Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Полезные ископаемые – богатства земных недр". 3 класс

4
0
Материал опубликован 22 April

Учебник «Окружающий мир 3 класс» ч. 2, с.46-50; рабочая тетрадь, ч. 2, с.28-30)

Цель деятельности
учителя

Расширение знаний учащихся о полезных ископаемых Хабаровского края: характеристика, использование в хозяйственной деятельности региона.

Задачи

Развивать познавательную активность, коммуникативность, умение работать в группе.

Формировать навыки исследовательской деятельности.

Воспитывать любовь и чувство гордости к «малой Родине», прививать интерес к изучению родного края, воспитывать любовь к родной природе, заботливое и бережное отношение к ней.

Тип урока

Практическая работа

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные:

Развивать представления о полезных ископаемых родного края: характеристика, способы добычи, использование в хозяйственной деятельности региона.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Совместно с учителем формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные УУД:

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться

Личностные:

Развивать представления об окружающем мире.

Методы и формы
обучения

Методы: наблюдение, исследование, анализ,

Формы: групповая форма работы

Оборудование

карта Хабаровского края,

образцы полезных ископаемых,

для каждой группы стаканы с водой, пипетка, салфетка

для каждой группы конверты с раздаточным материалом: таблица исследования, набор условных знаков полезных ископаемых, лист с текстом «Применение», карточка с названием исследуемого полезного ископаемого, карточка «Применение», атлас «Люби и знай свой край»

Основные понятия
и термины

Полезные ископаемые, шахта, скважина, карьер, месторождение, геолог


Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Деятельность учителя. Деятельность учащихся

1.Мотивация
(самоопределение) к учебной деятельности






















- На прошлом уроке мы говорили о том, что основа экономики – это труд людей и природные богатства.

- Давайте вспомним, какими природными богатствами пользуется человек.

- У каждой группы есть карточка с названием природного элемента. Вам нужно подобрать высказывания с описанием применения его в жизни человека.

1 гр. Воздух

2 гр. Вода

3 гр. Почва

4 гр. Растения и животные

5 гр. Солнечный свет

Название природного богатства (Воздух)

Выращивание растений

Дает энергию

Стирка одежды

Обеспечивает изготовление одежды и обуви

Выработка электроэнергии

Дает тепло

Продукты питания

Обеспечивает дыхание всех живых организмов

Отопление в домах

Изготовление бумаги

Соблюдение гигиенических потребностей

Заготовка древесины

Приготовление пищи и напитков

Горение топлива

Уборка помещений

Дает свет

Среда обитания для некоторых видов животных


II. Актуализация знаний

- Мы не назвали еще одно природное богатство. Его название вы узнаете, используя шифр.

1

5

9

2

12

4

6

2

п

о

л

е

з

н

ы

е



7

11

3

5

1

8

2

10

6

2

и

с

к

о

п

а

е

м

ы

е

Шифр : 1 – п, 2 – е, 3 – к , 4 – н, 5 – о, 6 – ы

7 – и, 8 – а, 9 – л, 10 – м, 11 – с, 12 – з


- Как вы понимаете термин «Полезные ископаемые»?

- Почему «ископаемые»? Кому они полезны?


- Откройте учебник на стр. 46, прочитайте определение термина «Полезные ископаемые»

Полезное ископаемое – это богатство земных кладовых, которые использует человек в хозяйстве.

- Полезные ископаемые представляют собой горные породы и минералы, которые добывают из недр Земли и на её поверхности. Полезные они, потому что приносят пользу человеку: одни используются в строительстве, другие служат топливом, из третьих получают металлы.

- Посмотрите на предметы, лежащие на ваших столах, и сформулируйте тему нашего урока.

III. Практическая деятельность

- Вы правы. Сегодня мы познакомимся с некоторыми полезными ископаемыми, которые встречаются в нашем Хабаровском крае.

1. Практическая работа

- У каждой группы на столах лежат образцы одного из полезных ископаемых. Вам предстоит исследовать свойства, записать в таблицу свои наблюдения, определить способ добычи, применение в хозяйственной деятельности региона. Вы заполняете в таблице пункты 1-8.

План исследования

Параметры исследования

Результаты исследования

1

Название полезного ископаемого


2

Цвет


3

Блеск (блестит, не блестит)


4

Прозрачность (прозрачное, непрозрачное)


5

Состояние (твердое, жидкое, газообразное)


6

Плотность (плотное, рыхлое)


7

Масса (Тяжелое, легкое)


8

Растворимость в воде


9

Происхождение


10

Способ добычи полезного ископаемого


11

Обозначение на карте


12

Применение в хозяйственной деятельности региона


Дети выполняют исследование образцов, заполняют таблицу (1 - 8 пункт)

2. Происхождение полезного ископаемого

- Возьмите листы с текстом «Происхождение полезного ископаемого», прочитайте, впишите в таблицу полученную информацию.

Происхождение торфа.

Торф узнать не трудно: в нем хорошо заметны останки растений. Основное растение, образующее торф – торфяной мох (сфагнум). Кроме него в торф попадают и другие растения. Когда остатки растений в течение многих сотен тысяч лет перегнивают практически без кислорода, образуется торф.

Происхождение каменного угля

Уголь образуется из остатков растений в течение многих миллионов лет. Когда остатки растений перегнивают практически без кислорода, образуется торф. Затем торф превращается в бурый уголь, потом - в каменный уголь и, наконец, в антрацит - уголь самого высокого качества. Антрацит горит почти без дыма, дает много тепла.

Происхождение железной руды

В недрах Земли и на ее поверхности железо встречается только в соединении с различными примесями. Горные породы, содержащие много металла, называют рудами. Почти все руды образовались в раскаленных недрах нашей  планеты. Вещество железо в чистом виде встречается на Земле очень редко. Обычно это осколки метеоритов, упавших на нашу планету из космоса.

