Конспект урока по математике во 2 классе «Определяем время по часам»
Технологическая карта урока по математике во 2 классе
по теме 1.«Определяем время по часам» (программа «Планета Знаний»)
2. «Сложение чисел в пределах 20 с переходом через десяток»(вариант 1)
Предмет | Математика | Математика |
Тип урока | Усвоение новых знаний | Усвоение новых знаний |
Вид урока | Урок-игра | Урок-игра |
Тема | Определяем время по часам | Сложение чисел в пределах 20 с переходом через десяток. |
Цель | Ознакомление с новыми единицами времени - час, минута. | Ознакомление с приемом сложения чисел в пределах 20 с переходом через десяток. |
Задачи урока | Обучающие: -Формировать представление о единицах времени- часе, минуте, сутках. -Совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи -Развивать умение наблюдать, сравнивать и делать выводы. Развивающие - Развивать логическое мышление, внимание. - Развивать умение наблюдать, рассуждать. - Активизировать мыслительную деятельность. Воспитательные -Воспитывать любовь к предмету. -Воспитывать аккуратность, прилежность. -Воспитывать учебные навыки: умение слушать, слышать, четко говорить. | Обучающие: -систематизировать знания детей о составе чисел от 1 до 10, закрепить навыки счёта в пределах 20; повторить состав чисел 1,2,3,4; продолжить работу по обучению детей в решении задач на сложение и вычитание. Развивающие - умение ставить вопросы, познавательные интересы, творческие способности; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. Воспитательные: -воспитывать мотивацию к учению на основе сюрпризных моментов, дидактических игр и использования ИКТ. Коррекционно - развивающие: -развивать слуховое восприятие на основе упражнений в устном счёте; -корригировать мышление на основе упражнений в решении примеров и задач в пределах 20. |
Планируемые результаты | Предметные: -Усвоить понятия - час, минута, сутки. -Научиться определять время по модели часов, называть часы и минуты, называть часы второй половины суток. Личностные: -Формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу. -Формировать ценностные отношения друг к другу. -Формировать умение воспринимать, перерабатывать полученную информацию, выделять основное содержание. -Проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: -Овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний; -Организация учебной деятельности, планирования, развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты. Регулятивные универсальные учебные действия: - умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение. Познавательные универсальные учебные действия: - умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные универсальные учебные действия: - умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в классе и следовать им. | Предметные: -Научить выполнять сложение в пределах 20 с переходом через десяток Личностные: -Формировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения. Способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: -Овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний; Регулятивные универсальные учебные действия: Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные универсальные учебные действия: Развивать умение работать с разными видами информации. Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке. Коммуникативные универсальные учебные действия: Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других). |
Оборудование | Технические средства: компьютер, проектор Экранно-звуковые пособия: презентация по теме урока | Числа от 0 до 20. Абак с рисунками для выполнения сложения. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания |
1.Организационный этап | – Доброе утро хочу вам сказать. Будем сейчас в детективов играть! -Запишем число, классная работа. «Как?» – удивитесь. Да не вопрос! Я – Елена Владимировна, ваш босс
– В игре детективом представьте себя. На счет 1, 2, 3 закройте глаза (дети закрывают глаза) – Вы очень умны, деловиты, находчивы И сложное дело распутаете просто вы. «Второклашка» агентство детективное, В раскрытии тайн весьма эффективное! – Откройте глаза и взгляните на босса. Ответьте мне быстро, четко и просто: В чем главная задача детектива? Полным ответом, громко, красиво. – Чем эта профессия важна? А может, она не нужна? – Да, главное, что тут скрывать, для сыщика это работать, искать. А в ваши визитки нужно имя своё вписать. Результаты работы будем здесь отражать. В конце урока не забудьте визиточки сдать. (Раздает визитки) -Вперёд, детективы! Первое дело. Работаем в парах мы очень умело. Друг друга не надо перебивать, Каждый имеет право сказать. Если у друга возникли проблемы – Ты помоги ему непременно. | Оценивают свою готовность, настрой на работу Записывают Подписывают визитки | | Записывает Подписывает визитку | |
2.Актуализация знаний | -Приготовились, посчитаем устно. Устный счет: 1.Сколько улик нашёл сыщик Андрей? Ты посчитай, попрошу, побыстрей! В этом числе 6 единиц, а десятков на 4 меньше. (26) 2.На поляне у дубков Увидел сыщик 16 следов, А подальше, у пруда, Он нашёл еще их два. Но вдруг здесь случилась внезапно беда Четыре следа смыла вода. Кто ответить нам готов, Сколько осталось следов? (14) 3.Два следователя играли в шахматы 30 минут. Сколько времени играл каждый? (30) 4.
