Конспект урока по окружающему миру «На что похожа наша планета» (1 класс)
Конспект урока по окружающему миру
«На что похожа наша планета»-1класс «Школа России»
(ОхрименкоЕ.В.)
Тема: На что похожа наша планета.
Цели: Познакомить с формой и движением Земля, с глобусом.
Научить доказывать выдвигаемые предположения шарообразности Земли.
Формируемые УУД:
познавательные: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование;
коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка .
личностные: мотивация учения, положительное отношение к учёбе и своим знаниям
Оборудование: презентация к уроку, проектор, плоское блюдо, мяч; фигурки для демонстрации опытов на блюде и мяче; глобус; детский волчок; макет для показа движения Земли вокруг Солнца, цветные карандаши, листы для индивидуальной работы, рабочие тетради.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
1.Организационный момент 2.Актуализация знаний 3.Мотивация и целеполаганне 4. Работа по теме урока 1) Подготовка к восприятию нового. 3)Использование динамической модели 2)Сравнение изображений Земли 4)Выполнение заданий в листах для индивидуальной работы Выбор рисунка Земли шарообразной формы Сравнение формы Земли с другими предметами 5)Демонстрация опыта Физкультминутка 5.Продолжение работы по теме урока 1) Знакомство с глобусом 2)Демонстрация детского волчка 3)Работа с макетом солнечной системы 4) работа с учебником с.45 3)Выполнение заданий в листах для индивидуальной работы. Выбор схемы движения Земли вокруг Солнца 4)Работа в тетрадях с.33 N2 6. Рефлексия 7.Итог урока
| - Проверим готовность к уроку. . Давайте улыбнемся и пожелаем друг другу удачи. - Ребята! Все вместе мы живем на одной большой планете! - Кто знает, как она называется? -Люди издавна задумывались над тем, как устроен мир, что собой представляет Земля, высказывали множество предположений о форме Земли.
- Какой представляли форму Земли древние мудрецы? - Итак, правы ли были древние мудрецы? - Что вы знаете о нашей планете? - На что похожа наша планета? - На какой вопрос нам предстоит сегодня ответить? - Какова тема урока? - Каковы цели урока? Наша сегодняшняя цель: найти доказательства того, что Земля имеет форму шара. Для этого все мы сегодня на уроке побываем в роли научных сотрудников -А что значит «сотрудники»? -Прочитаем,как записано в толковом словаре Ожегова. -Результаты своих научных доказательств будем отмечать в листах для индивидуальной работы. Учитель демонстрирует большое плоское блюдо и мяч: -Когда мы смотрим в окно, Земля кажется нам плоской, как это блюдо. Представьте, что на нём расположились дома, деревья, целые города и страны, люди и животные (расставляет на блюде фигурки домов, деревьев, людей, животных — пластилиновые или взятые из какого-либо игрушечного набора). Но некоторые из вас, ребята, сказали, что Земля похожа на мяч, то есть имеет форму шара (приклеивает к мячу несколько фигурок, в том числе «вверх ногами»). -Какое предположение правильное? Попробуем доказать наши предположения. Раньше люди подолгу ждали корабли из дальних странствий. Внимательно наблюдали, как из-за линии горизонта приближаются корабли. Проведем научное наблюдение: вращением модели земного шара покажем приближение кораблика. -Сделайте вывод о результате наших наблюдений? -В наши дни, когда люди запустили в космос космические корабли, космонавты своими глазами увидели, какую форму имеет Земля. Сделаем вывод о форме Земли. - Сравните рисунки На листах для индивидуальной работы в задании 1 отметьте, какое изображение правильное? -Проверьте по слайду - Выполните задание 2 - Обведите предметы, на которые похожа наша планета. Объясните свое решение -Проверьте. -Земной шар очень велик. Кстати, многие люди действительно ходят по нему вверх ногами, но не замечают этого. Их, как и всё на