Происхождение известняка

Известняк залегает в земле громадными слоями. Из него иногда состоят целые горы. Слои известняка хорошо видны на обрывистых берегах рек. Известняк образовался из остатков совсем крошечных и более крупных морских организмов, которые жили несколько миллионов лет назад.

Происхождение оловянной руды

Почти все руды образовались в раскаленных недрах нашей планеты. Оловянная руда образуется в результате остывания магмы под поверхностью Земли.

Происхождение мрамора

Мрамор – это видоизмененный известняк. Он образовался из остатков морских организмов, которые жили несколько миллионов лет назад.


3. Способ добычи полезного ископаемого

- Чтобы узнать, каким способом добывают полезные ископаемые, мы просмотрим презентацию.

Демонстрация презентации «Способ добычи полезных ископаемых»

Добыча полезных ископаемых

Полезные ископаемые добываются на поверхности или в недрах Земли в так называемых месторождениях. Поиском и изучением месторождений полезных ископаемых занимаются учёные-геологи.

Для добычи полезных ископаемых применяют разные способы. Мы рассмотрим три основных:

карьерный или открытый способ

шахтный или подземный способ

скаженный способ

Если полезное ископаемое находится в верхних слоях земли, то есть на глубине не больше 30 м, используются карьеры. В карьерах добывают гранит, известняк, глину.

Если полезные ископаемые расположены в труднодоступных местах (до 1 км и более), строятся шахты. Так добывают руды железа и меди, уголь, соли.

Для добычи жидких и газообразных полезных ископаемых устанавливают буровые установки и бурят скважины. Возможно, многие из вас видели нефтяные скважины, газовые скважины или скважины для воды.

-Вы услышали информацию. Выберите способ добычи, который подойдет вашему полезному ископаемому, и запишите в таблицу.

4. Обозначение на карте

- Возьмите конверт с условными знаками. Рассмотрите условные обозначения полезных ископаемых на карте Хабаровского края. Выберите знак своего полезного ископаемого и нарисуйте его в таблицу. На карте найдите, где добывается полезное ископаемое.

t1745315137aa.png



t1745315137ab.png

t1745315137ac.png

t1745315137ad.png

t1745315137ae.jpg

t1745315137af.png


5. Применение в хозяйственной деятельности региона

- Рассмотрите схему «Применение …..» и устно составьте 2-3 предложения о том, где могут его применять в экономике.

Торф

Торф используется как топливо, а также как подстилку для домашних животных, в строительстве домов, удобрение.

Каменный уголь

Каменный уголь используется для отопления жилых помещений, изготовления красок, лекарств, пластмассы, духов.

Железная руда

В наше время из железной руды делают машины, вагоны, рельсы, ножницы, молотки, гвозди, инструменты, посуду и т.д. Из чугуна также делают узорные решетки, которыми украшают сады, парки и набережные.

Известняк

Известняк используется при строительстве домов, для изготовления известки, им мостят мостовые. Он используется при производстве: соды, стекла, сахара, бумаги, красок, резины, пластмассы, мыла, лекарств, в сельском хозяйстве для известкования почв. Мел - самый мягкий известняк. Мелом пишут на доске. Толченым мелом белят стены.

Оловянная руда

Олово используется для покрытия других металлов , чтобы предотвратить появление ржавчины. При помощи олова соединяют детали в электронных устройствах: компьютерах, смартфонах, телевизоров. Олово применяют в производстве жестяных банок для хранения консервов. Олово используют  в производстве бронзы.

Мрамор

Мрамор - твердый плотный камень разнообразной окраски, хорошо полируется. Используется для украшения зданий, из него делают статуи, колонны, ступени лестниц.

6. Выступление групп с сообщениями.

1 ученик – держит образец полезного ископаемого

2 ученик – знакомит одноклассников с результатами исследования с опорой на составленную таблицу.

3 ученик – рассказывает о применении полезного ископаемого в хозяйственной деятельности

4 ученик – вывешивает значок на карту Хабаровского края (карта прикреплена на доске)

7. Добываемые полезные ископаемые в Хабаровском крае

- Хабаровский край богат полезными ископаемыми. Помимо тех, о которых вы сейчас узнали, есть и другие. Послушайте о них.

Демонстрируется презентация «Полезные ископаемые Хабаровского края»

7. Бережное отношение к полезным ископаемым

- На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые - это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.

- Об этом мы прочитаем в учебнике на ст. 49.

- Найдите предложение, в котором говорится, как люди могут сберечь природные ресурсы. (Сейчас люди….)

IV. Итоги урока. Рефлексия деятельности

Игра на внимание.

- Слушайте внимательно! Я говорю высказывание. Та группа, у которой полезное ископаемое соответствует данному утверждению, поднимает карточку с названием.

Используется как топливо (торф, уголь)

Используется как удобрение (торф)

Имеет блеск (оловянная руда, каменный уголь)

Образовалось из останков морских организмов (мрамор, известняк)

Используется для изготовления станков и самолетов.

Образовалось в раскаленных недрах нашей  планеты (железная и оловянная руда)

V. Домашнее задание

- Хабаровский край богат разнообразными полезными ископаемыми. В этом вы убедились, просматривая презентацию «Полезные ископаемые Хабаровского края». Мы сегодня познакомились только с шестью полезными ископаемыми. Предлагаю вам подготовить сообщение (презентацию) о любом полезном ископаемом и выступить перед классом на следующем уроке.

- На этом наш урок закончен.


Презентация к урокуPPTX / 22.81 Мб

h1745315443.JPG
Слайды
q1745315473.JPG
Слайды
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.