12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Бронивец Дарья Юрьевна26
3

Конспект урока по окружающему миру на тему "Первый шаг из моря на сушу", 3 класс

Предмет: Окружающий мир

Раздел: Живые участники круговорота веществ

Тема: Первый шаг из моря на сушу.


Этапы

Содержание

Виды деятельности

Планируемые результаты

Форма организации

МТО и УМО

I.Орг. момент

Представление

Приветствие

Руки – НА МЕСТЕ?

Ноги – НА МЕСТЕ?

Локти – У КРАЯ?

Спина – ПРЯМАЯ?






II.Актуализация знаний. Постановка учебной проблемы

-На прошлом уроке вы познакомились с членистоногими животными. Давайте вспомним:

-Почему животных называют членистоногими?

-Какие животные относятся к членистоногим? (насекомые, раки, пауки)

-Посмотрите на слайд. Что здесь? Как вы думаете, какое задание вас ждет?

Расскажите, как происходит развитие бабочек.

-Посмотрите на изображение. О чем предупреждают эти насекомые? (Опасно! Ядовито)

-В чем преимущество членистых ног у ракообразных?


Членистоногие – это насекомые, пауки и ракообразные. У них имеется наружный членистый скелет и конечности. У насекомых 6 ног, у пауков – 8. Насекомые и пауки освоили сушу и пресные водоемы, ракообразные – пресные и морские воды. Насекомые – самые разнообразные животные на Земле.

Определите, кто это:

Без воздуха живёт, 
Холодная, как лёд,
 
Не хочет пить, а пьёт.
 
Бронёй блестит, но не звенит
 
И всё молчит, молчит (Рыба.)


-Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

-Что бы вы хотели узнать на этом уроке?

(Какие бываю рыбы

Их особенности

Строение)

Почему животных называют позвоночными?

Из чего состоит внутренний скелет позвоночных?


-Вспомните¸ в чем преимущества наружного скелета?

-Мы сказали, что внешний скелет мешает росту животных. Но ведь мы знаем, что в мире существуют такие животные, которые больше человека в несколько раз. Почему же так произошло?

-Ребята, оказывается, в природе есть животные, у которых отсутствует внешний скелет. У них вместо него есть другой скелет.

-Как вы думаете, какой это скелет?

-А основу такого скелета составляет позвоночник.

-Как вы думаете, как называют животных, у которых есть внутренний скелет, состоящий из позвоночника и костей?  

-Вот сейчас нам предстоит выяснить, какие возможности открываются перед животными, имеющими внутренний скелет.

-Ответ на этот вопрос вы найдете в учебнике на с. 96

-Прочитаем 1-й и 2-й абзацы в учебнике.  

-Что же вы узнали о внутреннем скелете?

-И какое это дает преимущество, по сравнению с внешним скелетом? Раз клетки живые, то что они могут делать то, что никогда не сделают мертвые? (Могут расти).

-Т.е. внутренний скелет растет одновременно со своим обладателем.

-Кто-нибудь может предположить, чем это выгодно? (Не надо его менять)

-А какие недостатки у такого скелета? (Не защищает тело животного снаружи)

-Что же тогда будет защищать тело позвоночных животных?  (Кожа)

-Давайте теперь сравним с вами преимущества наружного и внутреннего скелета. Откройте свои рабочие тетради на с 47. Найдите задание 1. Это задание выполняем в парах. Можно тихонько посовещаться друг с другом.

-Проверка

-Внутренний скелет имеет важное значение в жизни животных. Давайте рассмотрим на с. 96 скелет рыбы. Кто у доски назовет и покажет некоторые части скелета?

-Для чего нужен позвоночник? (Опора)

-Для чего нужны жаберные крышки? Челюсти?


-Чем дышат рыбы?

-Чем питаются?

-Как размножаются рыбы?

Добычу рыбы обнаруживают с помощью органов чувств. Они видят, слышат и чувствуют запахи. Нельзя считать рыб немыми: просто человеческое ухо не может услышать в воде голос рыб. У рыб есть особый орган – боковая линия. Это ряд чувствительных клеток в коже, который позволяет ощущать колебания воды. Поэтому даже в мутной воде рыбы отлично ориентируются. Большинство рыб растет в течение всей жизни. Крупные рыбы, такие как сом, акула, щука, могут прожить до ста лет и больше. Но гораздо чаще все они погибают еще мальками. Взрослые рыбы каждый год откладывают тысячи икринок, чтобы хоть кто-нибудь из потомства выжил и продлил род.


-Давайте рассмотрим внешнее строение рыб

Посмотрите, что есть? Прочитайте текст и скажите, какую функцию выполняет каждый из органов.

Главная среда обитания рыб – водоемы с пресной или морской водой.

-Что вы знаете о морских рыбах?

Морские рыбы (например, треска, сельдь, минтай, камбала, акула) обитают в морях и океанах.

-Что вы знаете о пресноводных рыбах?

Пресноводные рыбы (например, окунь, карась, лещ, карп, щука, сом, плотва) живут в реках, озерах и прудах.


 Волосатый морской чёрт

-Чем питаются?

Очень странные и страшные рыбы, обитающие на глубоком дне, где нет солнечного света — от 1 км и глубже. Для приманки обитателей морских глубин использует специальный светящийся нарост на лбу, характерный всему отряду удильщикообразных. Благодаря крайне острым зубам он может есть всё, что попадется, даже если жертва в разы больше и тоже является хищником.


