Конспект урока по математике «Проценты. Подготовка к контрольной работе» (5 класс)
Конспект урока по математике.
|
ФИО (полностью) |
Красильникова Любовь Александровна |
|
Место работы |
МОУ Чёлсменская ООШ Галичского района Костромской области |
|
Должность |
Учитель математики |
|
Предмет |
математика |
|
Класс |
5 |
|
Тема урока в планировании |
«Проценты. Подготовка к контрольной работе» |
|
Базовый учебник |
Учебник Веленкин Н.Я. « Математика 5 класс» |
Цель урока:
Совершенствование практических навыков решения основных задач на проценты и умение применять их при решении реальных жизненных задач
Планируемые результаты:
предметные: уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие процента и умения решать основные типы задач на проценты
личностные: умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения
метапредметные: уметь воспроизводить смысл понятия проценты; уметь обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности
Задачи урока:
образовательные (формирование познавательных УУД): закрепить навыки и умения применять алгоритмы при решении задач на проценты; создание условий для систематизации, обобщения знаний учащихся при решении задач по теме «Проценты».
воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению.
развивающие (формирование регулятивных УУД): способствовать развитию творческой активности учащихся; повысить познавательный интерес к предмету; развитие навыков, способностей, мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез - правил решения задач, умений анализировать способы решения задач); развитие не только логического, но и образного мышления, фантазии детей и их способности рассуждать.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная
Оборудование: Учебник Веленкин Н.Я. « Математика 5 класс» мультимедийный проектор, ноутбук, карточка с заданием, магнитная доска с магнитами, столбики диаграмм, карточки с домашним заданием.Технологическая карта урока
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
||||||||||||||||
1.Организаци онный момент |
Проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. |
Слайд 1 Здравствуйте, садитесь. Посмотрите всё ли готово у вас к уроку. На уроке у нас сегодня присутствуют гости. Мы начинаем нашу работу. |
Включаются в деловой ритм урока. |
Оценка готовности к уроку. |
|||||||||||||||
2. Мотивация |
Создать благоприятный психологический настрой на работу Обеспечение мотивации учения детьми. |
Сегодня вы будете работать в роли продавцов и покупателей, высчитывающих скидку на товары; в роли завуча и директора школы. Выполняя различные задания вы проверите свои знания по математике, тем самым подготовите себя к будущей контрольной работе. |
Слушают учителя |
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. |
|||||||||||||||
3.Определение темы и целей урока. |
Принятие темы урока. Определение путей достижения цели. |
Начнём наш урок с устной работы Перед вами таблица Слайд 2 в первой строке замените десятичные дроби процентами, а во второй строке проценты замените десятичными дробями. Но для этого давайте вспомним правила, как перевести десятичные дроби в проценты, и как перевести проценты в десятичные дроби. Слайд 3 Итак, по одному по цепочке заполняем таблицу, для удобства на каждом квадратике вашего примера написана буква вашего имени. Слайд 4
Чтобы определить тему нашего сегодняшнего урока выполните следующее задание письменно в тетради, и для начала запишем число классная работа Слайд 5 Давайте вспомним, что мы изучали по этой теме, и теперь давайте сформулируем задачи на наш урок. Слайд 6 |
Рассматривают таблицу. Вспоминают правила Чтобы перевести десятичную дробь в проценты, надо эту дробь умножить на 100% Чтобы перевести проценты в десятичную дробь, надо количество процентов разделить на 100% Выполняют задание Выполняют задание Определяют название темы урока. Формулируют задачи урока: Вспомнить, как перевести проценты в десятичную дробь и десятичную дробь в проценты. Повторить, как найти процент от числа и число по его проценту. Закрепить, как вычислить процентное соотношение. |
Самостоятельное решение устной работы Целеполагание. Обсуждение формулирование целей. Умение выбрать правильный ответ |
|||||||||||||||
4. Получение необходимой информации. |
Инструктаж учащихся для заполнения оценочного листа. |
Давайте вспомним, для чего мы изучаем тему проценты. Действительно, в нашей жизни человек очень часто сталкивается с понятием проценты. Где мы встречаемся с этим понятием? Слайд 7 Кроме того, полученные знания на уроках математики, помогут вам в дальнейшем при решении задач по химии (например: узнать концентрацию соли в морской воде), физике, биологии (жирность молока). А также при сдаче экзамена Маршрутный лист на карточках у каждого учащегося У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу: Слайд 8 "5" - справился с задачей без затруднений, "4" - справился с задачей, но возникали сложности, "3" - были допущены ошибки при решении, "2" - не справился с задачей. Посмотрите, одно из заданий мы с вами уже выполнили, поэтому поставьте оценку в свой оценочный лист |
Отвечают на вопросы учителя Рассматривают оценочный лист Отмечают результат своей работы в оценочном листе. |
Постановка вопросов, инициативное сотрудничество. Планирование, прогнозирование. |
|||||||||||||||
5.Выполнение заданий |
Практическое усвоение учебного материала |
