Конспект урока по литературному чтению «Платонов "Ещё мама"» (2 класс)
Конспект урока по литературному чтению.
Тема: Платонов «Ещё мама»
Тип урока – урок изучения нового материала.
Цели:
1. Образовательные:
1. Уметь определять тему рассказа, главную мысль, позицию автора.
2. Уметь прогнозировать содержание произведения по названию и опорным словам.
3. Знать содержание рассказа «Ещё мама»
4. Знать сведения об авторе.
2. Развивающие:
1. Развивать навыки сознательного, выразительного чтения.
2. Развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
3. Развивать речь.
Регулятивные УУД:
1. Удерживать цель деятельности до получения её результата.
2. Планировать решение учебной задачи.
3. Анализировать собственную работу.
4. Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.
Познавательные УУД:
1. Высказывать предположения.
Коммуникативные УУД:
1. Воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.
2. Составлять небольшие устные монологические высказывания.
3. Воспитательные:
1. Различать основные нравственно-этические понятия.
2. Сравнивать разные точки зрения.
3. Воспитывать ценностное отношение к чтению.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организационный момент. - Здравствуйте! - Садитесь. Проверка Д/З – стихотворение. |
- Здравствуйте. Организовывают свою деятельность к уроку. |
2. Актуализация. - Вы сейчас учитесь во 2 классе…вы стали настоящими школьниками,…а я вам предлагаю переместиться на год назад и вспомнить, как вы впервые переступили порог школы? Что вы чувствовали? Кто вас провожал и поддерживал? Как вас встречала первая учительница? Что вы чувствовали, когда собирались в школу? Как встречали вас после первого учебного дня? Обобщение: первый учебный день навсегда остаётся в памяти человека, потому что это день начало школьной жизни. Это день когда ребёнок становится самостоятельней и взрослей. Особую роль в нашей жизни играет первый учитель. |
Чувствовали радость, провожали и поддерживали родители, первая учительница встречала с любовью…. |
3. Разъяснение учащимся целей и задач обучения. - Сегодня мы познакомимся с новым рассказом - Как вы думаете, о ком автор сказал «Ещё мама»? (спросить 3-4 чел) - Откройте учебник на стр. 31 и прочитайте 1 абзац. - Дополните свои предположения. - Прочитайте последнее предложение текста. - Появились у вас новые варианты? - Зачем мы будем читать это произведение? - Сформулируйте цели нашего урока. Что мы должны уметь, знать? Развивать? Воспитывать? |
Читают. Высказывают своё предположение. Открывают учебник и читают 1 абзац. Дополняют предположения. Читают: - Ну иди, иди помаленьку. Учись там и расти большой. Да. Образовательные:1. Прогнозировать содержание произведения по названию и опорным словам. 2. Знать содержание рассказа «Ещё мама» 3. Знать сведения об авторе. Развивающие: 1. Развивать навыки сознательного, выразительного чтения. Воспитательные: 3. Воспитывать ценностное отношение к чтению. |
4. Ознакомление обучаемых с новыми знаниями. - Мы с вами прочитаем текст, но перед этим подготовимся к чтению. - Прочитайте цепочки, восстанавливая пропущенные слова. - Читая текст, подчёркиваете слова, которые вам будут не понятны. - Какие слова вам показались не понятные? - Давайте теперь проанализируем рассказ с помощью вопросов. 1. Оладья 3. Рубленая школа – школа построенная из брёвен, которые раньше подгоняли с помощью топора, рубили в них выемки для соединения брёвен; |
Слушают учителя. Читают цепочку. Читают текст, подчёркивают не понятные слова. Отвечают. |
5. Управление процессом осознания и приобретения знаний, умений. - Смог ли художник передать чувства героев? - Хотел ли Артём идти в школу? - А что думала мама? - Изменилось ли поведение мамы, когда пришло время Артёму идти в школу? - Докажите текстом. - Почему мама не стала провожать сына до школы? - А вас мама провожает? А почему? - Найдите отрывок, в котором автор описывает расставание мамы и сына, и перечитайте самостоятельно. - С каким чувством вы перечитывали этот отрывок? - Как встретила Артёма Аполлинария Николаевна? Перечитайте этот отрывок вслух. - Понравилась ли она Артёму? - Согласны ли вы с названием рассказа? И почему? |
- К первой. - Да. Нет. А то я пойду, а ты заскучаешь по мне. Не надо лучше. Мама тоже говорила не надо. Да. Евдокия Алексеевна взяла сына за руку и повела его в школу. Сказала, что бы он привыкал ходить один. - Да. - По пути Артём встретил Гусака, который клювом защемил ему штанину. Зазвенел звонок…доживу, обещал Артём. - Да. Да, она добрая, отзывчивая, не оставляет мальчика в беде. Да, согласны. Потому что учительница в конце рассказа поступает как мама. |
Физкультминутка. Давайте прервём наш интересный разговор и немного отдохнём. |
|
6. Управление процессом познания научных законов и закономерностей. - Отношение автора к своим героям можно увидеть в написании их поступок, внешности, их портретов. - Какой человек мог написать этот рассказ? - Чему он хотел нас научить? Платонов в детстве познал много горя, что он помнил об этом всю жизнь. В малолетстве ему пришлось нищенствовать. Нежное чувство любви к матери Марье Васильевне пронёс Платонов через всю жизнь. Большое влияние на его формирование оказали не только родители, но и первая учительница, как вы думаете, как её звали? — Аполлинария Николаевна. Как писал сам Платонов: «“я её никогда не забуду, потому что через неё я узнал очень много. - Согласны ли вы с рассказом «Ещё мама»? |
- Он любит своих героев, жалеет, заставляет нас смеяться. - Человек, который любит свою маму. - Любить свою маму, доверять другим людям, уметь преодолеть свой страх. - Аполлинария Николаевна. |
7. Организация эвристической и исследовательской жизни. - Рассказ очень интересный и идёт от лица автора. Я вам предлагаю от лица 3 героев (мамы, Артёма, учительницы) на выбор пересказать текст. |
- выбирают текст. |
8. Проверка оценка изменений в обученности и развитии учащихся. - С каким произведение мы познакомились на уроке? - Достигли мы наших целей?
Д.З. пересказ текста. |
- Познакомились с новым рассказом Платонова - «Ещё мама». Да. - Развивали мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение; речь. Воспитывали ценностное отношение к чтению. |