А здесь не надо промедленья Картина с места преступленья Детектив, не сбейся с пути Задача: треугольники найти (6) 5.Раскрытые дела сыщики стали в архив сдавать. Первое слагаемое 10, второе слагаемое 5 Сколько дел сдали сыщики? (15) Оцените себя. Раскрасьте шляпу у детектива на своих визитках | Воспринимают задание, наблюдают, анализируют, выполняют, предъявляют результат. Актуализируют свои знания о величинах и приемах вычисления. Оценивают свою работу | 1. Посчитать от 5 до 11. Посчитать от 20 до 15. Назвать соседей числа 19. 2 На поляне у дубков Увидел сыщик 16 следов, А подальше, у пруда, Он нашёл еще их два. Но вдруг здесь случилась внезапно беда Четыре следа смыла вода. Кто ответить нам готов, Сколько осталось следов? (14) 3 Ёжик по лесу шел, на обед грибы нашёл. Пять - под берёзой, четыре - у осины. Сколько грибов в плетёной корзине?
4. А здесь не надо промедленья Картина с места преступленья Детектив, не сбейся с пути Задача: треугольники найти (6) 5.Раскрытые дела сыщики стали в архив сдавать. Первое слагаемое 10, второе слагаемое 5 Сколько дел сдали сыщики? (15)
| Воспринимает задание, наблюдает, выполняет, предъявляют результат. Актуализирует свои знания о величинах и приемах вычисления. Оценивает свою работу | Слайд 1, Числовой ряд. Слайд 2. Слайд 3. Слайд 4. |
3. Выявление места и причин затруднений | -А теперь дерзайте! Все числа в порядке возрастания Расставляйте и слово- шифр прочитайте! -Какое слово у вас получилось? -Определим тему нашего урока. -ОПРЕДЕЛЯЕМ ВРЕМЯ ПО ЧАСАМ. -Какую цель мы поставим для себя? -Детективное агентство отправило нам по почте посылочки . -Рассмотрите предметы, находящиеся в посылке и ответьте на вопрос: Что объединяет все эти предметы? (Всеми предметами можно что-то измерить). В посылках находится калькулятор, линейка, часы, транспортир, швейный метр. -Детектив, не зевай! Какой прибор нам нужен на уроке, отвечай! Про тему урока не забывай!) Оставьте на парте часы, уберите посылку. | Время Определяют тему урока Определяют цель урока Рассматривают предметы из посылки и определяют, для чего они нужны | Работа по учебнику: -Дополни до 10 №1 с 25 Самостоятельная работа Проверка (В посылке пример) -Запиши пример в тетрадь. 8+2+3= Впиши пропущенные числа 8+() -Работа с рисунками -Тема нашего урока : «Сложение в пределах 20 с переходом через десяток» -Повтори тему урока. -Цель урока: Ознакомление с приемом сложения чисел в пределах 20 с переходом через десяток. | Решает примеры в тетради Записывает. Решает. Выкладывает рисунки | Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 |
4. Построение проекта выхода из затруднения | — Послушайте загадку. Две сестрицы друг за другом — О чем это загадка? Давайте рассмотрим модель часов . – Как выглядят часы? -Первые часы выглядели совсем не так, как сейчас. Вначале изобрели солнечные часы, потом водяные, затем песочные, и ,наконец, механические. -В часах используются две стрелки: короткая и длинная. — Кто знает, как называется короткая стрелка? -Время, за которое короткая стрелка часов проходит расстояние от одной цифры до другой называется часом. — А как называется длинная стрелка? — Время, за которое длинная стрелка часов проходит расстояние от одной маленькой черточки до другой называется минутой. — Давайте сосчитаем на ваших моделях, сколько маленьких черточек от одного числа до другого? – Посчитаем, сколько минут