Конспект урока по математике в 10 классе на тему «Косинус суммы и разности аргументов»

2
0
Материал опубликован 6 February 2020

План-конспект урока

Учебный предмет: математика

Учитель: Карпова Ирина Михайловна

Обучающиеся: 10 класс

Урок № 1

Тема урока: «Косинус суммы и разности аргументов»

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Цели урока:

- создать условия для потребности в новых тригонометрических формулах - косинус суммы и разности двух углов при вычислении тригонометрических выражений;

- способствовать развитию умений применять новые формулы при решении тригонометрических выражений;

-способствовать развитию математического и общего кругозора, мышления и речи, внимания и памяти;

-воспитывать ответственное отношение к своей деятельности, высокой познавательной активности и самостоятельности.

Задачи урока:

1. Предметные:

а) Создать условия для мотивации обучающихся в изучении формул косинуса суммы и разности аргументов.

б) Способствовать формированию умений в применении нового и ранее изученного материала, при выполнении различных преобразований тригонометрических выражений.

в) Умение работать с математическим текстом, давать определения, выделять главное, систематизировать и обобщать, сравнивать.

2. Метапредметные:

Познавательные УУД: формулирование проблемы, анализ с целью выделения признаков, построение логической цепи рассуждений. Способствовать развитию у обучающегося поиска и распознавания полезной информации (на основе наблюдения и оценки выявленных закономерностей).

Регулятивные УУД: принимать участие в обсуждении и формулировании темы и цели урока, конкретного задания, полученного результата, выполнять работу в соответствии с заданным планом; способствовать развитию у обучающегося самоконтроля учебной деятельности .

Коммуникативные УУД: излагать свое мнение, участвовать в диалоге;

способствовать развитию у обучающегося оценивания ситуаций

взаимодействия в соответствии с правилами поведения и этики.

Личностные УУД: понимать и оценивать свой вклад в решении задач,

быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению, не бояться

собственных ошибок; создавать позитивное эмоциональное отношение

обучающегося к уроку и предмету; способствовать развитию у

обучающегося осознания осваиваемого на уроке приема учебной

деятельности, как ценности.



Оборудование: компьютер, электронная тетрадь, интерактивная доска.

Планируемые результаты:

Личностные:

- Умение слушать и вступать в диалог.

- Участие в коллективном обсуждении проблем.

- Воспитание ответственности и аккуратности.

Метапредметные:

- Умение принимать и сохранять цель урока.

- Умение находить способы решения поставленной цели.

- Умение планировать, контролировать и оценивать свои действия.

- Умение выделять главное, анализировать, делать выводы.

- Умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Предметные:

- Формирование знания вычислять косинус суммы и разности двух углов

- Умение применять полученные знания в решении задач.


Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся


УУД

1. Организационный и мотивация учебной деятельности

Цель этапа:

Создание условий для возникновения внутренней потребности к деятельности

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания обучающего; пожелание успеха.


Включается в деловой ритм урока.

Настраивается на веру в себя, свои знания, успех.



Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности.

Личностные: мотивация учения.

2. Актуализация знаний

Цель этапа: Актуализация опорных знаний и способов действий; вовлечени е обучающихся в


конкретную деятельность


-Сегодня самостоятельно предстоит открыть новые знания. Перед тем как совершить открытие, давайте проверим себя, всё ли было понятно и усвоено на предыдущих уроках, имеются ли слабые места. Для этого проведём разминку

Фронтальный опрос:

1) Какой раздел математики мы сейчас изучаем?

2) Какие единицы измерения углов вы знаете?

3) В каких четвертях единичной окружности синус принимает положительное значение?

4) Какая тригонометрическая функция является четной?

1) Упростить

а) cos ( - α)

б) sin(- α)

2) Вычислить

а) t1580996999aa.gifcos 30o

б) 2sin 300

в) cos 15o



- С какими трудностями встретились при выполнении этой работы?

-Почему мы не можем вычислить задание в)?

-Предположили можно угол разложить на другие углы.

-Через какие известные нам значения мы могли бы выразить 15 градусов?

