Конспект урока по математике «Урок повторения и самоконтроля» (3 класс)
Технологическая карта
по математике
Тема урока: «Урок повторения и самоконтроля»
(3 класс, программа «Перспектива»)
Волгоград
Технологическая карта урока
Ф.И.О.
Класс: 3 «Г»
Предмет: математика
Тема: «Урок повторения и самоконтроля»
Место и роль урока в изучаемой теме: урок совершенствование знаний, умений, навыков.
Цель: создать условия для проверки знаний изученных правил, способов вычислений и их проверки, умение решать задачи на знание зависимости между величинами цена, количество, стоимость, умение обозначать имена геометрических фигур буквами латинского алфавита.
Задачи:
Образовательные: способствовать закреплению знаний изученных правил, способов вычислений и их проверки, умение решать задачи на знание зависимости между величинами.
Развивающие: способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение), психических процессов (внимание, память).
Воспитательные: содействовать воспитанию взаимопомощи, трудолюбия, интереса к предмету, культуры общения.
Дидактические средства:
Для учителя: средства ИКТ (презентация), учебник «Математика» 3 класс.
Для учащихся: учебник «Математика» 3 класс, тетрадь.
9. Форма работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
10. Ход этапов урока:
№ | Этап урока, цель | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма работы | Результат, УУД. |
1. | Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель: обеспечение осознанного вхождения учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. | Беседа. Слайд 1 | – Здравствуйте, ребята! Сегодня я проведу у вас урок математики. Долгожданный дан звонок – Начинается урок! Тут затеи и задачи, Игры, шутки, все для вас! Пожелаем всем удачи – За работу, в добрый час! – Урок у нас будет необычным. Сегодня мы с вами станем путешественниками, которые отправляются за кладом! | Приветствуют. Готовятся к уроку, настраиваются на него. Слушают. | Фронтальная. | (р) волевая саморегуляция, (К) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; (Л) смыслообразование |
2. | Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания. Цель: Организовать подготовку учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. | Слайд 2 Устный счёт. Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 | – Существует легенда, что давным-давно в море затонул огромный корабль, на борту которого было множество разных сокровищ. Но спастись от кораблекрушения удалось только одному матросу, который спас настоящий сундук с сокровищами. Чтобы не потерять, где спрятаны сокровища, матрос нарисовал карту в 4 направления для путешественников. (Обратить внимание на карту) Чтобы найти сокровища, необходимо отправиться каждой группе в разных направлении и выполнить все трудные испытания. Выполняя каждое задание, матрос будет выдавать вам подсказку, в конце своего путешествия вы разгадаете, с чем же был спрятан сундук, с какими сокровищами. Сзади вас сидит жюри, которое будет очень внимательно наблюдать за вами, какая команда активно работает, выполняя все задания. За правильный ответ, вам будет выдаваться ракушка, в конце посчитаем, какая команда самая активная. Но, если вы будете выкрикивать, шуметь, могу забрать ваши ракушки. А, чтобы узнать, какая группа путешественников, пойдёт в каком направлении, я предлагаю каждой группе посовещаться и выбрать Капитана! Капитаны выйдите, пожалуйста. -Вытяните из волшебного мешочка кубик с направлением и названием вашей группы. Капитаны, назовите направления, по которым вы отправитесь со своей группой путешествовать и ваше название. -Для начала мы немного разомнемся. Ответьте на вопросы. Команды «Робинзоны», слушайте внимательно. 1. Уменьшите число 14 в 7 раз. 2. Уменьшаемое 30, вычитаемое 5. Найдите разность. -Молодцы! -Команда «Бригантина», слушайте внимательно. 1. Найдите произведение чисел 5 и 3. 2. Делимое 18, делитель 9. Найдите частное. -И вы правы. -Команда «Туриос». 1. Число 50 уменьшите на 17. 2. Первое слагаемое 57, второе слагаемое 9. Найдите сумму. -Молодцы! Отлично справились. -И команда «Каравелла» 1. На сколько 34 больше, чем 8? 2. Первый множитель 2, второй 8. Найдите произведение. -Отлично! Путешественники, у нас есть 1 подсказка. И у каждой команды по 2 ракушки! (Раздать каждой команде по одному слову из высказывания) | (слушают легенду)
