Конспект урока по математике "Косинус суммы и разности аргументов"
План-конспект урока
Учебный предмет: математика
Учитель: Карпова Ирина Михайловна
Обучающиеся: 10 класс
Урок № 1
Тема урока: «Косинус суммы и разности аргументов»
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Цели урока:
- создать условия для потребности в новых тригонометрических формулах - косинус суммы и разности двух углов при вычислении тригонометрических выражений;
- способствовать развитию умений применять новые формулы при решении тригонометрических выражений;
-способствовать развитию математического и общего кругозора, мышления и речи, внимания и памяти;
-воспитывать ответственное отношение к своей деятельности, высокой познавательной активности и самостоятельности.
Задачи урока:
1. Предметные:
а) Создать условия для мотивации обучающихся в изучении формул косинуса суммы и разности аргументов.
б) Способствовать формированию умений в применении нового и ранее изученного материала, при выполнении различных преобразований тригонометрических выражений.
в) Умение работать с математическим текстом, давать определения, выделять главное, систематизировать и обобщать, сравнивать.
2. Метапредметные:
Познавательные УУД: формулирование проблемы, анализ с целью выделения признаков, построение логической цепи рассуждений. Способствовать развитию у обучающегося поиска и распознавания полезной информации (на основе наблюдения и оценки выявленных закономерностей).
Регулятивные УУД: принимать участие в обсуждении и формулировании темы и цели урока, конкретного задания, полученного результата, выполнять работу в соответствии с заданным планом; способствовать развитию у обучающегося самоконтроля учебной деятельности .
Коммуникативные УУД: излагать свое мнение, участвовать в диалоге;
способствовать развитию у обучающегося оценивания ситуаций
взаимодействия в соответствии с правилами поведения и этики.
Личностные УУД: понимать и оценивать свой вклад в решении задач,
быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению, не бояться
собственных ошибок; создавать позитивное эмоциональное отношение
обучающегося к уроку и предмету; способствовать развитию у
обучающегося осознания осваиваемого на уроке приема учебной
- Умение находить способы решения поставленной цели.
- Умение планировать, контролировать и оценивать свои действия.
- Умение выделять главное, анализировать, делать выводы.
- Умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Предметные:
- Формирование знания вычислять косинус суммы и разности двух углов
- Умение применять полученные знания в решении задач.
Этап урока
Действия учителя
Деятельность обучающихся
УУД
1. Организационный и мотивация учебной деятельности
Цель этапа:
Создание условий для возникновения внутренней потребности к деятельности
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания обучающего; пожелание успеха.
Включается в деловой ритм урока.
Настраивается на веру в себя, свои знания, успех.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем.
Регулятивные: организация своей учебной деятельности.
Личностные: мотивация учения.
2. Актуализация знаний
Цель этапа: Актуализация опорных знаний и способов действий; вовлечени е обучающихся в
конкретную деятельность
-Сегодня самостоятельно предстоит открыть новые знания. Перед тем как совершить открытие, давайте проверим себя, всё ли было понятно и усвоено на предыдущих уроках, имеются ли слабые места. Для этого проведём разминку
Фронтальный опрос:
1) Какой раздел математики мы сейчас изучаем?
2) Какие единицы измерения углов вы знаете?
3) В каких четвертях единичной окружности синус принимает положительное значение?
4) Какая тригонометрическая функция является четной?
1) Упростить
а) cos ( - α)
б) sin(- α)
2) Вычислить
а) cos 30o
б) 2sin 300
в) cos 15o
- С какими трудностями встретились при выполнении этой работы?
-Почему мы не можем вычислить задание в)?
-Предположили можно угол разложить на другие углы.
-Через какие известные нам значения мы могли бы выразить 15 градусов?
-Т.е у нас возникла проблема.
cos 15o= cos (450-300)
- Как прочитать получившееся выражение?
-Как же можно вычислить косинус разности ?
-А зачем это нужно знать ?
Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы.
Тригонометрия
градусная, радианная
1и 2
косинус
а) cos α
б) -sinα
а) 1,5
б) 1
в)Возможны затруднения
Предполагаемый ответ: записать формулу, по которой это можно будет сделать.
150=450- 300
-Косинус разности 450 и 300
Предполагаемый ответ: записать формулы по которым это будет возможным сделать.
Чтобы научиться решать подобные примеры
Коммуникативные:
формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации.
Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности.
Личностные: формировать навыки самоанализа и самоконтроля.
Познавательные: формировать умения находить ответы на поставленные вопросы;
понимать смысл поставленной задачи
3.Целеполагание и мотивация
Цель этапа:
Обеспечение мотивации учения обучающимися, принятия им целей урока
Ставит проблему и подводит к теме урока. Акцентирует внимание обучающихся на значимость темы.
- Итак, тема урока « Косинус суммы и разности аргументов»
-Какую цель поставим перед собой?
1) вывести формулы для вычисления косинуса суммы и разности двух аргументов;
2) научиться применять эти формулы при выполнении различных преобразований тригонометрических выражений.
-Эта тема играет немаловажную роль, поскольку она имеет непосредственную связь с последующими темами курса математики.
Определяют вместе с учителем цель урока.
Коммуникативные:
формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации.
Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности.
Личностные: формировать навыки анализа, творческой инициативности и активности.
Познавательные: уметь выделять существенную информацию из разной информации.
4.Первичное усвоение новых знаний
Цель этапа:
подготовить обучающегося к активному участию при выводе формул для вычисления косинуса суммы и разности двух аргументов
- Вывод формулы косинуса суммы и разности двух аргументов:
Повернем радиус ОА, равный R, около точки О на угол α и на угол β (рис.). Получим радиусы ОВ и ОС. Найдем скалярное произведение векторов ОВ и ОС.
Пусть координаты точки
В (х1; y1), координаты точки С(х2; y2). Из геометрии вспомним определение скалярного произведения векторов
=х1х2 + y1y2 (1)
Выразим скалярное произведение векторов ОВ и ОС через тригонометрические функции углов α и β
Из определения косинуса и синуса следует, чему равны х1,х2 ,y1 ,y2?
-Что нужно сделать, чтобы равенство (1) имело другой вид?