А сейчас мы с вами немного поиграем в игру продавец и покупатель, у одной группы будет магазин верхней одежды, а у другой группы будет магазин спорттоваров. В ваших магазинах пришло распоряжение сделать скидку, ваша задача, рассчитать, сколько рулей будет составлять ваша скидка. Слайд 9 Для этого вспомним, на какое правило это задание Слайд 10 А теперь ребятам из другой группы предлагаю побыть покупателями Слайд 11 Лиза а сколько будет стоить шапка со скидкой? Что для этого надо сделать? Маша, сколько будут стоить спортивный костюм со скидкой? А теперь отметьте в своём оценочном листе свою оценку. А сейчас я вам предлагаю решить графический диктант. Прочитайте утверждения, записанные на слайде Слайд 12 На какое правило эти предложения? Слайд 13 Задание выполняем самостоятельно, Записывая в тетрадочку + и -- Слайд 14 Проверяем, исправляем ошибки. В каком задании у тебя ошибка, как считала? А теперь отметьте в своём оценочном листе свою оценку. Для следующего задания мы с вами перевоплотимся в другие роли. Я предлагаю вам побыть на месте завуча нашей школы. А Лизе на месте директора. Лиза читай задание: На следующем совещание директоров мне велено представить отчёт, о качестве знаний учащихся нашей школы за первые три четверти, поэтому вы уважаемая Ирина Геннадьевна рассчитайте процент качества знаний наших учащихся и представьте его в виде диаграммы. Итак, Диана рассчитывает процент качества за первую четверть, Маша - за вторую четверть, Илья - за 3 четверть. У меня на столе лежат столбики диаграммы с ответами. После того, как вы рассчитаете процент качества за свою четверть, вы возьмёте свой столбик и выставите его на магнитной доске. Данные для расчёта предоставлены на слайде. И помните вы как единое целое, от ваших расчётов зависит вся диаграмма. Слайд 15 Лиза, так как ты директор школы, ты должна рассчитать все три четверти, и проконтролировать всё ли завуч школы рассчитала правильно. В школе всего учеников, закончили I четверть на “4” и “5” человек II четверть человек III четверть человек Какой процент качества знаний учащихся нашей школы. Ответ округлить до единиц процента. Что бы выполнить это задание, давайте вспомним, на какое правило эта задача? Давайте повторим это правило. Слайд 16
Илья, повтори, что ты будешь делать? Слайд 17 Берём свой столбик с ответом и ставим на магнитную доску, на столе учителя столбики с разными ответами. Больше чем положено. У нас получилась диаграмма, так как она состоит из столбиков, она и называется столбчатая, с такой диаграммой вы встречались в начальной школе. А теперь проверяем Лиза, сравни диаграмму на магнитной доске и на слайде Слайд 18, одинаковые ли они получились. А у тебя такие ответы. А что можно увидеть на этой диаграмме? |
Слушают задание. Делятся на группы. Проговаривают правило, как найти процент от числа. Чтобы найти число по его проценту надо количество процентов разделить на данное число и умножить на 100% Выполняют задание. Проверяют получившиеся ответы с ответами на слайде. Отвечают на вопросы. Отмечают результат своей работы в оценочном листе. Слушают задание учителя. Как найти число по его проценту? Проговаривают правило. Чтобы найти число по его проценту надо количество процентов разделить на данное число и умножить на 100% Выполняют задание самостоятельно. 1 учащийся выполняет 3пункта задания. Проверяют свои ответы с ответами на слайде. Отмечают результат своей работы в оценочном листе. Слушают задание Отвечают на вопрос учителя. Отвечают на вопрос учителя. Как найти процентное соотношение. Повторяют правило. Чтобы найти процентное соотношение, надо данное число разделить на общее количество и умножить на 100% Учащийся отвечает на вопрос. Выполняют задание. Отвечает на вопросы. |
Умение обсуждать в группах Умение сравнивать результат своей деятельности с эталоном. Умение оценить себя. Умение работать самостоятельно. Умение сравнивать результат своей деятельности с эталоном Умение оценить себя. Умение выступать перед аудиторией.
Умение работать в группах Формирование грамотной устной математической речи |
|||||||||||||||
6. Подведение итогов урока |
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых |
Давайте вернёмся к нашему оценочному листу. Все ли задачи нашего урока мы выполнили Давайте повторим ещё раз, задания на какие правила вы выполняли. |
Отвечают на вопросы учителя. |
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
|||||||||||||||
7. Рефлексия |
Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности. |
А теперь заполните его до конца, поставив себе итоговую оценку за урок. Для этого выполните задание на слайде. Слайд 19 Поднимите руку кто готов к контрольной работе. А кому, что надо повторить |
Выполняют задание самостоятельно Заполняют оценочные листы, оценивают себя. Отвечают на вопросы учителя. |
Оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль |
|||||||||||||||
8. Информация о домашнем задании. |
Обеспечение понимания детьми содержания домашнего задания. |
Домашнее задание у вас сегодня на карточке: №1 стр (устно) №2.В семье Карповых, состоящей из мамы, папы и шестилетнего Юры, семейный бюджет на месяц делится следующим образом:
Рассчитайте, какая сумма в рублях идет на каждую статью расхода, если Юрина мама зарабатывает 15 000 рублей, а Юрин папа 20 000 рублей в месяц. №2. В городе Галиче в 2010 году родилось 156 девочек, что составило 60% всех детей. Сколько всего детей родилось в городе Галиче? Сколько родилось мальчиков в 2010 году? №3. Мама купила 650 граммов сыра, за завтраком съели 260 граммов, за обедом- 325 граммов, а остальную часть за ужином. Сколько процентов сыра съели за обедом, завтраком и ужином? Спасибо, урок окончен. Слайд 20 |
Слушают задание. Записывают в дневник. |