-Т.е у нас возникла проблема.

cos 15o= cos (450-300)

- Как прочитать получившееся выражение?

-Как же можно вычислить косинус разности ?





-А зачем это нужно знать ?





Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы.


Тригонометрия



градусная, радианная


1и 2


косинус


а) cos α

б) -sinα



а) 1,5

б) 1

в)Возможны затруднения


Предполагаемый ответ: записать формулу, по которой это можно будет сделать.


150=450- 300



-Косинус разности 450 и 300


Предполагаемый ответ: записать формулы по которым это будет возможным сделать.

Чтобы научиться решать подобные примеры

Коммуникативные:

формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации.

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности.

Личностные: формировать навыки самоанализа и самоконтроля.

Познавательные: формировать умения находить ответы на поставленные вопросы;

понимать смысл поставленной задачи

3.Целеполагание и мотивация

Цель этапа:

Обеспечение мотивации учения обучающимися, принятия им целей урока

Ставит проблему и подводит к теме урока. Акцентирует внимание обучающихся на значимость темы.

- Итак, тема урока « Косинус суммы и разности аргументов»

-Какую цель поставим перед собой?

1) вывести формулы для вычисления косинуса суммы и разности двух аргументов;

2) научиться применять эти формулы при выполнении различных преобразований тригонометрических выражений.

-Эта тема играет немаловажную роль, поскольку она имеет непосредственную связь с последующими темами курса математики.



Определяют вместе с учителем цель урока.

Коммуникативные:

формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации.

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности.

Личностные: формировать навыки анализа, творческой инициативности и активности.

Познавательные: уметь выделять существенную информацию из разной информации.

4.Первичное усвоение новых знаний

Цель этапа:

подготовить обучающегося к активному участию при выводе формул для вычисления косинуса суммы и разности двух аргументов

- Вывод формулы косинуса суммы и разности двух аргументов:

t1580996999ab.png

Повернем радиус ОА, равный R, около точки О на угол α и на угол β (рис.). Получим радиусы ОВ и ОС. Найдем скалярное произведение векторов ОВ и ОС.

Пусть координаты точки

В (х1; y1), координаты точки С(х2; y2). Из геометрии вспомним определение скалярного произведения векторов

t1580996999ac.png=х1х2 + y1y2 (1)

Выразим скалярное произведение векторов ОВ и ОС через тригонометрические функции углов α и β

Из определения косинуса и синуса следует, чему равны х12 ,y1 ,y2?

-Что нужно сделать, чтобы равенство (1) имело другой вид?

t1580996999ac.png=R2cos α cosβ + R2sin α sinβ = R2(cos α cosβ + sin α sinβ).

-Теперь давайте посмотрим с другой стороны, как найти скалярное произведение векторов через косинус угла?

t1580996999ac.png=| ОВ| *|OC|*cosВОС (2)

-Как выразить ВОС через α и β?

-Запишем равенство (2):

t1580996999ac.png= R2*cos(α – β)

-Что же мы получили?





- Итак, мы получили

cos(α – β)=cos α cosβ +sin α sinβ

-Формула косинуса суммы аргументов может быть выведена из полученной:

Запишите ( α + β) через разность

α – (-β), подставим в формулу

cos(α–(-β))=cosα*cos(-β)+sinα* sin(-β)=cosα*cosβ- sinα *sinβ

-Итак,

cos(α+β)=cos α cosβ -sin α sinβ






Принимают участие в диалоге с учителем








х1 = R cos α,

y1 = R sin α,

х2 = R cos β,

y2 = R sin β.

-Подставить значения в правую часть.










ВОС= α — β







R2(cos α cosβ + sin α sinβ)=R2*cos(α – β)

-разделим обе части на R2, получим

cos α cosβ + sin α sinβ=cos(α – β)















Разделились на группы и выводят самостоятельно

Коммуникативные:

уметь четко и грамотно выражать свои мысли при обсуждении изучаемого материала, слушать и понимать речь других.

Регулятивные: сознательно организовывать свою познавательную деятельность; выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала.

Личностные: формировать интерес к изучаемому содержанию.