Рыба-капля

-Посмотрите, на что похожа рыба?
Часто ошибочно принимается за шутку. На самом деле, это совершенно реальный вид глубоководных донных морских рыб, которые на поверхности приобретают «желейный» вид с «грустным выражением». Изучена плохо, но и этого достаточно, чтобы признать ее одной из самых причудливых рыб.


-Какой можно сделать вывод о рыбах, их жизни?


-Ребята, сейчас вам задание на смекалку. Распределите этих животных на две группы. ( Карась, лягушка, жаба, щука, окунь, тритон)

-Почему у вас столько разных мнений?

-Какой у вас тогда возникает вопрос? (Так и оставим в сторонке?)


Еще одна группа животных, которых мы сегодня рассмотрим – земноводные.

-Как вы думаете, почему они так называются? (развиваются в воде, а во взрослом состоянии живут на земле)

-Какие животные относятся к земноводным? (жабы, лягушки, тритоны, саламандры)

Земноводные во многом отличаются от рыб. Несмотря на то, что личинки земноводных рыб развиваются в воде, плавают и дышат с помощью жабр, этот период жизни у них недолгий. В скором времени они уже начинают выходить на сушу и дышать с помощью легких, которых у рыб, как известно, нет. У земноводных есть ноги с пальцами, а у рыб – плавники. Кожа земноводных голая, без чешуи. Ученые доказали, что земноводные произошли от древних рыб.


Типичный пример земноводных – обычная лягушка.

-Что вы знаете о лягушках?

Лягушки – небольшие животные. Они обитают в водоемах и на их берегах, либо на болотах среди трав и кустарников. Окраска тела и повадки лягушек скрывают их от врагов. В сухую погоду и солнечные дни лягушки держатся в тени или в густой траве. Там они почти незаметны. В ночное время начинается активная охота лягушек на комаров, мух и других мелких животных.


-А вы знаете, чем лягушки отличаются от жаб?

У лягушек обычно гладкая кожа и длинные лапки — для того чтобы удобнее было прыгать. У жаб лапки короткие, кожа пупырчатая, а тело короткое и приземистое. Но главное отличие лягушек в том, что у них нет крупных околоушных желез, располагающихся у жаб в задней части головы и характерных для жаб-бородавок.


-Некоторые люди думают, что жабы вызывают бородавки и предлагают истреблять их. Как ты считаешь, правы ли они?


Прочитайте текст на стр. 99 и ответьте, как происходит развитие лягушки?

Давайте составим схему развития лягушки.


-А вы знаете, что во многих странах мира люди ставят памятники лягушкам. Как вы думаете, за какие заслуги?

Нужно сказать, что человечество сильно обязано лягушке. Именно на этом животном ученые ставят свои опыты, на нем учатся студенты.
На Земле есть памятники лягушке, в знак уважения и признательности за поистине неоценимые заслуги этого малоприметного создания, в медицинских, физиологических и фармакологических исследованиях, лапки  её были долгие годы электроизмерительными приборами физиков.


-Какой можно сделать вывод?
























































Описывать внешний вид, характерные особенности представителей

Характеризовать способы питания, размножения
















Приводить примеры рыб, описывать их.





































































Различать лягушек и жаб, характеризовать их отличительные свойства






Извлекать необходимую информацию из учебника

































Регулятивные:

Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).


Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.






Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.



Развиваем умение слушать и понимать других.


Умение работать в паре.


.

Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

















Выявлять сущность, особенности объектов.







































Оформлять свои мысли в устной форме.

Обобщать и классифицировать по признакам.










































На основе анализа объектов делать выводы.




Фронтальная























































































































































































Слайд



Слайд

Слайд





































Учебник с.96














Рабочая тетрадь с.47



Учебник с 96

Слайд



















Слайд











Слайд










Слайд








Слайд






































Слайд









Слайд









Учебник (стр. 99)

Слайд





III.Применение знаний

Работа в тетради.


Игра «Верю – не верю»

Верите ли вы, что лягушки не пьют воду вообще?  (Лягушки впитывают воду кожей)

Если потрогать жабу, на руках могут появиться бородавки?  (Жаба выделяет белую едкую жидкость из специальных бугорков, расположенных по бокам её головы, но для человека она безопасна. Это средство защиты, отпугивания).

Саламандра такая холодная, что от её прикосновения гаснет огонь? (Это всего лишь выдумка, основанная на том, что при попадании в огонь первое время саламандра начинает выделять ядовитую жидкость).

В Южной Америке живёт лягушка – ушастый листолаз. Её яд – самый сильный на Земле? (Это правда. Индейцы даже изготовляли ядовитые стрелы . Они аккуратно насаживали лягушку на копьё и держали над огнём. Когда кожа лопалась, и появлялся яд, они обмакивали в нём стрелы. Яд застывал. Интересно, что такие стрелы сохраняли свою смертоносную способность 15 лет. А ядом, полученным от одной лягушки, можно было обработать 1500 стрел).

Во Франции люди едят лягушек? (Есть целые фермы по выращиванию лягушек для ресторанов).






















































IV.Домашнее задание

Д/З.

Стр.96-89. Ответить на вопросы после темы.






V.Итог. Рефлексия

Назовите тему урока, над которой сегодня работали?

-Справились мы с нашей задачей урока?





Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.