Конспект урока по математике «Дециметр» (Математика, 2 класс)
Цели: познакомить с единицей измерения длины — дециметром; учить измерять длины отрезков; повторить нумерацию; развивать умение решать примеры и задачи изученных видов.
Планируемые результаты: учащиеся научатся переводить одни единицы длины в другие; выполнять вычисления вида 15 + 1, 16 — 1 с опорой на знание нумерации; сравнивать числа в пределах 20, опираясь на порядок их следования при счете; читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи; решать задачи изученных видов; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Устный счет (номер 4)
2. Повторение нумерации
(Три ученика выходят к доске и заполняют пропуски.)
14 = [ ] дес. [ ] ед.
17 = [ ] дес. [ ] ед
19 = [ ] дес. [ ] ед
3. Геометрический материал
— Сколько треугольников на рисунках?
Ответ: 7
III. Самоопределение к деятельности
— Дополните предложения словами «килограмм», «метр», «сантиметр».
• Папа держал чемодан, масса которого 11... (кг).
• В ведро вмещается 10... (л) воды.
• Ученик начертил в тетради отрезок длиной 1... (см).
— Соедините величины и единицы их измерения.
(Учитель вывешивает на полотно карточки, учащиеся называют величину и единицу ее измерения. Учитель ставит их в одну строку.)
Узнаем с какой новой единицей измерения длины мы познакомимся сегодня на уроке. (Дециметр.) Откройте учебник на с. 51. Прочитайте тему и задачи урока.
— Тема сегодняшнего урока: «Дециметр». Знаете ли вы, что обозначает это слово?
— С какой единицей измерения длины мы знакомы? (С сантиметром.)
IV. Работа по теме урока
1. Практическая работа
Учитель чертит на доске отрезок длиной 60 см и просит одного ученика измерить его длину с помощью модели сантиметра. Учащиеся приходят к выводу, что не всегда удобно измерять длины с помощью сантиметра. Есть еще одна единица измерения длины — дециметр.
— Сколько отрезков длиной 1 дм поместилось в отрезке на доске?
Сравните полоску зеленого цвета длиной 1 см и полоску синего цвета длиной 1 дм.
Сколько полосок длиной 1 см поместилось в полоске длиной 1 дм? (10.)
(Учитель показывает на доске сокращенную запись слова «дециметр».)
— Измерьте с помощью моделей дециметра и сантиметра длину желтого отрезка.
— Сколько раз уложился дециметр? (1.)
— Можно уложить модель дециметра еще раз? (Нет.)
— Чем можно измерить оставшуюся часть отрезка? (Сантиметром.)
— Сколько раз уложился сантиметр? (4.)
Длина этого отрезка записывается так: 1 дм 4 см или 14 см, так как в 1 дм содержится 10 см.
Работа в тетради с печатной основой ( номер 1 и 4 стр. 25)
2. Работа по учебнику
— Рассмотрите верхний рисунок на с. 51.
— Определите по нему длину голубой полоски. (Учащиеся читают соотношение: 1 дм = 10 см.)
№ 2 (с. 51). - Самостоятельное выполнение.
V. Физкультминутка
Еж спешил к себе домой,
Нес запасы он с собой.
Через кочки еж скакал,
Быстро по лесу бежал.
Вдруг он сел и изменился —
В шарик круглый превратился.
А потом опять вскочил
И к детишкам поспешил.
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
№ 3 (с. 51). решение в тетради
VII. Рефлексия
— Кто понял новую тему?
— Кому нужна помощь?
— Кто доволен своей работой на уроке?
VIII. Подведение итогов урока
— С какой новой единицей измерения длины мы сегодня познакомились?
— Кому интересно было выполнять практическую работу?
— Длину каких предметов удобнее измерять новой меркой?
— О каком задании вы расскажете дома родителям?