда они падают, то кружат над землёй. Листья устилают дороги, как золотой коврик. Идёшь по нему, а листья шуршат под ногами. Это листопад.
2. Листопад – это осенний дождь и скорое наступление зимы. Много листьев лежит на земле. Листопад – это красиво. Листья изящно кружатся в воздухе, как балерины. Мне нравится смотреть на этот балет.
3. Наступила осень. Все листья падают на землю. Везде лежат красные и золотые листья. Они шуршат под ногами. Кажется, что идёшь по красивому говорящему ковру.
4. Осень пора листопада. В это время на улице, во дворе очень красиво. Деревья роняют красные и жёлтые листья. Земля покрыта ярким, разноцветным ковром. Приятно идти по мягким, шелестящим листьям. Хороша природа в пору листопада.
- А теперь послушайте, как И.А.Бунин описывает листопад.
Работа над стихотворением “Листопад”.
Выразительное чтение стихотворения учителем.
Учащиеся с закрытыми глазами прослушивают его.
Вопрос перед чтением:
- Какие картины природы предстали перед вами?
Беседа по содержанию прочитанного.
- Итак, какие картины природы вы нарисовали в своём воображении?
- Какое настроение выражено автором? (радость, чувство покоя, праздничное настроение)
- Чем восхищается автор?
- Вызвало это стихотворение у вас какие-то чувства, мысли?
Словарно – лексическая работа.
- Объясните значение слова завороженный – очарованный, околдованный.
- Подберите синонимы к словам:
Лиловый – фиолетовый, сиреневый;
Золотой – желтый;
Багряный – красный густого, тёмного оттенка.
Лазурь – светло-синий цвет, синева.
- Подберите антонимы к слову замирает – возрождается, оживает.
Работа над содержанием стихотворения.
Чтение учащихся про себя.
— Прочитайте про себя и подготовьтесь к анализу.
Хоровое чтение по частям с анализом
1 часть
— Кто главный герой этого стихотворения? (Лес)
— А почему лес расписной?
- Кто его расписывал? (его расписала осень разными цветами красок: жёлто-золотыми, лиловыми, багряными)
А как вы понимаете выражение: лес «стоит» «весёлой, пёстрою стеной»? (когда посмотришь на осенний лес издали, то деревья стоят прямые и похожие на стену, расписанную разными цветами)
А я хочу сказать, что автор стихотворения тоже, наверное, наблюдал лес со стороны, с поляны: «Стоит над светлою поляной».
— С чем сравнивает поэт лес? (с теремом)
Найдите и зачитайте этот отрывок.
— Что такое терем?
Кто жил раньше в теремах?
Чем терем отличается от простой избы?
— Давайте найдём в стихотворении доказательство того, что осенний лес действительно похож на терем.
— С помощью, каких слов и выражений автор рисует берёзы? Зачитайте
Жёлтые берёзы, у них листочки резные и блестящие, мы наблюдали такие, когда были на прогулке. Жёлтый цвет берёз очень красиво сочетается с голубизной неба.
— Что говорит о ёлочках? Зачитайте.
Ёлочки не меняют цвет осенью и чётко выделяются на золотом фоне берёз.
— Какие ещё деревья автор увидел в осеннем лесу? (Клёны)
— Почему образуются просветы? С чем автор сравнивает эти просветы? (С оконцами терема)
— Почему Бунин говорит «оконца», а не окна? (раньше в теремах были маленькие окошки)
— Удалось ли автору показать сходство осеннего леса с расписным теремом?
2 часть
А теперь прочитаем вторую часть текста до последнего четверостишия. Опишите своими словами картины, которые вы увидите, и соотнесите их с текстом.
Учащиеся
- Автор рисует паутину, похожую на серебряную сеть:
"Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть, из серебра".
- Мотылька, похожего на белый лепесток.
- Это последний мотылек, - уже нет насекомых. Мотылек пригрелся на солнышке, ему тепло, приятно, он замер на паутине:
"И точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом".
- День солнечный, яркий:
"Сегодня так тепло кругом"…
Учитель. А теперь прочитайте от строк «…сегодня так светло кругом…. и до …расслышать листика шуршанье…»
- Какие слова помогают автору показать, что в осеннем лесу наступает тишина? (мертвое молчанье, можно в этой тишине расслышать листика шуршанье).
Учитель. А почему о тишине автор говорит, что она - "мертвая"?
Учащиеся - Чтобы понять, что в лесу нет никаких звуков: ни шума ветра, ни птичьих голосов "в лесу и в синей вышине"…
- А еще чтобы услышать на фоне такой тишины еле заметные звуки падающего листика:
"Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье".
А можете вы услышать эти звуки в стихотворении?
Вспомните, в 1-м классе мы говорили о звуковых средствах описания картин в художественных текстах.
Можете вы их найти в этом четверостишии?