потребуется длинной стрелке , чтобы совершить путь по кругу? (Показываю на макете и считаем через 5.) — А сколько всего этих чёрточек? Время, за которое минутная стрелка проходит весь круг, называется час. –Значит, какой вывод мы можем сделать, вспомнив то, о чём сейчас говорили? - Часовая стрелка за час проходит расстояние от одной цифры до другой . Минутная стрелка проходит расстояние от одной маленькой черточки до другой - Молодцы! Агентство детективное, В раскрытии тайн весьма эффективное! | -о стрелках Рассматривают модель часов. -На них есть стрелки и цифры -Часовая Показывают -Минутная
Показывают. Считают деления. 5 Считают вместе с учителем 60 | Работа по учебнику -Впиши пропущенные числа №2 с 25 Самостоятельная работа Проверка | Считает | Слайд 8 Слайд9 Слайд10,11 |
5.Реализация проекта выхода из затруднения | -Где мы можем проверить, правильные ли выводы мы сделали? (В учебнике) Прочитаем правило на стр.40 в рамке Совпадает ли ваш вывод с выводом учебника? -Коллеги, давайте попробуем определить время на часах. №1 с 40 Самостоятельная работа. Вывод: часовая стрелка показывает который час, а минутная стрелка при этом стоит на 12. | Работа в учебнике. С. 40 | Работа в учебнике -№3 с 25 (1 столбик) | Решает в тетради | |
Раскрасьте в визитках лупу | | ||||
Физ минутка | -Настало время нам, коллеги, отдохнуть, Чтоб при расследовании дела не уснуть! музыкальная физминутка | Выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения, | | | «Песня сыщика» из м/ф «Бременские музыканты» Слайд 12 |
6. Первичное закрепление. | -Самостоятельная работа №2 с 40 Проверка | Определяют время по рисунку | Работа у доски №3 с 25 (2 столбик) | Решает у доски | |
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону | -Определите время . -Как сказать по-другому? №3 с 40 -Проверка. | Самостоятельно определяют время | Работа с рисунками №4 с 26 -Запишем пример 7+4= -Нарисуем 7 синих кругов. -Сколько нам надо нарисовать красных кругов, чтобы всего стало 10? -Сколько надо дорисовать красных кругов, чтобы их всего стало 4? -Сколько всего стало кругов? -Запишем ответ. | Рисует, Считает, Отвечает | |
8. Включение в систему знаний и повторений | - Посмотрим на модель часов. Мы знаем, что в сутках 24 часа. -Знаете ли вы, как называют время после 12 часов дня? -Работа по моделям. -Решим задачи с единицами времени у доски №5(а) с 40 | Решают у доски | -Составим задачу по краткой записи и решим. №6 с 26 | Решает в тетради | |
9.Рефлексия | -Что нового открыли для себя на уроке? - Нам удалось добиться цели , поставленной на уроке? -Какие трудности испытывали при выполнении заданий? - Оценим свою работу в агентстве на уроке. Портфель – это багаж знаний, который вы унесёте домой. Это цель, которой мы должны были добиться Раскрасьте портфель. -Пока шел урок, останавливались ли стрелки на часах? И мы работали без остановки! -Вспомним пословицы о времени. -А какое настроение было у вас во время нашего расследования? Раскрасьте плащ | Отвечают на вопросы. Оценивают работу. Раскрашивают портфель. Отвечают. Раскрашивают плащ. | | Отвечает на вопросы. Оценивает работу. Раскрашивает портфель. Отвечает. Раскрашивает плащ. | Слайд 13 |
10.Информация о домашнем задании. Инструктаж его выполнения | №4 с 41 в учебнике, учиться определять время | Записывают | №5 с 26, повторить название чисел второго десятка | Записывает | Слайд 14 |