(Выбор капитана) -1 гр. - северо-запад. «Робинзоны» -2 гр. – юго – запад. «Бригантина» -3 гр. – юго – восток. «Туриос» -4 гр. – северо – восток. «Каравелла» - 2. - 25. - 15. - 2. - 33. - 66. - на 26. - 16. | Фронтальная, индивидуальная. | (П) анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация; (П) осознанное и произвольное построение речевого высказывания; (П) подведение под понятие; (Р) фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; (К) выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; (К) аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. |
3. | Построение проекта выхода из затруднения. Цель: Способствовать обдумыванию учащимися проекта будущих учебных действий. | Работа в группах Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 | – Следующее испытание, которое нам нужно выполнить спрятано в ваших конвертах. Откройте тетради и запишите дату и классная работа. -Путешественники, откройте конверты, внимательно прочитайте задание и выполните его в своих тетрадях. Посовещайтесь. Напомните правила работы в группах? -Капитаны, проверьте, чтобы у каждого из вашей группы, задание было выполнено! Команда «Робинзоны»: 3*4+20= 14:7+48= (64+18)-8= 90:(63-54)= Команда «Бригантина»: 15:5+29= 18:3+15= 35-(20+9)= 45-80:2= Команда «Туриос»: 80:2-10= 48-4*4= 28-(7+10)= (92-78):7= Команда «Каравелла»: 53-2*6= 0+9*3= (83+9)-23= 0*(55-38)= -Команды, покажите вашу готовность в виде домика. Итак, Команда «Робинзоны», какие же ответы у вас получились, давайте проверим. -Команда «Бригантина», ваши ответы. -Команда «Туриос», что у вас получилось? -И команда «Каравелла», посмотрим, справились ли вы с испытанием. -Молодцы, юные путешественники! Вот вам еще часть подсказки. И у всех команд по 4 ракушки. (Раздать каждой команде по одному слову из высказывания) | 29 ноября Классная работа
-Слушать друг друга. -Не перебивать. -Уважительно относиться. -Не ссориться и не ругаться. -Работать тихо. =32; =50; =74; =10. =32; =21; =6; =5. =30; =32; =11; =2. =41; =27; =69; =0. (зачитывают ответы) (зачитывают ответы) (зачитывают ответы) (зачитывают ответы) | Фронтальная, индивидуальная. | (П) анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; (П) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; (К) выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; |
4. | Реализация построенного проекта выхода из затруднения. Цель: Способствовать тому, чтобы учащиеся выдвигали гипотезы и строили модели исходной проблемной ситуации. | Слайд 11 Групповая работа Вывод по заданию | – Следующее испытание. Откройте конверты, внимательно прочитайте задание, посовещайтесь и выполните устно. -Команда «Туриос», прочитайте, какое задание вам попалось? -Ребята, скажите, а какое же задание попалось другим командам? -Матрос, предложил нам одинаковые задания. -Послушаем команду «Робинзоны», что вы можете сказать об этих фигурах? Сколько клеток в каждой -Сколько клеток у 1 фигуры? 2? 3? 4? -Что скажет «Бригантина»? Как ваша команда считает? -А как считает команда «Туриос»? Что вы можете сказать об этих фигурах? -Ваш вывод команда «Каравелла»? Как вы считаете? (Раздать каждой команде ракушки за ответ) -Да, ребята, каждая команда права. Все 4 фигуры имеют одинаковое количество клеток, но у них разные формы. Такие фигуры называются равновеликими, запомните. Имея определенное количество клеток, мы можем проявить таланты скульптура и сами сконструировать свою собственную фигуру. -Молодцы! Отлично справились заданием. (Раздать каждой команде по одному слову из высказывания) |
-Сосчитайте, сколько клеток вмещает каждая фигура. Есть ли среди этих фигур равные? -Такое же. -15. -15. -15. -15. (делают вывод) (делают вывод) (делают вывод) | Фронтальная. | (П) анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация; (Р) волевая саморегуляция; (П) поиск необходимой информации. |
5. | Динамическая пауза. | Слайд 12 | -Ребята, мы с вами очень хорошо потрудились. Вот мы с вами путешествуем с помощью карты. Проходим испытания. А на чём еще можно путешествовать? -Я вам предлагаю полетать на самолете, выйдите из-за своих мест, встаньте, чтобы всем было удобно. Видео самолет -Молодцы, ребята! Мы отлично полетали! | -Самолет, поезд, машина, автобус…. Повторяют упражнения | Фронтальная. | (Р) – волевая саморегуляция. |