Попробуйте найти в стихотворении слова, в которых употребляются звуки, передающие шуршание листика:
"молчанье" - ч
"вышине" - ш
"можно" - ж
"тишине" - ш
"расслышать" - ш
"шуршанье" – ш
— Какой звук повторяется в этом отрывке? (с, ш)
— Для чего? (чтобы передать шорох листьев)
Учитель Этот приём называется звукопись.
Ещё в стихотворении присутствует обонятельный образ.
Попробуйте найти его. («Лес пахнет дубом и сосной»)
— Для чего Бунин описал звуки и запахи леса? (Чтобы легче было представить картину осеннего леса)
А теперь давайте посмотрим, какая богатая цветовая гамма в изображении осенних картин в стихотворении И.А. Бунина.
Лиловый
Золотой
Багряный
Жёлтый – жёлтою резьбой
Голубой – в лазури голубой
Синий – в синей вышине
Серебристый – как есть из серебра
Белый – белый лепесток
- Как можно догадаться, что красота осени недолговечна?
- Почему в стихотворении несколько раз повторяется слово “сегодня”? Что хотел сказать Бунин своим читателям?
— Можно ли назвать Бунина художником слова? Почему?
Работа в парах
Для того чтобы так замечательно описать лес осенью поэт использовал средства художественной выразительности.
— Какие вы знаете средства художественной выразительности? (Олицетворения, сравнения, эпитеты)
Олицетворение - художественный приём, основанный на наделении неодушевлённых предметов человеческими качествами и чувствами.
Сравнение - это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак.
Эпитет – это слово или выражение в художественном тексте, обычно поэтическом, лирическом, которое несет в себе особо выразительные свойства, подчеркивая в объекте изображения что-то такое, что присуще лишь ему одному. Он помогает подать предмет тонко, образно и ярко.
Эпитет – он не просто является признаком предмета, хотя чаще всего и является прилагательным. Не просто выделяет и усиливает его неповторимые личные типичные признаки, он создаёт в сознании читателя определённые художественные образы. Эпитеты призваны «разнообразить» смыл слова, сделать значение его более объемным, уникальным.
Найдите и подчеркните (выделите цветом) в тексте эпитеты.
Найдите и подчеркните (выделите цветом) в тексте сравнения.
эпитеты | сравнения |
Терем расписной, лиловый, золотой, багряный | Лес, точно терем |
Весёлой, пёстрою стеной | Как вышки, ёлочки |
Над светлою поляной | Просветы, что оконца |
Жёлтою резьбой | Воздушной паутины ткани, блестят, как сеть из серебра |
В лазури голубой | Мотылёк, точно белый лепесток |
В листве сквозной | |
На пустой поляне | |
Широкого двора | |
Воздушной паутины | |
Последний мотылёк | |
Белый лепесток | |
Солнечным теплом | |
Мёртвое молчание | |
В синей вышине | |
Над солнечной поляной | |
Заворожённый тишиной | |
Подготовка к выразительному чтению стихотворения учащимися.
— Какое настроение надо передать при чтении? (радость, восторг, любование)
— Какие строки повторяются?
Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный
— Одинаково ли их надо читать? (Нет)
(1 – более громко, восторженно, 2 – спокойно, тихо)
— Почему? (Когда автор входит в лес он им восхищается, а в конце замечает, что там тихо и старается не нарушать покой леса)
— Прочитайте стихотворение про себя и подготовьтесь к выразительному чтению.
- Чтение стихотворения учащимися вслух.
Рефлексия деятельности.
- С каким стихотворением вы познакомились на уроке?
- А теперь скажите о чём это стихотворение? (об осени, о красоте осенней природы, о чувствах от увиденной красоты)
- А как вы думаете, для чего Бунин написал его? (чтобы обратить наше внимание на красоту природы, чтобы рассказать читателю об этой красоте и заставить его полюбоваться ею, чтобы выразить свои чувства и настроение, своё душевное состояние и любовь к природе)
- Какие чувства выразил поэт в стихотворении? (восхищение, грусть).
- Совпало ли ваше настроение с настроением автора?
Поэт назвал стихотворение «Листопад». Как вы думаете, определено в этом названии основное содержание, т.е. основная тема стихотворения?
(Нет, потому что о листопаде упоминается только в последней картине: «Расслышать листика шуршанье», а во всём стихотворении говорится о красочных картинах осени.
Соответствует, автор в это название воплотил не само явление листопада, а именно эту пору осени, пору листопада, когда листья меняют окраску и, перед тем, как упасть с деревьев, необыкновенно красиво.
Вывод учителя: Очень важно замечать красоту окружающего мира, уметь любоваться ею, но ещё важнее сохранить эту красоту. Что мы должны помнить, находясь в лесу?
Домашнее задание: представьте, что вы увидели радостное осеннее дерево; сочини о нём рассказ (вопрос 8 стр.12), запиши свой рассказ на своём рисунке.