Земле, удерживает земное притяжение. Шарообразная форма нашей планеты объясняет, почему людям никогда не удавалось добраться до края Земли. У неё нет края. Зато люди могут совершать кругосветные путешествия. Докажем это при помощи опыта. Возьмите яблоко, нанесите карандашом пометку и обведите карандашом вокруг яблока. Куда вернулись? Сделайте вывод. По морям - по волнам Нынче здесь - завтра там. Много-много лет тому назад один ученый впервые создал модель Земли – глобус и назвал его «земным яблоком». -Как вы думаете, почему? -Глобус - модель Земли. Это шар, на который нанесены очертания суши и вод Земли. Сине-голубые участки-моря и океаны. Зеленые и желто-коричневые участки суши Шар насажен на ось и наклонен по отношению к подставке. -Земля неподвижна или движется? - Посмотрите, как Земля вращается вокруг своей оси. (показ глобуса в движении вокруг оси) - Вращение Земли вокруг своей оси – можно сравнить с вращением детского волчка --Земля постоянно движется вокруг Солнца. Посмотрите, как движение Земли вокруг Солнца можно сравнить с движением самолетика вокруг башни карусели. -Рассмотрите рисунки–схемы. Они помогут вам понять, как движется Земля -На листах для индивидуальной работы найдите задание 3 и отметьте, какая схема правильная. - Проверьте и сделайте отметку о выполнении задания. -С помощью глобуса раскрась на рисунке нашу планету. -Найдите на глобусе воду и сушу. -Проверьте -Отгадайте загадки: Ни начала, ни конца, Ни затылка ,ни лица Знают все и млад и стар, что она – большущий шар. (Земля) -На ноге стоит одной, крутит, вертит головой. Нам показывет страны Горы,реки,океаны. (глобус) -Какие научные выводы о форме и движении Земли мы сделали ?
-Кто выполнил все 3 задания верно? -Поблагодарим друг друга за активную помощь в сотрудничестве. | Проверяют готовность к уроку Слайд 1 множество предположений о форме Земли. Высказывания обучающихся Обучающиеся называют тему урока и цели урока Слайд 2 – тема урока Слайд 3- значение слова сотрудник Дети читают: сотрудник - человек, который работает вместе с кем-нибудь, помощник Высказывают предположения. -Еcли Земля плоская, значит, можно идти-идти по ней и в конце концов дойти до края Земли. Но пока никому из людей это не удавалось... Если Земля имеет форму шара, значит, многие люди ходят по ней вверх ногами, а разве такое возможно? Слайд 4-вид Земли из космоса обучающиеся находят доказательства верного предположения и делают вывод о том, что Земля имеет шарообразную форму Слайд 5-плоская и шарообразная Земля Слайд-6-изображение Земли шарообразной формы Обучающиеся выполняют задание 1 и делают отметку об ответе
выполняют задание 2 на листах для индивидуальной работы слайд 7
проверяют по слайду 8 презентации и делают отметку об ответе.
Дети проделывают опыт и делают вывод -Можно совершать кругосветные путешествия: обогнув Землю. Возвратится в то же место». Рассматривают глобус Ответы детей Под руководством учителя дети находят на глобусе воду и сушу. Ответы детей Наблюдают за движением волчка Наблюдают за движением Дети в парах анализируют рисунки-схемы . выполняют задание 3 Слайд 9 –вращение Земли вокруг Солнца Слайд 10 Самопроверка
На глобусе находят воду и сушу, используют необходимые цветные карандаши. Слайд 11 - рисунок в цвете т.с.33 планета Земля Ответы детей Анализируют ответы по индивидуальным листам |
Лист для индивидуальной работы
обучающегося 1б класса МОУ «ВолосовскаяНОШ»
________________________________________________________________________________
З адание 1 . Какое изображение Земли правильное?
Задание 2. На что похожа наша планета?
Задание 3. Какая схема правильная?
А. Земля движется вокруг Солнца
Б.Солнце движется вокруг Земли
З адание 4. С помощью глобуса раскрась на рисунке нашу планету.
Пролубщикова Наталья Владимировна
Потамошнева Наталья Алексеевна