6. | Включение в систему знаний и повторение. Цель: Создать условия для выявления границ применимости нового знания и выполнения заданий, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. | Слайд 13 Слайд 14 | –И самое сложное испытание матрос предлагает решить нам вместе. В конверте задание, сейчас мы и узнаем, что нам нужно сделать. Внимательно послушайте, я прочитаю задачу. Один рабочий изготовил 50 деталей, а другой – на 10 деталей меньше. Все изготовленные детали разложили поровну в 3 ящика. Сколько деталей в одном ящике? -О чем говорится в задаче? -Что известно о 1 рабочем? -Что известно о 2 рабочем? -Что еще известно нам? -Как можно узнать количество ящиков, в которые разложили все детали? -Нам известно общее количество деталей? -Из чего состоит общее количество деталей? -А мы можем сразу найти суму всех деталей? Почему? -А можем найти? -Как? -Почему вычитаем 10? -Мы знаем, сколько изготовил 2 рабочий. Теперь можем ответить на вопрос? -Почему? -Что нужно сделать? -Зная, сколько деталей и, что разложили в 3 ящика. Что нужно сделать? -Сколько действий в задаче? -Что узнали 1 действием? -Что узнали 2 действием? -Что узнали 3 действием? -Отлично! Посмотрите, как запишем условие задачи. 1 рабочий изготовил 50 деталей. 2 рабочий – неизвестно, на 10 д. меньше, чем 1. Все детали разложили в 3 ящика. Сколько в 1 ящике деталей. Какая команда может выйти и записать решение? -Молодцы, путешественники. Вот вам последняя часть подсказки и ракушки. (Раздать каждой команде по одному слову из высказывания) | -О деталях. -Изготовил 50 деталей. -Изготовил на 10 деталей меньше, чем 1. -Все детали разложили поровну в 3 ящика. -Количество всех деталей разделить в 3 ящика. -Нет. -Из суммы деталей 1 и 2 рабочих вместе. -Нет. Нам неизвестно, сколько 2 рабочий изготовил деталей. -Да. -Из деталей 1 рабочего вычесть 10 деталей. -Потому что 2 рабочий изготовил на 10 деталей меньше. -Нет. -Мы не знаем, сколько всего деталей изготовили 1 и 2 рабочий. -К деталям 1 рабочего прибавить детали 2 рабочего. -Количество деталей разделить в 3 ящика. -3. -Сколько изготовил 2 рабочий. -Количество деталей 1 и 2 рабочего вместе. -Сколько деталей в 1 ящике. 1) 50-10=40 (д) - изготовил 2 раб. 2) 50+40 = 90 (д) – 1 и 2 раб. Вместе 3) 90:3=30 (д) Ответ: в 1 ящ. 30 деталей. | Фронтальная, индивидуальная. | (Л) нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; (П) анализ, синтез, сравнение, аналогия, классификация; (П) понимание текстов, извлечение необходимой информации; (П) установление причинно-следственных связей; (П)осознанное построение речевого высказывания; |
7. | Домашнее задание. |
| Молодцы! Запишите домашнее задание. | | Фронтальная. | (П) использование знаково-символических средств. |
8. | Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: создать условия для фиксирования нового содержания, изученного на уроке, и организации рефлексии и самооценки учениками собственное учебной деятельности. | Беседа. Слайд 15 Итог урока Рефлексия | – Итак, перед каждой командой лежат подсказки, соберите высказывания. Посчитайте, сколько ракушек собрала каждая команда. У кого получилось больше? -Команда «Робинзоны», прочитайте, что у вас получилось. -Команда «Бригантина», что у вас за высказывание? -Команда «Туриос», что получилось у вас? -Команда «Каравелла», что же получилось у вас? -Ребята, а если обобщить все эти высказывания, что можно сказать? -Ребята, это и есть наши сокровища, которые мы искали на протяжении всего путешествия! Вот, что матрос смог спасти с затонувшего корабля! -Так зачем нужно изучать математику? -Да, ребята вы правы. Математика помогает нам познавать много нового и интересного. Мы становимся умнее, преодолевая трудности! -Молодцы! На уроке вы работали дружно, организованно. – Как достигали мы поставленных целей? -Оцените свою работу на уроке. Перед каждой командой лежат кружочки, нарисуйте в них своё настроение, с которым вы заканчиваете своё путешествие! -Команды, покажите ваше настроение! -Урок окончен. Спасибо за урок! | -Математика – это дверь и ключ к наукам. -Сущность математики – в вечной её молодости. -Математика – самая важная наука в мире. - Открывай и познавай тайны великой математики! -Все относятся к математике. -Для того, чтобы познавать новое, много знать. -Выполняли трудные задания. -Работали в группах. -Были дружными, активными. Самооценка | Фронтальная, индивидуальная. | (П) рефлексия способов и действий; (Л) самооценка на основе критериев успешности; (П) контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
11