Познавательные: уметь строить рассуждения в форме простых суждений об объектах, устанавливать причинно следственные связи.

5. Первичная проверка понимания

Цель этапа:

Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов.

-Вернемся к примеру, который предлагался в начале урока

cos 15o= cos (450-300)=

=cos450·cos300 + sin 450·sin300 =

= t1580996999ad.png

Учитель предлагает задание:

cos750=cos(450+300)= =cos450·cos300 – sin450·sin300=

=t1580996999ae.png




Обучающиеся выполняют самостоятельно и записывают ответы в тетради:





Оценивают свою работу.

Коммуникативные: уметь четко и грамотно выражать свои мысли;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные: выстраивать алгоритмы деятельности; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Личностные: формировать навыки анализа, творческой инициативности и активности.

Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебных задач.

6. Первичное закрепление

Цель этапа:

Обеспечение закрепления в памяти обучающихся знаний и способов действий, которые ему необходимы для дальнейшего решения и самостоятельной работы.

-Формулу можно применять как слева направо, так и наоборот.

1 Вычислить:

1) cos370cos80-sin370sin80 = cos(370 + 80) = cos450 =t1580996999af.png


2) Найди ошибку

cos1070cos170 + sin1070sin170 = cos(1070 + 170) = cos1240


2 Вычислить t1580996999ag.png , если известно что t1580996999ah.png

Решение:

t1580996999ai.png

t1580996999aj.png

По условию аргумент y принадлежит второй четверти, а в ней синус положителен. Поэтому t1580996999ak.png ,

t1580996999al.png







Обучающиеся выполняют самостоятельно и записывает ответы в тетради:



Оценивают свою работу.

Коммуникативные: уметь четко и грамотно выражать свои мысли;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные: удержать цель деятельности до получения ее результата.

Личностные: формировать навыки анализа, творческой инициативности и активности.

Познавательные: формировать умения по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов.

7. Подведение итогов урока

Цель: Дать качественную

оценку работы обучающегося.

Организует обсуждение.

-Какую цель ставили перед собой на уроке?

-Смогли ли ее достичь?

Продолжи фразы:

-сегодня на уроке я узнал …

- сегодня на уроке я научился…

- сегодня на уроке я повторил…

-сегодня на уроке мне было трудно...


- Как вы считаете, достаточно хорошо научились применять эти формулы или стоит продолжить отработку навыков применения на следующем уроке?


Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы.

Регулятивные:

осуществлять самоконтроль;

Коммуникативные:

высказывать свои суждения, доказывать правоту;

аргументировать, формулировать выводы на основе анализа предметного материала;

Познавательные: систематизировать, обобщить изученное;

анализировать, синтезировать и сравнивать информацию.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель:

Обеспечение понимания обучающимся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Учитель обращает внимание на Д/З, записанное в электронной тетради:

-На следующем уроке мы продолжим отработку применения этих формул. Вывести формулы sin(α + β) и sin(α - β)

1Вычислите:

cos 47o cos 17o + sin 47o sin 17o


2.Вычислите косинусы углов:

а) 150о; б)135о

3. Вычислите: cos (x + y), если известно, что

sin x = 3/5, 0 < x <t1580996999am.png/2 ;

cos y = – 3/5,t1580996999am.png< y < 3t1580996999am.png/2

Обучающиеся просматривают и задают вопросы.

Личностные:

проявлять творческую активность при решении учебной задачи.


Познавательные: уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способах решения задач.

9. Рефлексия

Цель этапа:

Инициировать рефлексию обучающегося по поводу психоэмоционального состояния, мотивации, его собственной деятельности и взаимодействия с учителем.

Учитель предлагает оценить работу на уроке!

t1580996999an.png-Урок очень понравился, мне все было понятно;

t1580996999ao.png- Урок вызвал интерес, я все вспомнил, что учили ранее, но есть вопросы, по которым нужна консультация;

t1580996999ap.png-Урок помог привести в систему знания, но дома некоторые задания самостоятельно выполнить не смогу;

t1580996999aq.png-Урок не понравился, нужна консультация.



Обучающиеся высказывают своё мнение.

Личностные: самоопределение.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации